Основные направления развития сценария 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития сценария



Формируя систему ответов на основные риски реализации базового сценария, регион имеет возможность реализации второго — по сути инновационного, сценария, который предполагает:

  • формирование и использование нового пакета ресурсов (прежде всего инновационно-технологического потенциала и человеческого капитала);
  • позиционирование региона на новых рынках;
  • усложнение структуры экономики региона.

Основными направлениями развития региона при реализации данного сценария станут:

1) Диверсификация экономики республики:

a. Диверсификация товарных и географических рынков с целью обеспечения устойчивости базовых секторов. В настоящее время для предприятий практически всех базовых секторов региона основным внешним географическим рынком является Московский регион. Но с учетом динамичного развития мегаполисов второго порядка (Нижний Новгород, Самара, Казань) необходимо развивать сотрудничество с ними. Также перспективными географическими рынками являются европейский рынок (например, в отношении сухого молока, электротехники) и рынок стран СНГ (например, светотехника). Основными задачами региональных органов власти становятся: формирование системы поддержки предприятий, выходящих на новые рынки (или расширяющих свою долю на новом рынке); осуществление анализа рынков, перспективных для предприятий региона (в партнерстве с отраслевыми ассоциациями); поддержка участия предприятий региона в выставках и других мероприятиях, проводимых на территории регионов (являющихся перспективными рынками) и т.д.;

b. Проведение технологической (повышение производительности труда, основных фондов и т.д., энергоэффективности) и управленческой (вынесение небазовых процессов на аутсорсинг, внедрение современных механизмов управления) модернизации предприятий региона. Основной задачей региональных и муниципальных властей является формирование финансовых условий для проведения технологической модернизации (кредиты, субсидирование процентной ставки и т.д.);

c. Формирование специализированной ниши в инновационно-технологической сфере: прежде всего, это сектор свето– и электротехники. Основные задачи региональной власти: развитие инновационной инфраструктуры, модернизация высшего образования, создание условий для повышения инновационной активности субъектов реального сектора, науки и образования, стимулирование кооперации между промышленными предприятиями, учреждениями науки и образования (как внутри региона, так и с субъектами, расположенными в других регионах);

d. Развитие структуры экономики региона: развитие сектора торговли, транспортно-логистических, финансовых, консалтинговых, рекрутинговых и пр. услуг. Основными задачами региональной власти являются: привлечение крупных федеральных и макрорегиональных игроков на территорию региона, осуществление системного девелопмента территории (в случае с торговлей, логистикой), формирование благоприятных условий для развития данных секторов (обеспечение прозрачности правил игры, синхронизация планов развития региона и муниципальных образований и т.д.);

2) Капитализация человеческих ресурсов региона:

a. Реформирование рынка труда. Это, прежде всего, предполагает повышение экономической активности населения за счет развития малого бизнеса и формирования условий для включения молодежи в экономическую жизнь региона, реформирование рабочих мест (улучшение условий труда, повышение безопасности труда и т.д.), развитие современных институтов регулирования рынка труда (профессиональных сообществ, кадровых агентств и т.д.);

b. Развитие рынка образовательных услуг с целью снижения десинхронизации между рынком труда и системой образования. Данное направление, прежде всего, предполагает реформирование системы профессионального образования, формирование системы непрерывного образования в регионе за счет активного включения работодателей в постановку современных квалификаций и компетенций, повышение профессиональной мобильности населения региона;

c. Повышение качества жизни населения за счет обеспечения равного доступа жителей региона к социальным услугам, повышение их качества, улучшение качества среды проживания. Решение данной задачи предполагает, прежде всего, реформирование системы социальных услуг, а также реализацию системы мер по повышению устойчивости системы расселения (формирование на территории новых точек роста, урбанизация сельских территорий и т.д.).

3) Формирование новой пространственной организации:

a. Ключевой становится задача усиления транспортных связей с новыми рынками, а также основными партнерами в системе производственной кооперации (развитие автомобильных и железных дорог, развитие авиасообщения). Также крайне значимым является развитие транзитного потенциала территории;

b. Формирование новых точек роста на территории региона: развитие системы поддержки местных инициатив, реализация проектов по концентрации ресурсов бюджетной сети в точках роста и т.д.;

c. Повышение миграционного потенциала территории: развитие городской среды регионального центра и основных опорных точек системы расселения, формирование новых стандартов среды проживания в сельской местности, сохранение уникальности и социокультурного наследия малых городов.

Основные риски реализации сценария

Основным риском реализации данного сценария будет являться недостижение технологического лидерства в выбранной специализации, прежде всего, в силу отсутствия компаний (преимущественно крупных), заинтересованных в инновациях (как совершенствующих, так и критических).

 

Сценарий 3: «Смена специализации»

Гипотетически возможным сценарием развития Республики Мордовия является сценарий смены специализации, который в настоящее время в основном реализуют близкие к Московской агломерации старопромышленные регионы. Сценарий предполагает развитие новых секторов экономической деятельности и повышение инвестиционной привлекательности территории. Основной задачей региональных властей является развитие инфраструктуры, осуществление структурного девелопмента земли и подготовка специализированных площадок (агропарков, индустриальных парков и т.д.), реализация программы маркетинга территории, совершенствование инвестиционного законодательства с целью привлечения внешних крупных инвесторов.

Но данный сценарий в силу отсутствия у территории республики каких-либо явных преимуществ перед другими регионами, попадающими в зону влияния Московской агломерации, реализуем лишь в долгосрочной перспективе. Но отдельные элементы данного сценария могут быть реализованы в сценарии «Локальное технологическое лидерство», что может усилить экономический эффект данного сценария, прежде всего, в силу повышения инвестиционной привлекательности территории для внешних инвесторов и субъектов.

 

Табл. 2.4. Сценарии развития Республики Мордовия

  Производственная периферия Локальное технологическое лидерство[21]
Базовый процесс Капитализация активов и рыночная реструктуризация Диверсификация экономики за счет выхода на новые товарные и географические рынки и формирование новых (нишевых) специализаций.
Основные факторы, которые способствуют реализации сценария 1. Рост потребительских рынков Москвы и др. городов-миллионников. 2. Реализация государственной политики в отдельных секторах. 3. Наличие факторов производства (земля, производственные фонды и т.д.). 1. Изменение структуры рынков. 2. Близость «московской агломерации»: возможность привлечения как выносимых из Москвы, так и других ориентированных на рынки ЦФО и ПФО производств.
Основной эксплуатируемый ресурс 1. Производственный потенциал (в базовых секторах). 2. Экономгеографическое положение (близость к рынкам). 3. Низкая стоимость трудовых ресурсов. 4. Земельные и природно-климатические ресурсы. 1. Человеческий потенциал. 2. Экономгеографическое положение (близость к растущим рынкам и центрам аутсорсинга). 3. Инфраструктура (преимущественно транспортная).  
Экономика 1. Реализация инвестиционных проектов в секторах специализации региона. 2.Модернизация и расширение производств. 3. Корпоративная реструктуризация.   1. Поддержка предприятий, выходящих на принципиально новые товарные и географические рынки. 2. Поддержка инновационных проектов и инициатив. 3. Кооперация с ведущими российскими и иностранными компаниями. 4. Развитие конкурентоспособных кластеров. 5. Промышленный девелопмент и активный маркетинг территории.    
Демографическая ситуация Миграционный отток населения из региона. Развитие системы ипотечного кредитования, преференций для удержания населения.   Стабилизация демографической ситуации (в силу расширения возможностей рынка труда).
Социальная инфраструктура Сохранение дисбаланса в социальных инфраструктурах (потребитель-сеть). Сохранение и рост бюджетной сети.   Переход учреждений социальной инфраструктуры на результативное управление и финансирование. Развитие новых форм предоставления социальных услуг и повышение их качества
Рынок труда Рост рынка труда в сегменте начального и среднего образования: модернизация системы начального и среднего профессионального образования.   Усложнение рынка труда: модернизация высшего и среднего профессионального образования, реформирование рабочих мест.
Ключевые инфраструктуры Усиление существующих транспортных связей. Модернизация инженерных и энергетических инфраструктур.   Транспорт: развитие новых направлений, обеспечивающих выход на новые рынки. Финансы: укрупнение существующей финансовой инфраструктуры, привлечение крупных федеральных банков, обладающих ресурсами для кредитования крупных проектов. Модернизация инженерных и энергетических инфраструктур.
Система расселения Концентрация населения вокруг города Саранска и основных транспортных магистралей. Территориальные дисбалансы. Развитие городской среды Саранска и формирование условий для привлечения специалистов из других регионов. Формирование стандартов городского образа жизни в сельской местности. Развитие малых городов.
Этапы реализации сценария 1 этап (2008—2012/15) — активный экономический рост, основанный на капитализации имеющихся активов. 2 этап (2015—2020/22) — стагнация. 3 этап (2020/22—2027/30) — новая волна реструктуризации рынков, экономический рост. 1 этап (2008—2012/15) — освоение новых сегментов и формирование инфраструктуры для их развития. 2 этап (2012/15—2025) — развитие новых секторов.  
Риски реализации сценария (возникающие при реализации сценария) 1. Потеря инновационно-технологического потенциала. 2. Стагнация социально-экономического роста в долгосрочной перспективе. 3. Рост нагрузки на бюджет.  

 

Наиболее перспективным (с точки зрения качественного социально-экономического развития региона) является второй сценарий развития региона, хотя он требует б о льших организационных вложений (синхронизации планов развития всех субъектов развития территории, внедрения современных стандартов управления в региональной и муниципальной власти, бизнесе, системе профессионального образования и т.д.), а также достаточно больших финансовых средств.


 

Табл. 2.5. Оценка выбора сценария [22]

Критерии Производственная периферия Локальное технологическое лидерство
Соответствие долгосрочным целям развития Российской Федерации Средняя Высокая: в силу формирования инновационной специализации региона
Структурные изменения в социально-экономическом развитии Структурные изменения в экономике региона, вызванные инвестиционной волной, будут слабыми Реализация сценария обеспечивает выход региона на новые рынки, а также формирование собственной инновационно-технологической специализации. Возможность включения в длинные производственные цепочки
Изменение позиции региона в пространственной организации страны Сохранение специализации аграрно-индустриального типа (с некоторыми элементами зоны трансфера технологий) Развитие региона как зоны трансфера технологий и инновационной зоны
Стабильность экономического роста Низкая Высокая
Наличие потенциала в регионе для реализации сценария Высокий: в настоящее время регион обладает практически всеми ресурсами для реализации данного сценария (производственными, технологическими и т.д.) Средний: основным потенциалом для реализации данного сценария являются а) наличие высокотехнологичных секторов; б) достаточно высокий уровень квалификации трудовых ресурсов
Наличие ограничений в регионе для реализации сценария Основными ограничениями для развития сценария будут: а) кадровый ресурс (в силу миграционного оттока населения); б) неразвитость современной производственной инфраструктуры Ограничениями реализации данного сценария являются: а) неразвитость современной инновационной инфраструктуры и низкая инновационная активность; б) отсутствие современных стандартов управления на предприятиях региона; в) низкий уровень спроса на инновации со стороны базовых секторов
Риски реализации сценария Высокие Низкие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.013 с.)