Мусульманское право: исторические корни и современное состояние.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мусульманское право: исторические корни и современное состояние.



Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим

исламским государством, зародилось и получило свое развитие в VII —X вв. в Арабском халифате. В своей основе эта правовая система имеет религию ислама и характеризуется своеобразием правовых положений и источников права. К странам мусульманского права относятся Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия

и др., но следует сделать оговорку: на сегодняшний день во многих мусульманских странах (например, Египте, Сирии, Турции и др.) наряду с мусульманским правом действует и светское право. Такой

дуализм в правовой системе связан с тем, что, начиная со второй половины XIX века, мусульманское право подверглось воздействию европейского, и восприняло от него многие правовые институты, что привело к ограничению сферы действия непосредственно мусульманского права. Так, например, в Египте в 1876 г. начал

действовать Гражданский кодекс, принятый по французскому образцу, в Тунисе, Иране, Алжире и др. были приняты конституции и законы. Но, несмотря на эти изменения, мусульманское право остается реально действующим. Оно является одной из основных правовых систем современного мира, а кроме того, как отмечает М.Н. Марченко, «некоторые западные авторы предрекают, что развитие современных правовых систем будет непременно включать не только рецепцию западных правовых институтов, вестернизацию, но и одновременно исламизацию».

Характеризуя мусульманское право прежде всего следует выделить его специфические черты и особенности.

Во-первых, это религиозный характер права. «Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда». Эти предписания даны обществу и государству, они неизменны, и их нужно строго соблюдать. Религия ислама содержит теологию (от греч. theos — бог и logos — учение) — систему религиозных доктрин, вероучений о сущности Бога, об истинности религиозных предписаний; и шариат (в букв, понимании — «надлежащий путь» или «путь следования»), содержащий религиозные и правовые нормы. Шариат предписывает правила поведения верующих и является, по сути, мусульманским правом. При этом если одна из сторон в регулируемых отношениях не является мусульманином, то мусульманское право не действует, уступая место светскому праву.

Во-вторых, источниками права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека. Объем обязанностей определен четкими границами (Бог возлагает на каждого человека то, что он может нести), но и права человека не остаются без должного закрепления. Неуважение к правам влечет ответственность, налагаемую мусульманским судьей.

В-третьих, второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права. В соответствии с религиозной доктриной ислама право имеет

божественное происхождение. Коран является главным источником мусульманского права, это неоспоримый факт, но, вместе с тем, его положений было недостаточно для регулирования всех отношений, возникающих между мусульманами, а кроме того, возникали ситуации, о которых в Коране не упоминалось. Поэтому боль­

шинство норм мусульманского права было создано учеными-богословами и юристами в процессе иджтихада. Иджтихад (в переводе с араб. — «усердие») представляет, по сути, право мусульманских правоведов толковать Коран и Сунну и решать спорные вопросы, не урегулированные этими источниками. «Это был метод, в котором нуждались компетентные лица (фукаха), поставившие разум на службу религии. Они создали концепцию иджтихада, что привело к созданию теории о соотношении откровения (Коран — Сунна)

и человеческого разума». Применяя иджтихад, мусульманские правоведы, не создавали нового правила, а получали его из многозначных предписаний или общих принципов шариата. На выработанные положения судьи ссылались при рассмотрении дел. К X веку мусульманское право было сформировано и «двери иджтихада» были закрыты, т.е. дальнейшее развитие мусульманского права прекратилось, а применению подлежали уже сложившиеся предписания.

В-четвертых, казуальный характер норм мусульманского права, их архаичность. Так, мусульманское право, сложившееся в VII —X вв. и ставшее одной из самых крупных правовых систем мира, и на сегодняшний день в своих основных положениях не претерпело изменений. «Стремление открыть сегодня «дверь обновления» характерно для рационально мыслящих представителей мусульманского мира... Однако не так-то просто убедить в этом неподготовленную массу мусульман». Поэтому если и допускаются

какие-либо изменения в мусульманском праве, то незначительные.

В-пятых, мусульманское право, основанное на оригинальных источниках, не имеет систематизации и деления на отрасли, не выделяет частное и публичное право.

Основным источником мусульманского права является Коран. Это священная книга мусульман, содержащая проповеди пророка Мухаммеда, основанные на откровениях Аллаха и произнесенные им в Мекке и Медине. Коран содержит религиозно-нравственные и правовые предписания по различным вопросам. Правовые положения Корана включают в себя строфы, посвященные личному статусу, вопросам гражданского и уголовного права, судебной процедуре, конституционному и международному праву, экономике и финансам.

Вторым по важности источником мусульманского права является Сунна — сборник преданий, содержащий рассказы (хадисы) о жизни и поведении пророка Мухаммеда, его высказывания, собранные и воспроизведенные последователями. Сунна сложилась в VII —IX вв. и, так же как и Коран, содержит не только правовые положения, но и значительную часть нравственно-религиозных предписаний.

Третьим источником мусульманского права является Иджма — это основанное на Коране и Сунне и созданное мусульманскими правоведами и богословами общее решение (заключение) об обязанностях правоверных. Иджма является источником для рассмотрения и разрешения правовых вопросов. Судья (кади) не может сам толковать положения Корана или Сунны, а основывает свое решение на книгах, содержащих решения авторитетных исламских правоведов (иджму). Поэтому можно говорить о том, что иджма является практическим источником мусульманского права.

Четвертым источником мусульманского права является Кияс - суждение по аналогии, предписывающее применение Корана, Сунны и Иджмы к новым сходным случаям. При этом, применение Кияса не ведет к созданию новой нормы, а направлено на разрешение частного случая. «Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права».

Обычай не входит в систему источников мусульманского права, но в то же время и не отвергается мусульманским сообществом.

66. Дискуссионные вопросы понятия правоотношения. Признаки правовых отношений. Виды правовых отношений.

Общие представления о правоотношении, сложившиеся на настоящий момент в теории права, не отличаются однозначностью, хотя существуют относительно устойчивые и распространенные точки зрения по этому поводу.

Например, к ним можно отнести мнение о правоотношении как общественном отношении, урегулированном нормой права. Оно является одним из основных. Весьма устойчивым в теории права можно считать представление о правоотношении как единстве материального содержания и юридической формы.

Иногда о правоотношении говорят как о юридической форме, в которую облечено действительное фактическое отношение.

В юридической литературе было высказано мнение о правоотношении как о появляющемся в результате наступления определенных юридических фактов и действия правовых норм нового вида надстроечных отношений.

Иногда правоотношение рассматривается как модель поведения лиц, взаимодействующих на основании правовых норм, В этом случае подразумевается наличие определенной юридической схемы предполагаемых действий, которые должны осуществить лица во исполнение того или иного нормативного положения.

Понятием «правовые отношения» обозначается индивидуальное волевое взаимодействие между субъектами права.

В юридической литературе имеются попытки объяснения природы правоотношений через понятие поведения. Правовые отношения как иные звенья правовой системы— суть явления, социальные продукты жизнедеятельности определенной общественной организации.

Практически во всех отраслевых науках правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами соответствующей отрасли права.

Термин «правоотношение» употребляется для обозначения двух разнопорядковых правовых явлений. Во-первых, им обозначают определенное средство правового воздействия на общественные отношения. Во-вторых, результат такого воздействия тоже называют правовыми отношениями. Здесь имеются в виду общественные отношения, которые приобрели определенную форму под регулирующим воздействием права.

Правоотношение в узком смысле является совокупностью персональных прав и обязанностей, возникших на основе норм права. Под правоотношением в широком смысле понимается общественное отношение, урегулированное правом (трудовое, гражданское, административное).

Правоотношение — юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактического общественного отношения. Правоотношение — это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная связь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношениями существует единство. Однако в тех случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие.

 

Понятие «правоотношение» относится к числу основных правовых категорий теории права.

В юридической литературе определение этого понятия дается чаще всего с позиций позитивного права или социально-естественного права. В последнем случае правоотношение представляется «в широком смысле» как правоотношение, возникающее в виде «особой формы социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством».

(Согласно же позитивно-правовой концепции правоотношение — это индивидуализированная субъектно-правовая связь, которая заинтересованно возникает и существует между гражданами и иными лицами в форме их корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей по поводу определенных объектов на основе целевой, конкретизирующей и закрепляющей реализации действующих норм права и поддерживается принудительной силой государства).

В данном определении правоотношения присутствует ряд его признаков, выделяющих правоотношение в качестве особой правовой категории.

Исходным признаком правоотношений является то, что они возникают, существуют и развиваются только на основе действующих норм права. Отношения (связи) между субъектами (гражданами, юридическими лицами, органами власти и управления, в том числе местного самоуправления) могут приобретать правовую форму при наличии для этого соответствующих норм права, которыми определяются все важнейшие параметры правоотношения: при каких условиях оно возникает, изменяется или прекращается,

кто может выступать в качестве участников правоотношения, какие субъективные права и юридические обязанности могут возникнуть и надлежит установить в данном случае, в отношении каких материальных и духовных благ, иных объектов возможны эти субъективные права и юридические обязанности и др. Соответствие конкретного правоотношения требованиям норм права (названным параметрам) является его существенным признаком. Связь субъектов, противоречащая праву (его норме) или не основанная на действующем праве, представляет собой либо правонарушение, либо общественное отношение, которое не представляет интереса для законодателя и остается вне сферы правового регулирования, т.е. относится, например, к сфере морального или эстетического регулирования. Отношения, не урегулированные нормами права, не могут породить юридически значимые последствия, превратиться в правовые.

Лишь при наличии пробела в праве правоотношение может возникнуть при отсутствии соответствующей конкретной нормы права, но на основе сходной с ней нормы права (аналогии закона)

или принципов — общих начал права (аналогии права). Но и в этом случае наличествует соответствующая необходимая связь общественного отношения, нуждающегося в правовом регулировании, с действующим правом в виде его сходных норм или принципов.

Другим существенным признаком правоотношения является то, что оно представляет собой индивидуализированную субъектно-правовую связь его участников, в которой они определены поименно. Как правило, граждане (и апатриды) называются в правоотношении своим именем и отчеством, фамилией с приведением данных о месте их жительства, дате рождения, а организации — их наименованием, в том числе фирменным наименованием для коммерческих организаций, с приведением данных об их местонахождении и

др. Лишь при наличии полного имени (наименования), данных о дате рождения, месте жительства или местонахождении и других индивидуализирующих реквизитов субъекты права могут быть реально идентифицированы и стать участниками определенно-конкретных правоотношений.

Однако сама по себе индивидуализация субъектов как участников правоотношения не исчерпывает названный его признак. В последний включается и наличие возникающих на основе реализуемой в правоотношении нормы права определенной связи между участниками-субъектами. Вследствие этого данная связь получает название субъектно-правовой, а с учетом индивидуализации ее участников — индивидуализированной субъектно-правовой связи. Такая связь выражается в определении и наличии корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения. И эта связь означает установление связи между абстрактно-общими правами и обязанностями, закрепленными в

диспозиции реализуемой в правоотношении нормы права, с индивидуально-определенными субъектами, а также взаимосвязь (соответствие) между их субъективными правами и юридическими обязанностями.

Установление и осуществление индивидуализированной субъектно-правовой связи между участниками правоотношения основывается на конкретизации абстрактно-общей нормы права, реализуемой в правоотношении, применительно к его индивидуально-определенным субъектам, объектам и конкретным обстоятельствам их отношения друг к другу. Это означает, что такая конкретизация нормы права в правоотношении является его существенным признаком.

Субъектно-правовая связь между участниками общественного отношения возникает и осуществляется ими сознательно-волевым образом. Это обусловлено тем, что данная связь возникает между участниками правоотношения всегда в каких-то осознаваемых ими их целях и интересах, выступающих побудительной причиной возникновения этой связи. А сами эти цели и интересы связаны с определенными объектами, например с материальными или духовными благами, которые способны удовлетворить данные интересы

и цели участников правоотношения. Определение же и достижение целей и интересов участников правоотношения осуществляется в результате их сознательного волеизъявления. Поэтому последнее является необходимым условием возникновения и существования (либо изменения и прекращения) правоотношения.

Следовательно, наличие сознательного волеизъявления участников (субъектов) правоотношения выступает также его существенным признаком.

Правоотношение становится возможным в результате волеизъявления всех участников или, по меньшей мере, одной из его сторон (одного участника). Так, для гражданских, семейных, трудовых, т.е. частноправовых, отношений требуется согласие всех их участников, поскольку только добрая и свободная воля и согласие на определенные действия по-настоящему связывает участников-субъектов воедино в одном правоотношении

В административно-правовых, уголовно-правовых и иных публично-правовых отношениях с властным участием государственных органов и должностных лиц сознательная воля на возникновение, изменение или прекращение правоотношения может быть, как правило, только на стороне, наделенной властными полномочиями. Здесь возможны лишь определенные исключения, связанные с диспозитивностью правового регулирования, например с примирением сторон в судебном процессе в предусмотренных законом случаях.

Наконец, отличительным признаком правоотношения, коль скоро оно возникает на основе и в соответствии с нормами права, является его охрана государством от нарушений, т.е. обеспеченность принудительной силой государства. Это означает применение государством к нарушителям нрав и обязанностей участников правоотношения предусмотренных санкциями реализуемых в правоотношениях норм права мер юридической ответственности.

Данный признак правоотношения выражает государственное обеспечение устойчивости субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения. При этом он выражает и обеспечение принудительной силой государства действительности (реальности, исполнимости) данных субъективных прав и юридических обязанностей.

Виды правоотношений. В теории права традиционным является деление правоотношений на виды по их правоотраслевой принадлежности. По этому основанию выделяют трудовые правоотношения, гражданско правовые отношения, уголовно-правовые отношения, земельно-правовые, налоговые, административно-

правовые, гражданско-процессуальные, брачно-семейные, констицуционно-правовые, включая избирательные, международно правовые и иные подобного рода отношения, например образовательно-правовые или эколого-правовые отношения, а также особо федеративные правоотношения.

Возникновение и существование данных правоотношений связано с образованием и наличием отраслей права и их структурных элементов (подотраслей, институтов), которыми регулируются отраслевые правоотношения. Так, формирование такой относительно новой отрасли права, как образовательное право, привело к появлению и утверждению образовательных правоотношений. Это же можно сказать и о космическом праве и, соответственно, космических правоотношениях.

В системе права имеются материальные и процессуальные отрасли. Соответственно выделяются материально-правовые и процессуально-правовые отношения. Такое деление правоотношений имеет значение в гражданском и арбитражном, административном и уголовном процессах. Нарушение судом при осуществлении правосудия норм материального или процессуального права законодательно признается основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке их обжалования соответствующими участниками судебного процесса.

Материально-правовые и процессуально-правовые отношения соотносятся как философские категории «формы и содержания». В этом обнаруживается их определенное единство: процессуально-правовые отношения являются формой разрешения конфликтных (спорных) материально-правовых отношений как со­

держания. Посредством этой формы (процесса) обеспечивается достоверность и правильность (законность, мотивированность, справедливость, эквивалентность) установления надлежащих материально-правовых отношений конкретных субъектов права. В особенности такое (и даже приоритетное) значение придается процессуально-правовым отношениям в англосаксонской правовой семье в отношении осуществления правосудия как процессуально-правовой формы (способа) разрешения спорных (конфликтных) матери-

ально-правовых отношений субъектов права.

По назначению и характеру действия норм права, в соответствии с которыми возникают и существуют правоотношения, поздние подразделяются на регулятивные и охранительные. Если правоотношения предназначены в первую очередь для упорядочения отношений их участников, т.е. установления их

корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей, то это регулятивные правоотношения, например гражданско-правовые, земельно-правовые, образовательно-правовые или брачно-семейные. А если они предназначены главным образом для защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых субъективных прав и юридических обязанностей участников, то это — охранительные правоотношения. К последним в явном виде относятся уголовные и уголовно-процессуальные отношения, административно-правовые отношения, связанные с привлечением к административной ответственности, деликтные

правоотношения в гражданско-правовом регулировании. К охранительным правоотношениям относится, можно сказать, основная или большая часть судебных правоотношений ввиду соответствующих им видовых задач судопроизводства. Хотя значительная часть этих правоотношений может быть отнесена одновременно и к числу регулятивных правоотношений.

С учетом признания в теории права существования поощрительных правовых норм и льгот имеется логическое основание для выделения на основе реализации таких норм, соответственно, и поощрительных, льготных правоотношений. Эти правоотношения по своему функциональному назначению вполне можно отнести либо к самостоятельному виду правоотношений, наряду с охранительными и регулятивными, либо к разновидности последних.

По масштабу связанности их субъектов правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные. В абсолютных правоотношениях конкретно определено лишь управомоченное лицо, а

обязанными лицами (по отношению к его субъективным правам) являются любые лица, т.е. абсолютно все лица, вступающие в сферу действия прав этого управомоченного лица (например, персонально-определенного собственника какого-либо имущества, автора произведения науки или литературы, искусства либо изобрете­

ния, полезной модели, промышленного образца или же обладателя естественных прав на жизнь, личную неприкосновенность, достоинство, свободу передвижения и выбора места жительства). В относительных же правоотношениях конкретно определены как управомоченные, так и обязанные лица (например, в трудовых, брачно-семейных и налоговых правоотношениях, отношениях купли-продажи, дарения, аренды, в уголовно-правовых отношениях, процессуально-правовых отношениях).

Видовое деление (классификация) правоотношений во многом связано с их определенными элементами, например субъектами, их субъективными правами и юридическими обязанностями. А эти

элементы как взаимосвязанные части одного целого образуют структуру (состав) правоотношения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.016 с.)