Толкование Конституции – это осуществляемое в форме закона разъяснение ее положений для их однозначного понимания и правильного применения на практике.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование Конституции – это осуществляемое в форме закона разъяснение ее положений для их однозначного понимания и правильного применения на практике.



Правом официального толкования Конституции Республики Беларусь наделен только Парламент. Толкование Конституции производится его законом. Проект данного закона может быть внесен на рассмотрение Парламента только теми субъектами, которые уполномочены вносить и законопроекты об изменении Конституции. Палаты Парламента рассматривают внесенный проект закона о толковании Конституции и принимают его не менее чем 2/3 голосов. Однако двойной процедуры обсуждения и одобрения здесь уже не делается. Был только один случай принятия закона для разъяснения Конституции.

12 июня 1997 года Парламентом был принят Закон «О толковании части первой статьи 143 Конституции Республики Беларусь. » Законы Парламента о толковании Конституции имеют обязательную силу, то есть применять истолкованные конституционные нормы необходимо именно в соответствии с законом Парламента.

Кроме официального выделяется и неофициальное толкование Конституции. Оно лишено обязательной силы и осуществляется учеными, другими специалистами в виде научных работ, комментариев Конституции, статей.

 

Основы конституционного строя Беларуси

 

Размещение в начале Конституции текста довольно объемных разделов, включающих и нормы-принципы об обществе в целом, его сферах, было введено в мировую практику советскими Конституциями. Конституция СССР 1936 года (ей соответствовала конституция БССР 1937 года) впервые в мире открывалась разделом «общественное устройство». Последующие советские Конституции, в том числе Конституция БССР 1978 года, начинались с раздела «Основы общественного строя и устройства».

 

Общественный строй (устройство) – это совокупность всех общественных отношений на определенном этапе развития.

 

То есть в приведенном фактическом значении общественный строй – это то же самое, что и общество, но взятое на протяжении не всей истории своего существования, а на некотором отрезке. В марксизме-ленинизме применительно к 19-20 векам выделяли 2 вида общественного строя, которые противопоставлялись: капиталистический и социалистический. В таком же значении, как и общественный строй, употреблялся термин «общественно-экономическая формация».

Общественный строй = общество = общественно-экономическая формация

 

Основы общественного строя в фактическом значении это ведущие из тех отношений, которые входят в общественный строй. Основы общественного строя в юридическом значении представляют собой главный государственно-правовой институт, который определяет общество в целом и его сферы.

 

Формирование названного государственно-правового института осуществлялось в СССР, чтобы подчеркнуть отличие советского государственного права от западного конституционного права. Дело в том, что западные Конституции регулировали только 2 основных вопроса: права и свободы человека (включая право частной собственности) и статус государственных органов. В них обычно отсутствовали разделы об обществе в целом. В СССР в связи с построением социализма считалось необходимым включать в Конституцию нормы, которые принципиально определяли бы общественную жизнь в целом. Например: раздел об основах общественного строя и политики Конституции БССР 1978 года закреплял сущность государства (общенародное), руководящую роль коммунистической партии, положение общественных объединений, социалистическую собственность, направление государственного регулирования. Социальная структура представлялась как союз рабочих, крестьян, интеллигенции. Норм о правах человека, статусе органов государства в этом разделе не было. Таким образом, институт основ общественного строя посвящался наиболее глобальным общественным отношениям.

Возникновение этого института было связано с возникновением социализма. Суть социализма в том, что все общее. Выразить это через статус отдельных органов и через право нельзя. Нужен был раздел, который бы закрепил принадлежность всех благ обществу в целом.

В начале 90-х годов, в период распада СССР и коренных изменений основы общественного строя были заменены на институт основ конституционного строя. Действующая Конституция Беларуси не определяет, какой общественный строй: капиталистический или социалистический, должен быть у нашей страны. В связи с этим для обозначения первого раздела Конституции Беларуси избран нейтральный термин «конституционный строй». Что же касается «общественного строя», то данный термин исключили из-за его политико-идеологической окраски. С общественным строем всегда связывают противопоставление капитализма и социализма. Обозначение «конституционный строй» производно от термина «конституция».

 

Конституционный строй в фактическом значении – это совокупность только тех общественных отношений, которые регулируются Конституцией.

 

Следовательно, конституционный строй – всего лишь часть общественного строя. Основы конституционного строя в фактическом значении представляют собой ведущие из тех отношений, которые входят в конституционный строй.

Понятие конституционного строя тесно связано с проблемой реальности Конституции. Конституционный строй есть в той стране, где принята Конституция и где она выполняется. В странах с фиктивной Конституцией конституционный строй отсутствует.

 

Если Конституция это письменный документ, содержащий нормы права (книжечка), то конституционный строй – реальная жизнь общества (за окном).

 

Таким образом, конституционный строй выключает проведение выборов и референдумов, функционирование главных государственных органов, реализацию гражданами своих прав и выполнение ими обязанностей, деятельность политических партий и других общественных объединений.

 

Основы конституционного строя в юридическом значении – это главный конституционно-правовой институт, содержащий нормы права, которые закреплены в первом разделе Конституции Беларуси и регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения.

Сравнение советского института основ общественного строя с нынешним институтом основ конституционного строя можно провести по нескольким критериям:

По предмету регулирования

В данном случае рассматриваемые институты наиболее похожи, потому что регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения. Но что касается субъектов данных отношений, то основы общественного строя закрепляли статус только наиболее крупных, коллективных субъектов: государства в целом, народа, социальных классов, партий и других общественных объединений. Основы же конституционного строя, кроме названных субъектов, определяют еще и положение человека. (статьи 2, 10,11)

По содержанию

Рассматриваемые институты максимально различаются! Почти все принципы основ общественного строя заменены на свою противоположность (раньше был принцип – вся власть советам, теперь разделение властей; раньше господство социалистической собственности, теперь равенство государственной и частной собственности (статья 13); главная социальная группа – рабочие-крестьяне, теперь любые общности и они равны между собой.)

По объему

Основы конституционного строя менее объемный институт. Считается, что конституционное право не должно очень широко регулировать общественные отношения, чтобы не ограничивать свободу общества. Советские же основы конституционного строя подвергали жизнь общества довольно сильному регулированию и поэтому состояли из значительного количества норм.

Вывод: Основы конституционного строя – самый главный институт в системе конституционного права, он включает только те нормы, которые содержатся в первом разделе и эти нормы, в отличие от советского времени, регулируют еще и положение человека, провозглашают его высшей ценностью (статья 2), а не только статусы государственных органов.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.008 с.)