Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О природе президентской власти в Республике БашкортостанСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Р.Х-Хажипой доцент кафедры теории и историтР государства и права БАГСУ Государственная власть в Республике Башкортостан, как в целом и в Российской Федерации, базируется на ряде исходных, системополагаю-щих принципов, сообщающих ей легитимный и демократический характер. И если безусловным по важности и первенствующим по значимости здесь выступает принцип приоритета прав человека, то вторым по значению является принцип разделения властей. В демократическом государстве эти принципы не просто взаимодополняют друг друга, но образуют диалектическое единство: надлежащее разделение и соотношение властей создает институциональные гарантии прав человека, составляет один из компонентов правовой государственности; в свою очередь, внутреннее (з.к- сиологическое) содержание и смысл разделения властей заключаются именно в конечной направленности на обеспечение и реальную осуществимость прав и свобод человека. Статья 6 Конституции Республики Башкортостан гласит: «Государ-^ ственная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципу! разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Законода-| тельная, исполнительная и судебная власти в Республике Башкортостан | самостоятельны. На территории Республики Башкортостан обеспечивается 1 единство государственной власти». : Закрепление этого важнейшего политико-правового принципа, а также провозглашение в статье 2 этого же раздела Конституции положения о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан», постулировало приверженность Башкортостана идеям и принципам правового государства, зафиксировало его принадлежность к демократическим, правовым государствам современности. Ни одна из прежних Конституций республики не манифестировала подобных концептуальных юридических новаций. Вместе с тем при практической реализации принципа разделения властей Конституция Башкортостана не смогла избежать, к сожалению, и некоторых логико-юридических противоречий, природа которых впрочем становится понятной, если принять во внимание тот факт, что институты и нормы гражданского общества у нас начали складываться лишь в послед- нее десятилетие, а конституционное правотворчество находится в стадии своего становления. Прежде всего противоречивость Конституции проявляется в недостаточной проработанное™ вопросов разделения и соотношения различных ветвей государственной власти. Так, упоминаемая выше статья 6 Основного Закона провозглашает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а следующая за ней статья 7 содержит следующее положение: «Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан». Логическое толкование текста данной нормы позволяет сделать вывод о том, что властей в республике согласно Конституции не три, а четыре: к уже известной и традиционной триаде - законодательной, исполнительной и судебной - прибавляется четвертая властная ветвь - президентская. К слову сказать, аналогичное расхождение между 10 и 11 статьями заложено и в тексте Конституции Российской Федерации. Разница лишь в том, что среди верховных носителей государственной власти в Российской Федерации первым упоминается Президент Российской Федерации и только затем следуют Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Появление «новой» властной вертикали в Конституциях Российской Федерации и ее субъектов - вполне определенное отражение запросов и требований времени и может в этой связи рассматриваться как специфический вариант компромисса различных политических сил в сложных условиях перехода от прежних форм тоталитарной жизни к новым общественным отношениям, основанным на принципах действительной демократии и права, Конституционное закрепление президентской власти, придание ей «особого статуса», наделение Президента достаточно широким кругом полномочий и одновременно с этим известная неопределенность и специфичность его правового положения были вызваны рядом существенных причин и обстоятельств, главным образом - необходимостью обеспечения единства и авторитета государственной власти, потребностью формирования юридических предпосылок ее взаимосогласованного и гармоничного функционирования в условиях переходного периода. Означает ли сказанное, что институт президентства образует у нас вполне самостоятельную ветвь власти со своим специфическим набором политико-юридического инструментария, способов решения возникающих общественных проблем, места в политической системе и т.п.? Или же он входит в качестве одного из элементов в систему традиционных государственно-властных отношений общества? Анализ показывает, что на эти вопросы могут быть даны два различных по своей сути ответа. Первый: конституционно-правовая фигура Президента - это институт прежде всего и исключительно исполнительной власти. Такого мнения придерживаются, в частности, ряд московских ученых. Аргументируя свою позицию, эти ученые считают, что в условиях разделения властей Президент страны должен находиться в определенном правовом поле, за пределами которого разделение властей нарушается. Говоря иначе, статуирование президентской власти в качестве суверенной и самостоятельной с неизбежностью приходит в противоречие с теорией разделения властей и конституционными положениями, закрепляющими к' в качестве исходного и ведущего конституционно-правового принципа. Псих мнению, Президент как конституционно-правовая фигура - это либо номинальный глава государства, т.е. должностное лицо, остающееся за рамками разделения властей, но практически не обладающее реальными властными полномочиями, либо должностное лицо государстаа, обладаю"! щее реальными полномочиями исполнительной власти. Президент по сво- i им конституционным полномочиям не является институтом и главой ис-| полнительной власти.;i Второй возможный и более предпочтительный вариант ответа на' поставленный выше вопрос: президентская власть - в условиях «смешан-' ной», полупрезидентской - полупарламентской республики (которая в целом характерна для современной России и государств - республик в ее составе) образует если не четвертую, то вполне самостоятельную, «особую» и специфическую ветвь власти. Такую точку зрения также отстаивают и некоторые ученые, Профессор В.Е.Чиркин, к примеру, отмечает, что практика многих стран свидетельствует о следующем: концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет прежде всего ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в «чистых» формах», Классической страной разделения властей при республиканской форме правления считаются США, но и в ней нет непреодолимых границ между «ветвями» власти. . Действительно, согласно статье 91 Конституции Республики Башкортостан Президент является главой республики, ее высшим должностным лицом. Он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов Республики Башкортостан, защищает государственный суверенитет, экономические и политические интересы республики. Статья 95 Конституции наделяет Президента достаточно широким кругом полномочий, он обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы; с согласия Государственного Собрания назначает Премьер-министра; руководит деятельностью Кабинета Министров и принимает его отставку; представляет бюджет парламенту; опротестовывает и приостанавливает действие актов государственных органов Российской Федерации на территории республики; назначает и освобождает гнав администраций районов и городов; представляет Государственному Собранию кандидатуры судей всех рангов, а также Прокурора республики; решает вопросы гражданства и предоставления убежища и т.д. Кроме того, в пределах своей компетенции Президент издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Таким образом, с одной стороны, Президент выступает как глава исполнительной власти - назначает Премьер-министра; формирует в целом Кабинет Министров (центральный орган исполнительной власти), руководит деятельностью и принимает его отставку; назначает и освобождает глав администраций районов и городов; принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности; решает вопросы гражданства. Президент вправе отменять решения руководителей исполнительной власти на территории республики, если они противоречат Конституции и законам Республики Башкортостан, а также отстранять от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства республики. Вместе с тем часть предоставленных Конституцией полномочий выводит Президента за рамки «чисто» исполнительной власти и вводит его в правовое доле других ветвей государственной власти - законодательной и судебной. В частности, это касается конституционных положений о том, что Президент; является главой и высшим должностным лицом республики; выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов республики; подписывает и обнародует законы, принятые парламентом (т.е. обладает правом вето); Президент наделен полномочиями опротестовывать и приостанавливать действие актов Российской Федерации на территории республики; представляет Государственному Собранию кандидатуры на пост судей, а также Прокурора республики; вводит чрезвычайное положение и некоторые другие- Кроме того, по Конституции Президент наделен важнейшими полномочиями в области законодательной власти - правом издавать указы и распоряжения как нормативного, так и ненормативного характера. Все это позволяет квалифицировать конституционно-правовую фид гуру Президента в качестве особой ветви государственной власти, не относящейся напрямую ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной власти. В полупрезидентской республике, каковой является Башкортостан, Президент как бы ставится над ветвями власти, «выносится за скобки», выполняя функции «обеспечителя» единства и взаимодействия государственной власти (положение о том, что «на территории Республики Башкортостан обеспечивается единство государственной власти» прямо зафиксировано в статье б Конституции республики). Его исполнительно-распорядительная и законотворческая деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной, Он начинает играть роль арбитра по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и по отношению к обществу в целом. В то же время, в отличие от Конституции Российской Федераций, Конституция Республики Башкортостан предусмотрела достаточно гибкие и эффективные механизмы взаимного согласования разнообразных государственно-властных интересов, поставила жесткие юридические запреты, исключающие диктат одной власти над другой. Согласно статье 100 Конституции Кабинет Министров - Правительство Республики Башкортостан, являясь органом исполнительной власти, подотчетен в одинаковой степени и Государственному Собранию и Президенту. При этом вновь образованный Кабинет Министров представляет программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий одновременно Президенту и Парламенту, а отчитывается о проделанной работе непосредственно перед последним не реже одного раза в год. || Немаловажную роль в гармонизации и оптимизации отношение различных институтов государственной власти в современном Башкортм стане играют нормы Конституции, фиксирующие специфические контрольные и распорядительные прерогативы Парламента - Государственно, го Собрания республики - по ограничению президентских функций и поля номочий. Часть таких полномочий, устанавливающих формы парламенте ского контроля над исполнительной властью, закреплена в статье 88 Кон|| ституции. Согласно им Государственное Собрание Республики Башкорто-| стан обладает правом: совместно с Президентом определять внутреннюю я| внешнюю политику республики; устанавливать порядок организации щ деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, орга-' нов местной власти и местного самоуправления; решать вопрос о доверии Президенту и его отставке; отменять указы и распоряжения Президента в случае их несоответствия Конституции и законам республики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.011 с.) |