Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, структура и составляющие конституционализма↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие конституции Термин «конституция» имеет материальное и формальное значение. В материальном смысле конституция представляет собой писаный акт, который устанавливает основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, столицу, основные права и свободы человека и гражданина и т.д.
В формальном смысле конституция - это закон, имеющий высшую юридическую силу по сравнению с другими законами. Конституция - это закон законов. Она не может быть изменена обычным законом, и внесение изменений в нее требует соответствующих изменений тех законов и подзаконных актов, действовавших в то время.
Конституция Украины - это единый нормативно-правовой акт, который имеет особый характер и с помощью которого украинский народ выражает свою суверенную волю, утверждает основные принципы устройства общества и государства, определяет систему и структуру государственной власти и местного самоуправления, основы правового статуса личности, территориального устройства государства. Конституция Украины регулирует достаточно широкий круг общественно-политических отношений. Объектом такого регулирования являются: основы народовластия, конституционного строя, принципы формирования властных структур, народный и национальный суверенитет; основные права и свободы, обязанности человека и гражданина; государственные символы Украины; основы взаимодействия государственных и негосударственных учреждений; территориальное устройство Украины; основы взаимоотношений центральных и местных органов Украины, Автономной Республики Крым; внешнеполитические аспекты деятельности Украины; формы непосредственной демократии - выборы, референдум и т.п.; статус, принципы формирования и деятельности, основы взаимоотношений и взаимодействия Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины; правовой статус местного самоуправления и его органов; статус и основы деятельности Конституционного Суда Украины как единственного органа конституционной юрисдикции в государстве. Конституции можно классифицировать по разным признакам:
по времени действия - постоянные и временные. Временные обычно принимаются на определенный срок или до наступления какого-то определенного события. Постоянные характеризуются установлением неограниченного срока их действия, что, однако, не гарантирует их вечности, а лишь указывает на цели законодателя на момент их принятия;
по политическому режиму - демократические и авторитарные. Первые гарантируют осуществление основных прав и свобод, периодичность выборов органов власти, свободное создание и деятельность политических партий и др. Авторитарные конституции (особенно тоталитарные) запрещают деятельность политических партий, закрепляют монопольную идеологию и др.;
по форме правления, в зависимости от порядка замещения должности (поста) главы государства, их разделяют на монархические и республиканские;
по форме политико-территориального устройства - на унитарные и федеративные;
по способу принятия - на народные и подаренные. Народными считают конституции, которые принимаются парламентами или учредительным собранием или избирателями путем голосования на всенародном референдуме. Подаренные (октроированные) конституции вводились односторонним актом главы государства (монарха), который даровал конституцию, как правило, не по доброй воле, а потому, что боялся потерять трон в результате народных выступлений. Примером является Конституция Японии 1889;
по порядку изменения (формальными признаками) - жесткие, гибкие, смешанные. Жесткие конституции преследуют цель обеспечения стабильности государственного строя, который, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и соответственно стабильности конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций (принятие квалифицированным большинством, утверждение референдумом и др). Для гибких конституций характерно их изменение в том же порядке, как и обычных законов. Смешанных конституций в мире очень мало (например, Конституция Республики Мальта). Одна часть конституционных норм таких конституций может быть изменена квалифицированным большинством, а другая - простым большинством;
по внешней форме - писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой кодифицированные акты, в которых все вопросы конституционного характера урегулированы в едином документе. Неписаные конституции характеризуются тем, что вопросы конституционного характера находят свое закрепление не в одном, а в нескольких нормативных актах. К неписаной конституции иногда относят отдельные парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи, доктринальные толкования;
по соответствию реальным отношениям в обществе - реальные и фиктивные (формальные). Реальной признается конституция, которая соответствует реальным отношениям в обществе и регулирует их своими нормами. Фиктивными, или формальными, считаются конституции, которые содержат такие конституционные положения, которые не получают реализации на практике.
Понятие, структура и составляющие конституционализма Понятие и принципы конституционализма Конституционализм - принцип политической системы, основанной на конституции и конституционных методах правления. Политико-правовая теория конституционализма обосновывает необходимость установления конституционного строя. Конституционализм является идеалом, к которому должно стремиться общество в своем прогрессивном развитии. Основу конституционализма составляют: идея господства права в общественной жизни; признание прав и свобод человека высшей ценностью; участие народа в осуществление власти; государственная защита прав личности. Закрепление правовых принципов в тексте конституции, придание им конституционной силы называется конституционализацией.
Поскольку конституционализм является достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим его содержательные характеристики. В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма: принцип суверенитета народа; принцип законности или господства права (принцип правового государства); принцип разделения властей; принцип консенсуса; принцип легитимности; принцип плюрализма. Принцип суверенитета народа. В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Пространство государственной власти определено общественным договором, конкретным воплощением которого является конституция. Все проблемы, противоречия в экономике, морали, культуре решаются силами самого общества без вмешательства государства. Во всех случаях не государство определяет жизнь гражданского общества, но гражданское общество определяет задачи государства. Отсюда суверенный народ должен обладать такими социально-экономическими и политическими средствами, которые обеспечивали бы реальное участие граждан в управлении делами общества и государства.
Принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия.
Принцип консенсуса предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны.
6. Принцип плюрализма означает, что в данном обществе все социальные группы, за исключением незаконных, имеют организационные (институциональные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей. Принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.
18. Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших
характеристик правового государства (наряду с разделением властей и
связанностью государства и граждан взаимными правами и обязанностями). Вместе с
тем объективно существующее несовпадение права и закона заставляет
рассматривать верховенство права и верховенство закона раздельно. В литературе
даже отмечается, что идея верховенства права исторически значительно старше
идеи верховенства закона.
Верховенство закона означает:
а) верховенство конституции;
б) особую процедуру принятия и изменения закона;
в) обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону;
г) наличие механизмов реализации и защиты закона;
д) конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей
законодательной системы.
Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие законов с
правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной
власти с правовыми законами, то есть правом. Юридические св-ва КУ
Под юридическими свойствами Конституции понимают те ее признаки, характеризующие Конституцию как Основной Закон государства и общества. Среди юридических свойств Конституции Украины наиболее важными являются следующие:
1. Учредительный характер. В Конституции закрепляются важнейшие права, свободы и обязанности граждан, система и основные принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Высшая юридическая сила (юридическое верховенство). Все законы и другие нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции Украины. Акт, который не соответствует Конституции, является неконституционным и или отменяется, или приводится в соответствие с ней. Если есть необходимость иначе, чем по Конституции, урегулировать общественные отношения, необходимо сначала изменить или дополнить Конституцию.
3. Особая юридическая природа. Конституция имеет свой особый предмет правового регулирования, нормирует важнейшие общественные отношения, а именно: основы правового статуса человека и гражданина, территориальное устройство, избирательную систему, референдумы, систему и принципы деятельности органов государственной власти, их компетенцию и т.п.
4. Нормативность. Как Основной Закон государства Конституция Украины обязательна к исполнению всеми субъектами права и является актом постоянного и прямого действия.
5. Повышенная стабильность. Нестабильность Конституции приводит к необходимости значительных изменений и дополнений в действующее законодательство, отмена многих актов и принятия новых, не всегда целесообразно. Конституция - Основной закон, и она должна быть стабильной.
6. Особый порядок принятия и изменения Конституции. В отличие от проектов обычных законов, проект Конституции, как правило, публикуется и обсуждается заинтересованными субъектами, прежде всего гражданами Украины. Принимать и изменять Конституцию Украины имеют право Верховная Рада Украины, а также народ Украины через всеукраинский референдум. Парламент Украины принимает изменения в Конституцию не менее чем двумя третями от конституционного состава (статьи 155, 156 Конституции Украины).
7. Повышенную степень охраны со стороны государства. Суть этой очень важной свойства Конституции состоит в том, что Конституция содержит нормы, с помощью которых обеспечивается незыблемости Основного Закона. В Украине функционирует Конституционный Суд Украины, на который возложено обеспечение, прежде всего, конституционности, законов и некоторых других нормативно-правовых актов.
8. Конституция является основой развития отраслевого законодательства, которое развивается в соответствии с конституционными положениями.
9. Итоговый характер Конституции. Конституция является выражением степени общественного развития, которого достигло государство, юридическим отражением объективного хода исторического развития общества и государства, правовой формой общественного прогресса, уровня правовой культуры социума.
10. Программный характер. Конституция определяет перспективы развития государства и общества, тенденции и направления развития, основные цели социального прогресса, содержит основные принципы осуществления власти, является ориентиром развития всей правовой системы государства.
Зміст, форма і структура КУ Форма Конституции - это способ организации закрепленного в ней нормативного материала. Конституция имеет внутреннюю и внешнюю формы, то есть систему и структуру. Система Конституции - это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований национальных традиций и законодательной техники. Она выражает последовательность размещения преамбулы, разделов, статей в тексте Конституции. Система дает представление об организационной построение Конституции Украины, обеспечивает внутреннюю обусловленность ее разделов, статей. Структура Конституции - это логическая связь различных институтов независимо от места размещения норм в тексте Конституции. Так, нормы, составляющие один институт, могут быть расположены в разных разделах, но их совокупность действует в единстве. Для внутренней структуры не имеет значения, представляет тот или иной институт отдельный раздел, хотя это было бы желательно. Важна реальная взаимосвязь и соподчинение норм, составляющих содержание конкретных конституционных институтов. Преамбула - вступительная часть Конституции. В ней отсутствует заголовок. Она содержит наиболее принципиальные положения, идейные мотивы, в которых указана главная цель принятия Конституции. В общем смысле Конституции преамбула занимает видное место как основа для толкования всей системы государственно-политического строя Украины. Она состоит из девяти абзацев и охватывает три большие, логически связанные части, составляющие единое целое. Во-первых, она констатирует порядок осуществления учредительной власти народа; во-вторых, указывает на юридическое основание возникновения Украины как независимого государства; в-третьих, определяет общую цель принятия Конституции: обеспечение прав и свобод человека и достойных условий его жизни, укрепление общественного согласия в Украине, развитие и укрепление демократического, социального, правового государства. Преамбула Конституции Украины по сравнению с ее текстом отличается не только по содержанию, но и стилем изложения - она более патетическая по сравнению со статьями Конституции имеет весомую эмоциональную нагрузку. В связи с важным значением решение принципиальных вопросов функционирования государства и общества первым в Конституции идет раздел «Общие положения», который закрепляет основы конституционного строя. Далее размещены такие разделы: «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Выборы, референдум», «Верховная Рада Украины», «Президент Украины», «Кабинет Министров Украины», «Органы исполнительной власти», «Прокуратура», «Правосудие», «Территориальное устройство Украины»,«Автономная республика Крым», «Местное самоуправление», «Конституционный Суд Украины», «Внесение изменений в Конституцию Украины», «Заключительные положения», «Переходные положения». ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ Для конституции характерны следующие основные функции. Политическая функция, которая означает, что Конституция закрепляет основы конституционного строя, политического режима, провозглашает народовластия, определяет направления развития общества. Она признает и закрепляет политическое многообразие, многопартийность, предоставляя различным политическим силам равные возможности в получении государственной власти. Конституция одновременно запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, создание военных формирований. Юридическая функция связана с тем, что Конституция является Основным Законом государства, основой системы национального права. Она устанавливает основополагающие правовые предписания, которые являются определяющими для других отраслей права. Поскольку нормы Конституции имеют высшую юридическую силу, она обеспечивает упорядоченность и необходимое правовое регулирование общественных отношений с помощью взаимосвязанных и внутренне подчиненных нормативных актов государства. Учредительная функция заключается в том, что Конституция устанавливает основных политико-правовые институты государства и общества, определяет основы правового статуса граждан, систему органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.п. Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закрепляет основополагающие ценности (демократия, суверенитет народа, права человека и гражданина и др.), выполняет важную роль в отношении государственных и самоуправленческие институтов, граждан и должностных лиц, ориентирует их на исполнение законов, почитание закрепленных в нем ценностей. Ограничительная функция заключается в том, что конституционные нормы создают основу и определяют границы деятельности государственных органов, сдерживают узурпации и монополизации власти определенными властными структурами государственной власти. Внешнеполитическая функция находит свое проявление в том, что другие государства и народы по смыслу Конституции могут судить об уровне демократизма государства. Конституция - это своеобразный «паспорт» государства, ее конституционного строя.
Понятие конституции Термин «конституция» имеет материальное и формальное значение. В материальном смысле конституция представляет собой писаный акт, который устанавливает основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, столицу, основные права и свободы человека и гражданина и т.д.
В формальном смысле конституция - это закон, имеющий высшую юридическую силу по сравнению с другими законами. Конституция - это закон законов. Она не может быть изменена обычным законом, и внесение изменений в нее требует соответствующих изменений тех законов и подзаконных актов, действовавших в то время.
Конституция Украины - это единый нормативно-правовой акт, который имеет особый характер и с помощью которого украинский народ выражает свою суверенную волю, утверждает основные принципы устройства общества и государства, определяет систему и структуру государственной власти и местного самоуправления, основы правового статуса личности, территориального устройства государства. Конституция Украины регулирует достаточно широкий круг общественно-политических отношений. Объектом такого регулирования являются: основы народовластия, конституционного строя, принципы формирования властных структур, народный и национальный суверенитет; основные права и свободы, обязанности человека и гражданина; государственные символы Украины; основы взаимодействия государственных и негосударственных учреждений; территориальное устройство Украины; основы взаимоотношений центральных и местных органов Украины, Автономной Республики Крым; внешнеполитические аспекты деятельности Украины; формы непосредственной демократии - выборы, референдум и т.п.; статус, принципы формирования и деятельности, основы взаимоотношений и взаимодействия Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины; правовой статус местного самоуправления и его органов; статус и основы деятельности Конституционного Суда Украины как единственного органа конституционной юрисдикции в государстве. Конституции можно классифицировать по разным признакам:
по времени действия - постоянные и временные. Временные обычно принимаются на определенный срок или до наступления какого-то определенного события. Постоянные характеризуются установлением неограниченного срока их действия, что, однако, не гарантирует их вечности, а лишь указывает на цели законодателя на момент их принятия;
по политическому режиму - демократические и авторитарные. Первые гарантируют осуществление основных прав и свобод, периодичность выборов органов власти, свободное создание и деятельность политических партий и др. Авторитарные конституции (особенно тоталитарные) запрещают деятельность политических партий, закрепляют монопольную идеологию и др.;
по форме правления, в зависимости от порядка замещения должности (поста) главы государства, их разделяют на монархические и республиканские;
по форме политико-территориального устройства - на унитарные и федеративные;
по способу принятия - на народные и подаренные. Народными считают конституции, которые принимаются парламентами или учредительным собранием или избирателями путем голосования на всенародном референдуме. Подаренные (октроированные) конституции вводились односторонним актом главы государства (монарха), который даровал конституцию, как правило, не по доброй воле, а потому, что боялся потерять трон в результате народных выступлений. Примером является Конституция Японии 1889;
по порядку изменения (формальными признаками) - жесткие, гибкие, смешанные. Жесткие конституции преследуют цель обеспечения стабильности государственного строя, который, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и соответственно стабильности конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций (принятие квалифицированным большинством, утверждение референдумом и др). Для гибких конституций характерно их изменение в том же порядке, как и обычных законов. Смешанных конституций в мире очень мало (например, Конституция Республики Мальта). Одна часть конституционных норм таких конституций может быть изменена квалифицированным большинством, а другая - простым большинством;
по внешней форме - писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой кодифицированные акты, в которых все вопросы конституционного характера урегулированы в едином документе. Неписаные конституции характеризуются тем, что вопросы конституционного характера находят свое закрепление не в одном, а в нескольких нормативных актах. К неписаной конституции иногда относят отдельные парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи, доктринальные толкования;
по соответствию реальным отношениям в обществе - реальные и фиктивные (формальные). Реальной признается конституция, которая соответствует реальным отношениям в обществе и регулирует их своими нормами. Фиктивными, или формальными, считаются конституции, которые содержат такие конституционные положения, которые не получают реализации на практике.
понятие, структура и составляющие конституционализма Понятие и принципы конституционализма Конституционализм - принцип политической системы, основанной на конституции и конституционных методах правления. Политико-правовая теория конституционализма обосновывает необходимость установления конституционного строя. Конституционализм является идеалом, к которому должно стремиться общество в своем прогрессивном развитии. Основу конституционализма составляют: идея господства права в общественной жизни; признание прав и свобод человека высшей ценностью; участие народа в осуществление власти; государственная защита прав личности. Закрепление правовых принципов в тексте конституции, придание им конституционной силы называется конституционализацией.
Поскольку конституционализм является достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим его содержательные характеристики. В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма: принцип суверенитета народа; принцип законности или господства права (принцип правового государства); принцип разделения властей; принцип консенсуса; принцип легитимности; принцип плюрализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.01 с.) |