Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 конституционное право Республики Казахстан как отрасль права и как наука↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1 Конституционное право Республики Казахстан как отрасль права и как наука 1.1 Понятие, место и роль КП РК. Предмет и методы конституционного права. 1.2 Конституционно-правовые нормы 1.3 Конституционно-правовые отношения 1.4 Источники и система конституционного права. Понятие и предмет конституционного права РК как отрасли права Конституционное право - отрасль системы права Республики Казахстан, представляющая совокупность правовых норм, характеризующихся внутренним единством и регулирующих однородные общественные отношения, являющиеся самостоятельным предметом правового регулирования. Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, прямо связаны с осуществлением государственной власти и являются отношениями по поводу ее организаций, устройства государства, а также отношениями между человеком и государством. Поэтому предметом правового регулирования конституционного права выступают только основополагающие общественные отношения, охватывающие политические, экономические, социальные и культурные сферы жизнедеятельности государства и общества. Это позволяет назвать конституционное право ведущей отраслью права РК. Как и любой отрасли права, конституционному праву присуща совокупность приемов и способов, называемая методами правового регулирования, при помощи которых осуществляется воздействие на общественные отношения. Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами: 1) метод обязывания; 2) метод запрещения; 3) метод дозволения; 4) метод признания. Разновидностями указанных способов воздействия государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, являются установление конкретных правомочий и обязанностей участников правоотношений (компетенция государственных органов и должностных лиц, полномочия депутатов, порядок организации и проведения выборов). Методы регулирования конституционного права носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории общественных идеалов, социальных ценностей, моральных принципов. Таким образом, конституционное право - это ведущая отрасль права Республики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления. Конституционно-правовые нормы и институты Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм других отраслей права. Они также являются средством упорядочения общественных отношений, принимаются государством и выполняют регулятивную и правоохранительную функции. Вместе с тем, для понимания сущности конституционно-правовых норм необходимо рассмотреть их с позиций отличия от правовых норм других отраслей права. От других правовых норм конституционно-правовые нормы отличаются: - высшей юридической силой; - содержанием (сферой правового регулирования); - источниками, в которых они выражены (Конституция, конституционна законы); - наличием значительного количества норм-принципов, норм-задач дефиниций, не свойственных другим отраслям права; - учредительным характером содержащихся в них предписаний; - особым механизмом реализации (многие нормы рассчитаны не на возникновение конкретных - специфическим характером субъектов (народ, государство, нации, высшие государственные органы); - особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях -санкция). Конституционно-правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: 1. По характеру содержащихся предписаний - их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы - это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. 2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъектом в применении установленного им правила. Диапозитивные нормы - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъектом с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. 3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм. Совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные Место конституционного права в системе права РК Конституционное право - ведущая отрасль права Республики Казахстан такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой, отрасли. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Нормы определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы. Основным источником конституционного права является Конституция - Основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права. Предмет, система и источники науки конституционного права, ее развитие На современном этапе Наука конституционного права является составной частью всей правовой, юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки присущи свой предмет, источники, специфический подход к его изучению. Наука конституционного права относится к числу отраслевых наук, она формулирует основные понятия и категории, определяет место и роль конституционного права в системе правовой науки и изучает: - закономерности формирования, развития и функционирования конституционного права; - формы государственного правления и государственного строительства механизм государства РК, формы, методы и способы взаимодействия государственных органов; - проблемы прав человека и гражданина, гражданства, иностранных граждан, соотношения конституционных норм с нормами международного права в области прав человека; - значение, предназначение норм и институтов конституционного процессы, связанные с их реализацией; характер и природу конституционно-правовых отношений, их особенности (по сравнению с другими отраслевыми правовыми отношениями); пределы их регулирования; - эффективность конституционно-правовых норм и деятельность государственных органов, статус которых определяется в Конституции. Указанные объекты выступают предметом научного исследования и изучаются исходя из научных методологических принципов с использованием различных методов: исторических, логических, сравнительно-правового системного, статистического, конкретно-социологического и др. Таким образом, наука конституционного права - это система знаний о конституционно-правовых нормах и возникающих в результате действия таких норм конституционно-правовых отношениях. В составе науки конституционного права имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении, одни теоретические выводы и положения служат основой для других. К их числу относятся теории: разделения властей, парламентаризма, президентства, избирательной системы, гражданства, суверенитета, народовластия, гражданского общества, политического плюрализма. Каждая из этих теорий и концепций формируется самостоятельно, но в то же время они оказывают влияние друг на друга. Система науки в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права. Формулируя теоретический выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В то же время источниками науки являются и другие нормативно-правовые акты, которые в совокупности составляют конституционное законодательство: конституционные и обычные законы, нормативные указы Президента, постановления Правительства, решения местных представительных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия; раскрывает взаимосвязи. Другим источником науки конституционного права является практическая деятельность государственных органов и всех субъектов правовых отношений по реализации конституционно-правовых норм. Ее изучение позволяет понять не только формальную природу, но и фактическую сущность, реальность действия норм права. Следующим источником науки конституционного права являются труды как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященные философским, социологическим и другим проблемам конституционного строительства, прямо или косвенно относящихся к данной отрасли. Наука конституционного права во время существования СССР не являлась самостоятельной, а входила в состав единой науки "советского государственного права". Образование на месте бывшего СССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В Казахстане утвердилось наименование науки конституционного права. Теоретическим источником данной науки в РК являются труды ученых республики, исследующие проблемы самостоятельного конституционного развития.
Государственное устройство Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) - унитарное государство. Административно-территориальное деление: 9 провинций и 2 города центрального подчинения (Пхеньян и Кэсон). Действует Конституция 1972 г., согласно которой КНДР "суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями чучхе". Последние наряду с марксизмом-ленинизмом (упоминание о котором из Конституции исключено) составляют официальную идеологию страны. В самом общем виде "чучхе" означает самостоятельность. В соответствии с этими идеями все вопросы "в революции и строительстве" должны решаться с позиций самостоятельности, при опоре на собственные силы, сообразно с действительностью страны. Правящей партией в КНДР является Трудовая партия Кореи, созданная в 1945 г. и насчитывающая около 3 млн. членов. Ее конечной целью провозглашено "преобразование всего общества на основе идей чучхе и построение коммунистического общества". Особенностью политического режима является культ личности покойного лидера страны "великого вождя" Ким Ир Сена (1948-1994) и его сына и официального преемника "любимого руководителя" Ким Чен Ира. Дни рождения обоих - национальные праздники. Высший законодательный орган - однопалатное Верховное народное собрание (ВНС), избираемое на пять лет. В период между сессиями функционирует Постоянный совет (Президиум) ВНС. Прежняя редакция Конституции 1972 г. предусматривала, что главой государства является Президент (избирается ВНС на четыре года), который возглавляет высший руководящий орган государственной власти - Центральный народный комитет (ЦНК). ЦНК формирует распорядительный и исполнительный орган - Административный совет. На первой сессии ВНС КНДР X созыва, состоявшейся 5 сентября 1998 г., в Конституцию внесены существенные изменения. Согласно новой редакции Конституции Ким Ир Сен объявлен "вечным президентом" КНДР. "Высшим руководящим органом" страны объявлен Комитет обороны КНДР. Его председатель (Ким Чен Ир) является "высшим должностным лицом" и осуществляет "командование всеми политическими, военными и экономическими силами" КНДР. Высшим административно-исполнительным органом власти стал Кабинет министров. Местные органы власти - провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные народные собрания, избираемые сроком на четыре года. Исполнительными органами на местах являются народные комитеты, на которые возложена также подготовка сессий местных народных собраний. Законодательная власть Законодательная власть в системе разделения властей. Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья I конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), ст. II — исполнительной (президент), ст. Ill — судебной (преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий Структура и порядок формирования конгресса США. Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть — на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем нередко применяется прием «флибустьерства» — путем бесконечных выступлений «заговаривают» законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом). Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного — по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в палате представителей их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в сенате — 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы). В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, в частности делегирующие членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты, имеются партийные организаторы («кнуты»), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте (в частности, явку членов фракции на голосование на пленарных заседаниях). Особенно велика роль лидера фракции большинства (в настоящее время в обеих палатах большинство принадлежит Республиканской партии). Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законопроекта). Полномочия конгресса в конституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда казуистично. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.); в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими); в области охраны общественного порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; милиция вправе карать морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом). В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства (в настоящее время это федеральный округ Колумбия, где находится столица государства Вашингтон), а также на территориях, приобретенных у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции (выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями. Главной формой деятельности конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат (отсюда двойное название некоторых законов — по фамилиям лиц, вносивших законопроект, например закон Тафта — Хартли). Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти. Особое значение в проталкивании законопроектов имеет деятельность уже упоминавшихся лоббистов. Законы в США подразделяются на публичные (общего характера) и частные (индивидуального действия — это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции, натурализации отдельных лиц и др.). Законы принимаются в трех чтениях, по той системе, которая уже была рассмотрена в Общей части учебника. Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат. Для принятия конституционных законов (в США это только поправки к конституции) требуются особые условия, указанные выше. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет. Текст законопроекта, согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть отвергнут. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроект считается отвергнутым. Понятий органических и чрезвычайных законов в США нет. Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных резолюций принимаются конституционные поправки. Совпадающие резолюции (одинаковый текст) принимаются обеими палатами, но касаются только их взаимоотношений. Простые резолюции принимаются каждой палатой по вопросам ее деятельности, иногда также по вопросам международных отношений. Впрочем, по этим вопросам могут приниматься и совместные резолюции палат, четкого различия между видами резолюций нет. Американский федерализм Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа (30 тыс. жителей) и Виргинские острова (70 тыс. жителей), имеющие статус территорий США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон — столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра. Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется. Федерация США — относительно централизованная. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование.
Вопросы рубежного контроля №1
1. Конституционное право Республики Казахстан как отрасль права. 2. Понятие и предмет регулирования конституционного права. 3. Понятие, сущность и форма Конституции. 4. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции Республики Казахстан. 5. Действие Конституции Республики Казахстан. 6. Особенности структуры Конституции Республики Казахстан 1995 года: значение преамбулы, первого раздела, заключительных и переходных положений. 7. Внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. 8. Понятие конституционно-правовых норм, их виды и особенности. 9. Понятие основ конституционного строя. 10. Принципы и структура основ конституционного строя. 11. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. 12. Гражданство Республики Казахстан: понятие, принципы и основы правового регулирования. 13. Способы, порядок и условия приобретения гражданства Республики Казахстан. 17. Понятие и принципы избирательного права. 18. Особенности избирательной системы Республики Казахстан. 19. Республиканский референдум: понятие и принципы. 20. Правовой статус Президента Республики Казахстан. 21. Порядок выборов Президента Республики Казахстан. 22. Консультативные и совещательные органы при Президенте РК. 23. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан. 24. Акты Президента Республики Казахстан. 25. Парламент Республики Казахстан и его место в системе государственных органов РК. 26. Структура, состав и порядок формирования Парламента Республики Казахстан. 27. Статус депутатов Парламента Республики Казахстан. 28. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Казахстан. 29. Порядок формирования, состав и сроки полномочий Правительства Республики Казахстан. 30. Конституционно-правовой статус местных органов государственной власти в Республике Казахстан.
Вопросы для промежуточного экзамена № 2.
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. 2. Понятие конституционного права зарубежных стран. 3. Источники конституционного права зарубежных стран. 4. Конституционное право Российской Федерации: общая характеристика, особенности: юридические свойства Конституции РФ, правовая охрана Конституции РФ, двойное гражданство, безгражданство и правовой статус иностранцев по законодательству РФ. Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов. 5. Форма государственного устройства, особенности политического режима. 6. Общая характеристика правовой системы. 7. Характеристика Турецкой Конституции. 8. Органы государственной власти Турции. 9. Общая характеристика Конституции Исламской Республики Пакистан. 10. Форма государственного устройства, особенности политического режима. 11. Общая характеристика правовой системы. 12. Характеристика Турецкой Конституции. 13. Органы государственной власти Турции. 14. Общая характеристика Конституции Исламской Республики Пакистан. 15. Особенности Конституции Франции. 16. Основы государственного устройства Франции. 17. Правовой статус личности во Франции. 16. Конституционное право США. 18. Особенности Конституции США. 19. Законодательная власть США. 20. Американский федерализм.
Экзаменационные вопросы
1. Конституционное право Республики Казахстан как отрасль права. 2. Понятие и предмет регулирования конституционного права. 3. Понятие, сущность и форма Конституции. 4. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции Республики Казахстан. 5. Действие Конституции Республики Казахстан. 6. Особенности структуры Конституции Республики Казахстан 1995 года: знач
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 6918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.013 с.) |