Совет Федерации: порядок формирования, организация работы, компетенция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совет Федерации: порядок формирования, организация работы, компетенция.



113 ФЗ «О порядке формирования, организации работы ФС»

Входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и от исполнительного органов. Представитель избирается на срок действия законодательного органа. Если двухпалатный, то поочередно, на половину срока. От исполнительной назначается главой (+ 2/3 согласия законодательного).

10 необходимо проживать в субъекте. В трех месячный срок после формирования органов, должен быть избран.

Полномочия:

1) утверждение границ субъектов

2) утверждение указа о военном положении

3) утверждение о ЧП

4) об использовании ВС

5) назначение выборов Президента

6) отрешение Президента

7) назначение судей Конституционного суда, ВС, ВАС

8) назначение/освобождение Генерального прокурора, заместителя Председателя счетной палаты и половины аудиторов.

Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ в основном определяется ее Регламентом (утверждается постановлением Совета Федерации).

Совет Федерации работает отдельно от Государственной Думы, вместе палаты Федерального Собрания РФ собираются для заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

По общему правилу заседания Совета Федерации являются открытыми, по решению палаты заседание Совета Федерации может быть проведено и в закрытом режиме (также возможно закрытое заседание комитета и комиссии Совета Федерации).

Первое заседание Совета Федерации (до избрания Председателя Совета Федерации) открывает и ведет старейший по возрасту член Совета Федерации. По общему правилу заседание Совета Федерации ведет Председатель Совета Федерации либо его заместитель (избираемые Советом Федерации из своего состава).

В Совете Федерации создается Совет палаты (в состав которого входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации). Совет палаты занимается организацией деятельности Совета Федерации.

В Совете Федерации из числа членов верхней палаты создаются комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии. Эти органы занимаются, в частности, разработкой и предварительным рассмотрением законопроектов, вносимых Советом Федерации в порядке законодательной инициативы, осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой ФЗ, переданным в Совет Федерации для получения одобрения верхней палаты Федерального Собрания РФ.

Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации присутствующих членов палаты (их должно быть более половины от общего числа членов Совета Федерации). В случае грубости председательствующий может предупредить выступающего, в случае повторного нарушения – лишить слова на весь день заседания Совета Федерации, он же следит за соблюдением ограничений по времени, установленных Регламентом Совета Федерации.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации (в приведенном порядке) подлежат: послания и обращения Президента РФ; проекты актов Совета Федерации по вопросам ведения палаты; проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, одобренные Государственной Думой; ФЗ, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совет Федерации; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов Совета Федерации в КС РФ.

По каждому вопросу повестки дня заседания Совета Федерации сначала заслушивается доклад, потом ведутся прения.

Рассмотрение вопросов на заседании Совета Федерации завершается принятием решения путем голосования. Голосование может быть открытым (в том числе поименным) либо тайным, может осуществляться как с использованием электронной системы подсчета голосов (как открытое, так и тайное), так и без такового (в том числе с использованием бюллетеней).

Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом палаты (напр., для повторного принятия отклоненного Президентом РФ ФЗ, принятого Федеральным Собранием РФ, необходимо квалифицированное большинство в 2/3 голосов членов Совета Федерации). По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании.

 

Совет Федерации

Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ­екта РФ. Поскольку в составе Российской Федерации находят­ся 83 субъекта, всего членов Совета Федерации — 166.

Наличие Совета Федерации и способ его формирования (ст. 95 Конституции), обусловлены федера­тивным характером государственного устройства России.

По Федеральному закону членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в орга­ны государственной власти.

Член Совета Федерации — представитель от законода­тельного (представительного) органа государственной вла­сти субъекта РФ, который избирается соответствующим законодательным органом субъекта на срок полномочий этого органа, а при формировании органа субъекта путем ротации — на срок полномочий однократно избранных де­путатов этого органа. Член Совета Федерации — предста­витель от двухпалатного законодательного органа субъекта избирается поочередно от каждой палаты на половину сро­ка полномочий соответствующей палаты. Право выдвиже­ния кандидатуры для избрания принадлежит председателю или группе депутатов не менее одной трети от общего числа депутатов.

Представитель от исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Это решение в форме ука­за (постановления) в трехдневный срок направляется в за­конодательный орган субъекта, вступает в силу, если две трети от общего числа депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть пре­кращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти в том же порядке, в котором осу­ществляется его избрание (назначение).

Полномочия Совета Федерации закреплены в гл. 5 Конституции, федеральных законах, Регламенте Совета Федерации и других актах. Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изме­нения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о вве­дении чрезвычайного положения; решение вопроса о воз­можности использования Вооруженных Сил РФ за преде­лами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Выс­шего Арбитражного судов РФ; назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации назначает на должность судей Эконо­мического Суда СНГ; рассматривает предложения Прези­дента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей от России в СНГ и его международных организациях.

Совет Федерации реализует свои полномочия путем принятия постановлений, которые принимаются большин­ством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Такой особый порядок предусмотрен, например, для принятия федеральных конституционных законов, приня­тия решения об отрешении Президента РФ от должности.

Совет Федерации принимает свой Регламент и само­стоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В Регламенте Совета Федерации детально урегулированы вопросы: создания и функционирования внутренних органов палаты, его аппарата; порядка прове­дения заседаний, формирования повестки дня, голосования и принятия решений и др.

Органы Совета Федерации. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Они избираются тайным голосованием с помощью бюлле­теней или с использованием электронной системы. Совет Федерации вправе принять решение об открытом голосо­вании.

Председатель Совета Федерации и его заместители не мо­гут быть представителями от одного субъекта РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа чле­нов палаты, которые являются постоянно действующими органами палаты. К их полномочиям относятся: подго­товка заключений по законопроектам, одобренным Госу­дарственной Думой; разработка собственных законопро­ектов и их предварительное рассмотрение; организация парламентских слушаний и др. Регламент Совета Феде­рации определяет перечень и полномочия комитетов Со­вета Федерации.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и вре­менные комиссии. К постоянным относится, например, Комиссия по регламенту и парламентским процедурам. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и на определенный срок.

Непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляется его аппаратом, который состо­ит из Секретариата Председателя, секретариатов замести­телей, подразделений правового, информационного, анали­тического, организационного и других видов обеспечения.

 

Конституция Российской Федерации чётко разграничивает полномочия и предметы ведения между Советом Федерации и Государственной Думой.

к ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, однако решение по этому вопросу, как видно из содержания ч. З ст. 67, можно принимать только при наличии взаимной согласия субъектов Российской Федерации.

При утверждении Указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения, надо иметь в виду, что Президент при введении на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военного или чрезвычайного положения обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Данные правовые нормы служат гарантией обеспечения интересов и статуса субъектов Российской Федерации.

В ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил за пределами территории Российской Федерации. Это право тесно связано с полномочиями Президента определять основные направления внешней политики государства.

К исключительной компетенции Совета Федерации относится назначение выборов Президента. Выборы назначаются по истечении сроков полномочий Президента Российской Федерации и являются в силу этого очередными. При досрочном прекращении полномочий Президента (в случае его отставки, стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности) выборы Президента должны состояться не позднее трёх месяцев с момента прекращения полномочий.

Одним из наиболее важных полномочий Совета Федерации является решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности. Такое Решение может быть принято Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой Российской Федерации обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. ст. 93 Конституции Российской Федерации.

К ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей К Суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда, а также назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Кроме названных выше полномочий Совет Федерации участвует в формировании состава Счётной палаты: назначает на должность и освобождает от должности половину состава её аудиторов и заместителя Председателя Счётной палаты.

В Конституции Российской Федерации предусмотрены правовые акты, которые по вопросам своей компетенции принимает Совет Федерации. Их перечень приведён в ч.1 ст. 102. Конституцией установлено, что такие постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решения не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. В то же время для принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности необходимо не менее 2/3 голосов от общего числа его членов, а для одобрения федерального конституционного закона требуется не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

 

Образование в составе Российской Федерации новых субъектов РФ, изменение границ между субъектами РФ.

1. в связи с образованием в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65);

2. в связи с изменением статуса каким-либо субъектом. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ независимо от принадлежности к тому или иному виду равноправны, однако Основной Закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектом РФ влечет и изменение состава Российской Федерации при прежнем количественном наборе субъектов РФ.

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ. В целях исключения правового вакуума соответствующий механизм должен быть закреплен, хотя возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта представляется в целом гипотетической (схема 9). В то же время полностью исключать подобную ситуацию нельзя: интеграционные процессы с Беларусью, в частности, порождают в том числе предложение об объединении России и Беларуси в одно государство путем постепенного включения в состав России белорусских областей, начиная с восточных; высказывались просьбы, находящие поддержку среди ряда российских политиков, о присоединении к России Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма и т. д.

Схема 9. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ.

Принятие в состав России нового субъекта РФ возможно только на добровольной основе, при этом в состав Российской Федерации может быть принято как иностранное государство, так и его часть. В основе такого решения, оформляемого принятием специального федерального конституционного закона, должен лежать в том числе и международный договор с данным государством, заключаемый исключительно по инициативе последнего. В целях постепенного интегрирования нового субъекта в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти международным договором может устанавливаться переходный период.

Реализации полномочия Президента РФ по заключению международных договоров в данной ситуации предшествует обязательное уведомление обеих палат российского парламента и Правительства РФ о поступившем предложении заключить соответствующий договор и проведение при необходимости с ними консультаций, а также обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности подписанного договора. Ратификация заключенного международного договора (при условии положительного решения Конституционного Суда РФ) осуществляется в Федеральном Собрании одновременно с принятием федерального конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта, в котором определяются отправные моменты его статуса (наименование, границы, особенности и сроки переходного периода и др.).

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта представляется более реальной ситуацией; кроме того, тенденция укрупнения российских регионов перестала быть прогнозируемой – в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 № 1-ФКЗ в составе Российской Федерации образован новый субъект РФ (Пермский край) в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (новый субъект РФ считается образованным с 1 декабря 2005 г., при этом со дня образования Пермского края предусмотрено действие переходного периода (но не позднее 31 января 2007 г.), в течение которого осуществляется формирование органов государственной власти края и завершение урегулирования иных вопросов). Аналогичные (объединительные) процессы начинаются в отношениях между Красноярским краем и входящими в его состав Таймырским и Эвенкийским автономными округами, Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Высказывались предложения об объединении нескольких субъектов РФ в один (Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тюменской области и Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Алтайского края и Республики Алтай., Чеченской Республики и Республики Ингушетия, семи дальневосточных территорий – Амурской, Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев и Еврейской автономной области – в одну Дальневосточную губернию), об образовании Уральской республики на основе Свердловской, Челябинской и Курганской областей, о возвращении в состав Хабаровского края Еврейской автономной области, вышедшей из его состава в начале 1990-х гг., и т. д.

В настоящее время закон закрепляет механизм образования нового субъекта РФ лишь в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. При этом образование нового субъекта РФ может повлечь за собой прекращение существования всех или отдельных объединяющихся субъектов РФ, т. е. возможны ситуации так называемого поглощения одним субъектом другого, присоединения одного к другому (схема 10).

Схема 10. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта РФ.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта возможно только на добровольной основе, по инициативе заинтересованных субъектов РФ (т. е. субъектов, на территории которых образуется новый субъект), проявляемой исключительно путем проведения региональных референдумов в этих субъектах РФ. Соответствующее предложение направляется Президенту РФ, который уведомляет о нем палаты Федерального Собрания РФ и Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта РФ оформляется принятием специального федерального конституционного закона, проект которого вносится в Государственную Думу Президентом РФ в случае положительных результатов референдумов во всех заинтересованных субъектах РФ. Если результаты референдума хотя бы в одном субъекте окажутся отрицательными, то повторное проведение референдумов по этому вопросу во всех регионах возможно не ранее чем через год. В таком законе наряду с общими началами статуса нового субъекта РФ определяются и вопросы переходного характера: правопреемства, урегулирования имущественных отношений (включая изменения в закон о федеральном бюджете), функционирования различных органов государственной власти, действия принятых ранее правовых актов и т. д. Изменение статуса субъектом РФ возможно также на основании процедуры, предусмотренной федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Однако такой закон пока не принят, хотя необходимость его принятия очевидна: фактические различия в правовом статусе субъектов РФ предполагают возможность (а зачастую и стремление) изменения (прежде всего повышения) своего статуса некоторыми субъектами РФ (преобразования Калининградской области в Балтийскую Республику, Свердловской области в Уральскую Республику, Еврейской автономной области в Еврейскую (Биробиджанскую) область и т. п.)

Во всех случаях изменения состава Российской Федерации должны быть внесены изменения в ст. 65 Конституции РФ на основании соответствующего федерального конституционного закона (ст. 137 Конституции). Но изменения в данную статью могут вноситься и при неизменности состава Российской Федерации – когда тот или иной субъект РФ изменит свое наименование. Подобные изменения в ст. 65 Конституции РФ уже вносились: с 1996 г. изменили свои наименования, в частности, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия – Алания, Чувашская Республика – Чувашия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Включение в таких случаях нового наименования субъекта РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения органов государственной власти соответствующего субъекта не означает изменения статуса субъектом РФ и состава Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.037 с.)