КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



О.В.Чащин,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин У ЮИ МВД РФ

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (статья 1), принятой 24 декабря 1993 года, Республика Башкортостан есть «суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики» и «обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политик)', принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории». Характеристика власти Республики Башкортостан осуществляется через признаки государственного суверенитета. Базовой категорией, раскрывающей объем власти республики, является ее статус, который включает в себя права, обязанности, ответственность по отношению к гражданам и федеральному центру.

Соотношение суверенитета Республики Башкортостан и властных полномочий Российской Федерации как единого федеративного госу­дарства непосредственно связано с наиболее рациональным разгра­ничением предметов ведения между ними. Именно со свойством суве­ренитета, присущим государству, связан вопрос о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, обладающими государственной властью.

Конституционное законодательствоРоссийской Федерации и Республики Башкортостан исходят изтого, что предметы ведения - это закрепленные в законодательстве сферы общественных отношении и деятельности органов государственной властипо осуществлению ими функций государства, находящихся в юрисдикции соответственно федеральныхорганов государственной власти либосоответственноорганов государственной власти Республики Башкортостан.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 73) предметы ведения субъектов Российской Федерации, в том числе и республик, определяются в соответствии с принципом - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по пред­метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов рос­сийской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной


власти. Перечень конкретных предметов ведения субъекта Российской Федерации в Конституции России не приводится (исключая предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов),Ониустанавливаются, как правило, учредительными документами субъектов Федерации. В частности, предметы ведения Республики Бшкортостан устанавливаются преждевсего Конституцией Республики Башкортостан.

Конституция Республики Башкортостан определяет статус Рес­публики Башкортостан как самостоятельного субъекта обновленной Российской Федерации, который входитв состав Российской Федерации надобровольной и равноправнойоснове. Свое отражение этот принцип находит в том, что отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором обосновах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями. Данное положение получило развитие в процессе подготовки и подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который явился важ­ным правовымрычагом становления и дальнейшего развития государственности Башкортостана, очередным шагом в формировании реальных федеративных отношений.

Являясь субъектами конституционно-правовых отношений,субъектыРоссийскойФедерации могут участвовать в них непосредственно или посредством государственных органов, выступающих отих имени» Выполняя функции государства, реализуя в подавляющем большинстве случаев его компетенцию, органы государства, как правило, представляют его в конкретных правоотношениях.Поэтому, наделяя высший или центральный орган государства конкретными компетенционными полномочиями, законодатель одновременно представляет их самому государству как единому субъекту правоотношений. В этой связи необходимо различать понятие «компетенция» и «предметы ведения».

Компетенция всякого государственного органа начинаетсяс установления определенной области (сферы) общественных отношений, в рамкахкоторой действует орган государства, т.е. круга его деятельности или тех областей или сфер общественной жизни, на которые направлена деятельность соответствующего органа государства.Этот круг деятельности органа государства вего юридически значимом отражении в законодательстве называется предметами ведения органа государства. Причем важно иметь в виду, что предметы - это не отдельные вопросы и не совокупностькаких-то вопросов, а обозначение определенныхобластей


государственной деятельности. Сферы общественной жизни - явление не юридическое. Но будучи выделенными и закрепленными в законодатель­стве в качестве предмета деятельности органа государства данные области (сферы) общественных отношений становятся юридической категорией. Предметы ведения - структурный элемент понятия «компетенция» -выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, тех сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа.

При этом необходимо учитывать, что вопрос о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами - это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами. Вопрос же о разграничении компетенции между органами государственной власти - это вопрос об отношениях между отдельными видами федеральных органов, отдельными видами органов субъектов Российской Федерации и между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации.

Возможные рамки договорного разграничения предметов ведения и полномочий федеральной Конституцией не определены. В некоторых публикациях указывается, что установление и разграничение полномочий и передача осуществления отдельных полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется наряду с Договором о разграничении предметов ведения и полномочийтакже и федеральным законом. При этом договоры и соглашения как правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти должныиспользоваться в качестве до­полнительной формы втом случае,если закон явно недостаточен для урегулирования отношений. При определении содержания договора (соглашения)важно учитывать, в состоянии ли субъект Федерации экономически, политически и организационно реализовыватьправа,которые ему передаются. Для установления «состоятельности» субъекта потребуются исследования независимых экспертов, заключения соответствующихфинансовых, экономических и других федеральных органов и служб.

Однако необходимо отметить, что статья 11 Конституции Рос­сийской Федерации в перечне источников разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации называет федеральную Конституцию, Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. О федеральных конституционных законах и федеральных законах, которые принимаются


по предметам ведения РоссийскойФедерации и предметам совместного веденияРоссийской Федерации исубъектов Российской Федерации,в этой статье не упоминается. Речьоб этих законах идет в статье 78 Конституции Российской Федерации.Но эта статья, как впрочем и все положения главы 3 Конституции Российской Федерации «Государственноеустройство», обладает меньшей юридической силой, чем статья 11, находящаяся в главе 1, которая представляеткак бы Конституцию в Конституции, ибо ееюридическая силавыше, чем у остальной частиКонституции.

По этой же причине «рассуждения» о том, что имеются отдельные противоречия между Конституцией Российской Федерации и Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкорто­стан» в части «расширения» предметов ведения и полномочий Башкортостана последним в отличие от закрепленных в Конституции Российской Федерации в статьях 71-73 юридически несостоятельны, Договор от 3 августа 1994 года закрепляет: отношения Башкортостана с Россией «определяются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором, настоящим Договором, другими договорами и соглашениями».

Противопоставление Договора Конституции Российской Федерации противоестественно. Договор дополняет эту Конституцию, так же, как и Конституцию Республики Башкортостан. Значение Договора в том, что он значительно четче определяет государственно-правовую природу республики. Договор явился важной правовой формой расширения полномочий республики. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 5 и 11) является одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации, который закрепляется в первой главе Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Разграничение предметов ведения и полномочий весьма подвижно. На него влияют условия экономического и социально-культурного строительства, соображения политической целесообразности и иные факторы. Но при всех обстоятельствах это соотношение должно быть таким, чтобы оно обеспечивало обоюдные интересы сторон,


СИСТЕМНОСТЬ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.231 (0.012 с.)