Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пятилетие Конституции Республики Башкортостан и законодательство республик в составе Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Д. Н. Миронов, Председатель Конституционного суда, Республика Саха (Якутия) Республика Башкортостан - старейшая республика в составе Российской Федерации, За прошедшие десятилетия ее экономика стала по-настоящему многоотраслевой. Обычно указывают, что среди регионов Российской Федерации Башкортостан находится на одном из ведущих мест по объему производственных мощностей. Но несомненный интерес вызывает и его опыт государственного и правового строительства. Обратимся к характеристике некоторых положений Конституции Республики Башкортостан, имеющих значение и для законодательства других республик России. Действующая Конституция Башкортостана была принята Верховным Советом Республики 24 декабря 1993 года. Это означает, что процесс разработки проекта Конституции республики развивался одновременно с формированием концепции обновленной Российской Федерации как федеративного государства. Конституция Башкортостана разрабатывалась в связи с Федеративным договором и Приложением к нему от Республики Башкортостан и в известной степени является выражением принципов этих документов. Конституция Республики Башкортостан исходит из результатов республиканского референдума 25 октября 1993 года, подтвердившего договорный характер отношений Республики и Российской Федерации. Ссылка Конституции на результаты республиканского референдума не ставит под сомнение общую философию отношений Башкортостана и России. «В числе важнейших актов нашего государства - принятие в 1993 году новой Конституции республики. Это не урезанная копия Российской Конституции, а подлинный Основной Закон Башкортостана, отражающий его специфические особенности, вобрав в себя мысли и чаяния большинства нашего народа, в том числе и принципы, нормы единства с Россией», - подчеркивает Президент республики М.Г.Рахимов. Конституция утверждает участие Республики Башкортостан в договорном обновлении государственного устройства Российской Федерации на основе добровольности и равноправия. Конституция Республики Башкортостан входит в политико-правовую систему, направленную на по- строение единого конституционного пространства в духе современной интерпретации российского федерализма. Конституция Республики Башкортостан связана с принципиальными ценностями федеральной Конституции, в том числе в области межнациональных отношений и признания суверенитета многонационального народа России. Конституция регулирует широкий круг общественных отношений, также некоторые стороны федерализма. Согласно статье 5 Конституции республики законы Российской Федерации, принятые тто вопросам, добровольно переданным в ее ведение, обязательны на территории республики. Объясняя это положение. Основной Закон республики делает ссылку на процесс обновления Российской Федерации. Конструированная в этой связи норма гласит: «Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями». Таким образом Конституция Республики Башкортостан воспроизводит правовое пространство, основанное на Федеративном договоре и утверждает единство России и Башкортостана. Многие исследования конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации все еще зациклены на утверждении о том, что к республикам в составе России термин «государство» не применим. «Является ли республика государством по существу?» - спрашивает советник Министерства юстиции России Т.Э.Шуберт и отвечает: «...использование термина «государство» в отношении республик неверно» (Журнал российского права. 1997. №4. С.49). Юридическая несостоятельность этого очевидна. Конституция Российской Федерации закрепила: суверенитет ее распространяется на всю территорию страны. Субъекты Федерации не вправе выходить из состава России. Но согласно федеральному Основному Закону конституционно-правовой статус республики устанавливается Конституциями России и самой республики. Конституция Республики Башкортостан исходит из широкого понимания конституционно-правового статуса республики, закрепляет ее государственную природу. Одновременно Конституция устанавливает основы статуса республики в сфере хозяйственно-финансовых отношений. Конституция Республики Башкортостан признает многоукладную экономику, а государство должно осуществлять защиту всех форм собственности. Не допускается принудительное, без компенсации, отчуждение собственности. Конституция гарантирует существование частной собственности, но оговаривает, что она не может осуществляться в ущерб об- -щественным интересам. Провозглашается социальная ответственность собственника средств производства перед обществом. Любая собствен-.ность должна выполнять общественно полезные функции. Обеспечивая вступление республики в условия рыночных отношений, государство сохраняет за собой право регулировать экономику и социальное производство. Оно выступает собственником известного комплекса имущественных объектов. В его собственности находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, культурные и исторические ценности, средства бюджета, банки, валютный и иные фонды. Состав собственности республики определяется ее задачами как социального государства. В собственности республики могут быть средства производства, транспорта, связи, информатики и топливно-энергетического комплекса. Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан провозглашаются достоянием (собственностью) ее многонационального народа. Вопросы финансов и бюджета в Конституции регулируются в статьях 148-155 (четвертый раздел). Закреплено, что республика проводит единую бюджетно- финансовую, налоговую, денежно-кредитную, валютную и ценовую политику, скоординированную соответствующей политикой Российской Федерации на договорной основе. В чем смысл конституционных норм о статусе республики? Республика Башкортостан имеет с Российской Федерацией договорно-конституционные отношения, являясь суверенным государством в составе Российской Федерации. Публично-правовой статус республики рассматривается в связи с демократическим развитием Федерации. Если сказать кратко о второй стороне статуса республики, то она связана с ее экономическим положением, отражает ее социальные обязательства и выражает связанность республики с социальными притязаниями населения, имеющими исторические основы. Республика связана с правом народа на самоопределение. Оживление законотворчества субъектов Российской Федерации воспринимают в науке по-разному. По этому поводу одни авторы высказываются весьма сдержанно, другие видят в нем продолжение действия общей закономерности, связанной с крупными переменами, происходящими в структуре российского законодательства. Законодательство республик развивается наиболее интенсивно, обладает несомненным качественным своеобразием и выполняет не только общие, присущие всей правовой системе страны функции, но и вполне специфические задачи, проистекающие из национально-этнических и национально-государственных отношений. Республики отличаются друг от друга по размерам территории, численности населения, по национальному и культурно-конфессиональному составу. Вступая в рынок, они имели разные стартовые условия. Исследователи отмечают большой разрыв между ними по экономическому потенциалу, темпам переустройства народного хозяйства и уровню жизни населения. В развитии законодательства республик Башкортостан занимает ведущее положение. В настоящее время в республике принято 16 кодексов, более 350 законов и большое число нормативных постановлений представительного органа. Целенаправленно развивается указное нормо-творчество. Большую роль играют нормативные правовые акты Правительства, министерств, ведомств, а также местных органов. В Башкортостане предприняты важные издания нормативного материала, Республика Башкортостан, судя по всему, увеличение объема законотворчества сочетает с необходимостью повышения его научной обоснованности и формирования правовой системы. Конституция Республики Башкортостан достаточно четко и широко определяет предметы своего правового регулирования. Согласно статье 127 в него входят: а) отношения, связанные с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, прав и свобод граждан; б) отношения, связанные с формированием и расходованием бюджетов, действующих на территории республики; в). отношения имущественного характера и отношения, связанные с регулированием экономики и с определением функционирования социальных институтов; г) отношения, обеспечивающие рациональное использование и надежную охрану природной среды; д) уголовное, процессуальное и правоисполни-тельное законодательство; е) международные и межреспубликанские договоры и соглашения. Таким образом Конституция Республики Башкортостан четко использует термины «законодательство» и «правовая система», связывая их с правотворческими возможностями республики. Изучение опыта законодательной деятельности Парламента Башкортостана показывает, что в республике некоторые отрасли законодательства приняли явную определенность, о чем кстати свидетельствует постановка вопроса об издании Свода законов республики. Процесс породил идею об отраслях республиканской правовой системы. Так, в Республике Башкортостан входит в обиход понятие «конституционное право». Хорошими темпами развивается природоохранительное, земельное законода- тельство. Намечается становление административного, жилищного, трудового, семейного законодательства. Республики в составе Российской Федерации по праву выполняют задачи, связанные с самоопределением народов. Некоторые республики при этом осуществляют достаточно разностороннее правовое регулирование, включая и вопросы из области прав коренных малочисленных народов. Права коренных малочисленных народов гарантируются Российской Конституцией (статья 69) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. Право народов на самоопределение фиксируется в преамбуле Конституции России и закрепляется в качестве принципа федеративного устройства в статье 5. Подчеркнем, что согласно статье 69 Основного Закона Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение. В связи с этим можно было подумать, что лица башкирской национальности могут надеяться на законодательное установление льгот для их развития. Однако республиканский законодатель не пошел на сужение своих возможностей. «Национальное» законодательство не получило развития. Немногочисленные самоопределенческие по направленности правовые нормы только кое-где вкраплены в некоторые законодательные акты, не образуя даже этноправового института. Специалисты указывают, что в Башкортостане бережно сохраняются толерантность и дружба народов. Механизм межэтнической адаптации охраняется республикой. Конституция закрепляет, что республика защищает интересы всего многонационального народа. Башкортостан, будучи национальной республикой, не пошел по пути создания правовых предпочтений ни для представителей титульного народа ни на закрепление коллективных прав самоопределившейся нации. Подлинной основой его правотворчества являются права человека. Выводы следующие. Конституция Республики Башкортостан делает значительный упор на качественное обновление Российской Федерации и на положения Федеративного договора. Конституция Республики Башкортостан регламентирует конституционно- правовой статус республики комплексно, включая в его состав не только традиционные вопросы публично-правового положения республики (население, территория и власть), но и отношения бюджета, финансов, земли, природных ресурсов, собственности и налогов. Законодательство Башкортостана учитывает необходимость выполнения республикой ее социальных обязательств перед населением и поэтому ориентировано на реализацию концепции социального государства; в этом плане оно находится в поле интересов других республик. Республика Башкортостан не связывает свое правотворчество с необходимостью формирования национального права, а имеет в виду создание регионального законодательства, основанного на концепции прав человека. В системе правотворчества Республики Башкортостан используются разнообразные правовые формы, значительная часть которых могла бы быть представлена в законотворческой деятельности других республик. Становится все более очевидным, что глубокое и результативное преобразование России с сохранением ее исторических приверженностей во многом зависит от построения сильного федеративного государства, В условиях правовой анемии и беспомощности субъектов Российской Федерации эта цель не может быть достигнута. В свете этого становится ясным стремление Башкортостана утверждать свою правовую базу, призванную способствовать его становлению как демократического правового государства, что является вкладом в российское федеративное единство и укрепляет государственность России. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В.К.Са мигу длин, зав. кафедрой юридического факультета БашГУ Представляется, что необходимо начать с понятия «конституционализм». Действительно, оно становится одним из центральных понятий правоведения и государствоведения. Этим понятием, прежде всего, охватывается область идей, представлений о государственном обустройстве общества, о конституционных основах государственной власти. Далее, это понятие включает в свое содержание конституционное законодательство, т.е. часть позитивного права. Кроме того, конституционализм охватывает круг проблем, связанных с реализацией действующего конституционного законодательства. Таким образом, конституционализм - сложное понятие. Оно состоит по меньшей мере из трех содержательно непростых элементов. С точки зрения и теории и практики важно установить оптимальное соотношение между ними, проанализировать их состояние, структуру, динамику. Анализ конституционного законодательства Башкортостана приводит к выводу, что здесь немало интересных положений (норм), заслуживающих самого серьезного изучения. Вместе с тем это законодательство не свободно от внутренних противоречий, пробелов. Кроме того, республиканское конституционное законодательство в некоторых своих сторонах (частях) несогласованно с федеральным конституционным законодательством. А это создает значительные сложности для право применителя. Как достойно выйти из этой непростой ситуации? Думается, без известных теоретических изысканий, учитывающих данные практики, не обойтись. Как ни странно, актуализируется вопрос о понятии «конституция». В самом деле, чему следовать - придерживаться ли в этом вопросе позиции Фердинанда Лассаля или точки зрения Е.В. Спекторского? Ф.Лассаль считал, что настоящая конституция - это действительное отношение общественных сил; надо создавать не вымышленную писаную конституцию, а заняться устройством конституции действительной; вопрос о конституции есть прежде всего вопрос силы, а не права; писаная конституция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным отражением этого соотношения. Е.В.Спекторский утверждал обратное. По его мнению, конституция - это ни то, о чем говорит Лассаль и его последователи, а нечто такое, что необходимо для всех, подобно просвещению и другим благам культуры. «И вот конституционным государ" ством является такое, где власть не только организована, но еще и ограничена, и притом не фактически только, а юридически или правомерно, ограничена же она ничем другим, как признанием за населением публичных прав или политической свободы. Осуществляя эти права, население превращается из управляемых подданных в самоуправляющихся граждан. Совокупность таких ограничений образуют конституцию данной страны,... ту, о которой учат юристы и для которой право выше факта». Е.В. Спек-торский был убежден в том, что «хорошая конституция - это все равно, что хорошие пути сообщения, все партии, при всей своей борьбе по другим вопросам и могут и должны сойтись на вопросе о конституции, ибо она гарантирует общечеловеческие блага" свободу и порядок». Многие считают, что Конституция Республики Башкортостан - Основной Закон демократического правового государства. Иначе говоря, признается, что понятие «конституция» и понятие «основной закон» - синонимы, а современная Республики Башкортостан - это уже демократическое правовое государство. При нестрогом рассмотрении вопроса такой подход едва ли может вызвать особые возражения. Однако, если начать вникать в юридические тонкости (детали), вырисовывается несколько иная картина, Если вчитаться в текст принятых законов (а их число внушительно, принято около 300 законов, в числе которых 16 кодексов), то получается, что Конституция нашей республики - это не только конституционный закон, содержащий основополагающие принципы и нормы об организации власти в республике, но и ряд законов, которые призваны конкретизировать и детализиро-, вать вышеназванный закон. Следовательно, если желать улучшения действующей Конституции республики в целях более полного раскрытия ее гуманистического, демократического потенциала, нужно позаботиться о «юридической чистоте» всей системы законов в органическом единстве дают завершенную юридическую Конституцию Башкортостана. Устремления многих направлены сегодня на то, чтобы сложить сильное государство. Но возможно ли государство в государстве? Допустим, что возможно, если придерживаться, скажем, концепции двойного суверенитета. Тогда, какое государство в республике мы намерены получить? К чему придем, если государство будет сильным, но неразумным? Не слишком ли мы заняты «собственно» государственной проблематикой. Ведь если вдуматься, то государство все же вторично. Первично общество. Если во главу угла поставить потребности и интересы человека и гражданина, то, думается, самое время позаботиться о развитии структур гражданского общества. А гражданское общество - это, прежде всего, свободный гражданин - патриот края и отчизны, частная собственность, предпринимательство, свободный труд, семья, политический, экономический, идеологический плюрализм, свободные средства массовой информации (СМИ), местное самоуправление. Без гражданского общества немыслимо правовое государство. Однако и в Башкортостане и в Российской Федерации в целом многие институты гражданского общества пока слабо развиты или не развиты вовсе, Сегодня - все федералисты. Слово «унитаризм» часто используется в уничижительном смысле. Если быть объективным, оказывается, что в теоретическом и практическом отношениях понятие «федеративное государство» и понятие «унитарное государство» равноценны. Иногда может быть хороша федерация, а иногда - уния (унитарное государство). Но при некоторых условиях как федерация, так и уния могут испытывать сложности в развитии. Значит, дело не в понятиях, а в условиях жизнедеятельности человека, общества и государства. России, видимо, определено судьбой быть федерацией. Но федерация - это сложное понятие и образование. Какой федерацией является и должна быть Россия? В Башкортостане немало сторонников договорной и асимметричной федерации. Действительно, современная Россия в значительной степени такова, то есть в принципе договорная и асимметричная. Но так ли должно быть, если заботиться об удовлетворении насущных потребностей и интересов человека и гражданина, безопасности общества, устойчивом функционировании государства в режиме свободы и демократии? Достоинства любой модели федерации общественным сознанием должным образом не оценены. В действующей Конституции Башкортостана (статья 126) предусмотрено, что республики имеет свою систему законодательства. Сама по себе эта идея достаточно конструктивна. Во всяком случае согласно Конституции Российской Федерации (статьи 4, 5, 15 и др.) в пределах единой отечественной правовой системы возможно развитие двух уровней законодательства: общефедерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, исходя из принципа конституционной законности, не допускает юридической противоречивости законодательства ни на одном из его уровней. С точки зрения права недопустимы юридические противоречия и между разноуровневыми законами и иными нормативными правовыми актами. В случае же фактического противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Если же имеет место фактическое противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в пределах компетенции последней, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации), Таким образом проблема юридически непротиворечивого развития законодательства в условиях действующей Федеральной Конституции вроде бы решена. Однако в процессе реальной законотворческой деятельности возникает масса проблем. Чтобы уже на самых ранних стадиях республиканского законотворчества исключить возможность принятия юридически ущербных законов, на наш взгляд, важно придерживаться принципов согласованного законотворчества, принципа «не навреди!», принципов непротиворечивости, дополнительности. Сейчас уже признают возможность и необходимость внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию Республики Башкортостан. Однако здесь нужно ответить по меньшей мере на следующие вопросы. В какие главы, статьи основного текста республиканской Конституции нужно вносить изменения и дополнения? Какими эти изменения и дополнения должны быть по своему содержанию и характеру? Корректно ли поднимать вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию, когда целый ряд законов, предусмотренных в основном тексте республиканской Конституции, не принят? Вопросы эти непростые. Нельзя превращать республиканскую Конституцию в заложника политических страстей и эмоций. Во всяком случае, если изменения и дополнения, вносимые в статьи четырех разделов Конституции Республики Башкортостан (разделы второй, третий, четвертый, пятый) не представляют особой опасности для установленного республике демократического конституционного строя, то принятие поправки хотя бы к одной статье раздела первого и раздела шестого основного текста республиканской Конституции грозит серьезными изменениями государства вообще.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.015 с.) |