Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10 конституционное право США.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
10.1 Особенности Конституции США. 10.2 Законодательная власть США. 10.3 Американский федерализм.
10.1 Конституция США Принятие и структура конституции. Действующая конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом — своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов — государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ — Статьи конфедерации — был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка», и прежде всего укрепление государственной власти. Однако на деле было учреждено новое государство — федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция. Основные черты конституции США. Конституция США — первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма. Вместе с тем конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничивалась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений высших органов государства. В тексте конституции не было статей о политических и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения о многих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в тексте конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам — плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) конституция была пробельна. Иногда ее формулировка казуистичны, имеют недостаточно обобщающий характер. В соответствии с конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по форме территориально-политического устройства — относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом. Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без изменения текста конституции создает новые конституционные нормы («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям. Законодательная власть Законодательная власть в системе разделения властей. Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья I конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), ст. II — исполнительной (президент), ст. Ill — судебной (преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий Структура и порядок формирования конгресса США. Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть — на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем нередко применяется прием «флибустьерства» — путем бесконечных выступлений «заговаривают» законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом). Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного — по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в палате представителей их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в сенате — 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы). В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, в частности делегирующие членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты, имеются партийные организаторы («кнуты»), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте (в частности, явку членов фракции на голосование на пленарных заседаниях). Особенно велика роль лидера фракции большинства (в настоящее время в обеих палатах большинство принадлежит Республиканской партии). Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законопроекта). Полномочия конгресса в конституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда казуистично. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.); в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими); в области охраны общественного порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; милиция вправе карать морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом). В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства (в настоящее время это федеральный округ Колумбия, где находится столица государства Вашингтон), а также на территориях, приобретенных у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции (выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями. Главной формой деятельности конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат (отсюда двойное название некоторых законов — по фамилиям лиц, вносивших законопроект, например закон Тафта — Хартли). Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти. Особое значение в проталкивании законопроектов имеет деятельность уже упоминавшихся лоббистов. Законы в США подразделяются на публичные (общего характера) и частные (индивидуального действия — это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции, натурализации отдельных лиц и др.). Законы принимаются в трех чтениях, по той системе, которая уже была рассмотрена в Общей части учебника. Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат. Для принятия конституционных законов (в США это только поправки к конституции) требуются особые условия, указанные выше. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет. Текст законопроекта, согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть отвергнут. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроект считается отвергнутым. Понятий органических и чрезвычайных законов в США нет. Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных резолюций принимаются конституционные поправки. Совпадающие резолюции (одинаковый текст) принимаются обеими палатами, но касаются только их взаимоотношений. Простые резолюции принимаются каждой палатой по вопросам ее деятельности, иногда также по вопросам международных отношений. Впрочем, по этим вопросам могут приниматься и совместные резолюции палат, четкого различия между видами резолюций нет. Американский федерализм Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа (30 тыс. жителей) и Виргинские острова (70 тыс. жителей), имеющие статус территорий США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон — столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра. Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется. Федерация США — относительно централизованная. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование.
Вопросы рубежного контроля №1
1. Конституционное право Республики Казахстан как отрасль права. 2. Понятие и предмет регулирования конституционного права. 3. Понятие, сущность и форма Конституции. 4. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции Республики Казахстан. 5. Действие Конституции Республики Казахстан. 6. Особенности структуры Конституции Республики Казахстан 1995 года: значение преамбулы, первого раздела, заключительных и переходных положений. 7. Внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. 8. Понятие конституционно-правовых норм, их виды и особенности. 9. Понятие основ конституционного строя. 10. Принципы и структура основ конституционного строя. 11. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. 12. Гражданство Республики Казахстан: понятие, принципы и основы правового регулирования. 13. Способы, порядок и условия приобретения гражданства Республики Казахстан. 17. Понятие и принципы избирательного права. 18. Особенности избирательной системы Республики Казахстан. 19. Республиканский референдум: понятие и принципы. 20. Правовой статус Президента Республики Казахстан. 21. Порядок выборов Президента Республики Казахстан. 22. Консультативные и совещательные органы при Президенте РК. 23. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан. 24. Акты Президента Республики Казахстан. 25. Парламент Республики Казахстан и его место в системе государственных органов РК. 26. Структура, состав и порядок формирования Парламента Республики Казахстан. 27. Статус депутатов Парламента Республики Казахстан. 28. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Казахстан. 29. Порядок формирования, состав и сроки полномочий Правительства Республики Казахстан. 30. Конституционно-правовой статус местных органов государственной власти в Республике Казахстан.
Вопросы для промежуточного экзамена № 2.
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. 2. Понятие конституционного права зарубежных стран. 3. Источники конституционного права зарубежных стран. 4. Конституционное право Российской Федерации: общая характеристика, особенности: юридические свойства Конституции РФ, правовая охрана Конституции РФ, двойное гражданство, безгражданство и правовой статус иностранцев по законодательству РФ. Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов. 5. Форма государственного устройства, особенности политического режима. 6. Общая характеристика правовой системы. 7. Характеристика Турецкой Конституции. 8. Органы государственной власти Турции. 9. Общая характеристика Конституции Исламской Республики Пакистан. 10. Форма государственного устройства, особенности политического режима. 11. Общая характеристика правовой системы. 12. Характеристика Турецкой Конституции. 13. Органы государственной власти Турции. 14. Общая характеристика Конституции Исламской Республики Пакистан. 15. Особенности Конституции Франции. 16. Основы государственного устройства Франции. 17. Правовой статус личности во Франции. 16. Конституционное право США. 18. Особенности Конституции США. 19. Законодательная власть США. 20. Американский федерализм.
Экзаменационные вопросы
1. Конституционное право Республики Казахстан как отрасль права. 2. Понятие и предмет регулирования конституционного права. 3. Понятие, сущность и форма Конституции. 4. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции Республики Казахстан. 5. Действие Конституции Республики Казахстан. 6. Особенности структуры Конституции Республики Казахстан 1995 года: значение преамбулы, первого раздела, заключительных и переходных положений. 7. Внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. 8. Понятие конституционно-правовых норм, их виды и особенности. 9. Понятие основ конституционного строя. 10. Принципы и структура основ конституционного строя. 11. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. 12. Гражданство Республики Казахстан: понятие, принципы и основы правового регулирования. 13. Способы, порядок и условия приобретения гражданства Республики Казахстан. 17. Понятие и принципы избирательного права. 18. Особенности избирательной системы Республики Казахстан. 19. Республиканский референдум: понятие и принципы. 20. Правовой статус Президента Республики Казахстан. 21. Порядок выборов Президента Республики Казахстан. 22. Консультативные и совещательные органы при Президенте РК. 23. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан. 24. Акты Президента Республики Казахстан. 25. Парламент Республики Казахстан и его место в системе государственных органов РК. 26. Структура, состав и порядок формирования Парламента Республики Казахстан. 27. Статус депутатов Парламента Республики Казахстан. 28. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Казахстан. 29. Порядок формирования, состав и сроки полномочий Правительства Республики Казахстан. 30. Конституционно-правовой статус местных органов государственной власти в Республике Казахстан. 31. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. 32. Понятие конституционного права зарубежных стран. 33. Источники конституционного права зарубежных стран. 34. Конституционное право Российской Федерации: общая характеристика, особенности: юридические свойства Конституции РФ, правовая охрана Конституции РФ, двойное гражданство, безгражданство и правовой статус иностранцев по законодательству РФ. Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов. 35. Форма государственного устройства, особенности политического режима. 36. Общая характеристика правовой системы. 37. Характеристика Турецкой Конституции. 38. Органы государственной власти Турции. 39. Общая характеристика Конституции Исламской Республики Пакистан. 40. Форма государственного устройства, особенности политического режима. 41. Общая характеристика правовой системы. 42. Характеристика Турецкой Конституции. 43. Органы государственной власти Турции. 44. Общая характеристика Конституции Исламской Республики Пакистан. 45. Особенности Конституции Франции. 46. Основы государственного устройства Франции. 47. Правовой статус личности во Франции. 46. Конституционное право США. 48. Особенности Конституции США. 49. Законодательная власть США. 50. Американский федерализм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.102 (0.012 с.) |