Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан

Поиск

5.1 Понятие института президентства. Основные этапы становления президентства в РК.

5.2 Правовой статус Президента Республики Казахстан.

Порядок выборов Президента Республики Казахстан и освобождение от должности. Администрация Президента Республики Казахстан.

Консультативные и совещательные органы при Президенте Республики Казахстан.

Конституционно-правовой статус бывших Президентов и первого Президента РК.

 

1. Конституционный статус Президента РК

Конституционный статус Президента Республики Казахстан развивался следующим образом. В Законе Казахской ССР от 24 апреля 1990 г. "Об учреждении поста Президента Казахской ССР" Президент впервые был назван главой Республики. Закон Казахской ССР от 20 ноября 1990 г. "О совершенствовании структуры государственной власти" назвал Президента главой Казахской ССР,, ее высшей исполнительной и распорядительной властью. А по Конституции Республики Казахстан 1993 года Президент считался главой государства и возглавлял единую систему исполнительной власти.

Основой характеристики современного правового статуса Президента является ст. 40 Конституции, которая определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей Конституции Президент является главой государства. В лице Президента персонифицируется представительство государства как внутри страны, так и. в международных отношениях. Одновременно Президент признается высшим должностным лицом государства. Такая характеристика Президента означает, что он не относится ни к одной из ветвей власти и занимает особое место в системе органов государственной власти Казахстана. Исходя из признания особого положения Президента, Конституция утверждает, что Президент Казахстана обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент стоит над всеми ветвями государственной власти. Исходя из принципа разделения властей, каждая ветвь власти наделена полномочиями, необходимыми и достаточными для выполнения своих функций. Но в случае делегирования полномочий Парламентом Президент в течение ограниченного времени может принимать законы. В отношении исполнительной власти, Президент также может принимать меры, предусмотренные законодательством. Правительство осуществляет исполнительную власть и возглавляет систему исполнительных органов. В то же время Правительство само отвечает за свою деятельность перед Президентом.

Президента выбирают на семилетний срок граждане Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосования. Конституция не допускает занятия должности Президента одним лицом более двух сроков подряд. Конституционный Совет в случае превышения Президентом своих нормотворческих полномочий может признать его нормативные акты неконституционными.

Президент Республики Казахстан является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент имеет право выступать от имени народа. Президент является гарантом единства государственной власти, потому что, не относясь непосредственно ни к одной ветви власти, он должен обеспечивать согласованное функционирование всех ее ветвей. Президент должен обеспечивать ответственность органов государственной власти за соблюдение Конституции, других законов государства.

В соответствии с Указом Президента "О взаимодействии Президента Республики Казахстан с государственными органами Республики" от 12 сентября 1994 г. введено в практику систематическое информирование Президента как главы государства и гаранта соблюдения прав и свобод граждан Конституции и законов Премьер-министром - о работе Правительства, Председателем Верховного Суда - о работе судов по защите прав и свобод граждан, обеспечению верховенства Конституции, законности справедливости; Генеральным прокурором — о работе по надзору за исполнением законов.

2. Порядок выборов Президента РК и отрешения его от должности

Порядок выборов Президента Республики Казахстан определяется Конституцией (статья 41) и Указом Президента о выборах.

В соответствии с последними изменениями, внесенными в Конституцию Республики Казахстан, Президент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет. Конституция не указывает на альтернативность выборов Президента. Принцип проведения альтернативных выборов закреплен в Законе о выборах Президента.

Для выполнения функций главы и высшего должностного лица государства кандидат в Президенты должен отвечать определенным требованиям. Согласно Конституции, Президентом может быть избран гражданин Республики Казахстан не моложе 40 лет. Законом о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан предельно допустимый верхний возрастной ценз исключен.

Конституция Республики Казахстан устанавливает, что лицо, претендующее на должность Президента, обязательно должно быть гражданином Казахстана по рождению. Одним из требований, предъявляемых будущему Президенту Республики Казахстан, является необходимость проживания в Казахстане не менее 15 лет. Конституция также устанавливает, что Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин, свободно владеющий государственным (казахским) языком. Следует отметить, что Конституция Республики Казахстан не выдвигает национального ценза для претендента на должность Президента. Президентом Республики. Казахстан может быть избран гражданин любой национальности, свободно владеющий государственным языком.

Закон о выборах в Республике Казахстан выдвигает еще дополнительные требования к претенденту, в том числе о том, что он не должен быть служителем какого-либо культа. Такое требование обусловлено светским характером государства Казахстан. Президент как любой гражданин может исповедовать или не исповедовать какую-либо религию. Претендент также не должен иметь не погашенную в установленном законом порядке судимость; он должен обладать активным избирательным правом. Конституция, РК устанавливает основные правовые начала очередных и внеочередных выборов Президента. Очередные выборы Президента проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики. Кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование. В повторном голосовании участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Кандидаты в Президенты выдвигаются республиканскими общественными объединениями в лице их высших органов из числа их членов и не членов тих объединений. Гражданам предоставляется право на самовыдвижение.

Закон предусматривает и условия, на которых проводятся повторные выборы.

Конституция Республики Казахстан предусматривает, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Если избранный на очередных выборах Президент по каким-либо причинам (тяжелая болезнь, импичмент и др.) досрочно прекратил свои полномочия, в двухмесячный срок должны быть проведены внеочередные выборы Президента (статья 48).

Всенародно избранный Президент вступает в должность с момента принесения народу присяги в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда. Текст присяги установлен в статье 42 Конституции: "Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан".

Конституция Республики Казахстан" 1993 г. не предусматривала институт освобождения и отрешения Президента от должности. Этот институт появился в Конституции Республики Казахстан 1995 года. Президент может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на Совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении конституционных процедур. Особый порядок установлен Конституцией в отношении отрешения Президента от должности. Установлено, что Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат. При этом должны быть заключение Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключение Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Если в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения Парламент не примет окончательное решение, то обвинение против Президента признается отклоненным. Обвинение Президента в совершении государственной измены может быть отклонено на любой стадии.

В таком случае полномочия депутатов Мажилиса, возбудивших вопрос о государственной измене Президента, прекращаются досрочно.

В случаях, предусмотренных статьей 63 Конституции Республики Казахстан, Президент может распустить Парламент. В период, когда Президент рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий Парламента, не может быть возбужден вопрос об отрешении Президента от должности. Такое положение имеет целью не допустить противостояния Парламента и Президента.

В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента, его смерти полномочия Президента республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента. При невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса. В случае невозможности принятия на себя полномочий Президента Председателем Мажилиса они переходят к Премьер-министру. Исполняющий обязанности Президента -не вправе вносить предложения об изменениях и дополнениях Конституции.

Конституция устанавливает ограничения, связанные с пребыванием в должности Президента Республики. Президент не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. На период осуществления своих полномочий он приостанавливает свою деятельность в ней.

3. Администрация Президента РК и другие органы

В соответствии с Конституцией Президент формирует Администрацию, которая должна обеспечивать реализацию стратегических установок Президента. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 11 февраля 2002 года " Об утверждении Положения об Администрации Президента Республики Казахстан" Администрация Президента Республики Казахстан является государственным органом, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики, непосредственно ему подчиненным и подотчетным, в ведении которого находятся следующие вопросы:

- общий контроль за государственными органами, в том числе контроль за исполнением актов и поручений Главы государства;

- вопросы внутренней политики;

- обеспечивает подготовку ежегодного послания Главы государства к народу Казахстана;

- обеспечение внешнеполитической деятельности Главы государства;

- осуществляет координацию и контроль за деятельностью правоохранительных и иных

государственных органов по борьбе с преступностью, обеспечению национальной безопасности, правопорядка и законности;

- обеспечивает нормотворческую деятельность Главы государства;

- обеспечение полномочий Главы государства в отношении Парламента Республики Казахстан;

- обеспечивает реализацию полномочий Главы государства в отношении Правительства;

- обеспечивает полномочия Главы государства в отношении Конституционного Совета;

- обеспечение полномочий Главы государства по отношению к государственным органам,

непосредственно ему подчиненным и подотчетным, и консультативно-совещательным органам при Президенте Республики Казахстан;

- реализации полномочий Главы государства в области региональной политики;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности Главы государства;

- обеспечение проведения курса Президента Республики в области кадровой политики и

государственной службы;

- документационное обеспечение деятельности Главы государства.

В соответствие с Конституцией Президент образует Совет Безопасности (СБ), Высший Судебный Совет и иные консультативно-совещательные органы.

Положение о Совете Безопасности утверждено Указом Президента 8 декабря 1996 года. Он образован для работы в области обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, проведения единой политики в сфере защиты прав и свобод человека, независимости и территориальной целостности республики. В его задачи входят: определение сферы государственных интересов, основных направлений их реализации и защиты; выявление и пресечение внутренних и внешних угроз национальной безопасности; разработка концепции предложений и рекомендаций национальной безопасности. СБ координирует деятельность силовых структур, центральных и местных исполнительных органов, а также анализирует законопроекты и контролирует исполнение нормативных документов в пределах компетенции. Заседания СБ проводятся под председательством Президента. В состав СБ входят руководители правоохранительных органов, Министерства иностранных дел, Министерства финансов. Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям.

Среди иных консультативно-совещательных органов особое место занимает Ассамблея народов Казахстана.

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: содействие сохранению межнационального согласия и стабильности в стране, выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями всех национальностей, содействие, их духовно-культурному возрождению и Развитию на основе соблюдения принципа равноправия; формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные, и демократические нормы; поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Конституция предусматривает должность Государственного секретаря, полномочия которого определены Указом Президента. Государственный секретарь назначается и освобождается Президентом, работает под его непосредственным руководством, ему подотчетен и подконтролен. Он нарабатывает для Президента предложения по основным направлениям социально-экономической, региональной и правовой политики по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти; по внешнеполитической стратегии республики и реализации международных инициатив Президента (совместно с МИД); по внешнеэкономическим вопросам. Он выполняет различные поручения участвует в выработке кадровой политики Президента и т.д.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.009 с.)