Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статус Республики Башкортостан в составе Российской Федерации
В.Е.Сафонов, судья Конституционного суда Республики Башкортостан Начало 90-х годов в нашей стране по праву войдет в историю отечественного федерализма своей масштабностью и динамизмом конституционного развития как самой Российской Федерации, так и республик в ее составе. Лишь с 1992 по 1994 год новые Конституции были приняты в 9 республиках, причем новыми они являлись не только по форме, но и по содержанию. Такое конституционное многообразие во многом обогатило российскую государственность, означало новый этап в развитии государственности и самих республик. Отход от влияния стереотипов советской федерации и прежде всего от унитарно-централистского управления положительным образом сказалось и на развитии конституционной реформы, охватившей и бывшие автономные республики. Неслучайно, что со сломом административно - командной системы в Конституциях республик ярко проявились особенности их социально-политического и экономического развития, традиций их народов и духовная культура. Наглядным примером в этом плане является Конституция Республики Башкортостан. Принятая Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года Конституция открыла новый этап в развитии республики, в том числе и в совершенствовании законодательной базы по таким важным вопросам, как определение правового статуса республики и ее взаимоотношений с федеральным центром. Конституция Республики Башкортостан принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства, которые ранее действовали в республике. Вот почему закрепленный в Основном Законе республики правовой статус Башкортостана требует более детального рассмотрения. Статья 1 Конституции фиксирует, что Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего ее многонационального народа. Норма о суверенитете, заложенная в данной статье, до сих пор вызывает немало дискуссий. Ряд ученых утверждают, что положение о суверенитете республики в составе Российской Федерации не соответствует статьям 5 и 65 Федеральной конституции, в которых закреплено равнопра- вне субъектов Федерации и не предусматривается особого статуса для отдельных субъектов.
Ошибочны, по их мнению, и нормы Федеративного договора, определившего республики как суверенные государства. Логика сводится к тому, что субъекты обладают самостоятельностью только при решении вопросов своей внутренней жизни, находящихся вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по так называемым предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Термин «суверенитет», на их взгляд, означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях. Делается вывод, что если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это бы означало потерю Федерацией своего суверенитета и превра-. щение ее в конфедеративный союз, Такое догматическое толкование понятия суверенитета в отечественной науке сложилось еще в 20-х годах, когда закрепилась идея о том, что в Союзе ССР суверенитетом обладает лишь сама Федерация в целом, тогда как у входящих в ее состав государств - союзных республик - государственный суверенитет ограничен. Данное утверждение концепции об ограниченном суверенитете союзных республик привело к усилению централизма и унитаризма и в конечном итоге к распаду СССР. Такая же практика повторяется и в отношении республик в составе Российской Федерации. На наш взгляд, современные концепции федерализма, и в особенности российского, нуждаются в другом подходе при определении суверенитета. В этом вопросе большой шаг вперед сделала западная политическая мысль. Выдвинутая в свое время Боденом концепция суверенитета, закрепляющая идею верховенства власти государства на своей территории и ее независимость во внешних сношениях в качестве основополагающего принципа теории государства, прошла длительный путь своего исторического развития и претерпела значительные изменения. Понимание того, что суверенитет реализуется в федеративном государстве как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации, является сегодня преобладающей в западной политической науке. К этой точке зрения все больше склоняются и наши отечественные ученые, указывающие, что суверенитет любого народа, территории, субъекта Федерации является составной частью суверенитета Федерации в целом. Таким образом, в федеративном государстве власть заключена в сферах, находящихся в юрисдикции федеральных частей и Центра не рядом друг с другом, как полагала классическая теория разделения суверенитета, не одна над другой, как склонны утверждать унитариеты, а друг в друге. Это во многом снимает
остроту теоретических и политических дискуссий на тему, что такое суверенитет и кому он принадлежит в федеративном государстве, переводит эти дискуссии в плоскость решения более практических вопросов определения предметов ведения и полномочий федеральной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Говоря же о статусе Республики Башкортостан, следует отметить, что ее Конституция включает важнейшие черты ее государственности. Помимо общего определения ее как суверенного демократического правового государства, он (статус) характеризуется наличием гражданства, его приобретением и прекращением в соответствии с Законом республики (статья 4) права обладать высшей властью на своей территории, самостоятельно определять и проводить внутреннюю и внешнюю политику, принимать Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории (часть 2 статьи 1). Обладание всей полнотой государственной власти, распространяющейся на всей территории в пределах существующих границ (статья 69), за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Договором переданы в ведение Российской Федерации, еще раз подтверждает суверенность Башкортостана в составе Российской Федерации. Такое верховенство Конституции Республики Башкортостан обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны, при наличии юридически определенного разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и республики. Обязательными на территории республики являются законы Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение российской Федерации (статьи 5, 128 Конституции Республики Башкортостан). Республика Башкортостан в подтверждении своего суверенного статуса является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации, а также право республики вступать в отношения с другими государствами, заключать международные договоры и обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами; участвовать в деятельности международных организаций (статья 74 Конституции Республики Башкортостан), Нужно отметить, что Конституция как Основной Закон республики впервые заложила принципы договорных отношений с Российской Федерацией, что говорит об ее универсальности. Из всех Конституций республик только Конституция Республики Башкортостан имеет развернутую систему конституционных норм об этих договорных отношениях. Тогда, в 1993 году, это было большим шагом вперед и новшеством в правовой действительности нашего государства. Такое явление вытекает из природы Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и служит лишь дальнейшему укреплению российской федеративной государственности. Сегодня ни одна научная дискуссия не обходится без критики двусторонних договоров и соглашений. Активно проводится мысль, что конституционное пространство России разрушается договорным правом, что договорная практика составляет альтернативу нормам Федеральной конституции. Делается вывод, что в том виде, в каком они существуют в настоящий момент, договоры нелегитимны.
Однако при этом забывается, что правовой основой заключения двусторонних договоров служит сама Конституция Российской Федерации, в статье 11 (часть 3) которой говорится, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Часть первая статьи 66 недвусмысленно указывает, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституциями республик. Исходя из этого республики вправе заключать договоры и соглашения с федеральным центром и иметь в своем статусе элементы договорных отношений. Таким образом, политико-правовая ситуация в стране не будет устойчивой и стабильной без дого ворно-конституционной основы, которая содержится как в Конституции Российской Федерации, так и в Конституциях республик. В рамках предоставленных прав в Конституции Республики Башкортостан зафиксированы нормы, учитывающие исторические, национальные, природные особенности, касающиеся договорных сторон отношений с Российской Федерацией, которые содержатся как в преамбуле, так и в статьях 5, 10, 11, 70, 71, 73, 74, 76, 77, 104, 126, 128, 149, 152, 154 Конституции Республики Башкортостан. Так, статья 5 фиксирует, что отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями. В статье 10 Конституции речь идет о договорных отношениях в области использования недр и других природных ресурсов республики, в статье 11 говорится о договорных отношениях по вопросам государственной собственности, в статье 71 - по бюджетным вопросам. Статьи 73 и 74 соответственно закрепляют договорные отношения при обеспечении комплексного экономиче-
ского и социального развития республики, при определении ее международных и внешнеэкономических связей, Для характеристики договорных отношений сторон важное значение имеет статья 126, определяющая систему законодательства республики, статьи 149 и 152, закрепляющие договорные начала в области финансовой и бюджетной политики- Исключительными полномочиями Республики Башкортостан являются и установление основ конституционного строя, и принятие Конституции, и обеспечение ее верховенства; определение системы органов государственной власти Республики Башкортостан, порядка их организации и деятельности; наличие самостоятельной системы законодательства, обеспечивающей правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых добровольно передано в соответствии с Договором федеральному центру, и многое другое. Не огульная критика Конституций республик и договорной практики, а взаимное обеспечение прав и ответственности как Республики Башкортостан, так и Федерации в целом, а также учет интересов друг друга - вот основа стабильного развития нашего общества.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.012 с.) |