Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место конституционного права среди других отраслей праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституционное право играет особую роль в правовой системе. Данная роль обусловлена тем, что конституционное право ведущая, самая важная отрасль права. Она оказывает руководящее воздействие на остальные отрасли. Данное воздействие осуществляется по 2 главным направлениям: 1.
2. Конституционное право определяет виды, юридическую силу, порядок принятия нормативных актов, являющихся источниками всех отраслей права. Например, конституционное право регулирует законодательный процесс (порядок принятия законов), устанавливает виды НПА, издаваемых Президентом, Правительством, местными органами власти и т.д. Однако, неверно было бы думать, что конституционное право не испытывает обратного воздействия. Другие отрасли влияют на конституционное право следующим образом: Ø Другие отрасли права устанавливают ответственность за нарушения большинства конституционно-правовых норм, тем самым эти отрасли охраняют конституционное право от нарушений. (Конституционное право закрепляет право человека на жизнь, но если кто-то лишает человека жизни, то ответственность определяется не конституционным правом, а уголовным правом, а в конституционном праве нет санкции, эта отрасль зависит в данном случае от уголовного права); Ø Многие конституционно-правовые нормы могут быть реализованы лишь через нормы других отраслей права. Например, статья 60 Конституции гласит: «Каждый имеет право в соответствии с законом не только на возмещение имущественного вреда, но и на материальную компенсацию морального вреда». Закон, который упоминается в этой норме Конституции, принадлежит не конституционному праву, а гражданскому праву.
Конституционное право отсылает к закону! А сам этот закон не входит в отрасль конституционного права. Вот это и есть слабость конституционного права. Оно вынуждено опираться на другие отрасли. С местом конституционного права в правовой системе связан и вопрос названия отрасли. В советское время отрасль называлась исключительно «советское государственное право». Это было обусловлено тем, что наиболее распространенным субъектом отношений, регулируемых отраслью, было государство и его органы, однако термин «государственное право» имеет и недостатки. Он не позволяет отличить отрасль от других публичных отраслей права. (1974 год – издан учебник в Ленинграде под редакцией Русиновой «Советское конституционное право» – единственный случай подобного названия). В начале 90-х годов в период распада СССР на смену термину «государственное право» пришел термин «конституционное право». Основной причиной данного изменения послужило провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью общества. Именно личность, а не государство, стала считаться главным субъектом любых правоотношений. В связи с этим от названия «государственное право» отказались (но не ввели термин «человеческое право»). Термин «конституционное право» производен от Конституции, однако и он имеет недостатки, поскольку Конституция, хотя и основной, но далеко не единственный источник отрасли. Конституционно-правовые нормы. Метод конституционного права.
Конституционное право, как отрасль, состоит из тысяч правовых норм, то есть правил поведения. Конституционно-правовые нормы имеют как общие черты, так и особенные (специфические). Общие: 1. Рассчитаны на индивидуально-неопределенный круг лиц и многократное применение. Правовое положение, чтобы считаться нормой права, должно, таким образом, обладать 2 признаками: ü Распространяться не на единичного человека, а на индивидуально -н еопределенный круг лиц. Если правовое положение касается конкретной организации, органов (например, Совета Министров), то оно будет нормой права! ü Норма права действует многократно, то есть применяется в большом числе ситуаций, не исчерпывает себя разовым применением. Если правовое положение не касается единичного человека, но имеет разовый характер, то оно НЕ является нормой права! (Указ президента «О назначении и выборах в Палату представителей» не будет нормативным актом, поскольку его положение затрагивает конкретную избирательную кампанию и имеет разовое значение). То есть правовые положения, которые не являются нормами, называются индивидуально-правовыми предписаниями. (Если в НПА есть норма права, то это нормативный акт, если нет – то индивидуально-правовой акт). Практическое значение очень большое! Значение выражается в 3 основных моментах: 1. Конституционный суд Беларуси может проверять на соответствие Конституции лишь НПА (если поступает ИПА, то он не будет рассматриваться!) 2. Конституция устанавливает правило об обязательности опубликования только НПА (Если в правовом акте нет нормы права, то его можно не публиковать) 3. Порядок подготовки и принятия НПА значительно больше урегулирован в законодательстве, чем порядок подготовки и принятия ИПА. 1996 год – республиканский референдум, и в то время острое противостояние между Парламентом и Президентом: Президент хотел изменять, а Парламент не хотел, но в результате Верховный Совет согласился и назначил на 24 ноября, но группа депутатов Верховного Совета обратилась в Конституционный суд с предложением проверить это положение: «назначить референдум на 24 по след. вопросам». Но КП суд почему-то принял это постановление и вынес заключение, признав те пункты неконституционными. И поэтому до сих пор существует дискуссия по поводу легитимности нашей Конституции. 2. Обязательность. За нарушение конституционно-правовых норм могут наступать различные виды юридической ответственности (то есть нарушается конституционное право, а ответственность предусмотрена другими отраслями!!). ü Уголовная. Наступает за нарушение конституционного права на жизнь, за умышленное искажение результатов голосования, за нарушение конституционного права на неприкосновенность личной жизни. Наступает за наиболее тяжкие деяния (преступления). ü Административная. Наступает за менее серьезные правонарушения, например, за агитацию в день голосования. ü Дисциплинарная. Применяется нанимателем по отношению к работникам. Например: выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность может наступить за нарушения должностным лицом государственного органа срока подготовки ответа на обращение гражданина, потому что право на обращение в государственный орган закреплено в Конституции. ü Конституционно-правовая ответственность. В отличие от всех вышеназванных видов ответственности, конституционно-правовая ответственность предусмотрена самой отраслью конституционного права. Например: роспуск Палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции, роспуск местного Совета Депутатов за систематическое или грубое нарушение законодательства, ликвидация или приостановление деятельности общественного объединения за нарушение законодательства, лишение гражданина государственной награды. Из примеров видно, что субъектами конституционно-правовой ответственности выступают самые различные образования и лица. Привлекать к этому виду ответственности в праве не только суды, но и другие органы государства. (Президент, Палаты Парламента)
Формальная определенность Конституционно-правовые нормы имеют формы своего выражения. В отличие от моральных норм, юридические нормы должны быть четко зафиксированы. Можно сказать, что она проявляется в их письменной фиксации.
Специфические (особенные) черты конституционно-правовых норм: 1. Обобщенный характер. В конституционном праве значительное число норм устанавливают не конкретные права или обязанности, а представляют собой общее правоположение. Они распространяются на очень широкий круг лиц, отношения во многих или даже всех сферах общества. Рассматриваемая черта наиболее ярко выражена в конституционных принципах (демократического, социального, правового государства, принципе разделения властей, верховенства права). 2.Многие конституционно-правовые нормы являются нормами - целями, нормами - задачами. Такие нормы определяют ориентиры, которые должны быть достигнуты государством. Таким образом, нормы цели, нормы-задачи носят обязывающий характер для государства. (Нормы в чем-то похожи на одну черту, но здесь больше высвечивается обязанность государства). Так в Конституции для государства непосредственно закреплены 3 нормы - цели (те, где прямо сказано, что это цель): ü Высшей ценностью и целью общества и государства назван человек, его права и свободы (статья 21). ü Сделать территорию Беларуси безъядерной зоной (статья 18). Беларусь первая страна, которая добровольно отказалась от ядерного оружия! Цель реализована. 1968 год – Международный договор «О нераспространении ядерного оружия» (но он не запрещал распространения в 5 странах, так как у них уже есть оружие). ü Добиться статуса постоянного нейтралитета Беларуси (статья 18). Норма очень редко встречается в других Конституциях государств, которые нейтральные. Их очень мало (Швейцария, Австрия, Туркменистан). Нейтральное государство не имеет права принимать сторону одной из враждующих сторон. То есть не имеет права помогать какой-то стране в конфликте, войне, не может позволить размещаться на своей территории военные базы. Принцип: «Мая хата з краю!» Во время Второй мировой войны Швейцария, когда появлялись самолеты на ее территории, то не смотрели, чей этот самолет, и сбивали любые самолеты. (Около 200 самолетов были сбиты). Нейтральная страна не может быть членом военных международных союзов. НЕ РЕАЛИЗОВАНА эта цель! Нормы - задачи. Большое число норм задач содержится в программном Законе «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики РБ». 3. Усеченный состав. Для конституционно-правовых норм (многих из них) характерно отсутствие гипотезы и санкции. Рассмотренные черты конституционно-правовых норм определяют метод конституционного права.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.015 с.) |