Проблемы реализации принципов правотворчества. Факторы правотворчества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реализации принципов правотворчества. Факторы правотворчества



 

Правотворческая деятельность современных государств строится на основополагающих принципах, к числу которых чаще всего относят демократизм, законность, гуманизм, профессионализм, научность, качественное совершенство принимаемых актов. Некоторые авторы относят к числу принципов правотворчества и иные основополагающие начала. Так, А.Ф. Черданцев включает в данный перечень законность, демократизм, научность, оперативность и связь правотворчества и практики.

Принцип демократизма проявляется в установлении и неуклонном осуществлении демократического порядка подготовки и принятия нормативных актов, и в первую очередь законов. Демократизм правотворчества выражается в участии в этом процессе общественности, максимальный учет в новых нормативных решениях состояния общественного правосознания и общественного мнения. Как справедливо отмечает Н.М. Марченко, демократизм предполагает активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.

Для претворения в жизнь принципа демократизма в правотворчестве в Российской Федерации необходимо развитие практики широкого обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации — печати, радио, телевидения, а также различных мероприятий с привлечением научной общественности. Высказанные при обсуждении проекта замечания и предложения должны анализироваться правотворческим органом и учитываться при доработке подготавливаемого нормативного акта. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что нормативные правовые акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа и соответствовать нормам и принципам, закрепленным в Конституции страны, а также ее законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативных правовых решении, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов, порядка опубликования нормативных правовых актов.

Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его права и свободы являются высшей Ценностью в Российской Федерации (ст. 2 Конституции России), признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, поэтому эти ценности должны быть в центре внимания и субъектов законодательной деятельности при разработке и принятии нормативных актов.

Принцип научности правотворчества и его непосредственная связь с правоприменительной практикой означают, что процесс принятия нормативных актов должен быть ориентирован на максимально полное соответствие назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать современные достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения.

Законопроекты готовятся не абстрактно или произвольно на основе усмотрения правотворческого органа, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов можно подготовить правовые предписания, соответствующие потребностям правового развития, что должно способствовать их эффективному исполнению и применению на практике. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

Принцип профессионализма предусматривает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы, обладающих достаточными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко различные субъекты правотворческой деятельности (например, депутаты, должностные лица различных органов государственной власти, руководители предприятий при разработке локальных норм и т.п.), не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно разрабатывают законопроекты, тогда как они должны работать по преимуществу с проектами, подготовленными высококвалифицированными юристами.

Принцип качественного совершенства принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники. Аналогичное основополагающее начало правотворческой деятельности выделяет Н.М. Марченко, усматривая его в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов в максимальной степени использовать выработанные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых нормативных актов, оптимального изложения их содержания и отвечающего общепринятым в мире стандартам технического их оформления.

Качественное совершенствование нормативных правовых актов в большей мере определяется требованиями законодательной техники, которая имеет не меньшее значение, чем само содержание акта. Под законодательной техникой понимается совокупность приемов и способов разработки текста нормативного правового акта. Эти методы направлены на обеспечение качества как формы, так и содержания акта. Законодательная техника включает в себя приемы логики, языкознания, фразеологии, лингвистики, этимологии и т.п.

К форме и содержанию законодательных актов с позиций законодательной техники предъявляются требования:

— логической последовательности изложения предписаний в тексте акта;

— взаимосвязи нормативных предписаний в тексте акта;

— отсутствия противоречий внутри нормативного правового акта, в системе законодательства;

— компактности содержания норм при глубине и широком раскрытии смысла предписании;

— ясности и доступности языка нормативного правового акта;

— точности и определенности формулировок и терминов;

— сокращения количества актов по одному и тому же вопросу, укрупнения кодифицированности (сведение в кодексы актов по одному предмету регулирования);

— унификации терминологии и изложения предписаний при разработке актов в различных отраслях права.

Задачи правотворческой деятельности определяются целями создания эффективных, непротиворечивых, безупречных с позиций юридической техники, научно и практически обоснованных и социально востребованных нормативных правовых актов.

 

Среди основных факторов, формирующих основу оптимального и эффективного осуществления правотворческой деятельности, активно-творческого, опережающего влияния правовых актов на динамику общественного развития, необходимо выделить:

1) экономические факторы - Материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;

2)политические факторы - Большое влияние на правотворческую деятельность осуществляет политическая обстановка в стране, например, взаимодействие разных слоев общества и групп населения, парламентских фракций, уровень активности различных политических партий, движений и общественных объединений;

3)социальные факторы - Принципиальное значение при разработке нормативных актов имеет также степень заботы общества и государства о лицах, его интересы и потребности, об охране и обеспечению его прав и свобод;

4)национальные факторы - в многонациональном государстве и формирование норм права определяется преимущественно существующими взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, живущими в стране, заботой об их равноправии и свободного развития;

5)внешнеполитические факторы - Международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество;

6)идеологические факторы - идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень ее внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства.

С другой стороны, все факторы правотворчества можно разделить па три группы: факторы, определяющие предмет правового регулирования, факторы, выражающие позиции участников правотворческой деятельности, факторы собственно юридического характера.

Классификация факторов по характеру воздействия позволяет выделить прежде всего те, которые находятся вне правовой системы. Напомним еще раз об экономических, политических, социальных и других факторов как своеобразные объективные условия развития и изменения законодательства. Изучение существующих процессов и их тенденций дает возможность своевременно ощутить необходимость правовых изменений. Большинство из этих факторов приобретают значение правопорождающие, поскольку в них зарождается и проявляется объект будущего регулирования. Важно правильно оценить этот объект и умело выбрать предмет и метод правового регулирования. По своему влиянию на правовые акты можно выделить «нормальные» факторы, способствующие спокойной и ритмичной правотворчества, «отклоняющие», «нормативно-чрезвычайные», «форс-мажорные». С каждым из них связан тот или иной степень риска в принятии и реализации актов прямого народовластия.

Очень важно определить радиус действия различных факторов. К сожалению, пока это не удается сделать. Довольно часто выявлены общественные потребности получают неадекватное правовое выражение. Иногда достаточно поспешно отвергаются прежние акты, или наоборот, изменения ограничиваются лишь частичным исправлением правового статуса отдельных субъектов.

Обратим внимание на временные характеристики факторов. Одни из них действуют постоянно, например, относительно устройства и ориентации властей, отношение населения к закону подобное. Другие факторы действуют недолго.

Кроме объективных факторов, влияющих на правовую систему снаружи, нужно учитывать факторы ее собственного внутреннего развития. В них находят свое выражение свойственные правовой системе принципы построения и функционирования, внутренние системные связи и зависимости. Игнорирование или слабое их использование под предлогом явного приоритета объективных факторов делает законодательство внутренне противоречивым и структурно неупорядоченным.

К внутренним факторам можно отнести и те из них, которые имеют определенную процессуальное действие. Одни из них проявляют себя на стадии зарождения, подготовки и принятия решений. К ним относятся требования общественного мнения, влияние различных политических сил, подражание правовым стандартам зарубежных государств и др.. Многое зависит от понимания правовых актов населением, их поддержки или отклонения, сопротивления оппозиции, тщательности должностных лиц и органов, граждан, усвоение цели правовых актов и их правильного применения.

 

50. Правотворческий процесс и проблемы определения его стадии. Отличие правотворчества от правообразования.

Под правотворчеством условимся понимать вид государственной деятельности, заключающийся в процессе формирования и придания официальной формы в виде закона волеизъявлению, соответствующему интересам большинства населения.

Различают три способа правотворчества:

§ непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;

§ санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями;

§ непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).

К принципамправотворчества относятся: научность, демократизм, непосредственное правотворчество народа, плановость; обоснованность, целесообразность, объективность, системность.

Правотворчество — это процесс, который состоит из определенных стадий:

§ законодательная инициатива со стороны строго определенных Конституцией субъектов права;

§ решение компетентного органа о необходимости издания акта;

§ подготовка концепции и проекта нормативного акта;

§ обсуждение проекта нормативного акта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа;

§ принятие нормативного акта в определенном порядке (например, путем голосования);

§ опубликование нормативного акта.

 

Важным и неотъемлемым направлением государственной деятельности является правотворчество, в процессе которого создается право — регулятор общественных отношений. В широкомсмысле

правотворчество включает в себя не только создание нормативных правовых актов, но и иных источников права (судебный прецедент, правовой обычай, нормативный договор и т.п.). В узкомсмысле правотворчество означает создание нормативного правового акта, способного регулировать возникающие в обществе отношения юридического характера.

Процесс правотворчества включает в себя непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативных правовых актов. Эта деятельность состоит из двух видов действий:

- действия правотворческого органа по подготовке проекта нормативного правового акта — принятие решения о разработке проекта, его подготовка, обсуждение проекта, его согласование с заинтересованными органами и доработка;

- действия по изданию нормативного правового акта — внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, обсуждение в правотворческом органе, принятие нормативного правового акта и его обнародование (опубликование).

(Правотворчество— это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных правовых актов, осуществляемая полномочными органами государственной власти, народом в порядке референдума, органами местного и локального самоуправления).

Соответственно, в процессе правотворчества выделяется два этапа— подготовительный и непосредственно нормотворческий (законодательный, если речь идет о принятии закона).

Первый этап можно определить как совокупность процедурных действий по формированию государственной воли. Он имеет подготовительный характер и состоит из действий, которые непосредственно не порождают правовых норм. Он создает основу для последующих стадий принятия акта. Здесь можно выделить ряд самостоятельных стадий: принятие решения о разработке проекта акта, подготовка проекта, его обсуждение, согласование и доработка.

Логично сделать вывод о том, что в процесс правотворчества на этой стадии не следует включать организационные действия, содей­ствующие непосредственной правовой работе над нормативным правовым актом. К правотворчеству в точном смысле не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений по со­вершенствованию законодательства, организационные мероприя­тия в работе правотворческих органов и т.д.

Второй этап правотворчества — официальное возведение госу­дарственной воли в норму права, т.е. издание нормативного правово­го акта. Это — нормотворческий процесс. На данном этапе решающее значение имеет деятельность самого правотворческого органа. Здесь имеют место такие стадии, как: внесение проекта на обсуждение пра­вотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, приня­тие нормативного правового акта и его опубликование.

Вопрос о стадиях правотворчества в российской юридической науке остается дискуссионным. К примеру, С. С. Алексеев к числу стадий правотворческого процесса не относит подготовительный этап. Однако А. С. Пиголкин уделяет подготовительному этапу достаточно много внимания и даже выделяет в нем ряд самостоя­тельных стадий: предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта), включающее:

• принятие решения о подготовке проекта;

• предварительные работы, предшествующие составлению тек­ста проекта;

• предварительное обсуждение проекта (в некоторых случаях всенародное обсуждение важнейших из них);

• окончательная отработка и редактирование проекта.

Второй этап правотворческого процесса А.С. Пиголкин называет «возведением государственной воли в закон» (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта) и включает в него следующие стадии:

• внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган;

• внесения рассмотрения проекта в повестку дня заседания и обсуждение и официальное принятие проекта;

• официальное оглашение принятого нормативного правового акта и его официальное опубликование (обнародование).

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются) (см. схему 37).

┌────────────────────────────────┐

│ СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО │

│ ПРОЦЕССА В РФ │

└────────────────┬───────────────┘

┌──────────────┴─────────────┐

│ Законодательная инициатива │ ┌─────────────────────┐

└──────────────┬─────────────┘ │ принятие закона │

┌──────────────┴─────────────┐ ┌──┤Государственной Думой│

│ Обсуждение законопроекта │ │ └─────────────────────┘

└──────────────┬─────────────┘ │ ┌─────────────────────┐

┌──────────────┴─────────────┐ │ │ одобрение закона │

│ Принятие закона ├────────┼──┤ Советом Федерации │

└──────────────┬─────────────┘ │ └─────────────────────┘

┌──────────────┴─────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

│ Опубликование закона │ └──┤ подписание закона │

└────────────────────────────┘ │ Президентом РФ │

└─────────────────────┘

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

«Правообразование» - понятие более широкое, чем «правотворчество».Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества (сознательно-волевой деятельности),т.е. правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений,требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания («идея права», «образ права»), его объективирование ( например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта ).

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения «есть процесс становления права как формы» (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности).

Однако правообразование в действительности не означает, что право формируется «самопроизвольно», без участия социального субъекта. И в том случае, когда речь идет об объективном правообразования, и в случае, когда право есть следствие («продукт») специализированной деятельностью государства, право создается людьми, совокупным субъектом — индивидами, общностями людей, обществом в целом. В правообразовании поэтому следует выделять две стадии: 1) стадия объективного правотворчества, в которой главным действующим лицом является совокупный общественный субъект (социальная группа, общность людей, общество в целом). На этой стадии формируется и получает фактическое (не юридическое) выражение в соответствующей форме правообразующий интерес; 2) стадия правообразования с участием специализированных правотворческих органов. На этой стадии правообразующий интерес должен быть обнаружен и «объявлен» всеобщим интересом, т.е. выражен официально в правотворческом акте. Можно сказать, что правообразование есть процесс формирования, обнаружения и юридического закрепления правообразующего интереса.

Если под правообразованиемимеют в виду объективные факторы, обусловливающие

необходимость принятия в официальном порядке тех или иных норм, то правотворчествомсчитают субъективный процесс, который и завершается установлением правовых норм.
правообразование- это легитимная деятельность индивидов и их объединений, в ходе которой под воздействием конкретных объективно обусловленных потребностей стихийно формируются правовые отношения, исходя из обыденного правосознания, которые впоследствии санкционируются

государством.

Правотворчество в сравнении с правообразованием являет собой более значимый, поистине творческий, организационно юридически упорядоченный процесс. Ему свойственно глубокое теоретическое и практическое познание макро- и микроуровневой правовой ситуации как в отдельных отраслях и сферах правового регулирования, так и в движении правовой системы в целом, ведущее

к подготовке кодификации, консолидации и высшей формы систематизации - свода законов.

Термин «правотворчество» широко употребляется в юридической литературе и точно отражает предназначение этой стадии в законодательном процессе. Понятие «нормотворчество» - слишком широкое понятие, включающее в себя «творение» всяких норм (партийных, профсоюзных и др.) и их великое множество; оно абстрагирует, «размывает» данную стадию, «уводит» ее от сущности права, не ориентирует на разработку норм именно правовых, т. е. соответствующих «духу» права, его принципам.

Правотворчество- это легализованная организационно юридически урегулированная система государственных и негосударственных структур, призванная на основе достижений науки и потребностей практики системно подготавливать проекты соответствующих источников права.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.019 с.)