Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный статус Президента России.

Поиск

Президентская республика скорее. Контроль за формированием и деятельностью правительства. В России не является одновременно главой правительства. Президент имеет право направлять закон на новое обсуждение. Право роспуска законодательной палаты парламента. Определяет направление внутренней и внешней политики.

Гарант конституции, прав и свобод. Строго соответствует конституции. Право обращение в конституционный суд. Предложение от освобождении генерального прокурора. Послание президента. Законодательная инициатива. Влияние на формирование бюджета. Охрана суверенитета. Согласительные процедуры между субъектами. Влияние на кадровые вопросы.

Вопрос 2. Конституционно-правовой статус Президента РФ

 

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в Прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

Конституционный статус главы государства предполага­ет наличие специфических для этого органа прав и обязан­ностей во взаимодействии с другими властями, делающи­ми президента ключевой фигурой во властных структурах государства.

Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления вну­тренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Кон­ституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в слу­чае противоречия этих актов Конституции РФ и федераль­ным законам, международным обязательствам РФ или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделе­ние Президента РФ такими обширными полномочиями об­условлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особый статус главы государства проявляется в том, что он обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции), имеет свой штандарт, оригинал которого находится в его ка­бинете, а дубликат поднимается над его резиденцией, а так­же имеет такой символ, как Знак Президента РФ и специ­ально изготовленный официальный текст Конституции. Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

Описание штандарта (флага) Президента Российской Федерации, порядок его использования установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.

На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации Президент приносит присягу.

Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.

В соответствии с Конституцией (ст. 91) неприкосновенность Президент Рос­сии означает, что личность главы Российского государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, установленном за­коном порядке. Особенностью конституционного статуса главы государства Конституцией (ст. 92, 93) является осо­бый порядок прекращения его полномочий.

В Конституции Российской Федерации содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации (шестилетний срок), в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Обширные прерогативы главы государства можно под­разделить на следующие группы.

1. Полномочия по формированию и обеспечению нор­мального функционирования федеральных органов государ­ственной власти. В этой сфере Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председате­ля Правительства РФ, федеральных министров (по пред­ложению главы Правительства РФ), назначает выборы в Госдуму, а также распускает Госдуму в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности су­дей высших федеральных судебных органов России, а так­же кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

2. В правотворческой сфере Президент РФ активно ис­пользует право законодательной инициативы в Госдуме, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции), издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционно­сти отдельных федеральных законов и других актов.

3. В области внешней политики, обороны и национальной безопасности Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет пере­говоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и осво­бождает высшее командование Вооруженных сил РФ, объ­являет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопас­ности РФ, статус которого определяется Законом РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности». Этот орган осущест­вляет разработку предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участвует совместно с другими органами в выработке военной политики России.

Постоянные члены и члены Совета Безопасности назнача­ются Президентом РФ.

К этой группе примыкают полномочия по введению Президентом РФ на основе федеральных конституционных законов особых правовых режимов управления на всей тер­ритории государства или в отдельных местностях — воен­ного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере исполнительной власти. В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 г. с поправками, вне­сенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 г., Конституция РФ не называет Президента РФ главой испол­нительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение пол­номочий Президента РФ, уменьшение влияния на организа­цию деятельности исполнительной власти. На конституцион­ном уровне не закрепляется положение о том, что Президенту РФ принадлежит исполнительная власть. В ст. 110 Консти­туции РФ четко оговаривается, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. На практике Прези­дент РФ обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство РФ.

Объем полномочий главы государства в сфере исполни­тельной власти зависит от формы правления и политического режима конкретного государства. По конституционным пара­метрам Россия — полупрезидентская республика. Особенно­стью данной республики является стремление поставить гла­ву государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских респуб­лик (например, США) в России Президент, являясь главой государства, не является одновременно главой Правительства РФ. В силу этого Правительство РФ несет ответственность не только перед Президентом РФ, но и перед парламентом.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наделен весьма широкими полномочиями. Президент РФ руково­дит Правительством РФ при наличии главы Правительства РФ — Председателя. Президент РФ единолично формиру­ет федеральную исполнительную власть и руководит ею.

Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собранию, заявляет о сво­ей отставке в случае, если оно считает невозможным осущест­вление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

5. В сфере конкретизации статуса личности Президент РФ: решает вопросы российского гражданства и предостав­ления политического убежища, награждает государствен­ными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осущест­вляет помилование.

Особое значение имеет право Президента РФ использо­вать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Представляя Рос­сийскую Федерацию в отношениях с другими государства­ми, Президент РФ осуществляет руководство внешней по­литикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

По вопросам своей компетенции Президент РФ изда­ет указы и распоряжения. Указанные акты появились вместе с институтом пре­зидента — в июле 1991 г. Акты Президента РФ относятся к числу подзаконных правовых актов.

Указы Президента РФ по своей юридической силе бывают нормативными (т. е. имеющими общеобязательный характер и содержащими предписания общего характера) и индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение).

Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие (пр. - указ о введении чрезвычайного положения). Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Индивидуальные указы — это ре­шения Президента РФ, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения го­сударственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов феде­ральной исполнительной власти (пр. - о назначении руководителя того или иного ми­нистерства или ведомства).

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны на всей территории РФ. Это озна­чает, что они не могут не исполняться или быть приоста­новлены либо отменены органами государственной власти или субъектов РФ или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. Данное требование Конституции (ст. 90) означает, что акты Президента РФ имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряже­ния Президента РФ не должны противоречить Конститу­ции и федеральным законам.

Важным вопросом при реализации данного конститу­ционного полномочия Президента РФ является соотно­шение указов с принимаемыми федеральными законами. Этот вопрос был предметом специального рассмотрения Конституционным Судом РФ. Согласно Постановлению от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке консти­туционности пункта 2 Указа Президента Российской Фе­дерации от 3 октября 1994 г. № 1969 "О мерах по укрепле­нию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администра­ции края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» не противоречит Кон­ституции РФ издание Президентом РФ указов, восполняю­щих пробелы в правовом регулировании по вопросам, тре­бующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным зако­нам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о вве­дении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверж­дению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после ука­за) правовые акты главы государства. Они обычно содержат конкретные поручения, зада­ния, предписания частного характера. Распоряжения — это решения по оперативным, организационным и кадровым во­просам, а также по вопросам работы Администрации Пре­зидента РФ.

В случае несогласия с нормативным актом Президента РФ палаты Федерально­го Собрания, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Правительство РФ, высшие судебные органы РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъек­тов РФ, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион­ными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ серьезной политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в официальных государственных изданиях.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

Президент и Федеральное Собрание. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое, различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.

Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно и др.

Президент и судебная власть. В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

Военные полномочия. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России.

Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Чрезвычайное положение - особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан.

Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ. Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.

Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.

Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение - это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Государственный совет Российской Федерации. Президент РФ является Председателем Государственного совета. Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. образован Государственный совет Российской Федерации.

Администрация Президента РФ. Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Они объединены в единой структуре - Администрации Президента РФ, которая формируется единолично Президентом и часто подвергается реорганизациям.

Совет Безопасности Российской Федерации. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.

Пресс-служба Президента РФ. В работе Президента РФ, его связях с общественностью важную роль играет Управление пресс-службой, положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 21 апреля 1998 г. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

Управление делами Президента РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.

Для обеспечения выполнения своих ответственных полно­мочий глава государства формирует Администрацию Пре­зидента РФ, назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах и государственных органах.

Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.01 с.)