Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Конституционное право в системе российского права↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституционное право Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 030900.62 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Воронеж Авторы: Наквасина Г.А., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП», к.ю.н., доцент; Дегтярева Л.Н. доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП», к.ю.н.; Клепикова О.С., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №4 от 16.11.2011 г.) Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия 30.11.2011 г., протокол №3. Обновлен и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №14 от 20.06.2012 г.)
.
© Российская академия правосудия, 2012 © Наквасина Г.А., Дегтярева Л.Н., Клепикова О.С., 2012 СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………...…..4 Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….…...11 Тематический план ……………………..………………………………………12 Программа курса………………………………………………………………18 Планы семинарских и практических занятий …………………………………29 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя………............................................................................................50 Примерные вопросы и литература по темам для самостоятельного изучения дисциплины………………………………………………………………………54 Задания для выполнения контрольных работ ……………………………….86 Примерная тематика курсовых работ ………………………………………….92 Литература ……………………………………………………………………..100 Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………...112
Введение Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное право» подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). При его разработке учтены также положения примерной программы дисциплины «Конституционное право», составленной кафедрой конституционного и муниципального права РФ Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. «Конституционное право» – дисциплина, изучающая особенности конституционной системы и ход современного конституционного процесса в Российской Федерации, а также изменения, происходящие в государственно-правовой жизни российского общества. 1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы. Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками. Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений. Кроме того, до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию. Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника. Большое значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях. Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное право» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста. Конституционное право наделяет студентов: способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации; способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов; способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности; навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях; способностью основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов. 2. Цели и задачи учебной дисциплины Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также правозащитной и экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ. Для реализации поставленной цели предполагается решение задач, позволяющих бакалавру: обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией конституционно-правовых норм; участвовать в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права; вести властно-организационную и правоприменительную деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, заниматься разработкой и экспертизой соответствующих правоприменительных актов; осуществлять правозащитную деятельность, обжаловать действия (бездействия) незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультировать граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод; консультировать органы государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в области конституционного права; участвовать в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности. 3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины бакалавр должен: 3.1. Знать: общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве; специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений; источники конституционного права, их соотношение по юридической силе; значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития; значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации; основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности; федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. 3.2. Уметь: обобщать полученные знания в области конституционного права; правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений; толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования; применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. 3.3. Приобрести следующие общекультурные компетенции: осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества; осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма; развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права; быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов; соблюдать принципы этики юриста; анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; 3.4. Приобрести следующие профессиональные компетенции: использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике; устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в иерархии правовых норм; оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию; выявлять основные проблемы конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения; участвовать в разработке проектов нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы; осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов в целях выявления в них коррупционных положений; демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации; преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне. 3.5. Владеть навыками: - анализа нормативных правовых актов, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; - анализа решений Конституционного Суда Российской Федерации, руководствуясь ими в своей профессиональной деятельности; - принятия правовых решений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права. 4. Методические рекомендации по изучению дисциплины Достижение поставленных целей и результатов по изучению курса «Конституционное право» предполагает проведение практических занятий в активных и интерактивных формах; объем и методика проведения, контрольные работы, задания, задачи, тематика рефератов по темам отражены в учебно-методическом комплексе. Преподаватель определяет время и способы контроля самостоятельной работы студентов. Большое значение в успешном усвоении студентами учебного материала принадлежит самостоятельной работе над учебной литературой, научной периодикой, нормативным правовым материалом. В процессе самостоятельной работы рекомендуется изучение публикаций в журналах «Российское правосудие», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российский юридический журнал», «Российская юстиция», «Законность», «Конституционное и муниципальное право» и др., а также изданий, официально публикующих нормативные правовые акты: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», обращение к справочно-правовой системе «Консультант Плюс» и «Гарант». Изучение дисциплины завершается экзаменом. Объём дисциплины и виды учебной работы
тематический план для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования
тематический план для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования
тематический план для студентов заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования
ПРОГРАММА КУРСА Тема 16. Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты. Государственная Дума: способ формирования, состав, полномочия. Внутренняя структура Государственной Думы. Основания и порядок роспуска Государственной Думы. Регламент Государственной Думы. Совет Федерации: способ формирования, состав, полномочия Нормативные акты палат Федерального Собрания: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в действие. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Гарантии депутатской деятельности. Ответственность депутата. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарское занятие 1. Понятие и виды конституций. 2. Основные черты Конституции Российской Федерации. 3. Функции российской Конституции. 4. Юридические свойства Конституции РФ. 5. Содержание и структура Конституции РФ. Список рекомендуемой литературы по теме: нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445. 2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – № 10. – 1998. – Ст. 1146. основная: 1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / М.В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 77-79. 2. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – С.66-74. 3. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука; Российская академия правосудия. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С.36-42. дополнительная: 1. Быков В.М. Имел ли право Конституционный Суд РФ приостановить действие Конституции Российской Федерации? / В.М. Быков // Российский судья. – 2010. – № 3. – С. 33-36. 2. Габрелян Э.В. Конституция и модернизация / Э.В. Габрелян // Российская юстиция. – 2010. – № 4. – С. 48-49. 3. Денисов С.А. Неконституционные нормы конституционных актов / С.А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 4. – С. 5-7. 4. Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики / А.В. Малько // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 4. – С. 2-5. 5. Троицкая А.А. Пределы пересмотра конституции: формальный и содержательный аспекты / А.А. Троицкая // Вестник Московского университета. Право. Сер.11 / Юридический факультет МГУ. – 2010. – № 1. – С. 58-67. Практическое занятие Интерактивная форма практического занятия (дискуссия) Цель занятия: - уяснить понятие и принципы конституционного строя, формы осуществления народовластия в РФ, политические, экономические и социальные основы российского общества и государства; - приобретение навыков самостоятельного исследования связей политической действительности России с конституционным законодательством; - воспитание студентов в духе строгого соблюдения Конституции РФ, патриотизма, уважения к национальному достоянию, гордости за достижения предшествующих поколений, формирование собственного прогноза конституционного развития России. Подготовительный этап: 1. Разминка: фронтальный экспресс-опрос; студенты дают чёткие и краткие ответы на вопросы преподавателя: - понятие «конституционный строй»; - понятие «основ конституционного строя»; - понятие «гражданского общества»; - понятие «народовластие»; - понятие «народный суверенитет». 2. Постановка учебной задачи и приглашение к дискуссии: Практическое занятие интерактивная форма практического занятия (анализ конкретных практических ситуаций) Цель занятия: - усвоить понятие гражданства; - уяснить основания приобретения и прекращения гражданства РФ; - ознакомиться с законодательством о гражданстве РФ. - толковать нормы законодательных актов, регулирующих вопросы гражданства. Подготовительный этап: - разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров практики; задание для группы № 1 (примерный вариант задачи): На пороге детского приюта нянечка обнаружила темнокожего младенца, которому на вид было не более полутора месяцев. Записки при ребенке не было. Родителей ребенка установить не удалось и его поместили в приют. Как на основании действующего законодательства решается вопрос о гражданстве детей, находящихся на территории РФ, родители которых неизвестны? Какие органы решают вопросы гражданства РФ? задание для группы № 2 (примерный вариант задачи): В семье студентов одного из воронежских вузов родился сын. Гражданство какой страны приобретет родившийся ребенок, если отец является гражданином РФ, а мать – гражданкой Украины? Каков порядок приобретения гражданства РФ? Определите подведомственность и сроки обжалования решений по вопросам гражданства. Аналитический этап: - обсуждение группами предложенных ситуаций; - анализ положительных и отрицательных решений; Заключительный этап: подведение итогов анализа конкретной практической ситуации в каждой группе студентов. Список рекомендуемой литературы по теме: нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445. 2. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 22. – Ст. 2670. 3. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031. основная: 1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / М.В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 189-191, С. 327-338. 2. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – С. 183-207. 3. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука; Российская академия правосудия. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 226-235, С. 248-262. дополнительная: 1. Герасимова И.С. Некоторые вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан России в Европейском Суде по правам человека / И.С. Герасимова // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 4. – С. 22-27. 2. Каламкарян Р.А. Всеобщая декларация прав человека. Место, роль и значение в миропорядке на основе верховенства права – rule of law / Р.А. Каламкарян // Государство и право. – 2010. – № 6. – С. 41-48. 3. Кутафин О. Е. Избранные труды: в 7 т. / О.Е. Кутафин. – М: Проспект, 2011. –Т. 3: Российское гражданство. – 592 с. 4. Нарутто С.В. Конкуренция конституционных прав и свобод человека в интерпретациях Конституционного Суда Российской Федерации / С.В. Нарутто // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 2. – С. 56-64. Практическое занятие активная форма практического занятия («мини-конференция») Цель занятия: - закрепление полученных знаний о природе, классификации и сущности конституционных прав, свобод и обязанностей; - активизация мыслительной деятельности студентов по вопросу значения юридических гарантий их реализации в современных условиях; - формирование навыка публичных выступлений по обсуждаемым проблемам. Подготовительный этап: Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 10 мин. по основным вопросам занятия: 1. Конституционная обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод других лиц. 2. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию и законы. 3. Обязанности родителей заботиться о детях и обязанности детей заботиться о нетрудоспособных родителях. 4. Конституционная гарантия получения основного общего образования. 5. Обязанность сохранения исторического и культурного наследия. 6. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы. 7. Охарактеризуйте обязанность сохранения природы и окружающей среды Аналитический этап: 1. Публичное выступление с докладом на заданную тему. 2. Вопросы, ремарки студентов к выступлению докладчика. 3. Участие преподавателя в возникшей дискуссии на паритетных со студентами началах. Заключительный этап: подведение итогов «мини-конференции» и фиксация уровня участия в обсуждении докладов со стороны каждого студента. Список рекомендуемой литературы по теме: нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445. 2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 52. –Ст. 1865. 3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011. 4. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. –2001. – № 23. – Ст. 2277. 5. О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. –2002. – № 5. – Ст. 375. 6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федеральный закон от 27.04.1993 № 4866-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 19. – Ст. 685. 7. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед. изм. и доп.) //Собрание законодател
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.013 с.) |