Б. профессиональные компетенции (ПК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. профессиональные компетенции (ПК)



АНО ВПО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

проректор по учебной работе

_________________________

А.И. Ковалева

«__»_______________ 2012 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Конституционное право»

Б3.Б4

Направление подготовки:

030900.62 Юриспруденция

 

Профиль подготовки:

«Государственная и муниципальная служба»

«Юридический бизнес, услуги и деятельность корпоративного юриста» «Юрист социальной сферы: профсоюзы, фонды, партии»

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

 

Москва 2012


 

Программа учебной дисциплины «Конституционное право» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки 030900 – Юриспруденция в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденным ректором ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

 

Составитель: Булаков О.Н – д.ю.н., проф., зав. кафедрой

государственно-правовых дисциплин МосГУ

 

Рецензенты: Гошуляк В.В. - д.ю.н., проф., декан юридического факультета Пензенского госуниверситета

Комарова В.В. - д.ю.н., проф., проф. кафедры

конституционного и муниципального права МГЮА

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин 8 октября 2012 г., протокол № 3.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией юридического факультета _____ октября 2012 г.

протокол № ________.

 

 

1. Цели и задачи дисциплины

Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) «Конституционное право» являются.

Цель дисциплины:

- изучение состояния основных тенденций и закономерностей развития современной российской и зарубежной государственности, становление и развитие территориальных особенностей;

- изучение состояния и прогнозирование возможного развития конституционно-правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления;

- изучение правовых норм, регулирующих общественные отношения в области федеративного строительства, взаимодействия государства и личности, организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в России и зарубежных странах;

- выявление механизма реализации конституционно-правовых норм на практике.

Задачи дисциплины:

- содействовать развитию гуманитарно-правовой культуры студентов-юристов;

- вырабатывать осознанную оценку современного опыта становления и развития конституционной государственности с целью повышения качества получаемых знаний.

Эта дисциплина является базовой составляющей образования в МосГУ и ориентирована на применение полученных знаний и навыков как непосредственно в образовательном процессе, так и в будущей практической деятельности.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Конституционное право» относится к профессиональному циклу ООП. Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений. Кроме того студент должен овладеть основными информационными технологиями, научиться пользоваться электронными базами данных для получения правовой информации.

Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. Необходимыми знаниями для изучения конституционного права являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения направлен на формирование компетенций:

А. общекультурные компетенции (ОК):

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6).

Б. профессиональные компетенции (ПК)

· способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

· способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

· способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и практическом уровне (ПК-17);

· способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

В результате изучения дисциплины студент должен.

В области общекультурных компетенций:

Знать: основные тенденции и положения государственной политики; структуру органов государственного управления; основные нормативно-правовые акты в области государственного строительства; международные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

Уметь: использовать полученные знания при анализе явлений и процессов в области правового статуса личности и государственного строительства на современном этапе; на основании полученных знаний делать выводы о положении дел в государстве.

Владеть: представлением о роли государственных органов при регулировании общественных отношений в отдельных сферах; представлением о правах и свободах человека и гражданина.

В области профессиональных компетенций:

Знать: содержание и задачи конституционного права как отрасли права и науки; конституционные принципы взаимоотношений государства, общества и личности; порядок формирования и функционирования системы государственных органов; механизм государственно-территориального устройства; формы непосредственной демократии.

Уметь: анализировать конституционно-правовые нормы;работать с нормативно-правовыми актами в сфере государственного строительства; применять полученные знания в практической деятельности; отстаивать права и свободы личности с использованием государственного механизма.

Владеть: конституционно-правовой терминологией; навыками работы с конституционно-правовым законодательством; основными приемами толкования и использования конституционно-правовых норм.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины очной формы обучения составляет 7 зачетных единиц - 252 часа, из них: аудиторных 126 (лекции 66, семинары 30, практические занятия 30), самостоятельная работа 99, экзамены 27.

Тематический план для очной формы обучения студентов

№ п/п   Раздел (тема) учебной Дисциплины Сем. Виды учебн. деят. и трудоемкость (час.)
Лекц Сем Прак СРС
  Модуль 1          
  Конституционное право в системе российского права          
  Конституция Российской Федерации и ее развитие          
  Модуль 2          
  Основы конституционного строя Российской Федерации          
  Модуль 3          
  Гражданство Российской Федерации          
  Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации          
  Основы правового статуса личности в Российской Федерации          
  Модуль 4          
  Федеративное устройство России          
  Модуль 5          
  Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации          
  Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум.          
  Модуль 6          
  Президент Российской Федерации          
  Федеральное Собрание Российской Федерации          
  Правительство Российской Федерации          
  Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации          
  Модуль 7          
  Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации          
  Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации          
  Модуль 8          
  Основы сравнительного конституционного права зарубежных стран          
  Итого          

Распределение учебных часов для очно-заочной и заочной форм обучения осуществляется в соответствии с государственным стандартом и типовым положением о высшем учебном заведении.

Содержание модулей тем и учебных занятий

Семестр 1.

СЕМЕСТР 2

Тема 11. Федеральное Собрание Российской Федерации

Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат. Регламенты палат.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

Двухпалатная структура Федерального Собрания, ее характерные особенности.

Порядок формирования палат Федерального Собрания. Совет Федерации: состав, порядок формирования. Государственная Дума, ее состав, порядок выборов депутатов.

Вопросы ведения Совета Федерации. Акты Совета Федерации.

Вопросы ведения Государственной Думы. Акты Государственной Думы.

Роспуск Государственной Думы.

Внутреннее устройство и органы палат. Внутреннее устройство и органы Совета Федерации. Совет палаты. Комитеты и комиссии. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы. Совет Государственной Думы. Комитеты и комиссии. Фракции.

Общий порядок работы палат Федерального Собрания. Общий порядок работы Совета Федерации. Общий порядок работы Государственной Думы. Парламентские слушания.

Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Начало и прекращение полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Их права и обязанности, гарантии деятельности. Помощники члена Совета Федерации, депутат Государственной Думы. Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Парламентский контроль: понятие и пределы. Формы парламентского контроля. Парламентское расследование Федерального Собрания.

Законодательный процесс. Виды законов. Стадии законодательного процесса. Понятие законодательной инициативы, ее субъекты. Порядок обсуждения законопроектов Государственной Думой. Особенности рассмотрения законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок голосования по законопроектам. Принятие закона.

Участие Совета Федерации в законодательном процессе. Порядок разрешения разногласий палат в законодательном процессе.

Подписание принятого федерального закона Президентом. Вето Президента, порядок его преодоления.

Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.

Опубликование и вступление в силу федеральных законов.

Контрольные вопросы к семинарским занятиям

1. Регулирование статуса Федерального Собрания Российской Федерации м его палат. Особенности двухпалатной структуры.

2. Совет Федерации и организация его работы.

3. Государственная Дума и организация ее работы. Основания и порядок роспуска палаты.

4. Парламентские процедуры и парламентский контроль.

5. Правовой статус парламентария. Начало и прекращение его полномочий. Права и обязанности. Формы деятельности парламентария. Статус помошника.

6. Законодательный процесс и акты палат Российской Федерации.

 

Требования к докладам

Доклад представляет собой работу (5 - 7 стандартных страниц печатного текста) написанную на основе первоисточников и литературы, предназначенную для заслушивания на семинаре. Доклад представляется в устной форме в ходе семинара, может сопровождаться мультимедийными презентациями. Темы для докладов, предлагаемые в методических пособиях, не являются единственно возможными. Студент вправе представить преподавателю собственный вариант тематики, связанной с изучаемым материалом.

Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе студентов с учебными материалами, хрестоматиями и первоисточниками. При этом, выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач:

Составление плана - эта форма работы предполагает выделение студентом структуры и общей логики работы, что способствует более углубленному пониманию текста, систематизации и обработке изучаемого материала. План статьи или какой-либо работы представляет собой своеобразный перечень основных положений работы и их оглавление. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенный вопрос.

Тезисы – представляют собой кратко сформулированные основные положения работы. Составление тезисов требует определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации положений, сформулированных в работе.

При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать.

Конспект - один из основных видов работы с первоисточниками, представляет краткое изложение материала, куда включаются основные положения работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения. Конспектдолжен отвечать требованиям: краткость, ясность, полнота и точность.

Обязательным требованием к выступающему является зачитывание плана доклада. Опыт показывает, что многие студенты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются сжато изложить основные положения своего доклада.

  №   Тема учебной дисциплины Виды самостоятельной работы студентов  
  Конституционное право в системе российского права ●Изучение темы по нескольким учебникам. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление сравнительной таблицы законов РФ о поправках к Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов. ●Работа с нормативными актами субъектов РФ, муниципальными актами – источниками КПР. ●Подбор примеров составов конституционно-правовой ответственности.
  Конституция Российской Федерации и ее развитие ●Изучение вопроса о сущности Конституции по нескольким учебникам. ●Составление проекта закона РФ о поправке к Конституции. ●Подготовка проекта акта, вносящего изменение в ст. 65 Конституции РФ. ●Работа с конституциями (уставами) субъектов РФ. ●Толкование статей Конституции с использованием различных способов и видов. ●Анализ постановлений Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции РФ.
  Основы конституционного строя Российской Федерации ●Анализ статей главы 1 Конституции РФ, установление их наименования. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Подготовка презентаций. ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ об основах конституционного строя Российской Федерации. ●Анализ постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам народовластия. ●Решение задач. ●Составление документа о регистрации политической партии. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по вопросам темы. ●Решение задач. ●Подготовка пакета документов о создании общественного объединения.
  Гражданство Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Подготовка консультации по вопросам гражданства Российской Федерации. ●Решение задач. ●Составление документа о приеме в гражданство Российской Федерации.
  Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Подготовка проекта заявления о предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца. ●Составление перечня документов, необходимых для получения визы. ●Решение задач.
  Основы правового статуса личности в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека о принципах правового статуса человека и гражданина. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ, связанных с реализацией конституционных прав, свобод и обязанностей. ●Подбор информации по вопросам, связанным с гарантиями прав человека. ●Решение задач. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ. ●Составление жалобы о нарушении конституционных прав.
  Федеративное устройство России ●Составление таблицы основных этапов развития российского федерализма. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Решение задач. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о принципах российского федерализма. ●Изучение статей конституции (устава) субъекта РФ, закрепляющих компетенцию субъекта РФ. ●Составление экспертного заключения об их соответствии или несоответствии Конституции РФ. ●Изучение федеральных законов в части закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ. ●Составление схемы этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ. ●Изучение положений конституций (уставов) субъектов РФ, закрепляющих компетенцию субъектов РФ. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ. ●Анализ судебной практики по вопросу изменения границ между субъектами РФ, изменения административно-территориального устройства. ●Изучение законов субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве.
  Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составить таблицу системе органов государственной власти в РФ. ●Изучение законодательства о государственных органах, не являющихся органами государственной власти (Прокуратура, Следственный комитет, Центробанк, ЦИК России и др.) ●Решение задач.
  Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Референдум. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Решение задач. ●Обзор судебной практики судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по вопросам реализации принципов избирательного права и реализации права на референдум.
  Президент Российской Федерации ●Решение задач. ●Подборка и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о полномочиях Президента РФ. ●Выявление в действующих законах полномочий Президента РФ, не обозначенных в Конституции, «скрытых» полномочий.
  Федеральное Собрание Российской Федерации ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам формирования палат, их компетенции. ●Решение задач. ●Составление проекта повестки заседания палаты Федерального Собрания. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. ●Составление экспертного заключения. ●Подбор и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о законодательном процессе. ●Подбор федеральных законов – источников КПР, которые по-разному вступили в силу. ●Составление пояснительной записки о необходимости принятия конкретного закона и подготовка его концепции.
  Правительство Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам статуса Правительства РФ. ●Решение задач.
  Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление схемы судебной системы России. ●Подбор и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о судебной власти. ●Решение задач. ●Изучение законов нескольких субъектов РФ о порядке назначения и обеспечения деятельности мировых судей. ●Обзор по материалам сайтов судов доступности информации о деятельности судов. ●Составление проекта конституционной жалобы по заданной фабуле. ●Выполнение задач и упражнений. ●Составление таблицы отличительных особенностей конституционного судопроизводства. ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам обращения с конституционной жалобой граждан. ●Подготовка устной консультации о порядке обращения в Конституционный Суд РФ.
  Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах РФ. ●Решение задач.
  Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление схемы организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании («малой Родине»). ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления.
  Основы сравнительного конституционного права зарубежных стран ●Изучение темы по учебникам и материалам лекций. ●Работа с заданными источниками: Конституциями и законами зарубежных стран. ●Составление сравнительных таблиц и схем по системам органов власти зарубежных стан. ● Составление сравнительных таблиц и схем по правовому статусу личности в зарубежных странах ●Решение задач.

 

7. Работа студентов на практических занятиях

Практические занятия являются одной из основных форм работы студентов в аудитории под руководством преподавателя и направлены на выработку практических навыков и компетенций, с целью качественной подготовки обучающкгося.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.045 с.)