Развитие транспортной, энергетической и инфотелекоммуникационной инфраструктуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие транспортной, энергетической и инфотелекоммуникационной инфраструктуры



1) Развитие транспортной инфраструктуры

a. Развитие автомобильных дорог:

§ приведение технических параметров автодорог в соответствие с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения, замена аварийных мостов, изменение плана, профиля и расширение проезжей части на особо опасных и загруженных участках дорог;

§ формирование трасс федерального значения, которые имеют межрегиональное и федеральное значение, так как способствуют активизации экономической деятельности сразу на территории нескольких регионов: 1. Москва — Саранск-Ульяновск (участки: Дачный — Барашево — Темников — Краснослободск), 2. Арзамас (Шатки) — Первомайск — Ельники — Краснослободск — Ковылкино — Наровчат — Нижний Ломов, 3. Москва — Касимов — Теньгушево — Темников — Ельники — Починки — Кемля — Атяшево — Сурское — Ульяновск (платная скоростная автодорога)[53]. Для развития автодорог по направлению Казань–Саранск–Тамбов, помимо реконструкции и модернизации существующих в этом направлении дорог, необходимо строительство новых участков автодорог, например, по направлениям Инсар — Нижний Ломов и Башмаково (Пензенская область) — Рассказово (Тамбовская область);

§ строительство автодорожных обходов городов, в том числе федеральных автодорог (Саранск, Краснослободск), региональных автодорог (Ковылкино), а также других крупных населенных пунктов (Ельники, Атяшево), строительство новых мостов, путепроводов, транспортных развязок на опорной сети автодорог Мордовии;

§ строительство новых хордовых и соединительных дорог, оптимизирующих сложившуюся структуру региональной дорожной сети, обеспечивающих подъезд от федеральных автодорог к центрам муниципальных районов, надежную связь с соседними субъектами РФ;

§ реконструкция, модернизация, строительство отдельных участков региональных автодорог. Наиболее приоритетными являются следующие участки: Саранск — Рузаевка, Комсомольский — Атяшево — Ардатов, Ковылкино — Краснослободск — Ельники — Первомайск, Рузаевка — Ковылкино — Торбеево, Барашево — Теньгушево, Атюрьево — трасса Москва-Саранск-Ульяновск, Потьма — Барашево, Зубова Поляна — Потьма (связь трех федеральных дорог), Кадошкино — Ст. Шайгово, Темников — Ельники — Саров. Также необходимо реконструировать и модернизировать следующие участки: Старое Шайгово — Вертелим — Наруксово, Чамзинка — Большие Березники, Саранск — Ромоданово — Большое Игнатово, Саранск — Большие Березники — Дубенки, Инсар — Кадошкино, Ардатов — Большое Игнатово, Ковылкино — Наровчат, Атяшево — Дубенки, Большие Березники — Николаевка, Ичалки — Починки, Рузаевка — Ковылкино — с. Казенный Майдан — с. Янгужинский Майдан — с. Алькино — граница Пензенской области, Подъезд к с. Лямбирь, Подъезд к селу Большая Елховка, Зубова Поляна — Ширингуши.

b. Развитие железнодорожного транспорта. В соответствии с разработанной «Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» на Куйбышевской железной дороге в границах Республики Мордовия планируется:

§ до 2015 года: 1. Окончание строительства вокзала на станции Саранск. 2. Удлинение приемоотправочных путей на трех станциях: Зубова Поляна, Ковылкино, Кадошкино[54]. 3. Механизация 3-ей позиции торможения на сортировочной горке станции Рузаевка, с оборудованием ее КСАУ СП;

§ до 2020 года: организация скоростного пассажирского движения на участке Самара — Саранск[55];

§ до 2025 года: 1. Строительство второго пути с мостовым переходом на перегоне Токмово — Мокша[56]. 2. Строительство второго пути на перегоне Рузаевка (Пензенский парк) — Новые Полянки[57].

Кроме того, для комплексного развития транспортной инфраструктуры региона и обеспечения потребностей грузоотправителей, а также повышения эффективности использования транзитного потенциала региона необходимо:

§ в среднесрочной перспективе разработать обоснования строительства двух железнодорожных соединений Первомайск — Саров (Горьковская железная дорога) — Ельники — Краснослободск — Ковылкино — Нижний Ломов (Куйбышевская железная дорога) и разъезда Выглядовка — Белинский — Беково — Ртищево (Юго-Восточная железная дорога), в результате чего была бы сформирована железнодорожная линия стратегического значения на связях Приволжского и Южного федеральных округов. Эта вновь сформированная железнодорожная линия позволила бы эффективнее развивать специализацию железнодорожных линий, существенно облегчила бы, например, организацию скоростного пассажирского и скоростного контейнерного железнодорожных сообщений в ПФО в меридиональном направлении на связях СЗФО — ПФО — ЮФО;

§ рассмотреть возможность расширения железнодорожной станции Нуя (в связи с развитием производства цемента);

§ сформировать логистический парк между городами Саранск и Рузаевка;

§ начать строительство второго пути электрифицированной линии на участках Рузаевка — Пенза, Красный Узел — Арзамас.

c. Развитие воздушного транспорта:

§ обновление парка воздушного транспорта;

§ реконструкция здания аэропорта;

§ привлечение к организации авиаперевозок с использованием аэропорта «Саранск» крупных отечественных авиакомпаний.

 

2) Развитие энергетической инфраструктуры

По данным Агентства прогнозирования энергобалансов РАО ЕЭС, электропотребление в регионе будет расти достаточно высокими темпами (при этом уже сейчас реальные темпы роста электропотребления превышают даже максимальный вариант прогноза).


 

Табл. 3.6. Прогноз электропотребления в Республике Мордовия (млн. кВт ч)

  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
минимальный вариант                    
базовый вариант                    
максимальный вариант                    

Источник: Приволжский филиал Агентства прогнозирования энергобалансов РАО ЕЭС

 

Основными направлениями развития энергетической инфраструктуры являются:

§ проведение реконструкции основного генерирующего источника — ТЭЦ-2;

§ строительство и реконструкция подстанций (в краткосрочной перспективе — в г. Саранске, в средне- и долгосрочной перспективе — в новых точках роста);

§ строительство Мордовской ГРЭС мощностью 2640 МВт, ввод в эксплуатацию которой позволит обеспечить производство электрической энергии в 2015 году в объеме — 11,9 млрд. кВтч, в 2020 году — 15,9 млрд. кВтч. Строительство Мордовской ГРЭС предусмотрено «Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года. Ввод в эксплуатацию Мордовской ГРЭС имеет важное межрегиональное значение, так как позволит обеспечить не только производство электроэнергии для нужд Республики Мордовия, но и покрыть возрастающую потребность в электроэнергии соседних регионов — Пензенской и Нижегородской областей;

§ усиление межсистемных связей региона;

§ строительство и реконструкция электросетевого хозяйства;

§ стимулирование внедрения энергосберегающих технологий на предприятиях регионов, в жилищно-коммунальном секторе и т.д.;

§ реализация проектов реконструкции и технического перевооружения объектов коммунальной энергетики, в том числе строительство мини-ТЭЦ (с выработкой электрической энергии по комбинированному циклу);

§ реконструкция газопровода «Саратов-Горький» на участке «Починки-Саранск».

 

3) Развитие инфотелекоммуникационной инфраструктуры:

§ развитие телекоммуникационной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления;

§ развитие сетевых беспроводных технологий WiFi и WiMAX в сельской местности;

§ развитие высокоскоростного Интернета в районных центрах и селах республики;

§ строительство информационного центра управления регионом (ИЦУР) в составе центра обработки данных, ситуационного центра, центра обработки вызовов (call-центр);

§ развитие рынка и снижение стоимости телекоммуникационных услуг на основе привлечения в регион на конкурентной основе ведущих компаний телекоммуникационного рынка;

§ создание и развитие «Системы 112» – обеспечение вызовов экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе Единых дежурно-диспетчерских служб местного самоуправления;

§ создание общественных центров доступа к информационным ресурсам, в т.ч. к сети Интернет;

§ предоставление новых высокотехнологичных услуг связи населению и бизнесу;

§ развитие цифрового телерадиовещания;

§ развитие региональных Интернет-ресурсов;

§ развитие информационно-телекоммуникационных сегментов в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

§ создание и развитие сети мобильной связи 3 поколения стандарта 3G.

 

Реформирование рынка труда

В условиях сложившейся демографической ситуации, которая оказывает колоссальное влияние на конкурентоспособность региона, основным направлением его развития становится реформирование рынка труда, которое предполагает решение следующих задач:

  • преодоление десинхронизации развития рынка услуг профессионального образования и рынка труда;
  • снижение неэффективной занятости и повышение производительности труда во всех секторах экономики;
  • повышение средней заработной платы в регионе и снижение межотраслевой дифференциации уровня заработной платы;
  • формирование инновационного поведения работников;
  • улучшение условий труда.

 

3.2.2.1 Реформирование системы профессионального образования

В кратко- и среднесрочной перспективе наиболее дефицитными на рынке труда будут рабочие с начальным профессиональным образованием, но через 5—7 лет данная тенденция существенно изменится в силу завершения модернизации базовых производств и переход их на новую технологическую платформу: потребность в специалистах с начальным профессиональным образованием будет сокращаться, но требования к практической ориентации среднего и высшего профессионального образования будут расти. С целью преодоления десинхронизации рынка труда и рынка образовательных услуг должны быть реализованы следующие группы мероприятий:

a. Поддержка системы подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям (приобретение оборудования, литературы, выплата повышенных стипендий и прочее);

b. Привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и прочее);

c. Модернизация системы учебных заведений (переход к клиенто-ориентированным структурам, внедрение бюджета, ориентированного на результат), содействие обновлению материально-технической базы учреждений профессионального образования, предоставление региональных преференций и льгот предприятиям, активно поддерживающим учреждения профессионального образования (прежде всего, участвующих в обновлении материально-технической базы). При этом должна происходить оптимизация сети начального и среднего профессионального образования в регионе. Основными факторами, учитывающимися при оптимизации сети, должны стать:

§ дублирование специальностей в учреждениях профессионального образования;

§ динамика численности выпускников школ и прогноз динамики численности выпускников школ на среднесрочную перспективу (5—7 лет);

§ транспортная доступность учреждения начального образования для учащихся из других районов (или наличие общежития для учащихся из других районов);

§ материально-техническая база учреждения начального образования и кадровый потенциал;

§ экономическое состояние муниципального образования;

§ поднятие престижа учреждений начального и среднего профессионального образования посредством перевода части их в статус учреждений среднего профессионального образования с организацией двухуровневой подготовки кадров (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование).

d. Модернизация системы высшего образования (что крайне необходимо для развития инновационной специализации региона):

§ увеличение объема исследовательских и инновационных проектов, реализуемых в базовом учреждении высшего образования (МГУ им. Огарева), в том числе по внешним заказам: создание исследовательского парка в университете, проведение студенческого конкурса инновационных проектов (с участием региональной власти и ведущих предприятий), участие в технологическом прогнозировании (форсайте) представителей университета, интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности;

§ расширение «географии» абитуриентов и увеличение доли абитуриентов из других регионов Российской Федерации: реализация активной маркетинговой стратегии, формирование представительской и партнерской сети (с учреждениями среднего профессионального образования, с общеобразовательными учреждениями) за пределами региона (прежде всего, по основным направлениям подготовки специалистов), улучшение условий проживания студентов;

§ усиление кооперации вузов и предприятий реального сектора: создание нового попечительского совета (включающего руководителей предприятий, активно сотрудничающих с вузом), формирование совместных исследовательских лабораторий и базовых кафедр, реализация программы «Целевая практика», направленной на повышение эффективности ее прохождения и т.д.;

§ реализация кадровых программ в учреждениях высшего профессионального образования, направленных на привлечение молодых специалистов к исследовательской деятельности, молодых ученых из других регионов.

 

Вставка 3.11. Кадровые программы в учреждениях высшего профессионального образования: опыт Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» [58]

В конце 1990-х годов Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» столкнулся с проблемами, которые продолжают быть актуальными для большинства российских вузов:

1. Увеличением среднего возраста преподавателей вуза;

2. Отсутствие притока молодежи в вуз;

3. Проблема регулярного повышения квалификации преподавателей.

В 1998 году была разработана и началась реализация программы «Кадры», основными направлениями которой стали:

1. Работа по привлечению студентов и выпускников университета к научной и педагогической деятельности за счет развития системы поддержки научно-исследовательской деятельности студентов, педагогической практики, проведения олимпиад, конкурсов и т.д.;

2. Повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета: разработка системы повышения квалификации преподавателей, рейтинговый контроль, планы повышения квалификации, поощрение преподавателей и др.;

3. Повышение эффективности работы аспирантуры: проведение конкурсов грантов и проектов по тематическому плану вуза, организация научных молодежных школ, привлечение к педагогической деятельности и выполнению НИР;

4. Формирование принципов кадровой политики, проводимой на кафедрах и факультетах: формирование концепции кадровой политики, подготовка резерва, формирование базы данных, анализ кадровой ситуации в подразделениях и т.д.;

5. Мероприятия, направленные на повышение престижа преподавательской профессии: повышение имиджа преподавателя, развитие программ социальной защиты, премирование и др.

 

e. Формирование ресурсных центров начального и среднего профессионального образования. В настоящее время Министерством образования Республики Мордовия[59] планируется создание 9 ресурсных центров в регионе, шесть из которых должны быть расположены в г. Саранске.


 

Табл. 3.7. Ресурсные центры, планируемые Правительством РМ

Учреждение НПО, на базе которого создается ресурсный центр Месторасположение Специализация
Темниковскоий ПЛ-1 Темниковский район, с. Русское Тювеево Подготовка механизаторских кадров на современной высокотехнологичной технике
Ромодановское ПУ-7 рп. Ромоданово Технологии выращивания сахарной свеклы
Ардатовское ПУ-8 им. И.А. Пожарского г. Ардатов Подготовка механизаторских кадров на современной высокотехнологичной технике
ПУ-15 г. Ковылкино Подготовка механизаторских кадров на современной высокотехнологичной технике
ПУ-19 г. Саранск Легкая промышленность
Промышленно-экономический колледж и ПЛ-21 г. Саранск Металлообработка
ПЛ-22 г. Саранск Пищевая промышленность
ПЛ-32 г. Саранск Строительство
ПУ-36 г. Саранск Информационные технологии

Источник: Министерство образования Республики Мордовия

 

f. Развитие, в том числе и организационное, системы непрерывного образования за счет поддержки предприятий, внедряющих современные формы обучения персонала (создание корпоративных университетов, центров обучения персонала и т.д.), популяризация дополнительного образования, создание условий для развития различных форм дополнительного образования.

 

Вставка 3.12. Система непрерывного образования [60]

В Европейских странах системы непрерывного образования стали формироваться в 70—80-х годах под влиянием ускорения темпов смены развития экономики (в том числе смены технологических платформ), что повлекло за собой необходимость постоянного обновления квалификаций и компетенций. Так, в настоящее время по данным Организации экономического сотрудничества и развития доля населения в возрасте от 16 до 65 лет, вовлеченная в сферу дополнительного образования, в Швеции составляет 52,5%, в Великобритании — 43,9%, в Нидерландах — 33,7, в Бельгии — 21,2%, в Польше — 13,9%.

Традиционные институты образования были дополнены новыми формами получения информации, навыков, квалификаций. Поставщиками образовательных услуг стали бизнес-школы, производители и поставщики оборудования, корпоративные университеты и другие организации, которые в разных странах занимают от 40 до 80% образования для взрослых.

В России также, помимо традиционных форм получения дополнительного образования, развиваются и новые институты. Но общий охват взрослого населения дополнительным образованием остается невысоким, который находится на уровне стран восточной Европы и составляет (по разным оценкам) от 3% до 10%. При этом начинают активно формироваться региональные системы непрерывного образования.

 

Табл. 3.8. Системы непрерывного образования Воронежской области и Чувашской Республики

Параметр Воронежская область Чувашская Республика
Модель Сетевая Социально-ориентированная
Ядро Учреждения высшего образования, институты дополнительного образования (127 учреждений). Но при этом формируются и развиваются новые формы непрерывного образования (бизнес-школы, дистанционное образование и т.д.). Региональные институты дополнительного образования, при этом идет активное формирование систем корпоративного обучения. Активную роль на рынке дополнительных образовательных услуг играет управление занятости.
Индекс SPR[61] 0,032[62] н/д

 

g. Образование в республике отраслевых образовательных кластеров, объединяющих учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, работодателей, научные, научно-производственные и другие организации и ведомства, заинтересованные в развитии системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

h. Организация системы целевой контрактной подготовки кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования посредством заключения трехсторонних договоров на обеспечение предприятий различных форм собственности кадрами по приоритетным на республиканском рынке труда профессиям и специальностям, сторонами которых являются работодатель, учреждения профессионального образования и обучающиеся.

i. Увеличение заработной платы мастерам производственного обучения до уровня средней заработной платы мастеров производственных участков и преподавателям специальных дисциплин до уровня заработной платы инженерно-технического персонала соответствующих отраслей экономики.

j. Осуществление процедуры сертификации персонала учреждений начального и среднего профессионального образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.036 с.)