Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларусь - смешанная республика

Поиск

По форме правления современное белорусское государство является республикой, о чем говорит его официальное название - Республика Беларусь. Идея республики как формы институционализации политической власти столь естественна для сознания белорусов, что практически ни у кого не возника­ет вопроса: возможно ли было избрание монархии в какой-либо ее разновидности в качестве формы правления в создаваемом белорусском государстве? Ответ на него однозначен: нет, не­возможно. В момент образования белорусского национального государства монархия как форма правления не предлагалась ни одной политической группировкой. Напротив, сама идея бе­лорусской государственности вызревала как альтернатива еди­ноличной форме правления. Практически все участники бело­русского движения в свои программные установки включали положения о создании белорусской республики — либо в фор­ме национально-государственной автономии в составе Россий­ской Федеративной Республики, либо в форме суверенного на­ционального государства. Реальное белорусское национальное государство — ССРБ, БССР — по форме правления являлось республикой.

Однако следует заметить, что в преддверии революционных событий 1917 г. группа политических деятелей Беларуси социал-демократической ориентации во главе с братьями И. и А. Луцкевичами выступила с идеей политической независимо­сти Литвы и Беларуси в виде воссоздания Великого княжества Литовского, которое было исторически конкретной формой монархии. Для осуществления этой цели осенью 1915 г., когда западная часть Беларуси была оккупирована германскими вой­сками, ими было создано объединение «Конфедерация Велико­го княжества Литовского», в состав которого вошли представи­тели белорусских, литовских, польских и еврейских политиче­ских организаций [17]. Правда позже, весной 1916 г. ими уже была выдвинута идея создания не княжества, а более широкого союза восточноевропейских народов в форме Балтийско-Чер­номорской конфедерации, которая должна была объединить в едином союзном государстве Литву, Беларусь, Латвию, Украи­ну и Польшу [ 18]. По прошествии почти восьмидесяти лет обе идеи — и воссоздания некоторых государственных форм Вели­кого княжества Литовского, и образования Балтийско-Черно­морского союза государств — были реанимированы в начале 1990-х гг. идеологами национал-радикализма [19]. Однако ни в начале XX в., ни в конце его, эти идеи не получили сколько-ни­будь ощутимой поддержки со стороны широких категорий белорусского народа из-за их очевидной цели — оторвать бело­русов от братского русского народа. Кстати, идея воссоздания Великого княжества Литовского в последний раз — как полити­ческий нонсенс — прозвучала из уст некоторых участников международной научно-практической конференции на тему «Белорусская национальная идея», состоявшейся в апреле 1999 г. в Гродно [20].

Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. Ее законодательным органом (парламентом) являлся Верховный Совет, который был избран прямым народным голосованием. Коллективным президентом Республики Беларусь в тот период являлся Президиум Верхов­ного Совета, который избирался из числа депутатов. Верхов­ный Совет утверждал Правительство — Совет Министров Рес­публики Беларусь во главе с его Председателем. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской рес­публикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполни­тельной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в от­ставку Кабинет Министров, а Президент - распустить Парла­мент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления являет­ся смешанной, или полупрезидентской республикой.

Что говорит в пользу вывода о смешанной форме правления в Республике Беларусь, а не классической президентской рес­публики?

С одной стороны, Президент Республики Беларусь, избира­емый прямым народным голосованием, является Главой госу­дарства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обя­занностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе и в области функционирования институтов исполнитель­ной власти. Он определяет структуру правительства, формиру­ет его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе от­менять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.

С другой стороны, Президент Республики Беларусь вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей при отказе в доверии к Правительству, выражении вотума недове­рия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Он вправе досрочно прекра­тить полномочия Палаты представителей либо Совета Респуб­лики на основании заключения Конституционного Суда в слу­чае систематического или грубого нарушения палатами Парла­мента Конституции Республики Беларусь. В свою очередь, Па­лата представителей вправе выразить вотум недоверия Прави­тельству. Все перечисленное в данном абзаце есть элементы парламентарной республики.

Таким образом, из всего изложенного следует однозначный вывод о смешанной, или полупрезидентской, форме правления в Республике Беларусь. Прилагательное «полупрезидентская» не должно вводить в заблуждение, что такая форма правления будто бы менее активна по сравнению с классической прези­дентской республикой. «Заимствование» элементов парламен­тарной республики ведет скорее не к ослаблению власти Прези­дента, а к ее усилению. Такое положение некоторые авторитет­ные аналитики (например, американский политолог С. Хан­тингтон) считают предпочтительным в кризисные моменты или в переходные периоды развития общества [21]. В настоя­щее время смешанные формы правления существуют также в России, Польше, Франции и других государствах.

 

Унитарное государство

Унитаризм (от лат.— единство) как принцип государственного устройства Беларуси никогда не являлся предметом политических разногласий. Белорусское государство- как в виде БССР, так и в виде Республики Беларусь — является унитарным: оно не имеет в своей внутрен­ней структуре других государственных образований. В Респуб­лике Беларусь действует одна Конституция, единая система за­конодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь администра­тивно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей - Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гроднен­скую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 город­ских района. Причем, все ее административные единицы, пред­ставляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией стра­ны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.

Унитарный характер государственного устройства Респуб­лики Беларусь обусловлен не относительно небольшими терри­торией и численностью ее населения, как ошибочно полагают многие из тех, кто задумывается над этим вопросом. Бельгия и Швейцария являются федеративными государствами, хотя чис­ленность их населения сравнима с численностью населения Бе­ларуси, а территория каждого из них в несколько раз меньше территории нашей страны. Крупные государства, например многоэтнический Китай, не обязательно являются федератив­ными. Унитарный характер территориального устройства бело­русского государства предопределен тем, что оно возникло в результате самоопределения относительно однородной этни­ческой — общности белорусов — путем ее выделения из полиэт­нического российского государства. Теперь же принцип унита­ризма является благом для Республики Беларусь, которое она должна беречь, в том числе охранять посредством закона. Каж­дое унитарное государство, как известно, всячески препятству­ет сепаратистским проявлениям, то есть стремлению каких-ли­бо групп населения к автономии или отделению.

Существуют ли такого рода угрозы единству белорусского на­рода и территориальной целостности Республики Беларусь? От­ветим на него так: ни одно государство от них не застраховано, поскольку в мире не существует полностью гомогенных (однородных) в этническом и конфессиональном отношении наций. В на­шей стране такие угрозы дали о себе знать в кризисные 1990-е гг. в виде роста «пропольских», «пролитовских», «проукраинских» и «прорусских» настроений среди части населения приграничных регионов. Правда, по мере преодоления кризисного состояния об­щества и улучшения экономического положения страны они ста­ли угасать и теперь практически не проявляются. Это говорит о том, что нельзя недооценивать возможности появления вновь подобных умонастроений при соответствующих условиях.

В этой связи сохраняет свою актуальность политика, направленная на сохранение и укрепление единства нации и уни­тарного характера белорусского государства. Как считает из­вестный российский исследователь В.А. Тишков, дальновидно поступают политические элиты тех государств, которые приме­нительно ко всему их населению употребляют только понятие «нация», а не «многонациональный народ» [22]. Известно, что ни относительно населения Российской империи, ни относи­тельно населения Советского Союза не применялось понятие «нация». Считалось, что это многонациональные (вместо полиэтнические) государства. И это был один из важнейших факто­ров идеологического и психологического характера, способ­ствовавших распаду сначала российской государственности в ее дореволюционном виде, а затем и советской государственности. Он же выступает потенциальной угрозой нациестроительству в постсоветских государствах. В некоторых странах, например Индии, Малайзии, Индонезии, существует огромное расовое, этническое и религиозное разнообразие населения, однако как на элитном, так и массовом уровне сознания там присутствуют понятия индийской, малайзийской и индонезий­ской нации. Понятие «нация» наряду с гимном, флагом и гер­бом служит символом и во всех государствах используется в це­лях обеспечения консолидации населения [23].

Изложенный подход к регулированию отношений между различными этническими группами внутри государства имеет в своей основе тот факт, что этнокультурная принадлежность не дается человеку с рождением, а он определяет ее сам в про­цессе своего становления как личности. Гражданин может со­знавать свою принадлежность к нескольким культурам, оказы­вать предпочтение той или иной из них в зависимости от жиз­ненной ситуации. Власти же не вправе поощрять или подавлять в каких бы то ни было формах волеизъявление личности отно­сительно своей этнокультурной принадлежности; они могут лишь содействовать созданию благоприятных условий для со­хранения и развития культурной самобытности различных групп населения страны. Напоминаем, что именно в таком смысле может быть истолкована статья 50 Конституции Рес­публики Беларусь, в которой провозглашается право граждан на сохранение своей национальной принадлежности.

В то же время прямая обязанность властей — сохранение на­ционального единства и территориальной целостности страны. Поэтому главной целью политики государства в области этнонациональных отношений является обеспечение оптимального сочетания интересов каждого гражданина (создание условий для реализации его прав и свобод), этнических групп (создание условий для реализации ими права на сохранение и развитие своей культурной самобытности) и народа, или нации, как по­литического сообщества (обеспечение национальной безопас­ности, территориальной целостности государства, и всесторон­него развития нации). Основными путями достижения данной цели являются демократизация общественно-политической жизни, гуманизация межличностных и межэтнических отно­шений, обеспечение социально-экономического прогресса.

 

Демократическое государство

Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Современная политическая наука демо­кратическим рассматривает такое государство, в котором обес­печивается власть составляющего его народа. Иными словами,

демократическим является государство, в котором реализуют­ся принципы и институты демократии. Рассмотрим те прин­ципы и институты, на основе которых организуется и осу­ществляется власть в Республике Беларусь. Предварительно необходимо познакомиться с сутью демократии как политического явления.

Термин «демократия» (от греч. — народ и — власть) буквально означает «власть народа» или «правление народа». Под демократией в древнегреческом городе-государстве Афины понималась такая организация политического сооб­щества, при которой ключевые вопросы его жизнедеятельности решались голосованием равноправных граждан на народ­ных собраниях, а сами граждане привлекались также для реше­ния судебных, административных, дипломатических и военных задач. Однако такая форма демократии не встречалась больше нигде и, как считает большинство исследователей, она приме­нима разве что для крохотных государств. С появлением республик на больших территориях представления о демократии стали уточняться.

В настоящее время повсеместно утверждается понимание демократии как такого политического устройства, «в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей» [24]. Это означает, что граждане посредством института выборов делегируют, т.е. передают право принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни своим представителям в специально созданных — также по воле граждан — политических институтах: парламенте, местном (муниципальном) совете. Правда - одновременно не исключается и прямое волеизъявление народа путем голосования на референдумах.

В какой мере отвечает данному пониманию демократии политическое устройство Республики Беларусь?

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем, суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Кон­ституцией». Напомним, что прямым волеизъявлением народа была принята Конституция Республики Беларусь, а значит, уч­реждены все действующие институты государственной власти. Путем голосования народа на референдумах был принят также ряд важнейших решений, относящихся к организации госу­дарственной и общественной жизни нашей страны.

Демократия предполагает равную возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан. Со­гласно статье 22 Конституции все граждане Республики Бела­русь равны перед законом, а согласно статье 23 никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противореча­щими закону. Выше была показана полнота политических прав и свобод граждан нашей страны. Среди них такие тождествен­ные с принципами демократии права, как право на свободу вы­ражения мнений и убеждений, право на свободу союзов и ассо­циаций, право на свободу собраний, право избирать и быть из­бранным и другие. В своей совокупности эти и другие права и свободы граждан создают необходимые условия для реализа­ции народовластия в полной мере.

В числе принципов демократии — разделение властей и вы­борность основных органов власти и должностных лиц госу­дарства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разде­ления ее на законодательную, исполнительную и судебную. Го­сударственные органы в пределах своих полномочий самостоя­тельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и урав­новешивают друг друга. Непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного пра­ва при тайном голосовании избирается Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания. Населением соответствующих административно-тер­риториальных единиц избираются депутаты местных Советов депутатов. На совместных заседаниях депутатов местных Сове­тов базового уровня тайным голосованием от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Респуб­лики. Кроме того, восемь членов Совета Республики назнача­ются Президентом.

Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Кон­ституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объ­единения, действуя в рамках Конституции и законов Республи­ки Беларусь, содействуют выявлению и выражению политичес­кой воли граждан, участвуют в выборах. В нашей стране по со­стоянию на 1 января 2008 г. насчитывалось 15 политических партий, 36 республиканских профсоюзов, более 2,2 тыс. обще­ственных объединений [25]. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя ли­бо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, ре­лигиозной и расовой вражды.

Согласно статье 4 Конституции идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений в Республике Беларусь не может устанавливаться в качестве обя­зательной для граждан. Это положение Основного Закона полностью отвечает задачам обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на свободу мнений, убеждений и их выражения. Одновременно оно служит задачам реализации принци­пов демократии, в том числе права народа выражать и обеспечивать свои интересы как единого целого. Еще раз подчеркнем: идеология есть атрибутивный признак государства; сорганизовавшаяся в государство общность людей объективно является носителем собственных идей, ценностей и представлений, выражающих ее интересы и устремления. Поэтому указанная норма Конституции Республики Беларусь не означает запрета государственной идеологии как таковой. Как было показано ранее, в демократическом обществе между государственной идеологией и частными идеологиями, т.е. идеологиями различных групп людей, существует определенное соотношение, но при этом не отрицаются ни первая, ни вторые.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Наличие данной предпосылки в нашей стране налицо. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Куль­турной предпосылкой является высокая степень грамотности на­селения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

Таким образом, государственно-политическое устройство Республики Беларусь является вполне демократичным: органи­зация политической жизни в ней соответствует всем основным принципам демократии и осуществляется посредством непре­менных институтов демократии. Разумеется, сложившийся в стране механизм демократии в каких-то своих деталях отлича­ется от соответствующего механизма в других странах. В мире вряд ли существуют две страны с абсолютно одинаковыми фор­мами демократии. Кроме того, ни в одной стране демократия не существует в «завершенном» виде, ее механизмы всюду по­стоянно совершенствуются одновременно с развитием самого общества. В нашей стране созданы и наращиваются необходи­мые предпосылки для дальнейшего развития народовластия.

 

Правовое государство

В основу организации и деятельности Рес­публики Беларусь положена также идея правового государства. Рассмотрим суть данной идеи и ее реа­лизацию в устройстве белорусского государства.

Общеизвестно, что между государством и правом существу­ет органическая, неразрывная взаимосвязь: одно без другого попросту невозможно. Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанав­ливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем рефе­рендума и охраняемых силой средств государственного при­нуждения. Как видно, правовые нормы порождаются государ­ством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и само государ­ство без права обойтись не может. Оно, право, есть необходи­мое орудие в руках государства: именно посредством норм пра­ва субъект власти выражает свою волю и обеспечивает ее сред­ствами государственного принуждения. Органическая взаимо­связь государства и права с наибольшей полнотой находит свое выражение в правовом государстве.

Термин «правовое государство» сформировал­ся и утвердился в первой трети XIX в. первоначально в немец­кой юридической литературе. Однако сама идея правового го­сударства вызревала на протяжении столетий в ходе поиска мыслителями различных эпох и народов ответа на вопрос: должны ли те, кто устанавливает законы — монарх, группа лю­дей или народ как целое — в своем законотворчестве подчи­няться определенным незыблемым правовым нормам или они вольны устанавливать какие угодно законы? Истории известны прямо противоположные ответы. Если древнекитайский госу­дарственный деятель и мыслитель Шан Ян (390-338 до н.э.) обосновывал идею неограниченной власти правителя [26], то его современник древнегреческий философ Платон (427-377 до н.э.) в это время отстаивал совершенно иную идею. «Я вижу близкую гибель того государства, — писал он, — где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматри­ваю спасение государства и все блага, какие только могут даро­вать государствам боги» [27].

И все же идея подчинения всех — как институтов государ­ства, так и составляющих его граждан — принятому в соответ­ствии с незыблемыми правовыми нормами закону, в конечном счете, утвердилась в качестве безусловного принципа обеспече­ния нормальной жизнедеятельности политического сообще­ства. Государство, деятельность которого подчиняется установ­ленному демократическим путем закону, получило название правового государства.

В правоведческой и политологической литературе данное определение конкретизируется рядом положений, которые обычно называются принципами правового государства. При­ведем их и одновременно оценим положения Конституции Рес­публики Беларусь на их соответствие сути принципов правово­го государства.

Принцип правового равенства, который означает формаль­ную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую оче­редь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рас­смотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства за­креплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, кото­рая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без вся­кой дискриминации на равную защиту прав и законных инте­ресов». Скорее всего, что в реальной жизни рассматриваемый принцип не всегда соблюдается. Но это уже не вопрос учебного пособия по идеологии государства и действующей в стране сис­теме права как таковых, а проблема правоохранительной прак­тики, которая носит актуальный характер для каждой страны.

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. Классическая формулировка данного принципа содержится в написанной американским просветителем и государственным деятелем То­масом Джефферсоном (1743-1826) Декларации независимости США (1776). «Все люди, - провозглашается в Декларации, — созданы равными и наделены Творцом определенными неотъ­емлемыми правами, среди которых — право на жизнь, на свобо­ду и на стремление к счастью» [28]. Ныне в качестве неотъем­лемых признается широкий комплекс гражданских, политиче­ских, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека, которые в полной мере прописаны в Конституции Республики Беларусь. Все они представлены в первой части данной темы. Здесь лишь еще раз подчеркнем, что ограниче­ние прав и свобод личности в нашей стране допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах националь­ной безопасности, общественного порядка, защиты нравствен­ности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализиро­ваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей, обоснованном французским мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689—1755), государ­ственную власть в целях исключения злоупотребления ею сле­дует разделять на три относительно независимые и контроли­рующие друг друга ветви — законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора) [29]. Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Принцип верховенства права, который означает верховен­ство не всякого закона, а только такого закона, который соот­ветствует правовым нормам, признающимися сообществом не­зыблемыми. К таковым принято относить перечисленные вы­ше принципы правового государства. Принятый в соответ­ствии с ними Основной Закон государства — в противном слу­чае он сам будет неправовым — становится той основой или, об­разно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов.

Исходя из этого принципа, правовое государство можно оп­ределить как такое государство, в котором господствует право: Именно данное положение теории правового государства за­фиксировано в статье 7 Конституции нашей страны: «В Респуб­лике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии в ней актов законодательства. Правовые акты или их положения признак ные в установленном законом порядке противоречащими по­ложениям Конституции, не имеют юридической силы». В свя­зи с этим существенное значение имеет наличие в системе судебной власти страны Конституционного суда, который при­зван осуществлять контроль над соответствием нормативных актов положениям Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, вся система организации и правил деятельности институтов белорусского государства, характер его взаи­моотношений с подвластными соответствуют критериям право­вого государства. Разумеется, их практическая реализация, как и механизм демократии, будет постоянно совершенствоваться.

 

Социальное государство

Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 года. В предыдущем Основном Законе белорусское государство определялось как социа­листическое, что было отражено и в его тогдашнем названии. При обсуждении проекта Конституции 1994 года понятие «со­циальное государство» было не сразу воспринято и поддержано депутатами Верховного Совета. Его принятию предшество­вала дискуссия о том, что следует понимать под социальным го­сударством и не является ли оно разновидностью государствен­ного социализма. Только уяснив различие между этими двумя типами государства, депутаты проголосовали за включение идеи социального государства в текст Конституции Республи­ки Беларусь. Разберемся с данным вопросом и мы. Понятие «социальное государство» вошло в нормативно-правовые документы различных стран после того, как в 1949 г.

в Конституцию ФРГ был включен термин, который переводится как социальное правовое государство». В процессе разработки текста конституции немецкие ученые и законодатели пришли к идее, что правительство их страны должно следовать принципу социального государства. В их по­нимании это означает обязанность правительства осуще­ствлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех групп населения. Таким образом, понятие «социальное государство» первоначально использовалось для обозначения определенной политики государства в сфере рас­пределения социальных благ. Затем оно было развито до кон­цепции такого государства.

Обратим внимание на то, что появление идеи и формиро­вание концепции социального государства явилось результа­том поиска учеными и политиками различных стран путей преодоления негативных черт, присущих, с одной стороны, либерально-демократической модели общественного устрой­ства, а с другой — государственно-социалистической обще­ственной модели.

В либерально-демократической модели общественного устрой­ства, которая реализовывалась в западных странах после буржу­азных революций на принципах классического либерализма, государству отводилась роль гаранта формально-юридической реализации прав и свобод граждан или, согласно образному вы­ражению, — роль «ночного сторожа». В таком обществе забота об обеспечении населения социальными благами полностью возлагается на самих граждан. Либерально-демократическое общество оказалось весьма благоприятным для проявления личной инициативы и достижения преуспевания наиболее активных, предприимчивых и способных граждан. Однако формально-юридическое равенство членов общества и устране­ние государства из сферы материального производства и рас­пределения социальных благ привело к резкому социальному расслоению населения и, главное, — к беззащитности перед ли­цом рыночной конкуренции тех групп людей, которые нужда­ются в социальной поддержке.

В государственно-социалистической модели общественного устройства, которая реализовалась в России после Октябрь­ской революции 1917 г. и в ряде других стран после Второй ми­ровой войны, государство являлось единственным собственни­ком на средства производства и, следовательно, единственным предпринимателем и работодателем. Оно же брало на себя функцию распределения между членами общества произведен­ного продукта. Граждане здесь не имели права частной соб­ственности на средства производства, а значит, и не могли за­ниматься частнопредпринимательской деятельностью. При та­кой общественной организации все категории населения полу­чали примерно равное количество социальных благ, зато наи­более активная часть граждан лишалась стимулов для полного проявления своих способностей. В результате оказался не в полной мере задействованным один из мощнейших факторов общественного развития — предприимчивость граждан, их хо­зяйственная инициатива. Это привело, в конце концов, к недо­вольству значительной части населения.

Ответом на негативные стороны одной и второй моделей общественного устройства и стала концепция социального госу­дарства. Исходной ее идеей является положение, согласно ко­торому современное государство призвано не только выпол­нять функцию формально-юридической защиты прав и свобод человека, но и проявлять заботу об обеспечении достойного су­ществования всех граждан, не подрывая при этом стимулов для полного проявления ими своих способностей. Такой подход предполагает реализацию права граждан на частную собствен­ность и одновременно выполнение государством социальных программ, относящихся ко всему населению, а также оказание помощи наиболее нуждающимся слоям общества. Государ­ство, которое провозглашает, берет на себя обязательство и рас­полагает экономическими возможностями осуществлять поли­тику, направленную на реальное обеспечение всего комплекса прав граждан, и, прежде всего, социальных, — получило название социального государства. В западном политическом языке иначе оно называется государством всеобщего благоденствия

Для достижения заявленных целей социальное государство призвано обеспечивать реализацию следующих задач и прин­ципов организации жизнедеятельности общества:

• конституционные гарантии осуществления прав и свобод личности;

• многоукладность экономики, включающей государственный и частные сектора производства;

• сочетание рыночных и административных механизмов ре­гулирования общественного производства;

• доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения;

• создание условий для всеобщей занятости населения;

• разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение социальных проблем общего ха­рактера;

• государственная поддержка малоимущих категорий граждан;

• организация эффективной борьбы с преступностью, нар­кобизнесом и другими антиобщественными явлениями.

Определение Республики Беларусь в Конституции как соци­ального государства означает констатацию достигнутого стра­ной уровня экономического развития, позволяющего осуще­ствлять задачи такого государства, и одновременно конститу­ционную обязанность институтов власти проводить политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни всех категорий населения. Эта обязанность прямо вытекает из статьи 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».

В духе концепции социального государства составлен ряд других статей Основного Закона белорусского государства. Так, в статье 13 устанавливается, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует рав­ную защиту и равные условия для развития всех форм собствен­ности. Государство осуществляет регулирование экономиче­ской деятельности в интересах человека и общества, обеспечи­вает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно статье 32 государство создает необходимые условия для сво­бодного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. Как уже отмечалось, государство обязано проявлять особую заботу о ве­теранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

В настоящее время органы государственной власти Респуб­лики Беларусь осуществляют широкий комплекс мер по всем направлениям социальной политики. Предметом заботы госу­дарства являются все без исключения категории населения: де­ти и молодежь, работающие и пенсионеры, жители города и де­ревни. Выработка и реализация политики в сфере социальной защиты населения осуществляется, прежде всего, посредством принятия и практической реализации законодательных и нормативных документов. С целью обеспечения достойного уровня жизни всех гр<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.022 с.)