Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в Конституции Республики Башкортостан
М.А. Аюпов, ректор Академии государственной службы и управления при Президенте РБ Сегодня в политической науке есть две тенденции, рассматривающие теорию и практику политической жизни в республиках России. Сторонники первой считают, что повышение самостоятельности регионов стало мощным катализатором их формирования как важных центров политической жизни, которая не всегда является точным отражением общественно-политических процессов, происходящих в стране. Республика действительно ныне представляет политическое пространство, где разрабатывается и осуществляется определенная государственная политика, существует целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, принципов политической жизни, а характер и содержание политического участия населения в политическом творчестве составляют основу региональной политической системы. Вместе с тем существует и другая точка зрения, когда местная политика трактуется лишь как частный вариант, некая блеклая копия внутренней государственной (экономической, социальной) политики федеративного государства. На наш взгляд, будучи в целом региональным измерением политического процесса в России, политическая организация общественной жизни в республике (государстве) скорее всего может характеризоваться как целостная политическая система. Этот вывод основан на том, что республика по Конституции России и Федеративному договору является государством, которое имеет избранные населением по местному законодательству институты исполнительной и представительной власти, самостоятельную законодательную систему, гражданское региональное сообщество, множество политических партий и движений. Все они стремятся активно участвовать в политической жизни. В связи с этим представляет значительный интерес анализ модели новой политической системы, которая была обозначена в первой демократической, самостоятельно разработанной Конституции Республики Баш- кортостан, принятой 24 декабря 1994 года, которая пять лет функционирует и развивается в реальной практике. Сразу отметим, что ее несущие конструкции были сформированы в 90-е годы в связи с процессами децентрализации власти в Советском Союзе и России. Сверхцентрализация власти, основанная на советском типе политической системы, привела к глубокому кризису нашу общественную систему в целом, спровоцировав в республике бурные процессы модернизации политических структур, особенно органов государственной власти.
Естественно, институционализация новых политических учреждений и процессов осуществлялись в условиях борьбы старого и нового, тоталитарного и демократического, обусловленных стремлением пришедших к власти демократических сил в Центре, а также местной политической элиты, представителей местной интеллигенции быстрее формировать основы демократического правового государства и гражданского общества. В то же время политическое сознание населения осталось советским; сохранить асе то хорошее, что было в условиях советской власти - равенство, хотя и формальное, но представительное народовластие, социальный патернализм государства и т.д. Прежде всего надо отметить, что в системе политических отношений важную роль занимает реализация политических прав и свобод. Наша республика в числе немногих субъектов России за годы демократического развития успела сделать очень многое для обеспечения гарантий в области политических прав и свобод граждан. В развитие основных конституционных положений, имеющих политическое содержание, уже приняты и действуют Кодекс о выборах, законы о государственной службе, о свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятиях, сходах (собраниях) граждан; об обращениях граждан; о свободе совести и вероисповедания, общественных объединениях, Кодекс о средствах массовой информации и многие другие. Таким образом, в Башкортостане имеются достаточные правовые основы для того, чтобы первичный субъект политики - человек и гражданин - мог быть интегрированным в систему политических институтов общества, участвовать в политических процессах и реализовать свои интересы и потенциал в политической сфере. Конституционные нормы, законы, другие нормативные акты, принятые в развитие конституционных положений, нормы деятельности общественных организаций составляют наряду с политическими традициями, этико-моральными нормами достаточно разработанную, организационно-процессуально отлаженную норматив-
ную базу для обновления и демократизации общественной жизни современного Башкортостана. Важным элементом политической системы являются, естественно, политические институты, такие, как государство, законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В первом и третьем разделах Конституции изложены важнейшие принципы и положения, которые характеризуют Республику Башкортостан как суверенное демократическое государство. Суверенность этого государства, по Конституции, заключается в том, что оно обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию РБ и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории. В Конституции определены границы самостоятельности Башкортостана, который, будучи субъектом обновленной Российской Федерации, входит в ее состав и строит свои отношения с ней на договорных началах. Что касается государственного устройства, формы правления, то их сущность заключается в следующем. Это, скорее всего, формирующееся государство с политическим режимом демократического характера, но с родимыми пятнами советской политической системы. Эта форма правления признает народ в качестве единственного источника власти и его право участвовать в решении государственных и общественных дел, в котором граждане наделены достаточно широким кругом прав и свобод. Характерные черты этой демократической модели организации государственной власти заключаются прежде всего в том, что: 1) Президент, представительные органы всех уровней, органы местного самоуправления избираются путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании; 2) государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 3) действует профессиональный парламент, издающий законы и иные правовые акты; 4) признается многопартийность и идеологическое многообразие; 5) политические решения принимаются большинством при уважении интересов и прав меньшинства. Надо подчеркнуть, что эта модель политической системы, целостно закрепленная в Конституции Республики Башкортостан, отвечает самым строгим требованиям, предъявляемым сегодня политической наукой к демократической политической организации общественной жизни. В то же время мы не можем не отметить ряд особенностей общественной жизни, которые обусловлены нашей Конституцией. Это касается прежде всего политического участия граждан в государственной и общественной жизни, организации государственной власти и ее взаимодействия с федеральными органами, баланса ветвей власти, других проблем. Мы знаем, что основной субъект политики - гражданин и человек -по результатам ряда социологических исследований, пока весьма слабо (только каждый десятый) идентифицирует реализацию своих социальных, национальных и политических интересов в рамках общественных объединений. Да и сама наша Конституция не отводит политическим партиям, многопартийности той роли, которую они должны играть и играют в развитых демократических государствах.
В частности, в нашем законодательстве не предусмотрены выборы по партийным спискам, нет официально оформленных партийных фракций в парламенте и местных представительных органах, что мешает ин-ституционализации социальной и политической базы действующих сегодня органов власти. Ответственное место в системе государственной власти Конституция отводит Государственному Собранию, которое является двухпалатным, профессионально осуществляющим законотворческие и законодательные функции. Двухпалатные законодательные и представительные органы действуют также в ряде других субъектов Федерации. При этом наш республиканский парламент осуществляет законодательную, представительную, контрольную, учредительную и иные функции. Важную роль в политической системе играет институт президентства и исполнительная власть. Будучи главой республики, ее высшим должностным лицом, Президент обладает широкими полномочиями. Исполнительная власть во главе с Президентом в Башкортостане, как и во многих других регионах нашей Федерации, является практически главным субъектом принятия важных политических решений. Конституция позволяет Президенту не только обеспечить функционирование сильной и эффективной исполнительной власти (а это крайне важно в переходный период), но и добиться осуществления единства и согласования действий всех ветвей власти, что создает стабильность и эффективность политической системы и общественной жизни в целом. Заложен в нашей Конституции и определенный дисбаланс между ветвями власти. Ряд исследователей прямо отмечают, что в государственной системе Республики Башкортостан в соответствии с ее Конституцией перевес полномочий у высшего представительного и законодательного органа может привести к нарушению принципа разделения властей, реальной советизации государственной жизни в республике. Известно, что Конституция создала правовую основу для постепенного превращения Башкортостана в реальное самостоятельное государство. Она также предусматривает правовой инструмент обеспечения признания суверенитета республики в рамках Российской Федерации - подписание соответствующего Договора с федеральным центром и его реализация. Однако в практической жизни существуют определенные разногласия между республиканской и федеральной властью по поводу понимания реального содержания государственной самостоятельности Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации, Это разногласие пока не преодолено. Скорейшее снятие этого противоречия в духе положений Конституции республики и Договора от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» привело бы к более четкому закреплению статуса Республики Башкортостан как суверенного государства в составе Российской Федерации. Таковы некоторые проблемы функционирования и развития политической системы, которые вытекают из нашего Основного Закона.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.01 с.) |