Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в Конституции Республики БашкортостанСодержание книги
Поиск на нашем сайте М.А. Аюпов, ректор Академии государственной службы и управления при Президенте РБ Сегодня в политической науке есть две тенденции, рассматривающие теорию и практику политической жизни в республиках России. Сторонники первой считают, что повышение самостоятельности регионов стало мощным катализатором их формирования как важных центров политической жизни, которая не всегда является точным отражением общественно-политических процессов, происходящих в стране. Республика действительно ныне представляет политическое пространство, где разрабатывается и осуществляется определенная государственная политика, существует целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, принципов политической жизни, а характер и содержание политического участия населения в политическом творчестве составляют основу региональной политической системы. Вместе с тем существует и другая точка зрения, когда местная политика трактуется лишь как частный вариант, некая блеклая копия внутренней государственной (экономической, социальной) политики федеративного государства. На наш взгляд, будучи в целом региональным измерением политического процесса в России, политическая организация общественной жизни в республике (государстве) скорее всего может характеризоваться как целостная политическая система. Этот вывод основан на том, что республика по Конституции России и Федеративному договору является государством, которое имеет избранные населением по местному законодательству институты исполнительной и представительной власти, самостоятельную законодательную систему, гражданское региональное сообщество, множество политических партий и движений. Все они стремятся активно участвовать в политической жизни. В связи с этим представляет значительный интерес анализ модели новой политической системы, которая была обозначена в первой демократической, самостоятельно разработанной Конституции Республики Баш- кортостан, принятой 24 декабря 1994 года, которая пять лет функционирует и развивается в реальной практике. Сразу отметим, что ее несущие конструкции были сформированы в 90-е годы в связи с процессами децентрализации власти в Советском Союзе и России. Сверхцентрализация власти, основанная на советском типе политической системы, привела к глубокому кризису нашу общественную систему в целом, спровоцировав в республике бурные процессы модернизации политических структур, особенно органов государственной власти. Естественно, институционализация новых политических учреждений и процессов осуществлялись в условиях борьбы старого и нового, тоталитарного и демократического, обусловленных стремлением пришедших к власти демократических сил в Центре, а также местной политической элиты, представителей местной интеллигенции быстрее формировать основы демократического правового государства и гражданского общества. В то же время политическое сознание населения осталось советским; сохранить асе то хорошее, что было в условиях советской власти - равенство, хотя и формальное, но представительное народовластие, социальный патернализм государства и т.д. Прежде всего надо отметить, что в системе политических отношений важную роль занимает реализация политических прав и свобод. Наша республика в числе немногих субъектов России за годы демократического развития успела сделать очень многое для обеспечения гарантий в области политических прав и свобод граждан. В развитие основных конституционных положений, имеющих политическое содержание, уже приняты и действуют Кодекс о выборах, законы о государственной службе, о свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятиях, сходах (собраниях) граждан; об обращениях граждан; о свободе совести и вероисповедания, общественных объединениях, Кодекс о средствах массовой информации и многие другие. Таким образом, в Башкортостане имеются достаточные правовые основы для того, чтобы первичный субъект политики - человек и гражданин - мог быть интегрированным в систему политических институтов общества, участвовать в политических процессах и реализовать свои интересы и потенциал в политической сфере. Конституционные нормы, законы, другие нормативные акты, принятые в развитие конституционных положений, нормы деятельности общественных организаций составляют наряду с политическими традициями, этико-моральными нормами достаточно разработанную, организационно-процессуально отлаженную норматив- ную базу для обновления и демократизации общественной жизни современного Башкортостана. Важным элементом политической системы являются, естественно, политические институты, такие, как государство, законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В первом и третьем разделах Конституции изложены важнейшие принципы и положения, которые характеризуют Республику Башкортостан как суверенное демократическое государство. Суверенность этого государства, по Конституции, заключается в том, что оно обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию РБ и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории. В Конституции определены границы самостоятельности Башкортостана, который, будучи субъектом обновленной Российской Федерации, входит в ее состав и строит свои отношения с ней на договорных началах. Что касается государственного устройства, формы правления, то их сущность заключается в следующем. Это, скорее всего, формирующееся государство с политическим режимом демократического характера, но с родимыми пятнами советской политической системы. Эта форма правления признает народ в качестве единственного источника власти и его право участвовать в решении государственных и общественных дел, в котором граждане наделены достаточно широким кругом прав и свобод. Характерные черты этой демократической модели организации государственной власти заключаются прежде всего в том, что: 1) Президент, представительные органы всех уровней, органы местного самоуправления избираются путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании; 2) государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 3) действует профессиональный парламент, издающий законы и иные правовые акты; 4) признается многопартийность и идеологическое многообразие; 5) политические решения принимаются большинством при уважении интересов и прав меньшинства. Надо подчеркнуть, что эта модель политической системы, целостно закрепленная в Конституции Республики Башкортостан, отвечает самым строгим требованиям, предъявляемым сегодня политической наукой к демократической политической организации общественной жизни. В то же время мы не можем не отметить ряд особенностей общественной жизни, которые обусловлены нашей Конституцией. Это касается прежде всего политического участия граждан в государственной и общественной жизни, организации государственной власти и ее взаимодействия с федеральными органами, баланса ветвей власти, других проблем. Мы знаем, что основной субъект политики - гражданин и человек -по результатам ряда социологических исследований, пока весьма слабо (только каждый десятый) идентифицирует реализацию своих социальных, национальных и политических интересов в рамках общественных объединений. Да и сама наша Конституция не отводит политическим партиям, многопартийности той роли, которую они должны играть и играют в развитых демократических государствах. В частности, в нашем законодательстве не предусмотрены выборы по партийным спискам, нет официально оформленных партийных фракций в парламенте и местных представительных органах, что мешает ин-ституционализации социальной и политической базы действующих сегодня органов власти. Ответственное место в системе государственной власти Конституция отводит Государственному Собранию, которое является двухпалатным, профессионально осуществляющим законотворческие и законодательные функции. Двухпалатные законодательные и представительные органы действуют также в ряде других субъектов Федерации. При этом наш республиканский парламент осуществляет законодательную, представительную, контрольную, учредительную и иные функции. Важную роль в политической системе играет институт президентства и исполнительная власть. Будучи главой республики, ее высшим должностным лицом, Президент обладает широкими полномочиями. Исполнительная власть во главе с Президентом в Башкортостане, как и во многих других регионах нашей Федерации, является практически главным субъектом принятия важных политических решений. Конституция позволяет Президенту не только обеспечить функционирование сильной и эффективной исполнительной власти (а это крайне важно в переходный период), но и добиться осуществления единства и согласования действий всех ветвей власти, что создает стабильность и эффективность политической системы и общественной жизни в целом. Заложен в нашей Конституции и определенный дисбаланс между ветвями власти. Ряд исследователей прямо отмечают, что в государственной системе Республики Башкортостан в соответствии с ее Конституцией перевес полномочий у высшего представительного и законодательного органа может привести к нарушению принципа разделения властей, реальной советизации государственной жизни в республике. Известно, что Конституция создала правовую основу для постепенного превращения Башкортостана в реальное самостоятельное государство. Она также предусматривает правовой инструмент обеспечения признания суверенитета республики в рамках Российской Федерации - подписание соответствующего Договора с федеральным центром и его реализация. Однако в практической жизни существуют определенные разногласия между республиканской и федеральной властью по поводу понимания реального содержания государственной самостоятельности Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации, Это разногласие пока не преодолено. Скорейшее снятие этого противоречия в духе положений Конституции республики и Договора от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» привело бы к более четкому закреплению статуса Республики Башкортостан как суверенного государства в составе Российской Федерации. Таковы некоторые проблемы функционирования и развития политической системы, которые вытекают из нашего Основного Закона.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.007 с.) |