Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2 Конституция Республики Казахстан – основной закон государства и общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.1 Понятие, сущность и форма конституции. 2.2 Порядок разработки, принятия и изменения Конституции Республики Казахстан. 2.3 Действие Конституции Республики Казахстан.
2.1.Понятие Конституции как Основного закона государства и общества Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывают необходимость всестороннего исследования конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания. Термин "конституция" (от лат. constitutio - установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни феодальное государство не имели конституции как основного закона государства, в котором закреплялось бы его устройство. Конституции в государственно-правовом смысле, как основные законы государств, появились в результате буржуазных революций и были призваны крепить экономическое и политическое господство буржуазии. В это же время возникает концепция конституционализма как правления, ограниченного конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей явственного права, явилась буржуазно-демократическим противопоставлением феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но устанавливает процедуры осуществления властных функций. Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного роя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Конституция - это политический документ. Главные вопросы ее содержания - вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Но в то же время конституция -правовой акт, закон. Она принимается либо высшим представительным органом власти, либо специально учреждаемым для ее принятия органом, либо референдумом. Конституция содержит исходные начала национальной системы права. 2.2.Основные черты и юридические свойства Конституции РК Основные черты конституции как политического документа характеризуют ее связь с общественным развитием, специфику конституционного воздействия на жизнь страны. Конституция РК обладает такими основными чертами, как: 1. Основополагающий характер. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, а конституционное регулирование носит обобщенный характер. При этом Конституция должна решить следующие задачи: а) раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях; б) использовать минимальное количество норм при этом: в) в нормах четко и ясно отразить суть отношений, дать направление и определить принципиальное содержание их последующей регламентации. 2. Народный характер. Конституция РК - результат творческой деятельности народа, его непосредственного участия; она служит интересам народа, отражает его задачи на будущее. 3. Реальный характер. Конституция РК соответствует фактически существующим общественным отношениям. 4. Стабильный характер. Данное свойство предполагает длительность:. действия Конституции без внесения существенных изменений. Юридические свойства - это признаки конституции как основного закона, совокупность ее материально-правовых и формально-правовых свойств. Материально-правовые свойства конституции - это такие юридические свойства, которые характеризуют конституцию с точки зрения предмета правового регулирования. Конституция РК обладает следующими юридическими свойствами: 1. Это правовой акт, закон. Конституция РК - единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права человека и гражданина. 2. Юридическое верховенство. Верховенство Конституции означает утверждение конституционного строя, т.е. подчинение государства Конституции, праву. Конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам. Это означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции, что гарантируется особыми средствами ее охраны. Акты, противоречащие Конституции, либо отменяются, либо приводятся в соответствие с ней. Верховенство. Конституции РК означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития. В п.2 ст.4 Конституции закрепляется, что Конституция РК "имеет высшую юридическую, силу, прямое действие на всей территории Республики". Прямое действие Конституции означает, что конституционные нормы для их реализации не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении, что служит гарантией от их искажения. 3. Является базой текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие конституционные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства и поэтому ст. 91 Конституции РК указала на необходимость принятия конституционных законов в течение года, а иных названных Л Конституции законов в течение двух лет с момента вступления ее в силу. 4. Особый порядок принятия и изменения. Для пересмотра внесения поправок в Конституцию РК установлен особый, усложненный порядок, который будет изложен ниже. 2.3.Сущность Конституции По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в ней воплощаются идеи высшей справедливости, разума. К Конституции РК 1995 г. неприменима и трактовка ее как общественного договора, суть которого заключалась в едином всеобщем согласии всех для принятия Конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами. Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности. В действующей Конституции РК не восприняты постулаты о классовой сущности конституции, в ней заложены другие начала - общедемократические. Конституция РК предстает как народная Конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством. Из признания того, что народ является единственным субъектом, принимающим Конституцию, единственным источником государственной власти и носителем суверенитета, вытекает учредительный характер Конституции РК. Учредительный характер Конституции РК обусловливает особый порядок ее принятия и изменения, ее исключительную роль в развитии национальной правовой системы; непререкаемость ее положений для Парламента, Президента, Правительства, для должностных лиц, судебных органов и граждан. Конституция учреждает государство со всеми его атрибутами, закрепляет его суверенитет со всеми его элементами: территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным законодательством. Конституция закладывает основы взаимоотношений государства, государственных органов с обществом, определяет основы общественного строя. Сущность Конституции РК, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие. Общедемократическая сущность Конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей. Однако демократия несовместима с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства. Таким образом, действующая Конституция РК как Конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа Казахстана путем всенародного голосования; воли, направленной на утверждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод. 2.4.Форма Конституции По форме конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, который кодифицирует правовые нормы и закрепляет изложенные по определенной системе важнейшие общественные и государственные институты. Конституция РК относится к писаным. Неписаная" конституция представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций. Примером такой конституции служит английская Конституция, содержащая совокупность множества актов, от "Великой хартии вольностей" 1215 г. до "Закона о министрах Короны" 1937 г., и базирующаяся на неписаном "общем праве" и судебных прецедентах. 2.5. Порядок принятия и изменения Конституции Республики Казахстан В зависимости от установленного в них порядка изменения различаются такие виды конституций, как гибкие, жесткие и особо жесткие. Гибкие конституции - это конституции, которые могут быть изменены в упрощенном порядке, т.е. путем принятия обычного закона. Жесткие конституции - это конституции, которые могут быть изменены только путем усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента. Особо жесткие конституции - это конституции, процедура изменения которых включает не только стадию принятия поправок, но и дополнительную, специфическую для конституционного процесса, стадию ратификации, которая осуществляется путем референдума, либо двойного вотума (голосования) в парламенте, либо (в федеративных государствах) путем утверждения поправок субъектами федерации. Конституция РК была принята в 1995 г. всенародным голосованием и относится к разряду жестких конституций. Прежние советские Конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа. Предшествовавшая Казахстанская Конституция 1993 года устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось Согласие не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета. Поправки, касающиеся основ конституционного строя, требовали согласия не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов. Действующая Конституция РК принята на республиканском референдуме, состоявшемся 30 августа 1995 года, и предусматривает несколько отличный порядок внесения изменений и дополнений. Они могут быть внесены также республиканским референдумом, который проводится по решению Президента, принятому им по собственной инициативе, либо предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию может и не выноситься на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. В этом случае решение Парламента принимается большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Конституционные законы принимаются большинством не менее двух третей голосив от общего числа депутатов каждой из Палат. Относящиеся к основам конституционного строя унитарность, территориальная целостность и форма правления Республики не могут быть изменены. 2.5.Правовая охрана Конституции РК Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который, как глава государства и его высшее должностное лицо, является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги. В целях защиты Конституции РК образуется Конституционный Совет РК, состоящий из семи членов, два из которых и Председатель назначаются Президентом РК, два - Председателем Мажилиса, два -Председателем Сената. Конституционный Совет по обращениям Президента РК, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра, судов РК разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 72 Конституции. Законы и международные договоры, признанные Конституционным Советом не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению. В решении задач конституционного контроля и обеспечения исполнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК, прокуратура РК в пределах их компетенции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.013 с.) |