ТОП 10:

Тема 15. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации



Местное самоуправление – конституционная форма осуществления народовластия. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Общие принципы организации местного самоуправления и его функции.

Муниципальные образования: понятие и виды.

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Органы и должностные лица местного самоуправления.

Экономическая основа местного самоуправления.

Конституционные гарантии местного самоуправления. Судебная защита прав местного самоуправления. Другие правовые гарантии местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Контрольные вопросы к семинарским занятиям

1.Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления.

2. Общие принципы организации местного самоуправления и его функции.

3. Муниципальные образования: понятие и виды.

4. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

5. Органы и должностные лица местного самоуправления.

6. Экономическая основа местного самоуправления.

7. Конституционные гарантии местного самоуправления.

8. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

Тема 16. Основы сравнительного

Конституционного права зарубежных стран

Конституции зарубежных стран. Основы правового статуса личности. Конституционные принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества. Основы правового регулирования создания и деятельности политических партий и других общественных объединений в зарубежных странах. Основы организации государственной власти. Формы правления. Формы государственно- территориального устройства. Государственные режимы. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива. Законодательная власть и её органы. Исполнительная власть и её органы. Судебная власть и её органы. Основные модели местного самоуправления.

Контрольные вопросы к семинарским занятиям

1. Конституции зарубежных стран.

2. Основы правового статуса личности в зарубежных странах.

3. Основы организации государственной власти. Органы государственной власти.

4. Формы государственно- территориального устройства.

5. Формы правления. Государственные режимы.

6. Институты непосредственной демократии.

7. Основные модели местного самоуправления.

6. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа, не являясь аудиторной, вместе с тем предусматривается как один из основных видов изучения учебного материала и подготовки студента к семинарскому занятию.

Самостоятельная работа предполагает:

- изучение рекомендованных нормативных актов, учебной литературы и иных источников, конспектов лекций, а также судебной практики;

- изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных научных статей и монографий;

- выполнение письменных работ;

- запоминание терминов и понятий;

- решение задач и ситуаций, предложенных преподавателем;

- подготовка кратких ответов на контрольные вопросы темы семинарских занятий с обозначением ключевых положений;

- подготовка докладов для выступления на семинарских занятиях.

Рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям.

Семинар состоит из заслушивания доклада и (или) дискуссии по заявленной для семинара теме обсуждения. Обсуждение ведется свободно.

Доклад представляется в устной форме в ходе семинара, может сопровождаться мультимедийными презентациями. Доклад является дополнительным по отношению к лекциям и учебным пособиям источником информации для слушателей, он не может основываться исключительно на лекционном материале или на учебниках.

Требования к докладам

Доклад представляет собой работу (5 - 7 стандартных страниц печатного текста) написанную на основе первоисточников и литературы, предназначенную для заслушивания на семинаре. Доклад представляется в устной форме в ходе семинара, может сопровождаться мультимедийными презентациями. Темы для докладов, предлагаемые в методических пособиях, не являются единственно возможными. Студент вправе представить преподавателю собственный вариант тематики, связанной с изучаемым материалом.

Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе студентов с учебными материалами, хрестоматиями и первоисточниками. При этом, выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач:

Составление плана - эта форма работы предполагает выделение студентом структуры и общей логики работы, что способствует более углубленному пониманию текста, систематизации и обработке изучаемого материала. План статьи или какой-либо работы представляет собой своеобразный перечень основных положений работы и их оглавление. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенный вопрос.

Тезисы – представляют собой кратко сформулированные основные положения работы. Составление тезисов требует определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации положений, сформулированных в работе.

При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать.

Конспект - один из основных видов работы с первоисточниками, представляет краткое изложение материала, куда включаются основные положения работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения. Конспектдолжен отвечать требованиям: краткость, ясность, полнота и точность.

Обязательным требованием к выступающему является зачитывание плана доклада. Опыт показывает, что многие студенты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются сжато изложить основные положения своего доклада.

  №   Тема учебной дисциплины Виды самостоятельной работы студентов  
Конституционное право в системе российского права ●Изучение темы по нескольким учебникам. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление сравнительной таблицы законов РФ о поправках к Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов. ●Работа с нормативными актами субъектов РФ, муниципальными актами – источниками КПР. ●Подбор примеров составов конституционно-правовой ответственности.
Конституция Российской Федерации и ее развитие ●Изучение вопроса о сущности Конституции по нескольким учебникам. ●Составление проекта закона РФ о поправке к Конституции. ●Подготовка проекта акта, вносящего изменение в ст. 65 Конституции РФ. ●Работа с конституциями (уставами) субъектов РФ. ●Толкование статей Конституции с использованием различных способов и видов. ●Анализ постановлений Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции РФ.
Основы конституционного строя Российской Федерации ●Анализ статей главы 1 Конституции РФ, установление их наименования. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Подготовка презентаций. ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ об основах конституционного строя Российской Федерации. ●Анализ постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам народовластия. ●Решение задач. ●Составление документа о регистрации политической партии. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по вопросам темы. ●Решение задач. ●Подготовка пакета документов о создании общественного объединения.
Гражданство Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Подготовка консультации по вопросам гражданства Российской Федерации. ●Решение задач. ●Составление документа о приеме в гражданство Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Подготовка проекта заявления о предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца. ●Составление перечня документов, необходимых для получения визы. ●Решение задач.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека о принципах правового статуса человека и гражданина. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ, связанных с реализацией конституционных прав, свобод и обязанностей. ●Подбор информации по вопросам, связанным с гарантиями прав человека. ●Решение задач. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ. ●Составление жалобы о нарушении конституционных прав.
Федеративное устройство России ●Составление таблицы основных этапов развития российского федерализма. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Решение задач. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о принципах российского федерализма. ●Изучение статей конституции (устава) субъекта РФ, закрепляющих компетенцию субъекта РФ. ●Составление экспертного заключения об их соответствии или несоответствии Конституции РФ. ●Изучение федеральных законов в части закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ. ●Составление схемы этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ. ●Изучение положений конституций (уставов) субъектов РФ, закрепляющих компетенцию субъектов РФ. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ. ●Анализ судебной практики по вопросу изменения границ между субъектами РФ, изменения административно-территориального устройства. ●Изучение законов субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве.
Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составить таблицу системе органов государственной власти в РФ. ●Изучение законодательства о государственных органах, не являющихся органами государственной власти (Прокуратура, Следственный комитет, Центробанк, ЦИК России и др.) ●Решение задач.
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Решение задач. ●Обзор судебной практики судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по вопросам реализации принципов избирательного права и реализации права на референдум.
Президент Российской Федерации ●Решение задач. ●Подборка и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о полномочиях Президента РФ. ●Выявление в действующих законах полномочий Президента РФ, не обозначенных в Конституции, «скрытых» полномочий.
Федеральное Собрание Российской Федерации ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам формирования палат, их компетенции. ●Решение задач. ●Составление проекта повестки заседания палаты Федерального Собрания. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. ●Составление экспертного заключения. ●Подбор и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о законодательном процессе. ●Подбор федеральных законов – источников КПР, которые по-разному вступили в силу. ●Составление пояснительной записки о необходимости принятия конкретного закона и подготовка его концепции.
Правительство Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам статуса Правительства РФ. ●Решение задач.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление схемы судебной системы России. ●Подбор и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о судебной власти. ●Решение задач. ●Изучение законов нескольких субъектов РФ о порядке назначения и обеспечения деятельности мировых судей. ●Обзор по материалам сайтов судов доступности информации о деятельности судов. ●Составление проекта конституционной жалобы по заданной фабуле. ●Выполнение задач и упражнений. ●Составление таблицы отличительных особенностей конституционного судопроизводства. ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам обращения с конституционной жалобой граждан. ●Подготовка устной консультации о порядке обращения в Конституционный Суд РФ.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах РФ. ●Решение задач.
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление схемы организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании («малой Родине»). ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления.
Основы сравнительного конституционного права зарубежных стран ●Изучение темы по учебникам и материалам лекций. ●Работа с заданными источниками: Конституциями и законами зарубежных стран. ●Составление сравнительных таблиц и схем по системам органов власти зарубежных стан. ● Составление сравнительных таблиц и схем по правовому статусу личности в зарубежных странах ●Решение задач.

 

7. Работа студентов на практических занятиях

Практические занятия являются одной из основных форм работы студентов в аудитории под руководством преподавателя и направлены на выработку практических навыков и компетенций, с целью качественной подготовки обучающкгося.

  № Тема учебной дисциплины   Виды практических занятий студентов
Конституционное право в системе российского права   1.На примере конкретного федерального закона (например, Федерального закона «Об обращениях граждан Российской Федерации») провести классификацию норм, выявить субъекты и объекты конституционно-правовых отношений, основания их возникновения, изменения и прекращения. 2.Сравнить определения предмета регулирования конституционного права Российской Федерации, содержащиеся в разных учебниках по конституционному праву. 3. Составить сравнительную таблицу законов РФ о поправках к Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов с учетом их правовых особенностей. 4.Подобрать примеры нормативных правовых актов субъектов РФ – источников конституционного права. 5.Привести примеры применения различных методов при изучении государственно-правовых явлений (например, организация и проведения выборов). 6.Подготовить обзор научной статьи по конституционно-правовой ответственности (по своему выбору).
Конституция Российской Федерации и ее развитие   1.Подобрать несколько различных мнений ученых о сущности Конституции, проанализировать их. 2. Составить проект закона РФ о поправке к Конституции. 3. Подготовить проект акта, вносящего изменение в ст. 65 Конституции РФ. 4.На примере конституции (устава) конкретного субъекта РФ проиллюстрировать проблемы их соотношения с Конституцией РФ. 5.Привести несколько примеров толкования статей Конституции с использованием различных способов и видов толкования. 6.Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции РФ.
Основы конституционного строя Российской Федерации   1.Продумать наименование статей главы 1 Конституции РФ, обосновать выбор наименований статей. 2. Решение задач. 3.Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ об основах конституционного строя России. 4.Соотнести понятия «общественный строй», «государственный строй», «конституционный строй». Схематически изобразить соотношение. 5.Соотнести понятия «народный суверенитет» и «государственный суверенитет». 6.Перечислить причины, влияющие на государственный суверенитет; указать меры, способствующие усилению государственного суверенитета. 7.Дать консультацию о процедуре проведения референдума Российской Федерации. 8.Объяснить целесообразность ограничения круга вопросов, выносимых на референдум. 9.Дать консультацию о процедуре создания политической партии. 10.Подготовить экспертное заключение на отдельные статьи Федерального закона «О политических партиях». 11.Подготовить проект мотивированного заключения о приостановлении деятельности политической партии. 12.Привести примеры правовых позиций Конституционного Суда РФ, связанных с определением юридического содержания категорий «правовое государство», «социальное государство», «светское государство». 13.Подготовить проект заключения о соответствии положений законов ряда субъектов Российской Федерации о дополнении ФГОС общего образования курсом «Православная культура» конституционному принципу светского государства.
  Гражданство Российской Федерации   1.Подготовить перечень документов, которые должен представить иностранный гражданин, обратившийся в полномочный государственный орган с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. 2. Дать консультацию о процедуре приема в гражданство Российской Федерации. 3.Составить жалобу на отказ в приеме в гражданство Российской Федерации. 4. Указать, на каком основании студент приобрел (может приобрести) гражданство Российской Федерации. 5.Решение задач.
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации   1.Найти, обобщить и проанализировать информацию о правовом положении иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, соотечественников. 2.Определить проблемы, связанные с положением лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации. Предложить собственные варианты разрешения указанных проблем. 3.Подготовить проект заявления о предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца. 4.Составить перечень документов, необходимых для получения визы. 5.Подготовить обзор судебной практики по вопросам правового статуса отдельных категорий лиц в России. 6.Дать консультацию о правах лица без гражданства. 7.Решение задач.
16 Основы правового статуса личности в Российской Федерации   1. Подобрать и проанализировать решения Конституционного Суда РФ, связанные с содержанием принципов правового статуса человека и гражданина. 2.Подобрать примеры, иллюстрирующие значение конституционных основ статуса личности для профессиональной деятельности юриста, формирования его правосознания и правовой культуры. 3.Подготовить примеры, раскрывающие значение норм международного права в признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 4. Подобрать и проанализировать решения Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, связанные с содержанием личных, политических, социально-экономических и культурных конституционных прав и свобод человека и гражданина. 5.Решение задач. 6. По материалам судебной практики подготовить комментарий фактов нарушений и недопустимых ограничений конституционных прав и свобод, с обоснованием своей позиции. 7.Дать консультацию о порядке проведения митинга (или реализации другого конституционного права). 8.Составить экспертное заключение на проект нормативного правового акта, затрагивающего права и свобод человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. 9.Составить таблицу видов гарантий прав и свобод человека и гражданина. 10. Подготовить проект жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. 11. Подготовить проект ответа Уполномоченного по правам ребенка субъекта Российской Федерации на жалобу гражданина. 12. По конкретной фабуле дела оценить условия допустимости жалоб в Конституционный Суд РФ, Европейский суд по правам человека. 13. Дать консультацию о правилах обращения граждан в орган государственной власти (или орган местного самоуправления).
Федеративное устройство России 1.Составить таблицу основных этапов развития российского федерализма. 2.Подобрать примеры, свидетельствующие, по мнению студента, об отступлении от конституционных принципов федеративного устройства России. 3.Описать причины ослабления государственного суверенитета в современной истории России и предложить функциональную модель устранения этих причин. 4.Решение задач. 5.На примере нескольких федеральных законов продемонстрировать различные подходы к разграничению компетенции между РФ и ее субъектами. 6.Составить схему этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. 7.Проанализировать закрепление в конституциях (уставах) субъектов РФ компетенции субъектов РФ, выявить и прокомментировать отличия. 8.Подобрать и прокомментировать правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ. 9.Подобрать примеры из судебной практики по вопросу изменения границ между субъектами РФ. 10.Изучить законы субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве. 11.Дать консультацию о порядке переименования субъекта Российской Федерации и составить в связи с этим проект нормативного правового акта, связанного с изменением статьи 65 Конституции Российской Федерации. 12. Проанализировать конкретные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Сопоставить их с федеральным законодательством, выявить отличия и прокомментировать
Конституционные основы системы органов государственной власти в РФ 1. Составить таблицу о системе органов государственной власти в Российской Федерации. 2. Решение задач. 3.Подобрать примеры использования в нормативных правовых актах понятий «орган государственной власти» и «государственный орган».
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум.   1.Подготовить обзор судебной практики судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по вопросам реализации принципов избирательного права и референдума. 2. Составить схему последовательности стадий избирательного процесса. 3.Решение задач. 4. Дать юридическую консультацию о правах и кандидата. 5.Составить таблицу особенностей подготовки и проведения различных видов выборов в РФ. 6.Подготовить проект документа о назначении выборов. 7.Подготовить юридическое заключение по результатам экспертизы проекта поправки к закону, регулирующему избирательные отношения. 8. Выявить в нормативном правовом акте, регулирующем избирательные отношения, положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции при проведении выборов.
Президент Российской Федерации   1.Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о полномочиях Президента Российской Федерации. 2.Выявить в федеральных законах полномочия Президента Российской Федерации, не обозначенные в Конституции, «скрытые» полномочия. 3.Решение задач. 4. Дать юридическую консультацию, касающуюся процедуры проведения выборов Президента РФ. 5.По материалам официального сайта Президента Российской Федерации подготовить обзор практики реализации им своих полномочий. 6.Составить проект указа Президента Российской Федерации по указанному вопросу. 7.Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ в отношении оснований досрочного прекращения полномочий Президента РФ
Федеральное Собрание Российской Федерации   1. Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о законодательном процессе. 2.Сделать подборку федеральных законов, которые по-разному вступили в силу. 3.Составить пояснительную записку о необходимости принятия федерального закона по конкретному вопросу государственной или общественной жизни и подготовить его концепцию. 4.Решение задач. 5.Провести правовую экспертизу федерального закона (постановления, заявления и обращения) Государственной Думы и Совета Федерации на соответствие их Конституции РФ и законодательству. Подготовить юридическое заключение по результатам экспертизы. 6. Проанализировать и дать оценку содержанию экспертных заключений в сфере законодательной процедуры. 7.Дать юридическую консультацию, касающуюся правового статуса парламентария.
Правительство Российской Федерации   1.Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о полномочиях Правительства Российской Федерации и его ответственности. 2.Решение задач. 3.По материалам официального сайта Правительства Российской Федерации подготовить обзор практики реализации им своих полномочий. 4.Составить проект постановления Правительства Российской Федерации по указанному вопросу.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. 1.Составить схему судебной системы Российской Федерации. 2.Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о судебной власти. 3.Привести примеры, свидетельствующие о нарушении конституционных принципов правосудия и построить функциональную модель восстановления этих принципов. 4.Решение задач. 5.Изучить и сравнить законы нескольких субъектов РФ о порядке назначения и обеспечения деятельности мировых судей. 6.Составить экспертное заключение о соответствии закона субъекта РФ, связанного с назначением и обеспечением мировых судей, Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 7. По материалам сайтов подготовить обзор о доступности информации о деятельности судов. 8.Составить проект конституционной жалобы. 9.Выполнение задач и упражнений. 10.Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам обращения с конституционной жалобой граждан. 11.Подготовить юридическую консультацию о порядке обращения в Конституционный Суд РФ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации   1.Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах Российской Федерации; 2.Подготовить юридическое заключение по вопросам организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. 3.Дать юридическую консультацию, касающуюся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 4.По заданной фабуле квалифицировать состав конституционного правонарушения органами и должностными лицами субъектов РФ. 5.Подготовить обзор законодательства субъектов Российской Федерации в части регулирования полномочий конституционных (уставных) судов и практики реализации данных полномочий.
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации   1. Подготовить обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам реализации конституционных принципов местного самоуправления. 2.Дать юридическую консультацию по конкретному вопросу непосредственного осуществления населением или участия в осуществлении местного самоуправления. 3.Составить схему организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. 4.Составить заявление об обжаловании незаконного муниципального правового акта. 5.Разработать проект решения представительного органа местного самоуправления.
Основы сравнительного конституционного права зарубежных стран 1. Подготовить обзор заданных источников: Конституций и законов зарубежных стран. 2. Составить сравнительные таблицы и схемы по системам органов власти зарубежных стан. 3. Составить сравнительные таблицы и схемы по правовому статусу личности в зарубежных странах.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ

Основная литература:

Конституция Российской Федерации, - М., 1993.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2009.

Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации, изд. 4-е, М.Норма,2007.

Козлова Е.И. Кутафин О.Е., Конституционное право Российской Федерации.- М., "Юридическая литература", 2007.

Чиркин В.Е., Конституционное право России, М., 2009.

Чиркин В.Е., Конституционное право России. Практикум, М., 2003.

Дополнительная литература:

Конституция Российской Федерации. Офиц. текст на 1 февраля 2004 г. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под рук. О.Е.Кутафина. Изд. 2-е. М.: Агентство "Библиотечка РГ", 2004. 336 с.

Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М.: Рос. юрид. издат. дом, 1999. 432 с.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Изд. 2-е. М.: РЮИД, "Сашко", 2000. 528 с.

Авакьян С.А. Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М.: Юридический центр Пресс, 2003. 643 с.

Бондарь Н.С., Джагарян А.А.Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М: Формула права, 2005. 336 с.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 527 с.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А.Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003. 816 с.

Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001. 352 с.

Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие.2-е издание. М.: Изд-во «Проспект», 2010. 11 п.л.

Комментарий к Федеральному закону "О выборах Президента Российской Федерации" (постатейный) / Под общ. ред. В.И.Шкатуллы. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 488 с.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации : Учебник для вузов / Под ред. О.И.Тиунова. М.: Норма, 2005. 608 с.

Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2006. 592 с.

Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборв в России (В вопросах и ответах). М.: Формула права, 2007. 208 с.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Отв. ред. А.А.Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003. 896 с.

Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: Науч.-практ. пособие. М.: Городец. Формула права, 1999. 352 с.

Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я.Хабриевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. 655 с.

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашёва. М.: НОРМА, 2002. 573 с.

Хабриева Т.Я.Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 2003. 256 с.

Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и её субъектами. М.: Юрид. центр Пресс, 2004. 559 с.

Чиркин В.Е.Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. 447 с.

Козлова Е.И. Президент Российской Федерации. Порядок избрания, конституционно-правовой статус, полномочия: Научно-практический комментарий / Библиотечка "Российской газеты". Вып.3. М.: ЗАО "Библиотечка РГ", 2004. 176 с.

Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. 348 с.

Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. 444 с.

Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 768с.

Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. 544 с.

Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004. 587 с.

Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 336 с.

Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., Зерцало, 1998.

Богданова Н.А. Система науки конституционного право.-М.,Юристъ,2001.

Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты). Обозреватель. - 1993. №17-18.

Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ. - М., Юрист, 1998.

Нормативные акты

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 10.11.2009) "О Государственном гербе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009)

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 08.11.2008) "О Государственном флаге Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)

Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997)

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002)

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.019 с.)