Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беларусь - смешанная республикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По форме правления современное белорусское государство является республикой, о чем говорит его официальное название - Республика Беларусь. Идея республики как формы институционализации политической власти столь естественна для сознания белорусов, что практически ни у кого не возникает вопроса: возможно ли было избрание монархии в какой-либо ее разновидности в качестве формы правления в создаваемом белорусском государстве? Ответ на него однозначен: нет, невозможно. В момент образования белорусского национального государства монархия как форма правления не предлагалась ни одной политической группировкой. Напротив, сама идея белорусской государственности вызревала как альтернатива единоличной форме правления. Практически все участники белорусского движения в свои программные установки включали положения о создании белорусской республики — либо в форме национально-государственной автономии в составе Российской Федеративной Республики, либо в форме суверенного национального государства. Реальное белорусское национальное государство — ССРБ, БССР — по форме правления являлось республикой. Однако следует заметить, что в преддверии революционных событий 1917 г. группа политических деятелей Беларуси социал-демократической ориентации во главе с братьями И. и А. Луцкевичами выступила с идеей политической независимости Литвы и Беларуси в виде воссоздания Великого княжества Литовского, которое было исторически конкретной формой монархии. Для осуществления этой цели осенью 1915 г., когда западная часть Беларуси была оккупирована германскими войсками, ими было создано объединение «Конфедерация Великого княжества Литовского», в состав которого вошли представители белорусских, литовских, польских и еврейских политических организаций [17]. Правда позже, весной 1916 г. ими уже была выдвинута идея создания не княжества, а более широкого союза восточноевропейских народов в форме Балтийско-Черноморской конфедерации, которая должна была объединить в едином союзном государстве Литву, Беларусь, Латвию, Украину и Польшу [ 18]. По прошествии почти восьмидесяти лет обе идеи — и воссоздания некоторых государственных форм Великого княжества Литовского, и образования Балтийско-Черноморского союза государств — были реанимированы в начале 1990-х гг. идеологами национал-радикализма [19]. Однако ни в начале XX в., ни в конце его, эти идеи не получили сколько-нибудь ощутимой поддержки со стороны широких категорий белорусского народа из-за их очевидной цели — оторвать белорусов от братского русского народа. Кстати, идея воссоздания Великого княжества Литовского в последний раз — как политический нонсенс — прозвучала из уст некоторых участников международной научно-практической конференции на тему «Белорусская национальная идея», состоявшейся в апреле 1999 г. в Гродно [20]. Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. Ее законодательным органом (парламентом) являлся Верховный Совет, который был избран прямым народным голосованием. Коллективным президентом Республики Беларусь в тот период являлся Президиум Верховного Совета, который избирался из числа депутатов. Верховный Совет утверждал Правительство — Совет Министров Республики Беларусь во главе с его Председателем. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент - распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой. Что говорит в пользу вывода о смешанной форме правления в Республике Беларусь, а не классической президентской республики? С одной стороны, Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе и в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления. С другой стороны, Президент Республики Беларусь вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей при отказе в доверии к Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Он вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей либо Совета Республики на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. В свою очередь, Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. Все перечисленное в данном абзаце есть элементы парламентарной республики. Таким образом, из всего изложенного следует однозначный вывод о смешанной, или полупрезидентской, форме правления в Республике Беларусь. Прилагательное «полупрезидентская» не должно вводить в заблуждение, что такая форма правления будто бы менее активна по сравнению с классической президентской республикой. «Заимствование» элементов парламентарной республики ведет скорее не к ослаблению власти Президента, а к ее усилению. Такое положение некоторые авторитетные аналитики (например, американский политолог С. Хантингтон) считают предпочтительным в кризисные моменты или в переходные периоды развития общества [21]. В настоящее время смешанные формы правления существуют также в России, Польше, Франции и других государствах.
Унитарное государство Унитаризм (от лат.— единство) как принцип государственного устройства Беларуси никогда не являлся предметом политических разногласий. Белорусское государство- как в виде БССР, так и в виде Республики Беларусь — является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей - Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают. Унитарный характер государственного устройства Республики Беларусь обусловлен не относительно небольшими территорией и численностью ее населения, как ошибочно полагают многие из тех, кто задумывается над этим вопросом. Бельгия и Швейцария являются федеративными государствами, хотя численность их населения сравнима с численностью населения Беларуси, а территория каждого из них в несколько раз меньше территории нашей страны. Крупные государства, например многоэтнический Китай, не обязательно являются федеративными. Унитарный характер территориального устройства белорусского государства предопределен тем, что оно возникло в результате самоопределения относительно однородной этнической — общности белорусов — путем ее выделения из полиэтнического российского государства. Теперь же принцип унитаризма является благом для Республики Беларусь, которое она должна беречь, в том числе охранять посредством закона. Каждое унитарное государство, как известно, всячески препятствует сепаратистским проявлениям, то есть стремлению каких-либо групп населения к автономии или отделению. Существуют ли такого рода угрозы единству белорусского народа и территориальной целостности Республики Беларусь? Ответим на него так: ни одно государство от них не застраховано, поскольку в мире не существует полностью гомогенных (однородных) в этническом и конфессиональном отношении наций. В нашей стране такие угрозы дали о себе знать в кризисные 1990-е гг. в виде роста «пропольских», «пролитовских», «проукраинских» и «прорусских» настроений среди части населения приграничных регионов. Правда, по мере преодоления кризисного состояния общества и улучшения экономического положения страны они стали угасать и теперь практически не проявляются. Это говорит о том, что нельзя недооценивать возможности появления вновь подобных умонастроений при соответствующих условиях. В этой связи сохраняет свою актуальность политика, направленная на сохранение и укрепление единства нации и унитарного характера белорусского государства. Как считает известный российский исследователь В.А. Тишков, дальновидно поступают политические элиты тех государств, которые применительно ко всему их населению употребляют только понятие «нация», а не «многонациональный народ» [22]. Известно, что ни относительно населения Российской империи, ни относительно населения Советского Союза не применялось понятие «нация». Считалось, что это многонациональные (вместо полиэтнические) государства. И это был один из важнейших факторов идеологического и психологического характера, способствовавших распаду сначала российской государственности в ее дореволюционном виде, а затем и советской государственности. Он же выступает потенциальной угрозой нациестроительству в постсоветских государствах. В некоторых странах, например Индии, Малайзии, Индонезии, существует огромное расовое, этническое и религиозное разнообразие населения, однако как на элитном, так и массовом уровне сознания там присутствуют понятия индийской, малайзийской и индонезийской нации. Понятие «нация» наряду с гимном, флагом и гербом служит символом и во всех государствах используется в целях обеспечения консолидации населения [23]. Изложенный подход к регулированию отношений между различными этническими группами внутри государства имеет в своей основе тот факт, что этнокультурная принадлежность не дается человеку с рождением, а он определяет ее сам в процессе своего становления как личности. Гражданин может сознавать свою принадлежность к нескольким культурам, оказывать предпочтение той или иной из них в зависимости от жизненной ситуации. Власти же не вправе поощрять или подавлять в каких бы то ни было формах волеизъявление личности относительно своей этнокультурной принадлежности; они могут лишь содействовать созданию благоприятных условий для сохранения и развития культурной самобытности различных групп населения страны. Напоминаем, что именно в таком смысле может быть истолкована статья 50 Конституции Республики Беларусь, в которой провозглашается право граждан на сохранение своей национальной принадлежности. В то же время прямая обязанность властей — сохранение национального единства и территориальной целостности страны. Поэтому главной целью политики государства в области этнонациональных отношений является обеспечение оптимального сочетания интересов каждого гражданина (создание условий для реализации его прав и свобод), этнических групп (создание условий для реализации ими права на сохранение и развитие своей культурной самобытности) и народа, или нации, как политического сообщества (обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности государства, и всестороннего развития нации). Основными путями достижения данной цели являются демократизация общественно-политической жизни, гуманизация межличностных и межэтнических отношений, обеспечение социально-экономического прогресса.
Демократическое государство Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство. Современная политическая наука демократическим рассматривает такое государство, в котором обеспечивается власть составляющего его народа. Иными словами, демократическим является государство, в котором реализуются принципы и институты демократии. Рассмотрим те принципы и институты, на основе которых организуется и осуществляется власть в Республике Беларусь. Предварительно необходимо познакомиться с сутью демократии как политического явления. Термин «демократия» (от греч. — народ и — власть) буквально означает «власть народа» или «правление народа». Под демократией в древнегреческом городе-государстве Афины понималась такая организация политического сообщества, при которой ключевые вопросы его жизнедеятельности решались голосованием равноправных граждан на народных собраниях, а сами граждане привлекались также для решения судебных, административных, дипломатических и военных задач. Однако такая форма демократии не встречалась больше нигде и, как считает большинство исследователей, она применима разве что для крохотных государств. С появлением республик на больших территориях представления о демократии стали уточняться. В настоящее время повсеместно утверждается понимание демократии как такого политического устройства, «в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей» [24]. Это означает, что граждане посредством института выборов делегируют, т.е. передают право принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни своим представителям в специально созданных — также по воле граждан — политических институтах: парламенте, местном (муниципальном) совете. Правда - одновременно не исключается и прямое волеизъявление народа путем голосования на референдумах. В какой мере отвечает данному пониманию демократии политическое устройство Республики Беларусь? Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем, суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». Напомним, что прямым волеизъявлением народа была принята Конституция Республики Беларусь, а значит, учреждены все действующие институты государственной власти. Путем голосования народа на референдумах был принят также ряд важнейших решений, относящихся к организации государственной и общественной жизни нашей страны. Демократия предполагает равную возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан. Согласно статье 22 Конституции все граждане Республики Беларусь равны перед законом, а согласно статье 23 никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Выше была показана полнота политических прав и свобод граждан нашей страны. Среди них такие тождественные с принципами демократии права, как право на свободу выражения мнений и убеждений, право на свободу союзов и ассоциаций, право на свободу собраний, право избирать и быть избранным и другие. В своей совокупности эти и другие права и свободы граждан создают необходимые условия для реализации народовластия в полной мере. В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избирается Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания. Населением соответствующих административно-территориальных единиц избираются депутаты местных Советов депутатов. На совместных заседаниях депутатов местных Советов базового уровня тайным голосованием от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом. Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В нашей стране по состоянию на 1 января 2008 г. насчитывалось 15 политических партий, 36 республиканских профсоюзов, более 2,2 тыс. общественных объединений [25]. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Согласно статье 4 Конституции идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений в Республике Беларусь не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Это положение Основного Закона полностью отвечает задачам обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на свободу мнений, убеждений и их выражения. Одновременно оно служит задачам реализации принципов демократии, в том числе права народа выражать и обеспечивать свои интересы как единого целого. Еще раз подчеркнем: идеология есть атрибутивный признак государства; сорганизовавшаяся в государство общность людей объективно является носителем собственных идей, ценностей и представлений, выражающих ее интересы и устремления. Поэтому указанная норма Конституции Республики Беларусь не означает запрета государственной идеологии как таковой. Как было показано ранее, в демократическом обществе между государственной идеологией и частными идеологиями, т.е. идеологиями различных групп людей, существует определенное соотношение, но при этом не отрицаются ни первая, ни вторые. Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Наличие данной предпосылки в нашей стране налицо. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям. Таким образом, государственно-политическое устройство Республики Беларусь является вполне демократичным: организация политической жизни в ней соответствует всем основным принципам демократии и осуществляется посредством непременных институтов демократии. Разумеется, сложившийся в стране механизм демократии в каких-то своих деталях отличается от соответствующего механизма в других странах. В мире вряд ли существуют две страны с абсолютно одинаковыми формами демократии. Кроме того, ни в одной стране демократия не существует в «завершенном» виде, ее механизмы всюду постоянно совершенствуются одновременно с развитием самого общества. В нашей стране созданы и наращиваются необходимые предпосылки для дальнейшего развития народовластия.
Правовое государство В основу организации и деятельности Республики Беларусь положена также идея правового государства. Рассмотрим суть данной идеи и ее реализацию в устройстве белорусского государства. Общеизвестно, что между государством и правом существует органическая, неразрывная взаимосвязь: одно без другого попросту невозможно. Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения. Как видно, правовые нормы порождаются государством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и само государство без права обойтись не может. Оно, право, есть необходимое орудие в руках государства: именно посредством норм права субъект власти выражает свою волю и обеспечивает ее средствами государственного принуждения. Органическая взаимосвязь государства и права с наибольшей полнотой находит свое выражение в правовом государстве. Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в первой трети XIX в. первоначально в немецкой юридической литературе. Однако сама идея правового государства вызревала на протяжении столетий в ходе поиска мыслителями различных эпох и народов ответа на вопрос: должны ли те, кто устанавливает законы — монарх, группа людей или народ как целое — в своем законотворчестве подчиняться определенным незыблемым правовым нормам или они вольны устанавливать какие угодно законы? Истории известны прямо противоположные ответы. Если древнекитайский государственный деятель и мыслитель Шан Ян (390-338 до н.э.) обосновывал идею неограниченной власти правителя [26], то его современник древнегреческий философ Платон (427-377 до н.э.) в это время отстаивал совершенно иную идею. «Я вижу близкую гибель того государства, — писал он, — где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» [27]. И все же идея подчинения всех — как институтов государства, так и составляющих его граждан — принятому в соответствии с незыблемыми правовыми нормами закону, в конечном счете, утвердилась в качестве безусловного принципа обеспечения нормальной жизнедеятельности политического сообщества. Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства. В правоведческой и политологической литературе данное определение конкретизируется рядом положений, которые обычно называются принципами правового государства. Приведем их и одновременно оценим положения Конституции Республики Беларусь на их соответствие сути принципов правового государства. Принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». Скорее всего, что в реальной жизни рассматриваемый принцип не всегда соблюдается. Но это уже не вопрос учебного пособия по идеологии государства и действующей в стране системе права как таковых, а проблема правоохранительной практики, которая носит актуальный характер для каждой страны. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. Классическая формулировка данного принципа содержится в написанной американским просветителем и государственным деятелем Томасом Джефферсоном (1743-1826) Декларации независимости США (1776). «Все люди, - провозглашается в Декларации, — созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» [28]. Ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека, которые в полной мере прописаны в Конституции Республики Беларусь. Все они представлены в первой части данной темы. Здесь лишь еще раз подчеркнем, что ограничение прав и свобод личности в нашей стране допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей, обоснованном французским мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689—1755), государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви — законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора) [29]. Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Принцип верховенства права, который означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Принятый в соответствии с ними Основной Закон государства — в противном случае он сам будет неправовым — становится той основой или, образно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов. Исходя из этого принципа, правовое государство можно определить как такое государство, в котором господствует право: Именно данное положение теории правового государства зафиксировано в статье 7 Конституции нашей страны: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии в ней актов законодательства. Правовые акты или их положения признак ные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы». В связи с этим существенное значение имеет наличие в системе судебной власти страны Конституционного суда, который призван осуществлять контроль над соответствием нормативных актов положениям Конституции Республики Беларусь. Таким образом, вся система организации и правил деятельности институтов белорусского государства, характер его взаимоотношений с подвластными соответствуют критериям правового государства. Разумеется, их практическая реализация, как и механизм демократии, будет постоянно совершенствоваться.
Социальное государство Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 года. В предыдущем Основном Законе белорусское государство определялось как социалистическое, что было отражено и в его тогдашнем названии. При обсуждении проекта Конституции 1994 года понятие «социальное государство» было не сразу воспринято и поддержано депутатами Верховного Совета. Его принятию предшествовала дискуссия о том, что следует понимать под социальным государством и не является ли оно разновидностью государственного социализма. Только уяснив различие между этими двумя типами государства, депутаты проголосовали за включение идеи социального государства в текст Конституции Республики Беларусь. Разберемся с данным вопросом и мы. Понятие «социальное государство» вошло в нормативно-правовые документы различных стран после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ был включен термин, который переводится как социальное правовое государство». В процессе разработки текста конституции немецкие ученые и законодатели пришли к идее, что правительство их страны должно следовать принципу социального государства. В их понимании это означает обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех групп населения. Таким образом, понятие «социальное государство» первоначально использовалось для обозначения определенной политики государства в сфере распределения социальных благ. Затем оно было развито до концепции такого государства. Обратим внимание на то, что появление идеи и формирование концепции социального государства явилось результатом поиска учеными и политиками различных стран путей преодоления негативных черт, присущих, с одной стороны, либерально-демократической модели общественного устройства, а с другой — государственно-социалистической общественной модели. В либерально-демократической модели общественного устройства, которая реализовывалась в западных странах после буржуазных революций на принципах классического либерализма, государству отводилась роль гаранта формально-юридической реализации прав и свобод граждан или, согласно образному выражению, — роль «ночного сторожа». В таком обществе забота об обеспечении населения социальными благами полностью возлагается на самих граждан. Либерально-демократическое общество оказалось весьма благоприятным для проявления личной инициативы и достижения преуспевания наиболее активных, предприимчивых и способных граждан. Однако формально-юридическое равенство членов общества и устранение государства из сферы материального производства и распределения социальных благ привело к резкому социальному расслоению населения и, главное, — к беззащитности перед лицом рыночной конкуренции тех групп людей, которые нуждаются в социальной поддержке. В государственно-социалистической модели общественного устройства, которая реализовалась в России после Октябрьской революции 1917 г. и в ряде других стран после Второй мировой войны, государство являлось единственным собственником на средства производства и, следовательно, единственным предпринимателем и работодателем. Оно же брало на себя функцию распределения между членами общества произведенного продукта. Граждане здесь не имели права частной собственности на средства производства, а значит, и не могли заниматься частнопредпринимательской деятельностью. При такой общественной организации все категории населения получали примерно равное количество социальных благ, зато наиболее активная часть граждан лишалась стимулов для полного проявления своих способностей. В результате оказался не в полной мере задействованным один из мощнейших факторов общественного развития — предприимчивость граждан, их хозяйственная инициатива. Это привело, в конце концов, к недовольству значительной части населения. Ответом на негативные стороны одной и второй моделей общественного устройства и стала концепция социального государства. Исходной ее идеей является положение, согласно которому современное государство призвано не только выполнять функцию формально-юридической защиты прав и свобод человека, но и проявлять заботу об обеспечении достойного существования всех граждан, не подрывая при этом стимулов для полного проявления ими своих способностей. Такой подход предполагает реализацию права граждан на частную собственность и одновременно выполнение государством социальных программ, относящихся ко всему населению, а также оказание помощи наиболее нуждающимся слоям общества. Государство, которое провозглашает, берет на себя обязательство и располагает экономическими возможностями осуществлять политику, направленную на реальное обеспечение всего комплекса прав граждан, и, прежде всего, социальных, — получило название социального государства. В западном политическом языке иначе оно называется государством всеобщего благоденствия Для достижения заявленных целей социальное государство призвано обеспечивать реализацию следующих задач и принципов организации жизнедеятельности общества: • конституционные гарантии осуществления прав и свобод личности; • многоукладность экономики, включающей государственный и частные сектора производства; • сочетание рыночных и административных механизмов регулирования общественного производства; • доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения; • создание условий для всеобщей занятости населения; • разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение социальных проблем общего характера; • государственная поддержка малоимущих категорий граждан; • организация эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями. Определение Республики Беларусь в Конституции как социального государства означает констатацию достигнутого страной уровня экономического развития, позволяющего осуществлять задачи такого государства, и одновременно конституционную обязанность институтов власти проводить политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни всех категорий населения. Эта обязанность прямо вытекает из статьи 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». В духе концепции социального государства составлен ряд других статей Основного Закона белорусского государства. Так, в статье 13 устанавливается, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно статье 32 государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. Как уже отмечалось, государство обязано проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. В настоящее время органы государственной власти Республики Беларусь осуществляют широкий комплекс мер по всем направлениям социальной политики. Предметом заботы государства являются все без исключения категории населения: дети и молодежь, работающие и пенсионеры, жители города и деревни. Выработка и реализация политики в сфере социальной защиты населения осуществляется, прежде всего, посредством принятия и практической реализации законодательных и нормативных документов. С целью обеспечения достойного уровня жизни всех гр<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.016 с.) |