Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неприкосновенность Президента РФ.

Поиск

 

Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Президента.

Полномочия Президента РФ

 

Президент РФ избирается на 4-ре года на основе всеобщего тайного избирательного права. Президентом может быть гражданин РФ (независимо от способа приобретения гражданства), постоянно проживающий на территории РФ не менее 10-ти лет, и достигший 35-го возраста. Однажды на практике возник спорный вопрос - кандидат в президенты должен прожить 10-ть лет в РФ неважно когда, или непосредственно перед избранием? Он был правильно решен - кандидат должен прожить в РФ 10-ть лет непосредственно перед избранием (толкование п.2 ст.81: проживающий, а не проживший 10 лет, следовательно - говорится о настоящем моменте). Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более 2-ух раз подряд. Но если у него будет перерыв, то может опять отбыть два срока. Вопрос о сроках был поставлен еще Хрущевым, о том что высшее партийное должностное лицо не может занимать должность более двух раз подряд, естественно, что партийному руководству данная инициатива не понравилась. Если мы сравним старую Конституцию и новую, то мы не найдём ещё одного ограничения - это высший предел возраста лица, балатирующего на пост Президента РФ, ранее это был предел в 65-ть лет. В нынешней Конституции данного ограничения нет, это связано с известными событиями. Но надо отметить, что сегодня Конституционный Суд признаёт неконституционными законы, в которых содержатся возрастные (верхние) пределы возраста (пример - ФЗ "О высшем образовании"). Избиратели сами должны решать, кандидата какого возраста им выбрать.

 

Полномочия Президента РФ начинаются с момента его вступления в должность, а вступление в должность олицетворяется принятием Президентом торжественной присяги. Встала проблема, на чём Президенту приносить присягу, сначала хотели ввести американский способ - на Библии (но ведь у нас светское государство), тогда начали предлагать приносить присягу на религиозных книгах всех религий сразу (Коран, Талмуд, Библия и т.д.), прикинули как это всё будет выглядеть, и поэтому решили, что лучше всего будет приносить присягу на Конституции РФ. п.1 ст.82 содержит текст присяги Президента РФ: "..защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства…", по данной трактовке опять же, независимость в суверенитет на включается, тоже самое и относительно безопасности и целостности государства, видимо составители Конституции плохо себе представляли себе, что же такое суверенитет.

 

Присяга Президента приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Возникает вопрос, почему нет судей Высший судов и членов Правительства? Такая идея в проекте действительно была, но её исключили, поскольку Президент РФ должен присягать перед должностными лицами, которые постоянно занимают свою должность, а также потому, что Правительство напрямую зависит от Президента (он его назначает), а вот судей можно было бы всех пригласить. Почему нет представителей местного самоуправления… так как таких представителей очень много и пришлось бы проводить ещё одни выборы - кто поедет на церемонию принятия президентской присяги.

 

Акты Президента:

 

а) Указы - могут быть как нормативного, так и индивидуального характера. Указ Президента, который утверждает статус и порядок получения какого-либо ордена или медали, безусловно носит нормативный характер, так как содержит правила многократного характера. Награждение какого-либо лица этим орденом, это уже указ индивидуального характера. Указы Президента издаются в виде отдельных актов. По юридической силе указы Президента РФ идут за федеральными законами и постановлениями палат федерального собрания.

 

б) Распоряжения - как правило, носят индивидуальный характер. Могут быть либо в виде отдельных актов, либо в виде резолюции на тех или иных документах.

 

Полномочия Президента можно подразделить на несколько групп:

 

1. Полномочия Президента как главы государства (уже разобрали, см. выше).

 

2. Полномочия Президента по формированию других органов федеральной власти:

А)Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ;

 

Б)Президент утверждает членов Правительства;

 

В)Президент представляет Совету Федерации для утверждения кандидатуры судей высших федеральных судов, Генерального прокурора;

 

Г)Президент назначает выборы в Государственную Думу;

 

Д)Президент может распустить Государственную Думу;

 

Е)назначает на высшие дипломатические и военные должности и т.д. (остальное самостоятельно в учебнике).

 

3. Полномочия Президента в сфере военного командования и военного строительства:

 

А)Президент утверждает военную доктрину;

 

Б)присваивает высшие воинские звания;

 

В)возглавляет Совет Безопасности;

 

Г)является главнокомандующим всех военных сил.

 

4. Полномочия Президента в области внешнеполитической деятельности:

 

А)Президент возглавляет всю работу по организации внешней политики государства;

 

Б)он принимает верительные и отзывные грамоты, это документы которые иностранные послы вручают главе государства. Когда посол прибывает в страну, он вручает Президенту верительную грамоту (с этого момента он обретает свои полномочия), а когда посол покидает страну, то он вручает Президенту отзывную грамоту (соответственно, и теряет свои полномочия);

 

В)назначает дипломатических представителей в иностранные государства;

 

Г)представляет РФ на международных переговорах.

 

5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов:

 

А)Президент обладает правом законодательной и конституционной инициативы;

 

Б)Президент РФ подписывает законы;

 

В)Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием;

 

Г)Президент РФ сам издаёт указы нормативного характера;

 

Д)Президент РФ имеет право обращаться в Конституционный Суд по вопросу о конституционности той или иной юридической нормы;

 

Е)Президент РФ организует согласительные процедуры при коллизии нормативных актов РФ и её субъектов.

 

6. Полномочия Президента РФ в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан:

 

А)Президент имеет право объявить чрезвычайное положение;

 

Б)осуществляет помилование;

 

В)является гарантом прав и свобод граждан РФ.

 

Задание - самостоятельно доработать те полномочия (помимо вышеуказанных), которые упоминаются в юридической литературе

Основания и порядок прекращения полномочий Президента

 

Существуют следующие основания прекращения полномочий Президента России:

 

а) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;

 

б) досрочно в случае его отставки, т. е. в случае добровольного сложения Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);

 

в) досрочно в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;

 

г) в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Порядок отрешения детально регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 93). Правом выдвигать обвинения в совершении вышеуказанных преступлений обладает нижняя палата парламента России — Государственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной третей депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

 

Кроме того, при выдвижении обвинения необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента России признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента России от должности принимает верхняя палата парламента — Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента России считается отклоненным.

 

Конституция Российской Федерации (ст. 92 п. 3) устанавливает правила, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. При этом он не обладает правом распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства.

 

Совет Федерации Федерального Собрания: порядок формирования, структура, компетенция.

Федеральное Собрание – парламент РФ: правовой статус и структура

 

Федеральной Собрание России состоит из двух палат, которые существуют отдельно:

 

А)Государственная Дума - народная палата. 225 человек по спискам политических партии + 225 по выборам в одномандатных округах.

 

Б)Совет Федерации - кантональная палата, объединяет по два представителя от субъекта РФ (законодательного и исполнительного органа).

 

Палаты заседают раздельно, так как у них у каждой есть своя компетенция. Ранее (до 93-го года) палаты могли собираться вместе гораздо чаще, так как их полномочия были более схожими. Ст.100 устанавливает случаи, когда палаты могут собираться на совместное заседание:

 

А)Заслушивание ежегодного послания Президента. Это необходимо чтобы сберечь время Президента, и также потому, что на основе послания выстраивается вся законопроектная деятельность.

 

Б)Заслушивание посланий Конституционного Суда. Это также имеет прямое отношению к законопроектной деятельности, к примеру, Конституционный Суд признаёт тот или иной акт неконституционным, следовательно, палатам теперь необходимо вносить поправки в ряд законов, нормы которых воспроизводят неконституционные положения.

 

В)Выступления руководителей иностранных государств.

 

Г)Президентская присяга (этот случай не предусматривается Конституцией, но он присутствует в реальной жизни).

 

Как завершаются полномочия Государственной Думы. Полномочия могут завершаться:

 

А)В срок - полномочия завершаются с того момента, как начнёт работать Государственная Дума нового созыва.

 

Б)Досрочно:

 

а) В литературе существует такое суждение, что первый случай это коллективный выход депутатов думы в отставку, но другие авторы говорят обратное, т.к. в ст.109 Конституции РФ нет такого основания как досрочное сложение полномочий депутатов. Хотя если сложить полномочия может один депутат, то где гарантия, что это не сделает большинство депутатов. Если речь идёт о коллективной отставке (всей Государственной Думы в целом), то вопрос решается квалифицированным количеством голосов (не менее 2/3). Если же каждый депутат отказывается самостоятельно, то для прекращения деятельности думы необходимо снятие полномочий абсолютно со всех членов думы.

 

б) Роспуск думы Президентом. Есть два основания (ст.111, 117 Конституции РФ). Ст.111 - связано с назначением Президентом Председателя Правительства, так как согласие на назначение конкретной кандидатуры даётся Государственной Думой, и если Дума отклоняет представленную кандидатуру трижды, то у Президента появляется право выбора:

 

А)согласиться с мнением Думы;

 

Б)назначать Председателя Правительства своим указом и распустить Государственную Думу, затем назначать новые выборы в этот орган.

 

Ст.117 - связано:

 

А)отказом доверия Правительству;

 

Б)с выражением недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы.

 

При выражении недоверия инициатива о недоверии возникает у депутатов, у самой Государственной Думы, и если она в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент либо распускает Думу, либо объявляет об отставке Правительства. А когда Дума отказывает в доверии, инициатива о доверии или недоверии исходит от самого председателя Правительства. В этом случае если Государственная Дума откажет в доверии Правительству, то в течение 7-ми дней Президент должен поступить аналогично.

 

Когда Дума не может быть вообще распущена:

 

А)С момента выдвижения Думой обвинения против Президента РФ до принятия окончательного решения по этому вопросу.

 

Б)В течение года после её избрания по основаниям статьи 117.

 

В)В период военных действий на всей территории РФ, во время чрезвычайного положения.

 

Г)А также в течение полугода до окончания президентских полномочий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.01 с.)