Национальное движение в Башкортостане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальное движение в Башкортостане



Дипломная работа

Национальное движение в Башкортостане

(1905-1917)

Выполнил: студент

V курса дневного отделения

Муфтиев М.Т.

К защите допущен

Зав. Кафедрой, д.и.н., профессор

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Либеральное движение в Башкирии в 1905-1907гг

Глава 2. Деятельность мусульманских депутатов Государственной Думы 1-4 созывов.

§ 1 Постановления национального вопроса мусульманскими депутатами

§ 2 Деятельность башкирских депутатов в Государственной Думе по критике колониальной (земельной) политики царизма

Глава 3.Формирование башкирского национального движения.

§ 1. Первые башкирские съезды и их решения.

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

Российская революция 1905-1907гг. вытекает из общенационального кризиса начала XX века. Чрезвычайно высокая степень эксплуатации народных масс, политическое бесправие, угнетенное положение нерусских народов и т. д. породили революционную ситуацию в стране. Правящие круги России пытались отвлечь внимание народных масс от внутренних проблем, развязав «маленькую победоносную войну». Однако поражение России в войне с Японией, разрушив миф о военном могуществе империи, породил мощный подъем национальных движений. В начале XX в основная масса населения страны поднялась на борьбу за лучшую жизнь в надежде завоевать все это в оружием в руках.

В последние десятилетие XX века в России произошло смена общественно-политического строя. Революционная тематика перестали быть доминирующим. История революции, если и освещается, то такое досадное недоразумение в истории России, нанесшее стране огромный ущерб, гибель тысяч людей. При этом забывается, что достижения революции были впечатляющими. Героическая борьба рабочих и крестьян, интеллигенции, всего многонационального народа Российской империи вынудила самодержавие издать Манифест 17 октября, означавший переход России из абсолютной монархии к монархии конституционной. Итогом революции является зарождение и становление российского парламентаризма, свобода совести, слова, собраний, печати многое другое. Завоевания революции невозможны были без революционного натиска масс.

История российской революции 1905-1907гг. при советской власти была одной из центральных тем. Наиболее значительной работой советского периода является монография Р.М.Раимова «1905 год в Башкирии»

Революция 1905-1907гг. пробудила к политической жизни и борьбе миллионы рабочих, крестьян, все народы России, угнетенные царизмом.

Башкирское национальное движение, протекавшее первоначально в рамках обще мусульманского, организационно оформилось именно после Февральской революции. Оно, как представляют некоторые историки, не просто отпочковалось от общемусульманского движения, а опиралось при своем становлении и развитии на богатые исторические традиции народа, связанные с его антиколониальной борьбой в предыдущей эпохи, т.е. важную роль сыграл в этом процессе принцип исторической преемственности. Об этом свидетельствует программные документы башкирского национального движения, в которых поднимались вопросы развращения расхищенных земель (как это было на пример, в ходе башкирских восстаний XVII-XVIII вв.), формирования национальных воинских частей со ссылкой на существование в период кантонного управления башкирского войско и образования национальной государственности, что перекликается с попыткой башкир еще в XVIII в. выдвинуть своих собственных ханов в ходе народных движений.

Известно, что национально-освободительное движение может достичь своей конечной цели в двух основных формах: избавление от национального гнета в результате вооруженной борьбы против колонизаторов или мирное эволюционное движение в направлении к независимости, когда в конечном счете, власть передается национальному правительству без кровопролития.

Однако следует учитывать, что башкирское национальное движение протекала в сложнейшей обстановке: в условиях так называемой пролетарской революции и установление советской власти, гражданской войны. В итоге башкирскому национальному движению пришлось вести вооруженную борьбу. К тому же чрезвычайным своеобразием отличались в Башкортостане Межэтнические отношения. Отсюда башкирское национальное движение встретило сопротивление со стороны не только определенных сил господствующей ранее нации, но и некоторых кругов татарского народа, не желавших считать башкир самостоятельным этносом и выступавших за единую «тюрко-татарскую» культурно-национальную автономию. Весьма сложные и неоднозначные татаро-башкирские взаимоотношения накладывали свой отпечаток на весь ход башкирского национального движения, которые не возможно рассматривать через установившиеся понятия и мерки, применяемые при исследовании истории национально-освободительных движений в целом.

Интересно отметить, что лидеры башкирского национального движения воспринимали самоопределение как единственное право, или, как они говорили, «действительную потребность» каждого народа и поэтому скептически отнеслись к лозунгу большевиков о праве нации на самоопределение, нашедшему свое отражение в известной «Декларации прав народов России»1.

Все это обусловило актуальность и значимость исследования по данной теме, в котором нашли отражение история становления и развития башкирского национального движения, его взаимоотношения с местными и центральными властями, последовательная борьба за автономию Башкортостана в сложнейших условиях революции и гражданской войны, разрухи и голода, охвативших страну в начале 20-х гг.

В условиях глобальных перемен в обществе, отказа от прежних партийных установок и стереотипов историческая наука оказалось в состоянии теоретической растерянности. Более того, потребность в обновлении исторической науки привела к упрощенной переоценке исторического процесса, сводящейся к замене прежних положительных выводов на отрицательные и наоборот. В настоящие время наблюдается поляризация теоретико-методологических взглядов и подходов, конкретных исторических концепций, что в полене допустимо в обществе, отказавшимися от прежних идеологических шор и догматических установок.

По истории башкирского национального движения, в особенности образования Башкирской АССР, имеется довольно обширная историческая литература: монографические исследования, книги, брошюры, статьи и сообщения и.т.д. Во вводных частях некоторых книг, в отдельных статьях и монографиях (например, в книге М.И.Абдуллина «Борьба без компромиссов», Казань,1982), был дан, хотя и не углубленный, анализ исторических исследований по данной проблеме[1]. Не отрицая их положительной роли, следует подчеркнуть, что работы историографического характера, за исключением отдельных статей, вышедших в 90-х годах, дают резко отрицательную характеристику башкирскому национальному движению как контрреволюционному, националистическому, выделяются своей обличительной направленностью.

К. Маркс и Ф. Энгельс, рассматривая национальный вопрос как составную часть общей проблемы пролетарской революции, ставили национальное освобождение угнетённых народов в полную зависимость от социального освобождения рабочего класса и даже в конкретные исторические ситуации считали реакционными освободительные движения некоторых, в частности славянских, народов. Ф. Энгельс, например, писал, что «только при помощи самого решительного террора против славянских народов можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности»[2].

В. И. Ленин в своих работах по национальному вопросу, написанных до Октябрьской революции, упорно защищал идею о праве наций на самоопределение в смысле образования самостоятельного государства[3].

Защищая свою точку зрения по национальному вопросу, В. И. Ленин ссылался на интересы борьбы с международным капиталом, на учение К. Маркса. Маркс и Энгельс, как известно, считали, что для успешной борьбы против господства капиталистов рабочим всех стран необходимо объединиться, освободиться от национальной ограниченности, но не в смысле слияния и национального равнодушия, а лишь в плане солидарности и братского союза.

Объективному и беспристрастному изучению истории башкирского национального движения не способствовали партийные директивы и решения, предписывающие сверху дать соответствующую «классово выдержанную» оценку тем или иным историческим событиям и явлениям.

Историография данной темы стала складываться уже в 20-х годах, и для этого периода прежде всего были присущи не только накопление фактического материала, но и попытка определить характер башкирского национального движения. Следует подчеркнуть, что 20-е годы отмечены, при всех недостатках того времени, довольно значительным уровнем демократичности науки, что выражалось в издании трудов, в которых отсутствовала идеологизация исторического процесса, проводились дискуссии по обсуждению отдельных проблем истории, притом высказывались полярно противоположные точки зрения при оценке тех или иных тем. Одной из первых работ, где были затронуты некоторые вопросы башкирского национального движения, была книга С. Атнагулова, очевидца происходящих в те годы процессов в Башкортостане[4].

Что касается С. Диманштейна, то он во многом солидаризуется с Ф. Самойловым, хотя и не одобряет его крайне левацких суждений. Относительно статьи Х. Юмагулова он пишет, что автор «не воспользовался этой своей статьёй, чтобы разоблачить всё контрреволюционное поведение Валидова того времени, введшего в заблуждение других башработников», а также ему, считает Диманштейн, «следовало бы отнестись более критически к своим прошлым антипартийным поступкам», под которыми он подразумевал известные январские (1920 г.) события и бегство членов валидовского Башревкома[5]. С. Диманштейн коснулся и статьи П. Мостовенко, считая свои оценки событий близкими «к выводам Мостовенко». Можно согласиться с критическим замечанием Диманштейна адрес Мостовенко, который утверждал, что «у Валидова не было тогда своих настоящих сторонников – «валидовцев», на деле «Валидов был для окружающих его башкирских работников большим авторитетом и они шли за ним». Диманштейн отрицает вывод Мостовенко о том, что «русские партийные и советские работники тогда просто-напросто возглавили кулацкий напор на башкирскую землю со стороны нашего русского крестьянства»[6]. П. Мостовенко, критикуя в основном статью Ф. Самойлова, ни разу не упоминает выступление Х. Юмагулова, тем самым он, следует полагать, косвенно поддержал последнего[7].

С критических позиций рассматривает башкирское национальное движение Ш. Типеев в своих работах, вышедших в 1927-1930 гг.[8] В них автор, руководствуясь известными тезисами «Характеристика башкирского движения», освещает башкирское национальное движение периода Октябрьской революции, историю образования БАССР, а также события гражданской войны. Ш. Типеев охарактеризовал башкирское движение как антисоветское, националистическое. Особенностью сочинений Ш. Типеева является публикация в них обширных выдержек из документальных материалов, что придаёт его трудам источниковедческий характер.

Итак, названные историки, следуя указаниям сверху, весьма односторонне рассматривали и оценивали историю башкирского национального движения. Конечно, всё это не их вина, а беда, присущая всей нашей исторической науке времён культа личности, когда в ней господствовали конъюнктурщина и волюнтаризм, субъективизм и догматизм, глубоко проникшие в сферу общественных наук.

В свете сказанного вполне можно понять, почему Р. М. Раимов, написавший объёмную монографию об образовании БАССР, чернил «башкирских буржуазных националистов», возвеличивал «великого вождя» и его «гениальные труды» по национальному вопросу[9].

Большая работа была проделана Б. Юлдашбаевым по систематизации и публикации документов и материалов по истории образования БАССР. Фундаментальному сборнику документов и материалов, вышедшему под его редакцией, была предпослана вводная часть, написанная им же[10].

Содержание статей Б. Юлдашбаева совпадает в основном с положениями вышеупомянутой его книги. В работе Г. Х. Гумерова о «Башкиропомощи» прослеживается идеализация деятельности этого учреждения, призванного прежде всего насаждать среди башкирского населения классовое противостояние[11]. Статья Р. У. Кузыева помогает получить более полное представление о левом революционном крыле башкирского движения, хотя его роль в деле завоевания автономии явно преувеличена. В работе З. И. Сираева прослежен боевой путь башкирских национальных частей на фронтах гражданской войны. К сожалению, автор не показывал истинных мотивов отрыва башкирских частей от Башкирской республики, Башревкома.

В сочинениях А. Г. Биишева имеет место противопоставление З. Валиди, как проводника идеи создания демократической федеративной республики тюркских народов Востока, другим башкирским лидерам, связанным только с башкирским движением. Излагая эту точку зрения, автор делает вывод, что нельзя называть башкирских деятелей тех времён «валидовцами», поскольку последние защищали прежде всего «национальные интересы башкир»[12]. Получается, что З. Валиди преимущественно боролся за общетюркские интересы. Однако он с сентября 1917 г., будучи лидером башкирского национального движения, полностью переключился на башкирские дела и его связи с Казахстаном, Средней Азией носили эпизодический характер. Попытка умаления роли З. Валиди в башкирском движении не выдерживает критики.

В нашей историографии не обращалось должного внимания на религиозные аспекты башкирского национального движения. Работы А. Б. Юнусовой и Г. Б. Фаизова в какой-то мере восполняют этот пробел. Как А. Б. Юнусова, так и Г. Б. Фаизов отмечают стремление башкирского национального движения обособиться от общероссийского мусульманского движения, где были довольно сильны позиции татарского элемента[13].

Верность этого вывода доказывается решениям башкирских съездов 1917 г. О необходимости создания независимого от Оренбургского мусульманского духовного собрания автономного Духовного управления мусульман Башкортостана. В решениях башкирских курултаев зафиксировано положение об отделении религии от государства и оно на деле соблюдалось. В этой связи слишком категоричным, на наш взгляд, является утверждение Г. Б. Фаизова о том, что это было лишь фикцией, данью политическим требованиям революционного времени[14]. Несмотря на участие представителей мусульманского духовенства в башкирском движении (С. Мрясов, Курбангалеевы, Расулевы, Фахретдиновы и др.), исламская идеология не была доминирующей в башкирском движении, религиозный фанатизм был чужд башкирскому народу, о чём писали известные дореволюционные русские этнографы Д. П. Никольский, С. Г. Рыбаков, Н. В. Никольский и другие. В то же время нет оснований отрицать роль ислама как консолидирующего фактора башкирского национального движения и недаром религиозные вопросы занимательное значительное место в программных его документах[15].

 

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Формирование башкирского национального движения

Заключение

Становление и развитие башкирского национального движения связаны с многовековой борьбой народа против национально-колониального гнёта, за сохранение своих земель, культуры и обычаев и, наконец, себя как этноса, а также бурными событиями, охватившими самодержавную. Самостоятельный характер, выделившись из общемусульманского движения, программные положения которого не совсем отвечали интересам башкирского народа. В итоге Башкортостан стал исторической ареной первого опыта советской национальной политики на тюркоязычно-мусульманском Российском Востоке. Эта политика носила чрезвычайно сложный и противоречивый оттенок в силу своей узкоклассовой направленности с проявлениями великодержавного шовинизма и нетерпимого отношения к демократическим принципам и любому инакомыслию.

Для башкирского национального движения характерны весьма своеобразные условия, связанные с исторически сложившимися особенностями края – его многонациональностью, довольно сложным характером взаимоотношений между башкирами и татарами, ибо определённые круги последних проповедовали единой тюрко-татарской нации, отсюда, негативно относились к стремлению башкирского народа к самоопределению путём строительства территориальной автономии.

Башкирское движение возникло из стремления масс к национальной свободе и самоопределению и выражало интересы самых широких слоёв башкирского населения. Оно имело глубокие исторические традиции и было связано своими корнями с башкирскими восстаниями XVII-XVIII вв. Однако в условиях диктатуры пролетариата, когда пришедшая к власти партия большевиков крайне отрицательно относилась ко всем организациям и учреждениям, созданным вне его влияния и участия, руководящим органам башкирского движения пришлось вести труднейшую борьбу не только за автономию, но и за своё выживание. Значительно затрудняла решение задач самоопределения башкирского народа и позиция большевиков, сводившаяся к навязыванию угнетённому народу идей классовой борьбы, попытке его раскола на этой основе. В итоге башкирское движение оказалось в лагере противников советской власти, надеясь на признание белым движением автономного Башкортостана. Однако белые генералы и слышать не хотели о Башкирской автономии, выступая за сохранение «единой и неделимой, унитарной России».

В условиях противоборства двух сил, одинаково нетерпимо относящихся к башкирскому национальному движению, З. Валиди и его окружению приходилось лавировать и искать все возможности и пути для достижения своей главной цели – образования автономной республики. Но добившись признания советской властью автономии Башкортостана, они не сумели отстоять действительную самостоятельность автономии, что было связано с невиданной централизацией всех сфер жизни в Советской республике. Более того, как представители широкого демократического движения и из-за постоянных метаний между белыми и красными, они не сумели найти общий язык с Центром, поэтому созданные ими органы управления автономной республики были ликвидированы, а сами руководители движения, люди, добившиеся признания права башкир на самоопределение, были вынуждены бежать за пределы Башкортостана, многие из которых затем подверглись репрессиям.

История башкирского национального движения примечательна и в том плане, что она наглядно показывает, как центральные власти сразу же после Октябрьской революции приступили к формированию административно-командной системы, которая в силу своей природы нетерпимо относилась к проявлению элементарной самостоятельности на местах и тем самым закладывала основы для дальнейших нарушений в области национальной политики. А людей, понявших суть политики центральных властей, в том числе З. Валиди, ждала трагическая судьба, ибо их деятельность шла вразрез с замыслами партийных и советских бюрократов, установивших в стране своё безраздельное господство, прибегая к насилию и идеологической «обработке» населения. Тем самым уже в первые годы советской власти была заложена мина замедленного действия под Союз Советских Социалистических Республик, который являлся объединением бесправных – союзных и автономных – республик. В условиях демократизации общества Союз развалился, и бывшие союзные республики объявили себя суверенными государствами.

История национального движения в Башкортостане в первые послереволюционные годы свидетельствуют, что игнорирование права народов на самоопределение, навязывание им сверху тоталитарных порядков, могут привести к начальному концу. Но есть надежда, что в национальной политике властей Российской Федерации восторжествуют благоразумие и верность демократическим ценностям.

 

Источники

1) Башкирское национальное движение (1917-1920гг.) Уфа, 1926

2) Башкирский краеведческий сборник. Уфа, 1927

3) Декреты советской власти. Т.,1957

4) Образование БашАССР. Сборник документов и материалов. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1959

5) Октябрь в Башкирии (октябрь 1917-май 1918гг). Сборник документов и материалов. Уфа, Башкнигоиздат, 1957

6) Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Башкирии. Сборник документов и материалов, Уфа, Башкирское книжное издательство,1957

7) Политика советской власти по национальным делам за три года (1917-1920гг). Тула, 1920.

8) Революция и национальный вопрос. Документы и материалы по истории национального вопроса в России и СССР в XX в.Т.3,М.,1930

9) Советская политика за 10 лет по национальному вопросу в СССР. М-Л.,1928

10) Тоган З.В. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Кн.1., 1994

11) У истоков борьбы за суверенитет Башкортостана 1917-1925гг. Документы и материалы. Составитель Ф.Х.Гумеров. Уфа,1997

12) Уфимский сборник Октябрьской революции. Издание Уфимского губернского комитета Российской компартии (б). Уфа, 1997.

13) Хрестоматия по истории Башкортостана 1917-2000гг. ч. 2, Уфа, 2001

14) Шесть лет национальной политике советской власти и Наркомнац. М., 1924

15) Этнополитическая мозаика Башкортостана. Очерки документы, хроника.Т.2 Башкирское национальное движение. Сост. отв. Редактор. М.Н. Губогло. М., 1992

16) Юлдашбаев Б.Х. Национально государственное устройство Башкортостана (1917-1925).Документы и материалы. В 4 т. Уфа, 2002

17) Ямаева Л.А. Мусульманские депутаты Государственной думы России. Сборник документов и материалов, Уфа, 1998

Литература

1) Аминев З.А. Из истории борьбы за создание Башкирской Автономной Советской республики.//Из истории Башкирской АССР. Уфа, Башкирское книжное издательство,1959

2) Аминев З.А. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии.Уфа, Башкирское книжное издательство,1966

3) Башкортостан. Краткая энциклопедия.Уфа, научное издательство «Башкирская энциклопедия». Гл. ред. Шакуров Р.З.1996

4) Валеев Дж. Национальный суверенитет и национальное возрождение: из истории борьбы башкирского народа за самоопределение. Уфа, Башкирское книжное издательство,1994

5) Гужвенко Г.И. Башкирия в борьбе за октябрь. Крат. ист. очерк. Уфа, 1941

6) Диманштейн С.М. Башкирия в 1918-1920гг.(К дискуссии по национальному вопросу в «Пролетарской революции»)// Пролетарская революция.1928, №5

7) Зарипов А.Я. Национальное движение в Башкортостан в 1917-1920гг и его лидеры Х.Ю.Юмагулов// Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа, 1992, Кн3

8) Идельгужин К. Башкирские движения (в 1917, 1918, 1919гг).Уфа, 1926. На баш. яз.

9) История Башкортостана 1917-1990-е гг. Уфа, Китап,1997

10) История Башкортостана в зарубежных исследованиях. Библиографический указатель. Уфа, башкирское книжное издательство, 1996

11) Ишемгулов Н.У. Башкирское национальное движение (1917-1921).Автореферат диссертации канд.ист. Наук.Уфа,1996

12) Ишемгулов Н.У. О некоторых проблемах Башкирского национального движения// Востоковедение в Башкортостане: История.культура. Уфа, 1992, Кн. 3

13) Касимов С.Ф.К историографии национально-государственного строительства. Сб. статей. Уфа Башкнигоиздат,1987.

14) Каламатаев Н. М. Башкортостан в условиях Российской революции 1905-1907. Уфа, 2000.

15) Касимов С.Ф. Борьба коммунистической партии с буржуазным национализмом и уклоном в национальный вопрос (например, Башкирской АССР).//Великий Октябрь и социалистическое строительство. Сб. статей. Уфа, 1987

16) Касимов С.Ф. Образование национальной государственности башкирского народа (ноябрь1917-март1919)// Проблемы конституционного развития суверенной республики. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1992

17) Кочаг Г. Вокруг Башкирской Автономии: взгляды из Оренбурга.// Ватандаш,1999.,№8

18) Кузеев Р.Г. О национальных движениях, суверенитете и федерализме// Этнополитическая мозаика Башкортостана. М.., 1992, Т.2

19) Кульшарипов М.М. Заки Валидов и образование Башкирской АССР (1917-1919). Востоковедение в Башкортостане: История. Культуры. Уфа, 1992, Кн. 2

20) Кульшарипов М.М. История Башкортостана 1917-90-е гг. Учебное пособие для вузов. Уфа, Китап,1997

21) Кульшарипов М.М. Башкирское национальное движение (1917-1921). Уфа, Китап, 2000.

22) Ленин В.И. О праве нации на самоопределении. К вопросу о национальной политике// Полн. собр. соч.Т.28

23) Ленин В.И. Революционный пролетариат к мелкобуржуазной демократии.// Полн. собр. соч. Т.28

24) Сайфуллин С. Временный революционный совет Башкортостана и А.Давлетшит// Ватандаш.1997.№8

25) Типеев Ш. К истории национального движения и Советской Башкирии (1917-1927). Уфа, Башкнига, 1929

26) Типеев Ш. Очерки по истории Башкирии. Уфа, Башкнига, 1930

27) Юлдашбаев Б.Х. Образование Башкирской АССР. Исторический очерк. Уфа, 1958.

28) Юлдашбаев Б.Х. Башкирской Автономной Советской Социалистической Республике 40 лет. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1958

29) Юлдашбаев Б.Х. История формирования Башкирской нации. Уфа. Бакнигоиздат.1972

30) Ямаева.Л.А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно политическое движение. Издат. Гилем. Уфа 2002

 

1 Кульшарипов М.М. З.Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917-1920гг).Уфа,1992.С.123

[1] Аминев З. А. Историография Октябрьской революции и гражданской войны в Башкирии// Из истории Советской Башкирии. Уфа, 1967. С. 9-11; Любимов В.,Юлдашбаев Б. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары, 1967. С. 4-10; Сираев З. И. изучение военной интервенции и гражданской войны в Башкирии// Очерки советской историографии БАССР. Уфа, 1975. С. 130-147; Касимов С. Ф. К историографии национально-государственного строительства в Башкирии// Социально-экономические проблемы развития социалистического общества (На материалах Башкирии). Пермь, 1976; Он же. Историография национально-государственного строительства в Башкирской АССР// Историография социалистического строительства на Урале и в Поволжье. Уфа, 1990. С. 17-24; Кульшарипов М. М. Историография истории образования Башкирской АССР (1945-1989)// Историография социалистического строительства на Урале и в Поволжье. Уфа, 1990. С. 25-39; Калмантаев Н. М. Некоторые проблемы советской историографии образования БАССР// Актуальные проблемы социально-политической истории советского общества: вопросы источниковедения и историографии. Уфа, 1991. С. 39-43; Абдуллин М. И. Борьба без компромиссов. (Критика буржуазных концепций разрешения национального вопроса в республиках Поволжья и Урала). Казань, 1982; Иванков В. П. Историческая наука в Советской Башкирии// Наука в Советской Башкирии за 50 лет. Уфа, 1969.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 306.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 259, 317.

[4] Атнагулов С. Башкирия. М.: Л., 1925. Атнагулов С. С. (1853-1935), член партии левых эсеров, окончил медресе «Галия», участник башкирского национального движения. Был членом Башкирского шуро с августа 1917г., далее – секретарь КУВШ, сотрудник отдела народного просвещения Уфимского губ. тат.-баш. комиссариата. Сотрудничал в различных газетах. В 1935 г. Арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1956 г. С. Атнагулов реабилитирован.

[5] Диманштейн С. Башкирия в 1918-1920 гг.// Пролетарская революция. 1928. №5. С. 157.

[6] Мостовенко П. О больших ошибках в «малой Башкирии»// Пролетарская революция. 1928. №5. С. 107, 113.

[7] Мостовенко П. О больших ошибках в «малой Башкирии»// Пролетарская революция. 1928. №5. С. 103, 137.

[8] Типеев Ш. Великий Октябрь и башкирская контрреволюция. Уфа,1927 (на башк. яз.); основные этапы истории национального движения и Советской Башкирии. Уфа,1929; Очерки по истории Башкирии. Уфа,1930; Типеев Ш. И. (1900-1956), член РКП(б) с 1919 г., участник гражданской и Великой Отечественной войн. В 1919-1930 гг. – советский и партийный работник. С 1930 г. – научный работник. Принимал участие в организации БФ АН СССР.

[9] Раимов Р. М. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. М., 1952. Раимов Р. М. (1904-1953). Окончил медресе «Усмания», учительскую семинарию. В 1921-1931 гг. – на комсомольской, хозяйственной, педагогической работе. В дальнейшем – научный сотрудник Института истории АН СССР. С 1950 г. – докт. ист. наук. Автор ряда книг по истории Башкортостана.

[10] Юлдашбаев Б. Х. Введение в сб. документов и материалов «Образование БАССР». Уфа, 1959. С. 9-66.

[11] Гумеров Г. Х. «Башкиропомощь» и «Башпомгол»// Октябрьская революция и рождение Советской Башкирии. Уфа, 1959. С. 242.

[12] Биишев А. Г. История башкирского народа и его борьба за свободу. Уфа, 1993. С. 274, 275.

[13] Юнусова А. Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994. С. 21; Фаизов Г. Б. государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995. С. 53.

[14] Фаизов Г. Б. Указ. соч. С. 54.

[15] См. Этнополитическая мозаика Башкортостана. М., 1992. Т. 2. С. 70.

[16] Национальное движение в период первой революции в России. Чебоксары. 1935. с.24.

[17] Калмантаев Н. М. Башкортостан в условиях Российской революции 1905-1907 гг. Уфа, 2000.

[18] А. Ахтямов решением особого присутствия Санкт-Петербургской судебной палаты был объявлен оправданным судом за недоказанностью предъявленного ему обвинению (См: Выборгский процесс. Сб.: 1908. С.168)

[19] А. Букейханов прибыл в Петербург 8 июля и на следующий же день с другими членами фракции отправился в Выборг.

[20] Ямаева Л. А. Мусульманские депутаты Государственной Думы России. Сб. док. и мат. Уфа, 1998. С. 10-20.

[21] Там же С. 30-35.

[22] Там же С. 44-45.

[23] Там же С. 50-54.

[24] Свод законов Российской империи. Т.I ч. 1. изд. 1906 г.

[25] Государственная дума. Наши депутаты. 1-й созыв. М.1906 с.109, 116, 212, 364, 368-371, 373, 449-451, 453, 455, 456, 468, 475, 493, 496.

[26] Уфимская земская газета №8. 1906. 21 апр.

10 Национальное движение в период первой революции в России (Сборник документов из архивов бтв. Департамента полиции). Чебоксары, 1935. с.223-225.

[28] Протоколы ЦК кадетской партии периода первой российской революции // Вопросы истории 1990.№5 с.91

[29] Политическая жизнь русских мусульман до Февральской революции / Общество исследования Средней Азии. Оксфорд. 1987. с.50.

[30] III Всероссийский мусульманский съезд. Казань, 1906 с.13-14.

[31] Подчитано автором по книге «Государственная душа. Наши депутаты 1-й созыв.» М.,1906г.

[32] Бородин И. Личный состав первой Государственной думы, ее организация и статистические сведения о членах // Первая Государственная дума.

[33] Государственная дума. Стенограф. Отчет. Сессия первая СПб. 1906. Т2 с.1693-1695.

[34] Ямаева Л. А. Мусульманские депутаты Государственной Думы России. Сб. док. и мат. Уфа, 1998. С. 60-70.

[35] Бородин И. Указ. Статья. С. 38-39.

[36] Аврех А. Я., П. А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991. С. 21.

[37] Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полн. собр. речей в Госдуме и Госсовете 1906-1911 гг. М., 1991. С. 50-62.

[38] III Всероссийский мусульманский съезд. Казань. 1906, С. 2-7.

[39] Госдума в России в документах и материалах. М, 1957. С. 103.

[40] Российское законодательство X-XX веков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. М, 1994. С. 58-117.

[41] Госдума в России в документах и материалах. М., 1957. С. 342.

[42] Лазаревский И. И. Русское государственное право. Т. 1. СПб, 1913. С. 480.

[43] Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. С. 98-102.

[44] Там же.

[45] Госдума в России в документах и материалах. С. 489.

[46] Выступления Ш. Сыртланова в гос. думе 1-го созыва// Сб. речей Гос. думы 1 и 2-го созыва. Спб., 1908. Кл. 3. С. 227.

[47] Заявление члена Гос. думы от Оренбургской губернии Шагбала Сайфетдинова в Аграрную комиссию II Гос. Думы. Оренбург, 1902. С. 11.

[48] Там же. С. 11.

[49] Идельгужин К. Башкирские движения (в 1917, 1918, 1919 гг.). Уфа, 1926. С. 22.

[50] Тоган З. В. Указ. соч. С. 185.

[51] Юлдашбаев Б. Х. Национальный вопрос в Башкирии накануне и в период Октябрьской революции. Уфа, 1984. С. 25.

[52] Этнополитическая мозаика Башкортостана. Т. 2. Можно, 1992. С. 65.

[53] Типеев Ш. Основные этапы в истории национального движения и Советской Башкирии (1917-1929г.). Уфа, 1929. С. 16.

[54] Этнополитическая мозаика Башкортостана. Т. 2. С. 65, 66.

[55] Этнополитическая мозаика Башкортостана. Т. 2. С. 71.

[56] Тоган З. В. Указ. соч. С. 197.

[57] Этнополитическая мозаика Башкортостана. Т. 2. С. 72, 73.

[58] Айда Адиле. Садри Максуди Арсал. М., 1996. С. 103.

[59] Тоган З. В. Указ. соч. С. 198.

[60] Идельгужин К. Башкирские движения (в 1917, 1918, 1919 гг.). Уфа, 1926. С. 39.

[61] Тоган З. В. Указ. соч. С. 214.

Дипломная работа

Национальное движение в Башкортостане

(1905-1917)

Выполнил: студент

V курса дневного отделения

Муфтиев М.Т.

К защите допущен

Зав. Кафедрой, д.и.н., профессор

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Либеральное движение в Башкирии в 1905-1907гг

Глава 2. Деятельность мусульманских депутатов Государственной Думы 1-4 созывов.

§ 1 Постановления национального вопроса мусульманскими депутатами

§ 2 Деятельность башкирских депутатов в Государственной Думе по критике колониальной (земельной) политики царизма

Глава 3.Формирование башкирского национального движения.

§ 1. Первые башкирские съезды и их решения.

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

Российская революция 1905-1907гг. вытекает из общенационального кризиса начала XX века. Чрезвычайно высокая степень эксплуатации народных масс, политическое бесправие, угнетенное положение нерусских народов и т. д. породили революционную ситуацию в стране. Правящие круги России пытались отвлечь внимание народных масс от внутренних проблем, развязав «маленькую победоносную войну». Однако поражение России в войне с Японией, разрушив миф о военном могуществе империи, породил мощный подъем национальных движений. В начале XX в основная масса населения страны поднялась на борьбу за лучшую жизнь в надежде завоевать все это в оружием в руках.

В последние десятилетие XX века в России произошло смена общественно-политического строя. Революционная тематика перестали быть доминирующим. История революции, если и освещается, то такое досадное недоразумение в истории России, нанесшее стране огромный ущерб, гибель тысяч людей. При этом забывается, что достижения революции были впечатляющими. Героическая борьба рабочих и крестьян, интеллигенции, всего многонационального народа Российской империи вынудила самодержавие издать Манифест 17 октября, означавший переход России из абсолютной монархии к монархии конституционной. Итогом революции является зарождение и становление российского парламентаризма, свобода совести, слова, собраний, печати многое другое. Завоевания революции невозможны были без революционного натиска масс.

История российской революции 1905-1907гг. при советской власти была одной из центральных тем. Наиболее значительной работой советского периода является монография Р.М.Раимова «1905 год в Башкирии»

Революция 1905-1907гг. пробудила к политической жизни и борьбе миллионы рабочих, крестьян, все народы России, угнетенные царизмом.

Башкирское национальное движение, протекавшее первоначально в рамках обще мусульманского, организационно оформилось именно после Февральской революции. Оно, как представляют некоторые историки, не просто отпочковалось от общемусульманского движения, а опиралось при своем становлении и развитии на богатые исторические традиции народа, связанные с его антиколониальной борьбой в предыдущей эпохи, т.е. важную роль сыграл в этом процессе принцип исторической преемственности. Об этом свидетельствует программные документы башкирского национального движения, в которых поднимались вопросы развращения расхищенных земель (как это было на пример, в ходе башкирских восстаний XVII-XVIII вв.), формирования национальных воинских частей со ссылкой на существование в период кантонного управления башкирского войско и образования национальной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.94 (0.137 с.)