Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Конституционное право в системе российского права

Поиск

Конституционное право

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.62 юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Воронеж


Авторы:

Наквасина Г.А., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП», к.ю.н., доцент;

Дегтярева Л.Н. доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП», к.ю.н.;

Клепикова О.С., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП».

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №4 от 16.11.2011 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия 30.11.2011 г., протокол №3.

Обновлен и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №14 от 20.06.2012 г.)

 

 

.

 

 

© Российская академия правосудия, 2012

© Наквасина Г.А., Дегтярева Л.Н., Клепикова О.С., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………...…..4

Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….…...11

Тематический план ……………………..………………………………………12

Программа курса………………………………………………………………18

Планы семинарских и практических занятий …………………………………29

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя………............................................................................................50

Примерные вопросы и литература по темам для самостоятельного изучения дисциплины………………………………………………………………………54

Задания для выполнения контрольных работ ……………………………….86

Примерная тематика курсовых работ ………………………………………….92

Литература ……………………………………………………………………..100

Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………...112

 


Введение

Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное право» подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). При его разработке учтены также положения примерной программы дисциплины «Конституционное право», составленной кафедрой конституционного и муниципального права РФ Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

«Конституционное право» дисциплина, изучающая особенности конституционной системы и ход современного конституцион­ного процесса в Российской Федерации, а также изменения, происхо­дящие в государственно-правовой жизни российского общества.

1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы.

Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений. Кроме того, до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.

Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника.

Большое значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях.

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное право» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.

Конституционное право наделяет студентов:

способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации;

способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов;

способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности;

навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях;

способностью основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов.

2. Цели и задачи учебной дисциплины

Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также правозащитной и экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ.

Для реализации поставленной цели предполагается решение задач, позволяющих бакалавру:

обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией конституционно-правовых норм;

участвовать в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права;

вести властно-организационную и правоприменительную деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления,

заниматься разработкой и экспертизой соответствующих правоприменительных актов;

осуществлять правозащитную деятельность, обжаловать действия (бездействия) незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления;

консультировать граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод;

консультировать органы государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в области конституционного права;

участвовать в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности.

3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

3.1. Знать:

общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;

специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;

источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;

значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;

значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;

основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;

федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.

3.2. Уметь:

обобщать полученные знания в области конституционного права;

правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;

правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;

толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;

применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.

3.3. Приобрести следующие общекультурные компетенции:

осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества;

осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма;

развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права;

быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов;

соблюдать принципы этики юриста;

анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы;

логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

3.4. Приобрести следующие профессиональные компетенции:

использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике;

устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в иерархии правовых норм;

оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию;

выявлять основные проблемы конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения;

участвовать в разработке проектов нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы;

осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов в целях выявления в них коррупционных положений;

демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации;

преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне.

3.5. Владеть навыками:

- анализа нормативных правовых актов, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;

- анализа решений Конституционного Суда Российской Федерации, руководствуясь ими в своей профессиональной деятельности;

- принятия правовых решений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права.

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Достижение поставленных целей и результатов по изучению курса «Конституционное право» предполагает проведение практических занятий в активных и интерактивных формах; объем и методика проведения, контрольные работы, задания, задачи, тематика рефератов по темам отражены в учебно-методическом комплексе. Преподаватель определяет время и способы контроля самостоятельной работы студентов. Большое значение в успешном усвоении студентами учебного материала принадлежит самостоятельной работе над учебной литературой, научной периодикой, нормативным правовым материалом. В процессе самостоятельной работы рекомендуется изучение публикаций в журналах «Российское правосудие», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российский юридический журнал», «Российская юстиция», «Законность», «Конституционное и муниципальное право» и др., а также изданий, официально публикующих нормативные правовые акты: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», обращение к справочно-правовой системе «Консультант Плюс» и «Гарант».

Изучение дисциплины завершается экзаменом.


Объём дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
заочная
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе высшего профессионального образования
Зачетные единицы – общая трудоёмкость 10 з.е. – 360 ч. 10 з.е. – 360 ч. (92 ч. –переаттестация)   10 з.е. – 360 ч.
Всего аудиторных занятий из них:      
Лекции      
Семинарские (практические) занятия        
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС        
Форма итогового контроля Экзамен

тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинарские занятия Практические занятия С/р
  1. Конституционное право в системе российского права   - -  
2. Наука конституционного права Российской Федерации. - - -  
3. Основные этапы развития Российской Конституции - - -  
4. Конституция Российской Федерации 1993 г.   - -  
5. Основы конституционного строя в Российской Федерации   - -  
6. Референдум в Российской Федерации как форма непосредственной демократии - - -  
  7. Конституционно-правовой статус общественных объединений и политических партий - - -  
  Всего за 1 семестр   -  
8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство РФ   - 2 интерактивная форма занятия  
9. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.   - -  
10. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации -   -  
11. Конституционно-правовой статус Российской Федерации   - -  
  12. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. - - 2 интерактивная форма занятия  
  Всего за 2 семестр      
13. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации   - -  
14. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации   - -  
15. Президент Российской Федерации - - -  
16. Федеральное Собрание Российской Федерации - - интерактивная форма занятия  
  17. Законодательство и законодательный процесс в Российской Федерации   - -  
18. Правительство Российской Федерации - - -  
19. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации - - -  
20. Конституционный Суд Российской Федерации - - интерактивная форма занятия  
  21. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации - - -  
22. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации - - -  
23. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ - - -  
  Всего за 3 семестр      
  Всего по курсу      
  Форма итогового контроля экзамен

тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального юридического образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинарские занятия Практические занятия С/р
  1. Конституционное право в системе российского права   - -  
2. Наука конституционного права Российской Федерации - - -  
3. Основные этапы развития Российской Конституции - - -  
4. Конституция Российской Федерации 1993 г. - - -  
  Всего за 1 семестр   -  
5. Основы конституционного строя в Российской Федерации   - интерактивная форма занятия  
6. Референдум в Российской Федерации как форма непосредственной демократии     -  
  7. Конституционно-правовой статус общественных объединений и политических партий - - -  
8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство РФ   -      
9. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации - - активная форма занятия  
10. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации - - -  
  Всего за 2 семестр      
11. Конституционно-правовой статус Российской Федерации - - -  
  12. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации - - интерактивная форма занятия  
13. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации - - -  
14. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации   - -  
15. Президент Российской Федерации -   -  
16.   Федеральное Собрание Российской Федерации - - -  
  17. Законодательство и законодательный процесс в Российской федерации - - активная форма занятия  
18. Правительство Российской Федерации   - -  
19. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации - - -  
20. Конституционный Суд Российской Федерации - - интерактивная форма занятия  
  21. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации - - -  
22. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации - - -  
23. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ - - -  
  Всего за 3 семестр      
  Всего по курсу      
  Форма итогового контроля экзамен

тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе высшего профессионального образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинарские занятия Практические занятия С/р
  1. Конституционное право в системе российского права   - -  
2. Наука конституционного права Российской Федерации - - -  
3. Основные этапы развития Российской Конституции - - -  
4. Конституция Российской Федерации 1993 г. -   -  
5. Основы конституционного строя в Российской Федерации - - -  
6. Референдум в Российской Федерации как форма непосредственной демократии - - -  
  7. Конституционно-правовой статус общественных объединений и политических партий - - -  
8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство РФ - - -  
9. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации - - активная форма занятия  
10. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации - - -  
11.   Конституционно-правовой статус Российской Федерации - - -  
  12. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации - - -  
  Всего за 2 семестр      
13. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации   - -  
14. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации   - -  
15. Президент Российской Федерации - - -  
16. Федеральное Собрание Российской Федерации - - -  
  17. Законодательство и законодательный процесс в Российской федерации   - -  
18. Правительство Российской Федерации - - -  
19. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации - - -  
20. Конституционный Суд Российской Федерации - - интерактивная форма занятия  
  21. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации - - -  
22.   Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации - - -  
23. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ - - -  
  Всего за 3 семестр      
  Всего по курсу      
  Итоговая форма контроля экзамен

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 16. Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты.

Государственная Дума: способ формирования, состав, полномо­чия.

Внутренняя структура Государственной Думы.

Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

Регламент Государственной Думы.

Совет Федерации: способ формирования, состав, полномочия

Нормативные акты палат Федерального Собрания: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в действие.

Правовой статус депута­та Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Гарантии депутатской деятельности.

Ответственность депутата.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие

1. Понятие и виды конституций.

2. Основные черты Конституции Российской Федерации.

3. Функции российской Конституции.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

5. Содержание и структура Конституции РФ.

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – № 10. – 1998. – Ст. 1146.

основная:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / М.В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 77-79.

2. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – С.66-74.

3. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука; Российская академия правосудия. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С.36-42.

дополнительная:

1. Быков В.М. Имел ли право Конституционный Суд РФ приостановить действие Конституции Российской Федерации? / В.М. Быков // Российский судья. – 2010. – № 3. – С. 33-36.

2. Габрелян Э.В. Конституция и модернизация / Э.В. Габрелян // Российская юстиция. – 2010. – № 4. – С. 48-49.

3. Денисов С.А. Неконституционные нормы конституционных актов / С.А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 4. – С. 5-7.

4. Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики / А.В. Малько // Конституционное и муниципальное право. ­– 2010. – № 4. – С. 2-5.

5. Троицкая А.А. Пределы пересмотра конституции: формальный и содержательный аспекты / А.А. Троицкая // Вестник Московского университета. Право. Сер.11 / Юридический факультет МГУ. – 2010. – № 1. – С. 58-67.

Практическое занятие

Интерактивная форма практического занятия (дискуссия)

Цель занятия:

- уяснить понятие и принципы конституционного строя, формы осуществления народовластия в РФ, политические, экономические и социальные основы российского общества и государства;

- приобретение навыков самостоятельного исследования связей политической действительности России с конституционным законодательством;

- воспитание студентов в духе строгого соблюдения Конституции РФ, патриотизма, уважения к национальному достоянию, гордости за достижения предшествующих поколений, формирование собственного прогноза конституционного развития России.

Подготовительный этап:

1. Разминка: фронтальный экспресс-опрос; студенты дают чёткие и краткие ответы на вопросы преподавателя:

- понятие «конституционный строй»;

- понятие «основ конституционного строя»;

- понятие «гражданского общества»;

- понятие «народовластие»;

- понятие «народный суверенитет».

2. Постановка учебной задачи и приглашение к дискуссии:

Практическое занятие

интерактивная форма практического занятия

(анализ конкретных практических ситуаций)

Цель занятия:

- усвоить понятие гражданства;

- уяснить основания приобретения и прекращения гражданства РФ;

- ознакомиться с законодательством о гражданстве РФ.

- толковать нормы законодательных актов, регулирующих вопросы гражданства.

Подготовительный этап:

- разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров практики;

задание для группы № 1 (примерный вариант задачи):

На пороге детского приюта нянечка обнаружила темнокожего младенца, которому на вид было не более полутора месяцев. Записки при ребенке не было. Родителей ребенка установить не удалось и его поместили в приют.

Как на основании действующего законодательства решается вопрос о гражданстве детей, находящихся на территории РФ, родители которых неизвестны? Какие органы решают вопросы гражданства РФ?

задание для группы № 2 (примерный вариант задачи):

В семье студентов одного из воронежских вузов родился сын. Гражданство какой страны приобретет родившийся ребенок, если отец является гражданином РФ, а мать – гражданкой Украины?

Каков порядок приобретения гражданства РФ? Определите подведомственность и сроки обжалования решений по вопросам гражданства.

Аналитический этап:

- обсуждение группами предложенных ситуаций;

- анализ положительных и отрицательных решений;

Заключительный этап: подведение итогов анализа конкретной практической ситуации в каждой группе студентов.

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 22. – Ст. 2670.

3. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

основная:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / М.В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 189-191, С. 327-338.

2. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – С. 183-207.

3. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука; Российская академия правосудия. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 226-235, С. 248-262.

дополнительная:

1. Герасимова И.С. Некоторые вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан России в Европейском Суде по правам человека / И.С. Герасимова // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 4. – С. 22-27.

2. Каламкарян Р.А. Всеобщая декларация прав человека. Место, роль и значение в миропорядке на основе верховенства права – rule of law / Р.А. Каламкарян // Государство и право. – 2010. – № 6. – С. 41-48.

3. Кутафин О. Е. Избранные труды: в 7 т. / О.Е. Кутафин. – М: Проспект, 2011. –Т. 3: Российское гражданство. – 592 с.

4. Нарутто С.В. Конкуренция конституционных прав и свобод человека в интерпретациях Конституционного Суда Российской Федерации / С.В. Нарутто // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 2. – С. 56-64.

Практическое занятие

активная форма практического занятия («мини-конференция»)

Цель занятия:

- закрепление полученных знаний о природе, классификации и сущности конституционных прав, свобод и обязанностей;

- активизация мыслительной деятельности студентов по вопросу значения юридических гарантий их реализации в современных условиях;

- формирование навыка публичных выступлений по обсуждаемым проблемам.

Подготовительный этап:

Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 10 мин. по основным вопросам занятия:

1. Конституционная обязанность признания, соблю­дения и защиты прав и свобод других лиц.

2. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию и законы.

3. Обязанности родителей заботиться о детях и обязанно­сти детей заботиться о нетрудоспособных родителях.

4. Конституционная гарантия получения основного общего образования.

5. Обязанность сохранения исторического и куль­турного наследия.

6. Конституционная обязанность платить законно уста­новленные налоги и сборы.

7. Охарактеризуйте обязанность сохранения природы и окружающей среды

Аналитический этап:

1. Публичное выступление с докладом на заданную тему.

2. Вопросы, ремарки студентов к выступлению докладчика.

3. Участие преподавателя в возникшей дискуссии на паритетных со студентами началах.

Заключительный этап: подведение итогов «мини-конференции» и фиксация уровня участия в обсуждении докладов со стороны каждого студента.

Список рекомендуемой литературы по теме:

нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 52. –Ст. 1865.

3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.

4. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. –2001. – № 23. – Ст. 2277.

5. О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. –2002. – № 5. – Ст. 375.

6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федеральный закон от 27.04.1993 № 4866-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 19. – Ст. 685.

7. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед. изм. и доп.) //Собрание законодател



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.013 с.)