Тема 3 основы конституционного строя РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 основы конституционного строя РК



3.1 Понятие конституционного строя, его основ и содержание.

3.2 Основные элементы формы государства, закрепленные в Конституции (форма правления, форма гос устройства, политический режим).

3.3 Государственный суверенитет РК: понятие, сущность, содержание. Народ Казахстана – единственный источник власти.

 

1. Понятие конституционного строя и его основ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционны строем.

Таким образом, конституционный строй - это форма (или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство.

В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

В основу концепции конституционного строя РК в действующей Конституции Казахстана положены гуманистические идеи, исходящие из закрепленных в п. 2 ст. 1 Конституции основополагающих принципов: общественного согласия и политической стабильности, экономического развития на благо всего народа, казахстанского патриотизма, решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Конституционный строй РК включает целую систему общественных отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли права и законодательства Республики Казахстан.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй Республики Казахстан, принадлежит нормам Конституции РК. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль играют нормы, закрепляющие основные устои конституционного строя РК, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Казахстану характер конституционного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя РК понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РК характер конституционного государства.

В Конституции РК содержится раздел 1 "Общие положения", посвященный основам конституционного строя, к которым относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входит демократизм, выражающийся в суверенных правах народа, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии;, правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его жизни, прав и свобод высшими ценностями (ст.1). Такой основой является и признание и защита частной собственности, а также светская государственность, дополняющая принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.

Среди основ конституционного строя имеются также унитарность, территориальная целостность и президентская форма правления. Являясь основами казахстанской государственности, они не могут быть изменены (ст. 91).

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народа Казахстана. Преамбула Конституции указывает на суверенное право народа в установлении этих основ. Тем самым подчеркивается их Юридическая значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается их активное воздействие на правовое Регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни Республик Казахстан.

Именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые. В силу этого их реализация должна обеспечиваться государством.

2. Классификация основ конституционного строя

В соответствии с Конституцией РК (ст. 1) Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Республика Казахстан провозглашается демократическим государством (в переводе с древнегреческого слово "демократия" означает народовластие). Ее демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в ней народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти; идеологического и политического многообразия; признании и равной защите всех форм собственности.

Ст. 3 определяет народ единственным источником государственной власти в Казахстане.

Слово "народ" с юридической точки зрения отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять" кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственная власть характеризует суверенитет государства. Государственный суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны (т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории) и ее независимость от власти иностранных государств в сфере международных отношений. Помимо верховенства и независимости государственной власти, государственный суверенитет проявляется в ее единстве.

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает полновластие народа, то есть обладание народа социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно через республиканский референдум и выборы, так и через делегирование ее органам государственной власти (ст. 3).

Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство от имени народа не выступает и обладает правом выступа только от имени государства.

Таким образом, в зависимости от формы волеизъявления народ различаются представительная и непосредственная демократии.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через своих выборных полномочных представителей.

Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, выраженного путем референдума, участия в выборах, собраниях и т.п.

Референдум - это всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Решения/принятые республиканским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РК.

Выборы - это такая процедура формирования государственных органов или органов местного самоуправления, которая осуществляется посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый мандат может претендовать два или более кандидатов.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Дж. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы недостаточно одного лишь распределения властей между несколькими органами. Эти органы должны находиться во взаимном равновесии для того, чтобы ни один из них не мог получить Преобладание над другими, чтобы каждый -из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого.

В результате власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии друг с другом. Таким образом, разделение властей - это деление единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; структурно-финансовая самостоятельность и независимость каждой из ветвей власти достигается наделением их такой компетенцией, которая исключила бы господство одной ветви власти над другой и в то же время обеспечила бы их эффективное взаимодействие.

Вместе с тем, единство государственной власти в Республике Казахстан обеспечивается Президентом, являющимся главой государства и его высшим должностным лицом. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Таким образом, Президент РК находится над всеми ветвями власти, выступает арбитром, хотя и тяготеет по своим полномочиям к исполнительной власти.

Демократия в Республике Казахстан осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия.

Политическое многообразие (плюрализм) - это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках конституции, существование многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институциональную основу политического плюрализма.

Одно из наиболее важных мест в институциональной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологическим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идеологического многообразия.

Идеологическое многообразие (плюрализм) - это свобода выбора реологических и духовных ценностей и запрет установления государственной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма.

Правовое государство

В соответствии с Конституцией Республика Казахстан утверждает себя правовым государством.

Правовое государство характеризуется тем, что оно самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться се без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане, в силу чего важнейшим принципом функционирования правового государства, является принцип верховенства права, что означает прежде всего верховенство конституции и закона.

Сущность правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется, в первую очередь, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

Правовое государство - это конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества закрепляются не иначе как на высшем законодательном - конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы.

Являясь полноправным членом мирового сообщества, Республика Казахстан признает составной частью действующего права РК международные договоры Казахстана. Поэтому, если международным договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно Конституции РК официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. При этом, все нормативные акты не должны противоречить Конституции РК.

В демократическом государстве норма права должна быть равной для всех граждан, поэтому подлинно правовым может быть лишь, такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом.

Согласно Конституции РК все равны перед законом и судом, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, имущественного и должностного положения, пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности - служение потребностям личности и общества. Отсюда - необходим приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Однако смысл существования правового государства не сводится только к защите человека от государственных притязаний. Принцип правового государства преследует двойную цель: в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность его, как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами. В результате правовое государство предстает как сочетание субъективных прав граждан и объективного порядка государственной деятельности.

Одной из важных характерных черт правового государства является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане.

Унитарное государство

Конституция РК рассматривает унитарность не только в качестве формы государственного устройства страны, но и как одну из основополагающих основ конституционного строя Казахстана. Унитарное государство (франц. Unitaire. лат. unitas-единство) - форма территориального государственного устройства, содержанием которого является разделение территории государства на административно-территориальные единицы. Административно-территориальные единицы подразделяются на регионы (область, район, аульный (сельский) округ и населенные пункты (городские, сельские). Государственное устройство РК не предусматривает возможности образования на территории Казахстана каких-либо государственно-территориальных или национально-территориальных автономных образований в виде округов, краев, республик, штатов, кантонов и т.д.

В государственном устройстве РК, основывающемся на принципе унитаризма, обеспечивается суверенитет и территориальная целостность Республики Казахстан как государства.

В РК унитарность' выступает прежде всего в качестве формы государственной организации межнациональных отношений и выражением единства народа Казахстана.

Свободное волеизъявление в избрании, формы своей национальной государственности обеспечивает суверенитет всего народа РК.

Унитарность РК не препятствует свободному развитию всего многонационального народа Казахстана, в том числе в местностях с преимущественным проживанием какой-либо национальности и народности, обеспечивает стабильность в государственном строительстве.

Свободное развитие всех наций и народностей Казахстана обеспечивается заботой государства о развитии национальных языков. За каждым гражданином признается право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Унитаризм означает также высокий уровень централизации государственной власти и эффективность в управлении государством унитаризм характеризуется следующими принципами:

1. Территориальная и государственная целостность РК. Республика Казахстан - единое государство, созданное для достижения общей цели с помощью государственной власти. Это предполагает стремление субъектов конституционного права к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РК. Согласно этому принципу ни один государственный орган не может принимать решения, направленные на нарушение территориальной целостности государства, запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на его нарушение. В силу целостности не допускается установление таможенных границ между административно-территориальными образованиями, взимание пошлин, сборов и установление других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств. Также территориальная целостность означает верховенство Конституции Казахстана и других законов, указов Президента, постановлений правительства на всем территории государства и отсутствие у местных органов власти права выхода из состава государства Казахстан, изменения своего правового положения в одностороннем порядке.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности и проявлением суверенитета РК. месте с тем, это единство является одним из важнейших проявлений суверенитета государства.

Единство системы государственной власти в унитарном государстве выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть: Президента, Парламента, Верховного Суда и Правительства. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого государственного органа, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений между собой, на основании принципа разделения властей.

Государственную власть осуществляют и местные органы в пределах своих полномочий, составляя органическую часть единой системы. Конституция определяет такой круг полномочий местных органов государственной власти, которые позволяют им решать вопросы, имеющие местное значение, и в то же время не позволяют им вмешиваться в полномочия высших органов и нарушать принципы унитаризма. Местные органы государственной власти не имеют права решать вопросы территориальной целостности.

3. Единая система законодательства - обязательное условие существования любого государства. Формирование национальной системы законодательства РК прошло несколько этапов. На первом этапе, наряду с новыми законодательными актами, утверждавшими суверенитет и независимость Казахстана, на территории республики продолжали действовать союзные законы. Конституция 1993 года содержала специальную правовую норму о силе союзных актов. В ней говорилось, что законы и иные нормативные акты СССР применяются на территории Республики Казахстан впредь до принятия соответствующих законов и иных нормативных актов республики лишь в той части, в какой они не противоречат Конституции и законам РК (переходные положения, ст. 7).

С принятием Конституции 1995 года начался второй этап формирования национальной системы законодательства. Союзные акты потеряли свою актуальность и значение. В связи с существенными изменениями политических и социальных условий жизни, а также с принятием новых законов отпала необходимость указания в Конституции на союзные нормативные акты. Вместе с тем, до полного формирования национальной системы законодательства, некоторые правовые акты СССР еще применяются. В процессе развития этой системы устаревшие акты и нормы будут отменяться и заменяться более совершенными.

В РК в отличие от федеративных государств национальная система законодательства создается единой системой высших органов государственной власти. Законодательные акты местными органами государственной власти не принимаются.

4. Единое гражданство также является отличительным признаком унитарного государства. В период вхождения Казахской ССР в состав СССР существовал институт двойного гражданства, по которому гражданин Казахской ССР одновременно являлся и гражданином СССР перед и мог без каких-либо формальностей стать гражданином любой другой союзной республики. В результате распада СССР перед многими гражданами, имеющими родственников в других республиках, или исторические корни, возник вопрос установления института двойного гражданства, необходимости введения которого стали требовать и представители казахской диаспоры, проживающей в третьих странах. Однако двойное гражданство, как показывает мировая практика, не признается почти всеми государствами и возникает лишь в федеративных государствах или в результате существования коллизионных норм. Исходя из этого, Казахстан как унитарное государство законодательно установил единое гражданство.

Социальное государство

Социальное государство - это государство, социальная политика которого направлена на обеспечение достойного в материальном отношении существования человека и его свободное развитие, на преодоление неоправданных социальных различий.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум и исходит из того, что каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Средством государства, противостоящим социальному неравенству, является социальное обеспечение.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Д Социальная, политика представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального развития общества состоит в определении основных направлений социальной политики РК, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в РК. В их число входят право на свободу труда, его безопасность, социальную защиту от безработицы; право на охрану здоровья; установление гарантированного минимального размера заработной платы, пенсии и социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потери кормильца; защита государством брака и семьи, материнства, отцовства и детства и т.д.

 

Светское государство

Светское государство означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности (в том числе отделение школы от церкви, чем обеспечивается светский характер государственного образования), а также запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной. Государственная (официальная) религия означает, что церковь признается частью официальной организации государства, что проявляется в том, что государство финансирует церковь, участвует в назначении священников, утверждает секты, регулирует внутреннюю деятельность церкви и признает за церковью право осуществлять некоторые государственные функции, в частности, регистрировать браки, рождения, смерти. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская и т.д. В некоторых странах религия оказывает определяющее воздействие на формирование и функционирование государственных и социальных институтов. Исламская Республика Иран и ряд других исламских государств провозгласили приоритет религиозных канонов, а ее государственный механизм тесно переплетается с исламскими структурами и зависит от духовных вождей народа.

Как светское государство Республика Казахстан характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства. Не допускается вмешательство религиозных общественных объединений в дела-государства и государственных органов в дела религиозных объединений.

Граждане, независимо от того, какую религию исповедуют, пользуются политическими правами. Как верующие, так и священнослужители могут избираться в государственные органы как граждане, а не в качестве представителей соответствующих конфессий.

Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание религиозной розни.

Отделение религии от государства означает, что нельзя вести обучение религиозным догматам в государственных учебных заведениях.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Уставы религиозных объединений регистрируются в органах юстиции РК. Государственный орган, зарегистрировавший устав религиозного объединения, осуществляет контроль за соблюдением им собственного устава. Этот орган имеет право требовать представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых религиозными объединениями мероприятиях, получать объяснения от их членов по вопросам, связанным с соблюдением устава.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая положения уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с Законом "О свободе вероисповедания". По решению суда деятельность религиозного объединения может быть прекращена.

Светский характер государства выражается и в недопущении финансирования религиозных объединений.

Равенство религиозных объединений перед законом выражается в том, что ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими.

3. Республиканская форма правления

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними.

В Конституции РК установлена республиканская форма правления. Республика (от лат res publica -общественное дело, от res - дело + publicus - общественный всенародный) - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.

Различают два основных вида республики - президентскую и парламентскую.

Президентская республика - это форма правления, отличительными признаками которой являются:

- соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

- внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов);

- внепарламентский способ формирования правительства (в силу чего последнее не несет

политической ответственности перед парламентом);

- отсутствие у президента права роспуска парламента.

Парламентская республика - это форма правления, характеризующаяся формальным верховенством (полновластием) парламента, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии) президента, который осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром.

В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республики. Полупрезидентская (смешанного типа) республика - это разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики:

- президент избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделяется юридически и реально большими полномочиями;

- президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр;

- правительство формируется парламентским путем, но несет ответственность не только перед парламентом, но и перед президентом;

- президент имеет право роспуска парламента при выражении последним вотума недоверия правительству.

В Республике Казахстан, согласно Конституции, провозглашена президентская форма правления, которая характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики (наличие председателя правительства возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства парламентом, полномочия Президента по роспуску Парламента, а также возможность самостоятельного принятия Президентом законодательных актов).

4.Человек, его права и свободы как высшая ценность

Конституция РК рассматривает человека, его жизнь, права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом государства, его обязанностью. "Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов", - указывается в ст. 12 Конституции РК.

Конституционное государство базируется на народном суверенитете который составляет одну из важнейших его основ. Между тем, носитель этого суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых в конечном счете и должна исходить вей власть.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют также существенных усилий государства в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культурной сферы.

5. Конституционный статус Республики Казахстан как государства

Как отмечалось выше, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Государство является основной формой реализации суверенитета народа, поскольку государство:

1) это единственная полновластная организация в масштабе страны;

2) представляет весь народ Казахстана, выражает его совокупную волю;

3) является собственником значительной доли средств производства, земли природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью;

4) является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Республике Казахстан как государству присущи признаки, свойственные любому государству. Для государства характерна организация политической власти на определенной территории.

Следующим характерным признаком всякого государства является наличие на его территории совокупности людей - населения.

Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ, что означает всю полноту его государственной власти над своим населением.

На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

При осуществлении народовластия, воля народа делается общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах.

В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, государство создает аппарат принуждения, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др.

Только государство имеет в своем распоряжении военную организацию, предназначенную для обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности своей территории.

Место государства в реализации полновластия народа определяется функциями, под которыми понимаются основные, наиболее важные направления его деятельности. В функциях государства выражается сущность государства, его роль в решении задач организации жизнедеятельности всего населения. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они действуют, функции подразделяются на внутренние и внешние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.20 (0.068 с.)