Общая характеристика конституционного права Беларуси



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика конституционного права Беларуси



Пляхимович Иван Иванович

 

Напечатал:

Халимончик Виктор Владимирович

 

 

Минск 2010

Общая характеристика конституционного права Беларуси

 

Понятие и особенности Конституционного права

 

Конституционное право является одной из отраслей белорусского права. На сегодня в праве Беларуси можно насчитать более 15 отраслей. Конституционное право обладает яркими особенностями, отличающими его от других отраслей, а также признаками. Основными из этих особенностей и признаков являются следующие:

 

Самая важная отрасль права.

Важнейшее значение конституционного права объясняется 2 факторами:

ü Регулированием данной отраслью наиболее значимых общественных отношений.

ü Обладанием многими нормами конституционного права высокой юридической силы. Наиболее отчетливо это проявляется в нормах, закрепленных Конституцией.

Самая стабильная отрасль права.

Конституционное право подвержено изменениям в меньшей степени, чем другие отрасли. Это вызвано опять же характером регулируемых отношений: наиболее существенные, важные отношения всегда являются более устойчивыми по сравнению с иными общественными отношениями. Стабильность (устойчивость) регулируемых конституционным правом отношений придает стабильность и всей данной отрасли.

Самая политизированная отрасль права.

Любая отрасль права в своих нормах отражает, прежде всего, 2 явления:

ü Объективно существующие общественные отношения, потребности и возможности общества (то, что объективно есть).

ü Субъективные интересы лиц, находящихся у власти, то, что им выгодно.

Именно во втором аспекте проявляется политизированность. Конституционная отрасль политизирована в максимальной степени, потому что, регулируя статус самих субъектов власти, она в наибольшей степени испытывает воздействие их интересов.

 

Грустная правда о праве: избирается новый Президент и это лицо, приходя к власти, пытается изменить нормы конституционного права, чтобы закрепить нормы выгодные, прежде всего, ему.

 

Некодифицированная отрасль права.

Из 15 отраслей белорусского права кодифицированы сегодня более 10. Кодифицированной является отрасль, в которой действует такой вид закона, как кодекс. Речь в данном случае идет об общеотраслевом кодексе, включающем нормы всех основных институтов отрасли. В конституционном праве такого кодекса нет! Конституция не является кодексом, т.к. включает небольшую часть норм конституционного права. Для кодекса же характерно то, что в него входит значительная часть норм отрасли или, реже, все нормы отрасли.

 

Например, уголовное право = Уголовному Кодексу, а вот Гражданский Кодекс не равен гражданскому праву, так как нормы гражданского права значительны в кодексе, но есть нормы и из других законов: Закон «Об акционерных обществах», Закон «Об объектах только в собственности государства» и т.п. А Конституция не включает даже значительную часть. В Гражданском кодексе более 2000 статей, а в Конституции – 146 статей.

 

Надо иметь в виду, что в конституционном праве действует избирательный Кодекс, но он не имеет общеотраслевого характера, поскольку включает нормы лишь одного конституционно-правового института – избирательного права. Избирательный Кодекс не придает кодифицированного смысла всей отрасли.

Публичная отрасль права.

В отличие от частных отраслей права, конституционное право регулирует отношения с обязательным участием властного публичного субъекта: государство, государственные органы, должностные лица, части государства (административно-террриториальные единицы), народ.

Конституционное право не регулирует отношения между индивидами, предприятиями, другими организациями. Эти отношения регулируются частным правом. Однако, будучи публичной отраслью, конституционное право определяет и статус человека (его права и обязанности), но в отношениях с государством!

Материальная отрасль права.

В отличие от процессуальных отраслей, конституционное не регулирует процедуру деятельности суда, других государственных органов, привлекающих к ответственности. Конституционная отрасль закрепляет права и обязанности субъекта. Тем не менее, в конституционной отрасли есть небольшая группа норм процессуального характера. Эти нормы определяют конституционное судопроизводство, то есть процедуру работы Конституционного суда.

Предмет конституционного права

Конституционное право – ведущая отрасль права, которая регулирует самые важные отношения во всех основных сферах общества.

Формальная определенность

Конституционно-правовые нормы имеют формы своего выражения. В отличие от моральных норм, юридические нормы должны быть четко зафиксированы. Можно сказать, что она проявляется в их письменной фиксации.

 

Специфические (особенные) черты конституционно-правовых норм:

1. Обобщенный характер. В конституционном праве значительное число норм устанавливают не конкретные права или обязанности, а представляют собой общее правоположение. Они распространяются на очень широкий круг лиц, отношения во многих или даже всех сферах общества. Рассматриваемая черта наиболее ярко выражена в конституционных принципах (демократического, социального, правового государства, принципе разделения властей, верховенства права).

2.Многие конституционно-правовые нормы являются нормами-целями, нормами-задачами. Такие нормы определяют ориентиры, которые должны быть достигнуты государством. Таким образом, нормы цели, нормы-задачи носят обязывающий характер для государства. (Нормы в чем-то похожи на одну черту, но здесь больше высвечивается обязанность государства). Так в Конституции для государства непосредственно закреплены 3 нормы-цели (те, где прямо сказано, что это цель):

ü Высшей ценностью и целью общества и государства назван человек, его права и свободы (статья 21).

ü Сделать территорию Беларуси безъядерной зоной (статья 18). Беларусь первая страна, которая добровольно отказалась от ядерного оружия! Цель реализована. 1968 год – Международный договор «О нераспространении ядерного оружия» (но он не запрещал распространения в 5 странах, так как у них уже есть оружие).

ü Добиться статуса постоянного нейтралитета Беларуси (статья 18). Норма очень редко встречается в других Конституциях государств, которые нейтральные. Их очень мало (Швейцария, Австрия, Туркменистан). Нейтральное государство не имеет права принимать сторону одной из враждующих сторон. То есть не имеет права помогать какой-то стране в конфликте, войне, не может позволить размещаться на своей территории военные базы. Принцип: «Мая хата з краю!»

Во время Второй мировой войны Швейцария, когда появлялись самолеты на ее территории, то не смотрели, чей этот самолет, и сбивали любые самолеты. ( Около 200 самолетов были сбиты). Нейтральная страна не может быть членом военных международных союзов. НЕ РЕАЛИЗОВАНА эта цель!

Нормы-задачи. Большое число норм задач содержится в программном Законе «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики РБ».

3. Усеченный состав.Для конституционно-правовых норм (многих из них) характерно отсутствие гипотезы и санкции.

Рассмотренные черты конституционно-правовых норм определяют метод конституционного права.

Конституционно-правовой институт – это часть норм конституционного права, регулирующих схожие отношения.

В конституционном праве существуют такие институты:

1.Основы конституционного строя (ОКС)

2.Правовой статус личности (ПСЛ)

3.Административно-территориальное устройство (АТУ)

4.Избирательное право (ИП)

5.Институт государственных органов (ИГО)

6.Местное управление и самоуправление (МУСУ)

Структура:

Основы конституционного строя
ПСЛ АТУ ИП ИГО МУСУ

 

Для структуры конституционного права характерна ведущая роль института основ конституционного строя. Он определяет содержание других конституционно-правовых институтов (всегда находится сверху).

 

Основы конституционного строя в юридическом значении – это главный конституционно-правовой институт, содержащий нормы права, которые закреплены в первом разделе Конституции Беларуси и регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения.

Сравнение советского института основ общественного строя с нынешним институтом основ конституционного строя можно провести по нескольким критериям:

По предмету регулирования

В данном случае рассматриваемые институты наиболее похожи, потому что регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения. Но что касается субъектов данных отношений, то основы общественного строя закрепляли статус только наиболее крупных, коллективных субъектов: государства в целом, народа, социальных классов, партий и других общественных объединений. Основы же конституционного строя, кроме названных субъектов, определяют еще и положение человека. (статьи 2, 10,11)

По содержанию

Рассматриваемые институты максимально различаются! Почти все принципы основ общественного строя заменены на свою противоположность (раньше был принцип – вся власть советам, теперь разделение властей; раньше господство социалистической собственности, теперь равенство государственной и частной собственности (статья 13); главная социальная группа – рабочие-крестьяне, теперь любые общности и они равны между собой.)

По объему

Основы конституционного строя менее объемный институт. Считается, что конституционное право не должно очень широко регулировать общественные отношения, чтобы не ограничивать свободу общества. Советские же основы конституционного строя подвергали жизнь общества довольно сильному регулированию и поэтому состояли из значительного количества норм.

Вывод: Основы конституционного строя – самый главный институт в системе конституционного права, он включает только те нормы, которые содержатся в первом разделе и эти нормы, в отличие от советского времени, регулируют еще и положение человека, провозглашают его высшей ценностью (статья 2), а не только статусы государственных органов.

 

Социальное государство

Социальное государство предоставляет поддержку своим гражданам. Антиподом социального государства является либеральное государство. До середины 20 века господствовала концепция либерального государства (концепция «ночного сторожа», выполняющего правоохранительную функцию, в котором граждане обеспечивают свое счастье сами).

 

Социальное расслоение имеет 2 группы причин:

Ø субъективные (трудолюбие людей);

Ø объективные (инвалиды детства, старики, сироты).

 

Социальное государство имеет 2 основных направления:

1. Оказание помощи уязвимым социальным группам (выплата пособий, пенсий).

2. Воздействие на остальные социальные группы. Государство может выплачивать пенсии, пособия, стипендии за счет средств других социальных групп (налогообложение, регулирование экономической деятельности). Ценность социального государства состоит в том, что оно усиливает целостность общества, его единство, позволяет сгладить противоречия.

 

Государственный язык

 

Статья 17 Конституции Республики Беларусь гласит, что «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки».

 

1)Государственные служащие обязаны знать государственные языки;

2)Внутренняя работа государственных органов должная вестись на государственных языках;

3)Отношения между государственными органами должны строиться на государственных языках;

4)Правовые акты должны публиковаться на государственных языках;

5)Взаимодействие государственных органов с гражданами должно происходить на государственных языках.

Знание государственного языка может выступать условием реализации конституционных прав и свобод, например поступление на государственную должность, право приема в гражданство, право на образование.

Право на жизнь.

Первой среди конкретных прав человека, названных в разделе «Личность, Общество, Государство» в белорусской Конституции является право на жизнь – основополагающее право личности. (статья 24). Специфика права на жизнь состоит в его неразрывной связи с фактом бытия самого человека, то есть субъекта рассматриваемого права и всех других конституционных прав и свобод. Определение жизни необходимо не только для уяснения объекта и содержания права на жизнь, но и для установления факта наличия субъекта прав (человека).

Среди специалистов нет единого мнения по вопросу о начале и конце человеческой жизни. В белорусском законодательстве закреплен следующий подход:

Началом жизни и, соответственно, моментом возникновения самого субъекта является момент отделения плода от матери. Исходя из такой трактовки, в Беларуси не запрещены аборты, поскольку плод еще не считается человеком, субъектом права. Моментом окончания жизни и, соответственно, моментом исчезновения субъекта права признается биологическая смерть, связанная с процессом необратимого распада головного мозга, следовательно, человек продолжает оставаться субъектом права в случаях с клинической смертью: состоянием с неактивной функцией дыхания и/или кровообращения, когда еще сохраняется способность головного мозга функционировать.

Содержание права на жизнь включает возможность человека распоряжаться жизнью, защищать ее, требовать такой защиты от государства. Таким образом, самоубийство не запрещается и неудавшееся попытка суицида не влечет юридической ответственности.

Право на жизнь зависит от целого ряда факторов и далеко не все из них подвластны человеку и государству. Так, нельзя признать нарушением права на жизнь, если государство не в состоянии излечить человека от смертельной болезни. Будучи обязанным субъектом, государство должно охранять жизнь человека в рамках имеющихся у государства ресурсов и средств.

Право на жизнь – не право на бессмертие, оно не абсолютно!

Основным компонентом содержания права на жизнь служит…??: государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Вместе с тем приведенная формулировка косвенно свидетельствует о существовании оснований для правомерного лишения человека жизни. В белорусском законодательстве отражено несколько таких оснований, главными из которых являются:

1.Состояние необходимой обороны;

2.При задержании лица, совершившего преступление;

3.Смертная казнь.

 

Названные случаи лишения человека жизни в конституционном смысле выступают как ограничения права на жизнь.

Возможность применения в Беларуси смертной казни предусмотрена частью 3 статьи 24 Конституции, однако использование смертной казни допускается при соблюдении целого ряда условий:

a. Исключительная мера!!! Применение смертной казни не может быть правилом уголовной политики государства. Назначение смертной казни возможно, только если иными средствами нельзя достичь цели уголовной ответственности;

b.Назначить смертную казнь можно только за особо тяжкое преступление, связанное с умышленным лишением жизни другого человека;

c.Смертная казнь может применяться только в тех случаях, которые определены законом. Таким законом является Уголовный Кодекс;

d.Смертная казнь назначается только судом.

 

Международные договоры, ратифицированные Беларусью, не запрещают применение смертной казни. Так, рассматриваемая мера наказания может применяться в силу Международного пакта «О гражданских и политических правах», но этот пакт поощряет отмену смертной казни.

В 1989 был подписан второй факультативный протокол к Международному пакту «О гражданских и политических правах». Он запрещает смертную казнь, однако Республика Беларусь не ратифицировала 2-ой факультативный протокол. Смертная казнь не применяется и в государствах, которые образуют Совет Европы. Этой авторитетной международной организацией в 1950 году принята Конвенция «О защите прав человека и основных свобод». Она с последующими дополнениями запрещает использование смертной казни. Не будучи членом Совета Европы, Республика Беларусь не ратифицировала и названную конвенцию.

В Беларуси вопрос о смертной казни решался демократическим путем. Один из вопросов республиканского референдума от 24 ноября 1996 года касался отмены в Республике Беларусь смертной казни. 80% граждан, принявших участие в голосовании, высказались против отмены смертной казни, однако решение референдума по этому вопросу носило рекомендательный характер. В любом случае, из части 3 статьи 24 Конституции следует в перспективе отменить смертную казнь.

Право на жизнь в литературе все чаще рассматривается не только в узком аспекте, как защита человека от противоправных посягательств, но и в широком ключе. В широком аспекте право на жизнь влечет обязанность государства обеспечить достойные условия для жизни человека. В данном случае право на жизнь оказывается тесно связанным с правом охраны здоровья, социального обеспечивания, правом на благоприятную окружающую среду.

 

Свобода передвижения

 

Согласно статье 30 Конституции Республики Беларусь граждане Беларуси имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства на территории Беларуси, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Данное право обобщенно можно назвать свободой передвижения. Свобода передвижения имеет 2 аспекта:

· внутренний аспект: право передвигаться по территории Беларуси, в том числе выбирать место жительства.

· внешний аспект: право покидать Беларусь и возвращаться на родину.

 

Свобода передвижения служит более полной реализации многих других конституционных прав и свобод:

· право на труд (возможность передвигаться, в том числе выезжать за пределы Беларуси в поиске работы);

· право на образование (возможность иногородним студентам обучаться в Минске);

· право на участие в культурной жизни.

 

Свобода передвижения является первым конституционным правом, субъектами которого названы лишь граждане Беларуси. Только они в полной мере пользуются свободой передвижения. Необходимо иметь в виду, что в некоторой степени свобода передвижения присуща также иностранным гражданам и лицам без гражданства, однако они не наделены правом въезда в Республику Беларусь, поскольку такая возможность зависит от усмотрения белорусского государства (его разрешения).

Основным проявлением внутреннего аспекта свободы передвижения служит возможность выбирать место жительства в Беларуси. Однако свобода передвижения не исчерпывается этим, поскольку граждане перемещаются и в других целях (для отдыха). Долгое время свобода передвижения граждан Беларуси была ограничена институтом прописки. Прописка являлась разрешительным механизмом: она была сопряжена с целым рядом условий и граждане прописывались с разрешения государственных органов. Лишь в 2007 году прописка в нашей стране отменена. Это сделано указом Президента «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания». В соответствии с указом, прописка заменена регистрацией. В теоретическом плане регистрация представляет собой уведомительный механизм: граждане лишь информируют государство о месте своего проживания и им не требуется разрешение государственных органов. Однако в практической плоскости возможность регистрации также связана с определенными условиями, несоблюдение которых повлечет отказ в регистрации. Следовательно, по существу регистрация является лишь более простым способом учета граждан, нежели прописка.

Внешний аспект свободы передвижения дает возможность гражданам Республики Беларусь выезжать из страны и возвращаться обратно. Внешняя свобода передвижения также подвергалась в Беларуси неправомерным ограничениям. Действовавший ранее закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» устанавливал разрешительный порядок выезда из Беларуси. Гражданину необходимо было получить разрешение уполномоченных органов на выезд. Данное разрешение оформлялось путем проставления отметки в паспорте гражданина. Разрешение действовало только в течение определенного периода, а его получение связывалось с необходимость уплаты государственной пошлины.

Конституционный суд своим заключением, вынесенным в 2002 году, признал нормы названного выше закона о разрешительном порядке выезда не соответствующим Конституции.

В 2009 году принят новый закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь». Он не предусматривает необходимости обращения в государственные органы за разрешением на выезд. В то же время закон определяет некоторые категории лиц, выезд которых из Беларуси ограничен. Данные нормы закона отвечают статье 23 Конституции.

Исходя из конституционной свободы передвижения (внутренний аспект), государство не вправе регламентировать цели выезда своих граждан за рубеж. Выезд в другое государство, в том числе на постоянное место жительства, не является изменой своему государству, не может влечь каких-либо санкций. В то же время фактическая реализация свободы передвижения (выезд из Беларуси) зависит от воли иностранного государства. Гражданин может выехать из Беларуси лишь в том случае, если он получил разрешение иностранного государства на въезд (визу). Таким образом, внешний аспект свободы передвижения фактически не может быть обеспечен в полной белорусским государством.

Политические права личности

Право на труд

Право на труд имеет хотя и не многовековую, но великую историю в нашем отечестве. Именно право на труд считалось важнейшим правом личности в советский период. Им открывался перечень индивидуальных прав и свобод в советских Конституциях. При этом право на труд противопоставлялось праву собственности, которое закреплялось Конституциями капиталистических стран. Право на труд по советским Конституциям предполагало получение гарантированной работы от государства. Труд отражался в советских Конституциях не только в качестве права, но и обязанности человека. Безработных поэтому быть и не могло и не было.

 

Если человек не работал, то был состав преступления – тунеядство.

Под воздействием советского конституционного опыта право на труд получило и высокое международное признание. Данное право содержится в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», причем право на труд названо первым среди конкретных прав личности в данном пакте.

Действующая Конституция Беларуси содержит право на труд в статье 41. Весьма показательно, что право на труд предшествует праву собственности (статья 44). Таким образом, праву на труд по прежнему отводится значительная роль в конституционном статусе личности. Право на труд открывает перечень экономических и социальных прав человека. В то же время содержание права на труд подверглось существенным изменениям по сравнению с советским периодом.

Содержание права на труд, исходя из белорусской Конституции, сводится к следующим основным положениям:

1. Человек сам решает трудиться или нет. Труд уже не является обязанностью, и неработающие граждане не несут юридической ответственности.

2. Существует возможность выбора формы трудовой деятельности или по конституционной терминологии – рода занятий. Конституция исходит из широкой трактовки понятия труд. Соответственно, к формам трудовой деятельности относятся в том числе:

a.работа по трудовому договору (по найму);

b.Работа по гражданско-правовому договору (договор подряда);

c.Предпринимательская деятельность;

d.Ведение личного подсобного хозяйства;

e.Членство в кооперативе.

3. Возможность выбора места работы (например, конкретного предприятия, организации). Право на труд не предполагает возможности требовать от государства предоставления работы. Трудоустройство человека зависит от него самого и общественных потребностей. Напомним, что советские Конституции гарантировали возможность получения работы от государства.

4. Недопустимость произвольных увольнений.

Поскольку право на труд уже не влечет обязанности государства устроить человека на работу, то рассматриваемое право является экономическим, а не социальным, как это было в советский период. Тем не менее, Конституция предусматривает, что государство должно содействовать гражданам в трудоустройстве. Каждый человек может обратиться в государственную службу занятости населения, где ему обязаны предоставить информацию об имеющихся вакансиях, при определенных условиях зарегистрировать в качестве безработного, назначить пособие по безработице. Данное пособие выплачивается за счет государственного бюджета (на 2010 год ≈ 48 тыс. белорусских рублей).

Конституция определяет субъектом права на труд только граждан Беларуси. Однако Трудовой Кодекс расширяет субъектный состав, гарантируя право на труд иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Беларуси.

Право на труд можно реализовать с 16-летненго возраста. Допускается работа и с 14 лет, но необходимо согласие родителей. Право на труд отсутствует у недееспособных лиц.

По общему правилу принудительный труд запрещен, однако последняя часть статьи 41 Конституции содержит 2 исключения:

1.По приговору суда;

2.В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» или с Законом «О военном положении». Во время этих экстраординарных ситуаций государство может привлекать к труду индивидов.

 

Отработка бюджетниками регулируется следующими правовыми актами:

Ø Постановление Совета Министров от 10 декабря 2007 года № 1702;

Ø Постановление Совета Министров от 23 сентября 2006 года № 1255.

При уклонении от распределения нужно уплатить 42 млн. белорусских рублей!!

Право на образование

По массовости субъектов и значимости в жизни людей, право на образование является важнейшим. Сейчас используют это право 2 млн. чел. Специфика права на образование состоит в том, что оно обеспечивает не только возможность получения образования, но также служит гарантией всех конституционных прав и свобод: человек может воспользоваться своими правами и свободами, только если хорошо знает их. Благодаря такому «гарантийному» значению, право на образование имеет высокий международный статус. Достаточно сказать, что самые объемные статьи Всеобщей Декларации прав человека и Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» посвящены именно образованию. Кроме того, право на образование имеет непосредственное отношение к демократии: чем выше уровень образованности общества, тем меньше является вероятность авторитаризма. Белорусская Конституция содержит право на образование в статье 49.

Содержание данного права заключается в следующем:

1. Человек волен решать, учиться ему или нет. Однако в законодательстве есть случай, когда образование выступает обязанностью личности. Обязательным в Беларуси признается общее базовое образование (9лет).

2. Возможность выбирать уровень образования. Существуют следующие уровни образования:

a.дошкольное;

b.общее базовое;

c.общее среднее;

d.профессионально-техническое;

e.среднее специальное;

f.высшее;

g.послевузовское.

Конституция упоминает не все данные уровни, акцентируя внимание на общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном и высшем образовании.

Административно-территориальное устройство – это совокупность частей (административно-территориальных единиц) государства, которые создаются для эффективной реализации государственной власти и взаимосвязи этих частей.

 

В законодательстве используется также термин административно-территориальное деление. Он имеет более узкое значение, нежели административно-территориальное устройство, поскольку включает только совокупность административно-территориальных единиц, но не их взаимосвязи (отношения).

 

Минск

Мингор Совет ÞАТЕ

Миггорисполком

 


Территориальная единица.

 

Район не является административно-территориальной единицей, так как там нет Совета депутатов и исполкома, хотя в районах есть администрации.

 

Основными правовыми актами, определяющими административно-территориальное устройство Беларуси, являются:

1) Конституция (Статья 1 называет Республику Беларусь унитарным государством).

 

Унитарное государство – это государство, это части которого не обладают значительной степенью самостоятельности.

 

Унитарное государство отличается от федеративного государства, где части федерации обладают большей самостоятельностью. Статья 9 отражает значение территории государства, некоторые принципы административно-территориального устройства, перечисляет основные виды административно-территориальных единиц.

 

2) Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопроса административно-территориального устройства Республики Беларусь». Это базовый акт, который регулирует большинство отношений в рассматриваемой теме.

 

3) Закон «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска».

 

 

Действуют также нормативные правовые акты в области административно-территориального устройства.

Положение Конституции об административно-территориальном устройстве находятся в ее первом разделе и входят, поэтому, в институт основ конституционного строя. Нормы же других нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства составляют конституционно-правовой институт административно-территориального устройства Беларуси. Таким образом, административно-территориальное устройство понимается и в значении конституционно-правового института.

 

Конституционно-правовой институт административно-территориального устройства – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения:

¨между административно-территориальными единицами;

¨между ними и государством в целом;

¨между государственными органами.

 

В условиях Беларуси как централизованного унитарного государства административно-территориальные единицы не часто вступают в конституционные правоотношения (например, отношения между административно-территориальной единицей и Республикой Беларусь, то есть государством в целом, по поводу местного бюджета). Значительно чаще субъектами конституционных правоотношений являются отдельные государственные органы, например при решении вопросов административно-территориального устройства.

 

Статью 9 поручили написать ученому Кудинову. Сначала членам конституционной комиссии не понравилась норма, им хотелось, чтобы она была более сухая, но к сожалению в 1991 году Кудинов умер и в память о нем решили оставить его версию статьи. В 1996 году, когда изменили почти все статьи, сказали: «Статью 9 не трогать!!!!»

Административно-территориальное устройство Беларуси подчиняется следующим основным принципам:

1) Единство и неотчуждаемость территории. Единство означает, что во всех административно-территориальных единицах действуют одни и те же законы, на них распространяется власть республиканских государственных органов. Неотчуждаемость предполагает запрет на передачу хотя бы части территории страны другому государству.

2) Обусловленность административно-территориального устройства социально-экономическими факторами. Административно-территориальные единицы создаются не произвольно, а с учетом экономических связей, состава населения, культурных факторов.

3) Разноуровневость административно-территориальных единиц. Мелкие административно-территориальные единицы включаются в состав более крупных административно-территориальных единиц (районы в состав области) и соответственно административно-территориальная единица относится к разным уровням. Есть крупные административно-территориальные единицы, есть мелкие.

4) Равномерность административно-территориальных единиц. Данный принцип не противоречит предыдущему, поскольку касается административно-территориальных единиц одного уровня и вида. Согласно принципу равномерности, административно-территориальные единицы одного уровня и вида должны обладать примерно одинаковой численностью населения и размером территории.

 

Виды административно-территориальных единиц:

Административно-территориальные единицы в Беларуси довольно разнообразны. Все административно-территориальные единицы можно разбить на 2 блока:

1)Населенные пункты;

2)Административно-территориальные единицы, не являющиеся населенными пунктами.

Населенные пункты

Города.

Поселки городского типа

ü Городские поселки (Красносельский, Шумилино, Островец, Радашковичи, Краснополье, Микашевичи, Лельчицы).

Сельский населенный пункт

Сельские населенные пункты

В отличие от городов, поселков городского типа, сельские населенные пункты никогда не обладают статусов административно-территориальной единицы, они являются территориальными единицами. Делятся на следующие категории:

ü Агрогородки – это новый вид населенных пунктов, формирование которых связано с реализацией утвержденной Президентом программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

Агрогородок – это благоустроенный сельский населенный пункт, в котором находятся с/х (колхозы), торговые предприятия (магазины), социально-культурные объекты (школа, библиотека).

 

ü Деревни (Четких критериев отличия деревни от агрогородка нет. Но деревня менее обустроенный населенный пункт).

 

Область

Район

Сельсоветы

 

Избирательный процесс

Избирательный процесс – это процедура деятельности избирательных комиссий, иных органов, кандидатов на государственные должности, их доверенных лиц, избирателей, других субъектов в ход



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.039 с.)