Тема №22. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №22. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации



Семинарское занятие – 2 часа

Форма проведения занятий: «развернутая дискуссия».

 

ПЛАН:

1. Понятие и сущность местного самоуправления.

2. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации. Типы муниципальных образований.

4. Компетенция местного самоуправления.

5. Органы и должностные лица местного самоуправления: общая характеристика.

6. Конституционные гарантии местного самоуправления.

Темы для докладов:

1. Муниципальная власть в системе публичной власти в Российской Федерации.

2. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

3. Муниципальные правовые акты: понятие и виды.

4. Территориальная организация местного самоуправления: проблемы теории и практики.

5. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления: конституционно-правовые основы.

6. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам местного самоуправления.

Список рекомендуемой литературы по теме:

Основная литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января.

Европейская Хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15.10. 1985 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998.

Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11.04.1998 г. «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. №15. Ст.1695.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8.01. 1998 г. (в ред. от 25.07. 2002 г.)// СЗ РФ. 1998.№2. Ст.224; 2002. №15. Ст.1375; №30. Ст.3029.

Официальные акты высших судебных органов:

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана"//Собрание законодательства РФ. – 2011. №29. Ст. 4557. СПС Консультант Плюс.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита"//Собрание законодательства РФ. – 2011. – №15. Ст. 2190. СПС Консультант Плюс.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"//Собрание законодательства РФ. – 2000. – №50. Ст. 4943. СПС Консультант Плюс.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17.04. 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» от 14.01. 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №5. Ст. 708.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28.08. 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 30 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №23. Ст.2811.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28.08. 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 1997. №42. Ст.4902.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//Российская газета. № 75. – 08.04.2011. СПС Консультант Плюс.

 

Научная и учебная литература

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М.: Норма, 2010. Т. 1. – 864 с.; Т. 2. – 928 с.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации»
(постатейный) // «Проспект», 2010 СПС КонсультантПлюс.

Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008.

Конституционное право Российской Федерации. Под ред. д.ю.н., проф. Н.В. Витрука. М., 2010

* Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.

Муниципальное право России: Учеб. / Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. М., 2005.

* Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

Закон Краснодарского края от 07.06.2004 N 717-КЗ (ред. от 07.06.2011) "О местном самоуправлении в Краснодарском крае"//Кубанские новости. № 102, 26.06.2004. СПС Консультант Плюс.

Закон Республики Адыгея от 31.03.2005 N 294 (ред. от 08.08.2011) "О местном самоуправлении" //Собрание законодательства Республики Адыгея. № 3, март, 2005. СПС Консультант Плюс.

Решение городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п.6 "О принятии Устава муниципального образования город Краснодар" //Краснодарские известия.№ 89. 09.06.2011. СПС Консультант Плюс.

Научная и учебная литература

* Антонова Н.А.Некоторые проблемы правового регулирования участия населения в осуществлении муниципального правотворчества // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 1. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Антонова Н.А. Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? // Юридический мир. 2009. № 7 Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Бабичев И.В. Основания российского муниципализма и его принципы
// Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Брежнев О.В. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы применения, тенденции развития, перспективы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Джагарян А.А. Муниципальная демократия: личностный подход // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Колосов Н.В. Государственно-правовая политика субъектов РФ в области местного самоуправления: современное состояние и некоторые направления дальнейшего осуществления // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления в России: теоретические основы. М., 2004.

* Султанов Е.Б. Иерархия конституционных принципов местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Шугрина Е.С. Итоги муниципальной реформы: взгляд юристов и экономистов // Журнал российского права. 2010. № 11. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень. М., 2007.

Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления. М., 2009.

Ресурсы сети Интернет

1. Сервер информационной поддержки «Реформа местного самоуправления». Режим доступа: www.mcpl.ru.

2.Сайт Центра правовой поддержки местного самоуправления. Режим доступа: www.lgsl.ru.

3. Электронный журнал для государственных и муниципальных служащих «Энциклопедия местного самоуправления». Режим доступа: www.rels.obninsk.com.

Тема №23. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Семинарское занятие – 2 часа

Форма проведения занятия: «круглый стол».

Вопросы для обсуждения

1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти Российской Федерации.

2. Судебная система в России: федеральные суды и суды субъектов.

3. Конституционный суд Российской Федерации.

4. Система органов прокуратуры в Российской Федерации.

Примерная тематика сообщений

Сообщения по первому вопросу:

1. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации.

2. Взаимоотношения судов с органами законодательной и исполнительной власти.

3. Судейское сообщество и его органы.

Сообщения по второму вопросу:

1. Судебная система Российской Федерации: конституционно-правовые основы.

2. Конституционные принципы организации правосудия в Российской Федерации.

3. Судебная власть в субъектах Российской Федерации.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: понятие и компетенция.

5. Конституционно-правовой статус мировых судей.

6. Конституционные принципы функционирования правосудия в Российской Федерации.

7. Независимость и неприкосновенность судей: проблемы теории и практики.

8. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий судей, председателей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

9.Конституционно-правовые основы участия граждан в отправлении правосудия.

Сообщения по третьему вопросу:

1. Конституционная законность: понятие и содержание. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении реализации Конституции России.

2. История становления института конституционного контроля в России.

3. Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации и организация его деятельности.

4. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Особенности статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.

7. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании отечественной конституционной доктрины.

Сообщения по четвертому вопросу:

1. Система и структура органов прокуратуры в Российской Федерации. Порядок их формирования.

2. Функции органов прокуратуры. Осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

3. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона.

4. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

5. Международное сотрудничество.

6. Правовой статус Генерального прокурора Российской Федерации.

Темы для докладов:

1. «Один в поле воин»? Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Судебно-правовая реформа в современной России: основные итоги и перспективы.

Методические указания

Занятие в форме «круглый стол» проводиться при наличии многообразия точек зрения специалистов по указанной теме. Для проведения этого занятия вопросы, выносимые на семинар, делятся на несколько подвопросов, которые заранее распределяются между студентами для подготовки небольших сообщений. Семинарское занятие построено на принципе активного обсуждения участниками заранее подготовленных докладов.

Во время самостоятельной подготовки студенты должны изучить рекомендованную литературу. Участники семинара могут задать 4-5 вопросов докладчику, высказать альтернативные идеи по существу рассматриваемого вопроса, попросить докладчика дать свой комментарий по поводу различных позиций, существующих в научной литературе по теме доклада.

Список рекомендуемой литературы по теме:

Основная литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12. 1996 г. №1-ФКЗ (в ред. от 09.11.2009г.) // СЗ РФ. 1997. №1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999г. №1-ФКЗ (в ред. от 27.12.2009 г.)// СЗ РФ. 1999. №26. Ст.3170; 2006. №50. Ст.5277.

Федеральный конституционный закон «О Дисциплинарном судебном присутствии» от 09.11.2009 г. 4-ФКЗ // Российская газета. 11.11.2009 г.

Федеральный конституционный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.)// СЗ РФ. 2004. №34. Ст.3528; 2008. №52. Ст. 6220; 2009. №48. Ст.5721.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от21.07.1994 г. №1-ФКЗ (ред. от 02.06. 2009 г.)// СЗ РФ. 1994. № 9. Ст. 372.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04. 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2009 г.)// Ведомости. 1995. №14. Ст.520.

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.08. 2004 г. №30-ФЗ (ред. от 24.07. 2009 г.)// СЗ РФ. 2004. №33. Ст.3369.

Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01. 1998 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г. // СЗ РФ. 1998. №2. Ст.223.

Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06. 1992 г. № 3132-1 (ред. от 27. 09.2009 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1992. №20. Ст.1792; Консультант плюс.

Федеральный закон «О третейских судах Российской Федерации» от 24.07. 2002 г. №102-ФЗ// Российская газета.27.07.2002.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ (ред. от 22.07.2008 г.) // СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270.

Официальные акты высших судебных органов:

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 5, пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В.Н. Рагозина» от 24.03.2009 г. № 6-П // Российская газета. 3.04.2009г.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21.07. 1995 г. №1090 -1 ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в РФ» и от 11.10. 1996 г. «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Ведомости Конституционного Суда. 1998. №6

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6.04. 2006 г. №3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда // СЗ РФ. 2006. №16. Ст. 1775

Научная и учебная литература

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М.: Норма, 2010. Т. 1. – 864 с.; Т. 2. – 928 с.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации»
(постатейный) // «Проспект», 2010 СПС КонсультантПлюс.

Конституционное право Российской Федерации. Под ред. д.ю.н., проф. Н.В. Витрука. М., 2010

* Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.

* Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учеб. пособие. М:, 1998.

* Нарутто С.В. Российская модель конституционного правосудия в контексте межцивилизационного диалога // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 20. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Ишеков К.А.Конституционные (уставные) суды и мировые судьи: сравнительный анализ региональной принадлежности //Мировой судья. 2011. № 4. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Кузьмин А.Г. О конституционно-правовом статусе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 9. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000.

Дополнительная литература

Нормативные правовые акты

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01. 2008 г. №2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08. 2004 г. №122 –ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и у тратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета. 13.02. 2008 г.

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 1.03. 1995 г. // Сборник конституционно-правовых актов. Т.2. Сост. Н.А. Михалева. М., 1998.

Научная и учебная литература

* Анишина В.И. Дискреционные полномочия судов как гарантия самостоятельности и эффективности судебной власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти: понятие, сущность и система //Мировой судья. 2006. № 4. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Анишина В.И. Постановления Пленумов высших судов Российской Федерации: правовая природа, место и роль в правовой системе // Российский судья. 2008. № 5. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Анишина В.И. Судебный запрос в конституционном судопроизводстве. М., 2002.

* Брежнев О.В. Неприкосновенность судей Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Право и политика. 2010. № 8. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1999-2001): Очерки теории и практики. М., 2001.

Витрук Н.В. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по постановленному вопросу (постановленным вопросам) референдума // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 2. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Дудко И.А., Кряжкова О.Н. Содержание принципа единства судебной системы Российской Федерации // Российская юстиция. 2011. № 2. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Дорошков В.В. Мировая юстиция как конституционная ценность и перспективы ее развития // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы международной научной конференции. Под ред. проф. Н.В. Витрука и проф. Л.А. Нудненко. Т.2 М., 2009. С. 252-264.

* Дюкова Е.А., Чепурнова Н.М. Судебный контроль как вид контрольной деятельности государства // Российский судья. 2007. № 10. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Ермошин Г.Т. Конституционно-правовые категории «суд» и «судья» в контексте самостоятельности и независимости судебной власти// Право и политика. 2010. № 8. С. 300-309

* Заболотских Е.М., Опалев Ю.М. Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации: быть или не быть? // Российская юстиция. 2010. № 12.Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

* Колесников Е.В. Судебное нормотворчество: теория и практика // Российская юстиция. 2010. № 2. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. М.: Формула права, 2008.

Ледях И.А. Конституционный контроль // Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 294 - 319.

Малюшин А.А. Правотворческие функции конституционного правосудия в Российской Федерации. М.: ИГ "Юрист", 2008.

Митюков М.А. О некоторых актуальных вопросах конституционного правосудия// Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. С.226-238.

Несмеянова С.Э. Конституционный Суд - главный «хранитель» Конституции Российской Федерации// Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. С. 189-197.

* Павликов С.Г. Конституционное регулирование организации судебной власти: пробел в праве или оптимальная модель // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 4. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Переплеснина Е.М. Некоторые проблемы совершенствования системы конституционного правосудия в Российской Федерации //Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. С. 239-242

Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. М., 2000. №1

Петрова С.М. Актуальное исследование проблем социально-правовой защиты судей // Российская юстиция. 2011. № 1. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Татаринов С.А. К вопросу о разграничении компетенции между Конституционным Судом Российской Федерации и судами общей и арбитражной юрисдикции в сфере осуществления нормоконтроля //Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. М., 243- 251

Умнова (Конюхова) И.А. Федерализм и конституционное правосудие в России. М., 1999.

Ресурсы сети Интернет

1. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации.

Режим доступа: www.ksrf.ru.

2. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. Режим

доступа: www.supcourt.ru.

3. Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Фе-

дерации. Режим доступа: www.arbitr.ru.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Юрист должен уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, а этому можно научиться только в совокупности изучая теоретический материал и выполняя практические задания. К числу основных организационных форм обучения по курсу «Конституционное право России» относятся: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная подготовка.

При изучении всех тем следует использовать не только материал рекомендованных учебников, но и нормативные источники, а также монографии и проблемные научные статьи. Чтобы научиться разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом, вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, студентам следует уделять внимание изучению судебной практики.

В разделе литература настоящего учебно-методического комплекса приведен перечень рекомендованной литературы ко всем разделам и темам курса. После каждой темы практических занятий предлагается список литературы, которую необходимо изучить по данной теме и большая часть из которых, имеется в библиотеке Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО РАП.

Изучение темы начинается с внимательного прослушивания и конспектирования лекции. Все другие формы учебных занятий – семинары, контрольные работы, курсовое и дипломное проектирование, консультации, зачеты и экзамены – связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.

Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции.

Следует помнить, что лекция не может быть заменена никаким учебником и иным материалом. Лекция предполагает доведение самых последних данных науки, порой даже неопубликованных, но известных преподавателю. Но и это не главное. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами оживляют положения учебника, научных публикаций, делают их интереснее, понятнее, привлекательнее и убедительнее. В лекции преподаватель может оперировать фактами из жизни, личным пониманием и отношением к излагаемому, наука «оживает» в речи преподавателя, предстает в эмоциональном и доступном виде. Кроме того, лекция предполагает вопросы со стороны студентов, объяснение сложных для первичного восприятия проблем. Живое общение не может заменить текст.

В структуре лекции выделяют три части: введение, основное содержание и заключение.

Во введении устанавливается связь темы с пройденным материалом, определяются цели, задачи лекции, формулируется план лекции. Список информационных источников можно предложить во введении, а можно представить в конце лекции. Лектор должен быть краток и выразителен. На введение отводится 5–8 минут.

В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория вопроса. По возможности излагаются различные точки зрения. Представляются оценочные суждения лектора. Формулируются выводы после каждой логической части.

В третьей части лекции – заключении – делаются обобщения и выводы в целом по теме. Идет презентация будущего лекционного материала. Преподаватель определяет направления самостоятельной работы студентов.

Семинар – это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образовательных продуктов. В ходе практического занятия студент закрепляет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельности при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.

Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:

- персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нэтбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства)

- справочно-поисковых систем «Консультант плюс» или «Гарант»,

- интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).

Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:

- решение задач;

- обсуждение проблемных вопросов или подготовленных докладов;

- составление документов;

- поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

- моделирование ситуаций практической действительности.

В учебном процессе семинар выполняет определенные функции, прежде всего – познавательную. Он ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется самопознание человека, деятельностное отношение к природному и социальному миру, его преобразование. На семинаре студент получает дополнительную информацию, углубляет, систематизирует, обобщает материал, учится вырабатывать ценностные суждения об идеях, решениях.

Еще одна функция семинара – контрольная. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентами.

Форму проведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта слушателей.

Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.

Посредством опроса обогащается язык, развивается речь, мышление, способность к анализу, обобщениям, оцениванию. Опрос позволяет регулировать усвоение учебного материала, подготавливает почву для последующего восприятия знаний. Преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.

Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа учащихся по дидактической сути представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку студентов. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя.

Значимость самостоятельной работы возрастает. Постоянно растет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. Происходит не только ускоренный рост информации, но и качественное ее изменение. Преподаватель, отслеживая новые знания на рынке книжной продукции, выбирает и рекомендует обучаемым издания как в рамках учебного курса, так и для общего интеллектуального развития. Преподаватель совместно со студентами создает из отдельных элементов систему знаний по учебной дисциплине, привлекая по возможности информацию по другим смежным дисциплинам.

Основными видами самостоятельной работы являются:

1) самостоятельная работа с литературой;

2) подготовка к семинарам, зачетам и экзаменам;

3) подготовка курсовых и контрольных работ;

4) подготовка научных докладов для студенческих конференций.

Студентам по каждой теме может быть рекомендован следующий общий методический план работы:

1. Прежде всего, необходимо познакомиться с методическими указаниями, составить календарный план работы по теме, подготовить все необходимые дидактические и технические средства.

2. Подготовка к лекции – изучается план предстоящей лекции, т.е. выносимые на нее вопросы (на основе программы курса); проводится ознакомление с основными положениями лекции, уясняются ее главные мысли; в библиотеке подбирается рекомендованная литература. На проведение этой работы рекомендуется выделить до 40 минут учебного времени, выполнять ее за 1-2 дня до чтения лекции по расписанию.

3. Работа на лекции заключается в том, чтобы внимательно следить за рассуждениями лектора, сверяя их со своими представлениями, сформированными в ходе подготовки к лекции, разрешить имеющиеся вопросы, сформулировать новые, наконец, составить конспект основных положений и идей, рассмотренных на лекции.

4. Работа над лекционным материалом – должна проводиться в часы самостоятельной подготовки, желательно в день чтения лекции. В ходе этой работы студентам рекомендуется проработать конспект лекции, основную литературу, выполнить задания, предусмотренные для самостоятельной работы, убедиться в том, что они владеют основными теоретическими положениями изучаемой темы, наметить вопросы, требующие обсуждения консультационным путем с преподавателем.

5. Подготовка и работа на семинарских занятиях состоит в том, что изучается план семинара, готовится краткий рабочий конспект ответа на каждый вопрос данного плана, намечаются проблемы, требующие более конкретного рассмотрения на занятии или уточнения в соответствии с конкретными вопросами, возникшими в ходе изучения рекомендованной литературы. На подготовку к семинару рекомендуется выделить 90 минут рабочего времени, разбив его на две самостоятельные части: первую часть следует проводить непосредственно после ответов на вопросы самоконтроля, вторую – накануне семинара. На семинаре необходимо работать, вникая в разворачивающуюся дискуссию, разрешать намеченные вопросы, вести конспект выводов по рассматриваемым вопросам.

6. Подготовка и работа на практическом занятии ведется в следующем порядке: прежде всего, следует ознакомиться с содержанием, задачами предстоящего практического занятия, затем обязательно выделить время для предварительных тренировок по выполнению каждого из предусмотренных практических занятий. В ходе выполнения основного задания под руководством преподавателя необходимо выполнить все промежуточные задания, а в часы самоподготовки нужно произвести окончательное оформление полученных результатов.

7. По окончании учебного семестра следует обязательно ответить на вопросы самоконтроля по каждому разделу изучаемой дисциплины и выполнить контрольные работы, оформив результаты в соответствии с предъявляемыми требованиями. Варианты, требования и методические рекомендации по написанию контрольных работ приводятся ниже.

8. Курсовая работа по изучаемой дисциплине выполняется по выбору студентов в соответствии с рабочим учебным планом заочной формы обучения. Темы, требования и методические рекомендации по написанию курсовых работ приводятся ниже.

9. Экзамен проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена определяется кафедрой. Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Методические рекомендации для написания контрольных работ студентам заочной формы обучения.

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обу­чения выполняют две домашние письменные контрольные работы по курсу «Конституционное право России». Этот вид учебной работы представляет собой форму письменной про­верки знаний, практических навыков студента по изучению части курса Конституционного права России.

При выполнении контрольного задания необходимо, прежде всего, ознакомиться с рабочей программой курса, усвоить соответствующие разделы учебника, подобрать и изучить относящиеся к заданию нормативно-правовые акты и рекомендуемую литературу, проанализировать суть и содержание постав­ленных вопросов и сформулировать письменный ответ. Ответ должен быть не только правильным по существу, достаточно полным, но, в то же время, кратким.

При изучении литературы студенту следует иметь в виду, что в законодательстве за последние годы произошли различные изменения, которые могут быть, и не отражены в используемой литературе.

Первое задание в контрольной работе – теоретический вопрос, второе и третье задания – практические.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена. Объем контрольной работы должен быть не менее 20 страниц ученической тетради. На ее обложке указывается название предмета, фамилия, имя, отчество студента, курс, номер учебной группы, номер варианта задания. На первой странице после названия вопросов должен следовать план работы. Каждая страница нумеруется и имеет поля для замечаний преподавателя. В конце работы приводится список использованных нормативных правовых актов и литературы, с указанием места их официального опубликования. При цитировании авторов должны быть точные ссылки на источники. Например: [1, с. 342], где 1 – порядковый номер автора, стоящий в списке использованной литературы, а с. 342 – номер страницы текста. Завершенная контрольная работа подписывается автором.

Домашняя контрольная работа должна быть выполнена и направлена на рецензирование в срок, предусмотренный рабочим учебным планом. Если контрольная работа не зачтена, студент выполняет ее вторично по тому же варианту с учетом замечаний преподавателя и направляет в учебное заведение вместе с рецензией



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.113 с.)