Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовое значение первых актов Башкирской автономии в развитии государственного статуса Башкортостана
Д.Д.Валеев, зав. кафедрой этики и эстетики ЕашГУ Первым документом, провозгласившим Башкортостан автономией, было воззвание Башкирского Центрального Совета (Шура) от 16 ноября 1917 года. Иногда его называют Фарманом № 2- Этот документ устанавливал территориальную автономию, в которую вошли башкирские волости нескольких губерний - Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской, Легитимным основанием для объявления этой автономии явились решения первого и второго Всеобщего Съездов башкир, проходивших 20-27 июля 1917 года - первый и 25-29 августа 1917 года - второй, а также Фар-ман № 1 от 11 ноября 1917 года. В этих документах заложена политическая и юридическая мотивировка необходимости национального самоопределения башкирского народа. Обосновывая необходимость территориальной автономии, башкиры исходили из исторического факта, что будучи коренным народом края они оказались не по своему желанию, а в результате политики царизма, в наиболее бедственном положении из всех этнографических групп Башкортостана. Подчеркивая свой статус коренного народа, башкиры предвосхитили развитие современного международного права, которое защищает национальные права коренных народов и прежде всего их особые права на исконные земли. Апелляция к историческим корням связывала стремление башкир к политической автономии с доктриной естественного права, характеризующегося своей обращенностью к происхождению человека и народов, к естественно-природным побуждениям народов быть равными и равноправными, быть хозяевами на родной земле, самим определять общественный строй и свою судьбу. Фарман Х° 2 начинается со слов: «Башкирский областной Совет объявляет башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний с сего 15 ноября автономной частью Российской Рес- публики,..». Далее говорится, что границы автономии будут уточнены созываемым 8 декабря 19,17 года в Оренбурге Учредительным съездом (Курултаем), что под фактическим управлением областного Совета будут находиться 44 башкирских волости Оренбургской губернии и 8 волостей Пермской губернии, смежных с Челябинскими волостями. Приведенные сведения свидетельствуют о стремлении башкир к реализации идей национального суверенитета башкир в составе Российской Республики. Идеи территориальной автономии Башкирии и национального суверенитета башкир в своем единстве и образуют суть и специфику башкирского национального движения и борьбы башкирского народа за самоопределение на протяжении всего XX столетия. Этим, кстати, башкирское национальное движение отличается от национального движения татарского народа, в котором преобладали (особенно в начале XX века) мотивы культурно - национальной автономии.
Отдавая дань исторической традиции и учитывая желание башкирского населения иметь местное самоуправление, авторы Фармана № 2 (Ш.Манатов, З.Валидов и др.) внесли в документ положение о создании в Башкирии собственного административно - территориального деления на основе введения кантонов. Башкирия к 1918 году состояла из 8 кантонов. Деление Башкирии на кантоны, а кантонов на волости, просуществовавшие до 1930 года, не устраивало центральные власти, которым всегда казалось, что в стране недостаточно централизации. В то же время Центр видел опасность в стремлении народов обрести свободу. Имперский дух, которым болел царизм, был не только преодолен большевизмом, но и усилен с помощью политики унификации всего и вся. Основываясь на Фармане № 2, ориентируясь на будущее, 3-й областной съезд (Курултай), проходивший в г. Оренбурге с 8 по 20 декабря 1917 года, принял ряд резолюций (по текстам документов-постановлений), касающихся разных сторон жизни. По богатству своего содержания это собрание официальных решений, принятых в течение 12 дней (с 8 по 20 декабря), не уступает конституции отдельных государств, а по отдельным вопросам выгодно отличается своей цельностью и конкретностью. Возьмем, к примеру, «Резолюцию об общероссийской федерации и отношении Башкурдистана к этой федерации», в которой отмечено, что Башкортостан и башкирский народ входят в «союз (федерацию) автономных национальностей и окраин». Важно то, что провозглашен не только союз территорий, но и союз «национальностей», а союз народов, оформ- ленный в виде федерации республик. В этом аспекте последняя Конституция Российской Федерации явно уступает тому, что сказано в рассматриваемом разделе «Резолюции об общероссийской федерации...», принятой декабрьским Курултаем башкир в 1917 году.
В Конституции Российской Федерации все суверенные республики, области (губернии), автономные области, а также автономные округа без всякой дифференциации названы субъектами Федерации. А ведь это принципиально разные единицы. Здесь налицо три вида общественно-территориального устройства государства: 1) национально-государственные образования - это суверенные республики; 2) национально-территориальные образования - это автономные области и автономные округа и 3) административно-территориальные образования - области или губернии. Последние, по логике вещей, не могут быть приравнены к суверенным республикам и не могут выступать наряду с республиками и иными национально-территориальными образованиями в качестве одноуровневых. У нас же получилось так: объявив все территориальные единицы субъектами Федерации, Конституция Российской Федерации сознательно принизила роль и место республик, приравняв их к областям и губерниям. Статус республик выше,- об этом говорит сама Конституция России, называя их государствами. Интерес в решениях декабрьского Курултая 1917 года вызывает «Положение о кантональном управлении». Этот документ выделяется из всех резолюций и постановлений рассматриваемого Курултая своей социальной направленностью. Без преувеличения можно отметить, что беспрекословно выполняя предписания этого «Положения...», граждане республики могли бы достичь несомненно больших и ощутимых успехов в хозяйственном, экономическом, нравственном и санитарно-гигиеническом развитии, ибо нормы этого раздела нацеливают любого человека (гражданина) на такую социальную деятельность, которая направлена во благо всех членов общества. Это охрана труда и устройство общественных работ, бирж труда и посреднических контор; устройство лечебных и благотворительных заведений; забота об организации юридической, санитарной и ветеринарной помощи населению; забота об охране памятников старины; организация дошкольного и школьного образования; борьба с вредными насекомыми и хищными животными, мероприятия по охране лесов, пастбищ и лугов; дела о санитарном содержании жилищ, о чистоте дворов, площадей, дорог и улиц и многое другое. Таким образом, четкости и скрупулезности подхода к проблемам местного самоуправления (раздел о кантональном управлении) сегодняшние руководители могли бы позавидовать. Этот документ пронизан уважением к достоинству людей и верой в них. И еще: кантон как единица административно-территориального деления был тем своеобразием, проявлением суверенности территории, которые предложила Республика Башкортостан. Кантоны просуществовали вплоть до 1930 года. Ученым еще предстоит изучить этот вопрос, определить его положительные аспекты. Нам думается, что в любом случае это было позитивное явление, ибо позволяло учитывать местную специфику, сохранить региональную самобытность в ситуации наступающей унификации и однообразия. Мы проанализировали два официальных документа, связанные с провозглашением Башкирской автономии в 1917 году, и пришли к следующим выводам. Во-первых, Фарман № 2, объявивший Башкортостан автономией, и решение декабрьского 1917 года Курултая - важнейшие политико-правовые источники:, характеризующиеся высоким уровнем политического мышления и правовой культуры, которые во многом созвучны сегодняшней Конституции Республики Башкортостан. Во-вторых, в силу сказанного эти документы в известной мере являются важным легитим- ным основанием издаваемых сегодня в республике правовых актов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.005 с.) |