Проблемы регионального правотворчества.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы регионального правотворчества.



Законодательство имеет два уровня: федеральное и региональное. Федеральный предполагает, что "вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов." (ч.4 ст. 76 Конституции РФ). Принцип федерализма возможен, когда субъекты РФ имеют большие полномочия (в т.ч. в сфере правотворчества ). Конституция РФ это позволяет, и они их используют.

Региональное правотворчество направлено на обеспечение проведения экономических реформ, равноправия форм собственности и т.д. Эти же направления присутствуют и в федеральном законотворчестве, но субъекты Федерации еще учитывают региональные, их цели. Например, во многих республиках принят земельный, лесной кодексы (в Башкортостане 13 кодексов, а Московская область имеет даже градостроительный кодекс), наряду с этим действуют договоры между РФ и субъектами Федерации, касающиеся вопросов культуры.

Правотворчество субъектов РФ осуществляется не всегда равномерно.

Недостатки в правотворчестве объясняются и отсутствием квалифицированных кадров, теоретической базы.

Растет объем и значение подзаконных актов по сравнению с законами.

Имеет место так называемое мелкотемье (например, в Тверской области приняты законы о сходах граждан, о старосте, о главе местной администрации, не лучше было бы принять единый закон о местном самоуправлении), декларативный характер многих положений законов, отсутствие механизма их реализации, мер ответственности, поощрения.

Доходит и до того, что некоторые законы субъектов расходятся с Конституцией РФ(напр., расширение их правового статуса: право выхода; ряд субъектов определяет права и свободы человека, но в соответствии с пунктом "в" ст. 71 Конст. РФ это ведение РФ).

Соответствие законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству - необходимое условие упрочнения российской государственности, обеспечения ее единства и территориальной целостности.

52. Понятие юридической и законодательной техники. Виды юридической техники. Проблемы соблюдения требований законодательной (юридической) техники.

а)Юридическая техника— совокупность правил, средств и приемов формулирования, вынесения и обработки индивидуальных правовых актов.

Под законодательной техникойследует понимать совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации.

б) Юридическая техника — совокупность приемов, правил и способов по подготовке и оформлению юридических документов.

г) Юр техника- совокупность требований (средств, правил, приемов), предъявляемых к форме и к содержанию правовых актов (ПА).

ЮТ-совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта.

Законодательная техника-важнейшая составная часть(наряду с правоприменительной техникой) юр техники. Это совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации НПА.

В юр науке уже прочно укоренилось мнение, что ЮТ- это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. Существуют различные мнения, сколько и какие виды юр техники выделять. Причем никто не опровергает обязательность законодательной и правоприменительной техники. Но далее начинаются разногласия.В основном споры ведутся по поводу классификационного критерия. Одни авторы в качестве основания классификации используют такой критерий, как виды правовых актов. По их мнению, ЮТ делится на 2 вида: законодательная (правотворческая) и техника индивидуальных актов. Эта классификация слишком общая, чтобы ее принять.

Др способ классификации по видам юридической работы. Н, выделяют нормотворческую, правоприменительную, праворазъяснительную, систематизационную и доктринальную юридичекую технологию.

Основным критерием классификации можно выбрать стадии (этапы) правового регулирования(правотворчество, действие права, реализация права).Однако порой основные стадии правового регулирования "обрастают" вспомогательными и дополнительными стадиями, когда приходится осуществлять и др юридич. действия

Таким образом, насчитывается 6 видов ЮТ:

1)правотворческая техника

2)техника опубликования НА

3)техника систематизации НА

4)интерпретационная техника

5)правореализационная техника

6)правоприменительная техника

Правотворческая техника — система правил, приемов и средств по подготовке, составлению и оформлению нормативных правовых актов.

Правоприменительная техника — совокупность приёмов и правил по подготовке и оформлению индивидуальных правоприменительных актов.

 

Основной цельююридической техники является обеспечение ясности, точности, экономичности изложения и доступности правовой информации для адресата. Качественные юридические документы как по содержанию, так и по внешней форме в конечном счете есть условие эффективности правового регулирования.

Разновидности нормотворческих документов имеют специфику в деле их подготовки, например, в технологии создания концепции нормативного правового акта, его структуре, графической организации содержания, а также в оформлении сопроводительных документов.

Общая цель юридической техники в рационализировании юридической деятельности — правотворческой и правоприменительной. Реализация приемов юридической техники позволяет сделать

юридический текст простым и экономичным с позиции изложения, стандартизированным и унифицированным. Высококачественные с точки зрения техники нормативные правовые и правоприменительные документы есть условие не только эффективного правового регулирования, но и функционирования правовой системы.

Прежде всего, рассмотрим требованияюридической техники к проектам правотворческих актов и основные технико-юридические приемы по их созданию.

Задача правотворческой техники адекватно и рационально изложить нормативный материал. Безусловно, составитель нормотворческого документа должен максимально избегать пробелов, противоречий, излишнего дублирования юридических норм. Неясность содержания, нерациональное использование языковых единиц и другие логико-языковые дефекты ведут к снижению эффективности правового регулирования. Вместе с тем не следует забывать, что задача нормотворческого органа — адекватное юридическое урегулирование фактических отношений, выбор и закрепление наиболее оптимальных средств правового опосредования общественных отношений

Успешная подготовка проектов нормативных правовых актов зависит от обеспечения соответствующего качества формулируемых норм. Речь идет о достижении высокого уровня совершенства

их юридической, языковой и логической сторон, а также социально-экономической обусловленности.

Совершенство нормативного правового акта предполагает наличие в нормах права таких свойств, как нормативность и общеобязательность, и, как указывалось, минимум пробелов и коллизий.

Нормативный правовой акт должен предусматривать механизм, обеспечивающий реальное действие норм права. Текст нормативного правового акта подготавливается в строгом соответствии с правилами русского языка и логики.

Качество проекта нормативного правового акта, его технико-юридическая и социальная составляющие предполагают соответствие его общим требованиям (см. схему № 15).


Формулируемые правовые предписания должны обладать нормативностью— состоять из норм и регулировать соответствующий вид (сторону), признак общественных отношений, а не конкретный факт или конкретное правоотношение. Нормативность предполагает длительное действие норм, не исчерпываемое их однократной реализацией, а также обозначение субъектов регулируемых отношений при помощи технико-юридических терминов («юридическое лицо», «субъект права», «избирательный процессе «избирательная процедура» и др.).

Полнотанормативного правового акта означает, что в нормативном правовом документе закреплены все необходимые признаки регулируемого правоотношения. В связи с этим каждая юридическая норма должна иметь завершенную конструкцию (гипотезу, диспозицию и санкцию) либо содержать отсылки к иным нормативным правовым актам, в которых содержатся отсутствующие ее элементы и механизм ее реализации в конкретных отношениях.

Нормы права должны отвечать такому требованию юридической техники, как конкретность, т.е. отражать специфические, наиболее характерные признаки регулируемого правоотношения.

Конкретность юридической нормы является необходимым условием качества, ибо любое правовое предписание может действовать только в строго ограниченной сфере, определяемой предметом правового регулирования. Конкретность нормы права играет решающую роль при юридической квалификации. Это очень важно в случаях, когда субъекты правоотношений или правоприменители определяют юридическую природу соответствующих отношений, действий, поступков и устанавливают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Реализация норм права, не обладающих достаточной конкретностью, может порождать конфликты в части сферы их действия и применения.

Требование системности означает, что создаваемые нормы права не должны противоречить другим предписаниям нормативного правового акта, а также иным действующим юридическим правилам. Правотворческий орган должен стремиться к тому, чтобы проектируемые нормативные правовые новеллы представляли собой органичную часть единого целого — системы права Российской Федерации, последовательно согласовывались со всеми ее компонентами (институтами, отраслями права). Иначе неизбежны юридические коллизии — ситуации, когда в системе действующих норм по одному и тому же вопросу действуют два и более противоречащих друг другу нормативных правовых предписания.

Особое внимание субъект правотворчества должен уделить тому, чтобы нормы права, содержащие субъективные права участников правоотношений, не противоречили Конституции России, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации и обеспечивали такую меру свободы, при которой субъекты реализации права могли бы беспрепятственно осуществлять все социально значимые действия. Неоправданное ограничение правомочий субъектов права

препятствует их активному, творческому участию в экономической, политической или социальной сфере.

Требование точностипредполагает соответствие текста нормативного правового акта, его содержания воле нормоустановителя и однозначно восприниматься всеми заинтересованными лицами. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что правовые предписания формулируются в соответствии с логико-языковыми правилами, о которых речь идет ниже.

Стандартизированность нормативного языка должна сочетаться с его ясностью и простотой. Требование ясностиозначает, что в нормативном правовом акте использованы языковые средства, доступные для понимания всех заинтересованных лиц.

Простотатекста нормативного правового акта предполагает отсутствие в законе и других нормативных правовых документах сложных, громоздких предложений и иных языковых конструкций.

Краткость (экономичность) как одно из требований юридической техники означает, что в тексте нормативного правового акта должны отсутствовать лишние языковые конструкции, в частности повторы, чрезмерное детальное описание признаков, предметов и явлений.

Проекты нормативных правовых актов должны удовлетворят требованию социально-экономической обусловленности. Речь идет об их соответствии уровню развития общества (экономического, социального, культурного). При выборе же режимов правового регулирования необходимо учитывать наиболее оптимальные пути совершенствования тех или иных общественных отношений.

Важнейшим показателем социальной обусловленности норм права является их эффективность. Оптимально действующий нормативный правовой акт неизбежно приводит к социально полезным результатам — упрочению правового порядка, созданию реальных юридических гарантий реализации прав граждан и др. Эффективное действие нормативных правовых актов обеспечивается закреплением таких правовых средств, которые позволяют полностью нейтрализовать действие негативных социально-правовых факторов и усиливают действие социально полезных. В противном случае влияние негативных социально-экономических обстоятельств будет более интенсивно, чем роль правовых средств в деле развития общественных процессов.

Претворение требований правотворческой техники позволяет подготовить нормативный правовой акт — совершенный и способный осуществлять эффективное юридическое регулирование фактических отношений. При этом следует иметь в виду, что нормативный правовой документ должен обладать всеми необходимыми свойствами источника права и, прежде всего, быть принятым в пределах компетенции правотворческого органа.

При создании структуры нормативного правового акта следует учитывать общие закономерности построения и изложения текста таких документов. Во-первых, ряд нормативных правовых актов имеет вводную часть — преамбулу, например Конституция РФ — Основной закон государства. Во-вторых, это собственно нормативная («несущая») часть акта, где зафиксировано большинство юридических норм. Текстуально это может составлять несколько глав или разделов. В документе третьим, замыкающим элементом могут быть «заключительные положения», «примечания» и др. Иногда их называют переходными положениями нормативного правового акта. В них часто идет речь о сроках и условиях вступления в действие нормативного правового акта, других технико-юридических моментах.

Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, отражающие его юридическую силу, регулятивные свойства, сферу действия и придающие ему официальный характер. Их количество

определяется целями нормативного правового акта, а также требованиями к его форме и содержанию.

Нормативный правовой акт должен иметь соответствующее название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия. Обязательным реквизитом является подпись должностного лица (лиц).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.006 с.)