Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеративное устройство Российского государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеративное устройство России 1.Понятие и формы государственно-территориального устройства. 2.Унитарное государство: понятие, государственно-правовые признаки. 3.Федеративное государство: понятие, признаки, виды федеративных государств. Конфедерация. 4.Автономия: понятие и виды. 5.Становление и развитие Российской Федерации как федеративного государства. 5.1. История развития федерализма в советский период. 5.2. Современная российская концепция федерализма. 6. Предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ. 7. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России. 8.Национальная государственность и критерии выбора ее форм. Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в РФ.
Статья первая Конституции Российской Федерации закрепляет федеративную форму государственного устройства в Российской Федерации. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из множества государственных образований, обладающих определенной степенью политической самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство призвано обеспечить хозяйственное и политическое единство страны с большой территорией и разобщенными районами. Оно успешно сочетает в себе преимущества государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов, служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника - волеизъявления всех ее граждан с одной стороны, и государств членов – с другой[1]. Федеративная форма государственно-территориального устройства обусловливает многие принципиальные особенности существования России. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов, имеющих различные наименования: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Каждый субъект Российской Федерации индивидуален, имеет экономические, национальные, религиозные, демографические, климатические и другие особенности, которые необходимо принимать во внимание при организации взаимодействия с федеральным центром и другими субъектами. Вместе с тем, ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает равноправие субъектов Российской Федерации. Это означает, что в Российской Федерации не может быть каких-либо привилегированных субъектов. Равноправие субъектов проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации[2]. Вместе с тем, несмотря на закрепление в Конституции Российской Федерации равноправия субъектов, субъекты Российской Федерации не могут обладать полностью одинаковыми полномочиями. Прежде всего, субъекты Российской Федерации различаются по принципам формирования. Часть из них образовано по национальному, а часть по территориальному принципу. К национально-государственному типу можно отнести республики в составе Российской Федерации и автономные единицы - автономная область и автономный округ (национально-государственные образования), а к территориально-государственному типу - края, области, города федерального значения. Все субъекты равноправны с федеральным центром, они имеют одинаковый правовой статус вне зависимости от их государственно-правовой природы, они обладают одинаковым объемом прав и обязанностей, одинаковыми предметами совместного ведения но в то же время некоторые из них имеют или могут иметь дополнительные права и обязанности, а также могут отличаться большим разнообразием по многим объективным причинам[3]. Имеются объективные различия, которые влияют на взаимоотношения с федеральным центром. В основе российской модели федерализма лежат следующие принципы: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Особенность федеративных, в отличие от унитарных государств состоит в том, что кроме горизонтального разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, существует и вертикальное деление между федеральным уровнем государственной власти и уровнем власти субъектов Российской Федерации. Поэтому, как отмечает К.С. Гаджиев, самой сложной и запутанной из всех проблем, связанных с федерализмом является проблема суверенитета[4]. Обладают ли суверенитетом субъекты в составе Федерации? По этому вопросу существует две позиции. Сторонники одной точки зрения считают, что субъекты Федерации не могут обладать суверенитетом, поскольку не может быть государства в государстве. Сторонники второй точки зрения считают, что каждый субъект Федерации сохраняет политико-правовое качество суверенной государственности, хотя его суверенитет и ограничивается в рамках переданных федеративным органам компетенции. Конституция Российской Федерации закрепляет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на «государственной целостности», которая включает в себя единство территории, государственного суверенитета, экономического и правового пространства. Говоря о территориальной целостности федеративного государства, подразумевают единство его границ и целостность общества, живущего на его территории. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции образуется из территорий субъектов Федерации, внутренних вод, территориального моря, воздушного пространства над ними, но это не просто сумма территорий, а «определенная федеральная целостность»[5]. Сам факт конституционного определения территории государства — существенная гарантия его целостности, ибо для изменения территории необходимо изменение самой Конституции.
Очень важной гарантией территориальной целостности Российской Федерации является отсутствие в Конституции предписания, предусматривающего право на сецессию, т.е. на односторонний выход субъектов из состава Федерации. Государственным суверенитетом обладает лишь Федерация. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подтверждал данное положение. Так, в Определении от 27 июня 2000 г.[6] Конституционный Суд указал, что суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета субъектов в составе Российской Федерации. Другой важной гарантией государственной целостности является то, что конституционные предписания относят внешнеполитическую, экономическую деятельность и таможенное дело исключительно к предметам ведения Федерации. Государственная целостность предполагает наличие единого экономического пространства, единой денежной, финансовой, налоговой и кредитной системы, запрещение всяких таможенных барьеров между субъектами Российской Федерации. Залогом территориального единства федерации является также целостность общества, живущего на ее территории. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства и наличием общего языка общения. Наряду с этим республики, входящие в состав Российской Федерации также имеют свое гражданство. В России гарантируется юридическое равенство всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания. Единство правового пространства предполагает, что на всей территории Российской Федерации действуют Конституция и законы Российской Федерации. Конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральному законодательству. Российская Федерация основана на принципе единства системы государственной власти. Конституция закрепляет положение о том, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с тем, существует ряд факторов, влияющих на организацию государственной власти субъектов Российской Федерации. Прежде всего, организация государственной власти в субъектах Российской Федерации должна соответствовать основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (это такие принципы как республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и др.). Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[7] развивает данные конституционные положения. Этим законом устанавливается система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, основные принципы деятельности, основные полномочия и принципы избрания, порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок принятия и обнародования нормативных правовых актов, функции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), порядок досрочного прекращения его полномочий, основы деятельности и основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Самостоятельность субъектов Федерации проявляется при этом лишь в конкретизации отдельных положений этого закона. Закон предусматривает меры по обеспечению соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, и предусматривает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, единство системы государственной власти в условиях Федерации, где существует государственная власть Федерации и государственная власть ее субъектов, предполагает иерархию властей. Государственная власть Федерации представляет народ всего сообщества, государственная власть субъекта – это власть части народа на ее территории. Первая суверенна, вторая – нет. Федеральная государственная власть ограничена только теми полномочиями, которые федеральная конституция закрепляет за субъектами, государственная власть субъектов ограниченная и подчинена государственной власти. Отсюда проистекает принцип верховенства федерального права и возможность федерального принуждения в отношении субъектов[8]. Важное значение имеет ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации, которая содержит положение о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, принцип единства государственной власти требует, чтобы система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливалась в соответствии с положениями, принятыми Федерацией. Такая позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 января 1996 г[9]. Разделение компетенции между Российской Федерации и ее субъектами - один из важнейших принципов российского федерализма. Ст. ст. 71, 72, 73, 76 Основного Закона содержат основы разделения законодательной компетенции Федерации и ее субъектов. Важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительного ведения Федерации. Отнесение этих вопросов к ведению Федерации означает, что только органы государственной власти Федерации могут осуществлять по этим вопросам детальное правое регулирование, принимая федеральные конституционные и федеральные законы. Субъекты Федерации действуют в рамках четко предписанных им федеральными органами полномочий и могут принимать лишь детализирующие законы. Предметы ведения Российской Федерации закреплены в ст. 71 Конституции Российской Федерации, включающей в себя 18 пунктов. Эти положения можно классифицировать на семь групп: вопросы государственного строительства, регулирования экономики и социальных отношений, внешних сношений, обороны и охраны границы, создания правоохранительных органов и правовой системы, метеорологии и статистической отчетности, государственных наград и почетных званий Российской Федерации, Существуют и другие классификации[10]. Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов предполагает решение вопросов отнесенных к данной сфере совместно Федерацией и субъектами. По данным вопросам принимаются федеральные законы, а также в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституционный механизм реализации совместного ведения не предполагает разделение предмета, совместного ведения, а устанавливает разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами при реализации того или иного предмета совместного ведения. Совместное ведение выступает так же, как и совместная деятельность в сфере реализации полномочий и взаимная ответственность за их надлежащую реализацию. Таким образом, при решении вопросов, относящихся к совместному ведению и Федерация и ее субъекты обладают определенными полномочиями[11]. Вне пределов федерального и совместного ведения, субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Сфера ведения субъекта Российской Федерации является исключительной. Вместе с тем, Федерация обладает правом принятия решений в сфере ведения субъектов Российской Федерации. Однако подобные федеральные акты обладают меньшей юридической силой, чем акты субъектов Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.218 (0.011 с.) |