Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория идеологии - методологическая основа курса↑ Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процессе обучения; 2) познание определенных явлений в результате научного исследования. В данном курсе в различных контекстах он употребляется либо в одном, либо во втором значении. Во-первых, под изучением идеологии белорусского государства понимается процесс усвоения обучаемыми ее содержания. Это достигается путем ознакомления либо с документами, в которых закреплены важнейшие положения идеологии белорусского государства, либо с учебными материалами, в которых в систематизированном виде представлено содержание данной идеологии, а также путем сочетания этих двух методов. Изучение идеологии белорусского государства в данном смысле есть основная задача учебного курса. Во-вторых, под изучением идеологии белорусского государства понимается ее научное познание путем использования определенных исследовательских методов и закрепления полученных результатов в виде научно-аналитических материалов. Как уже отмечалось, любая идеология, в том числе идеология государства как целостная совокупность идей, ценностей и Представлений, может выступать в качестве объекта научного исследования. Именно в связи с таким пониманием изучения идеологии государства и встает вопрос о методологии познания данного феномена. В современной науке под методологией понимается область познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной научной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный характеристике используемых в данной науке методов исследования, ее важнейших понятий и категорий, а также и особенностей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются методологическими основаниями данной науки. В более узком значении термин «методология» означает совокупность средств, методов и приемов, используемых в какой-либо области познания. Применение тех или иных научных методов определяется целью познавательной деятельности, решаемыми исследовательскими задачами и особенностями объекта изучения [1]. В нашу задачу не входит представление здесь различных исследовательских методов — они чрезвычайно разнообразны. Однако в связи со спецификой предмета данного курса отметим, что всякое научное познание опирается на ранее полученные представления о том классе объектов, к которому принадлежит изучаемый предмет или явление. Познавательное значение уже имеющегося знания резко возрастает, если оно организовано в виде теории. Научная теория (от греч. - наблюдение, исследование) есть логически выстроенный комплекс идей, понятий и утверждений, объясняющих какой-либо класс явлений [2]. Теория выступает в качестве своеобразной матрицы, направляющей дальнейший исследовательский поиск, определяющей характер аналитических действий и служащей основой истолкования полученного нового материала. Поэтому методами или, методологическими основаниями, познания тех или иных предметов и явлений принято называть также сложившиеся научные принципы и теории, объясняющие данный класс объектов. Этим утверждением мы воспользуемся для определения методологической основы изучения идеологии белорусского государства. Идеология государства или, точнее, государственная идеология есть один из видов идеологии. Если идеология белорусского государства стала объектом изучения буквально лишь несколько лет назад, то идеология как социально-политическое явление подвергается научному анализу уже более двухсот лет. За это время сложился комплекс понятий и положений, объясняющих феномен идеологии. Этот комплекс содержит доводы относительно наличия идеологии как особого феномена сознания групп людей, определение понятия идеологии, представления об условиях ее возникновения и процессе развития, об особенностях языка идеологии, о формах и уровнях ее проявления, о выполняемых ею социальных функциях, о видах идеологии, ее соотношении с другими социальными явлениями. Данный комплекс понятий и утверждений не только дает достаточно целостное представление об идеологии как явлении, но и содержит определенный механизм построения знания о ней и ее конкретных видах. Поэтому он отвечает критериям научной теории и может служить методологической основой исследований различных видов идеологии. Таким образом, теория идеологии является методологической основой изучения такого ее вида как государственная идеология, а значит, и идеологии белорусского государства в частности. Опираясь на комплекс устоявшихся понятий и утверждений, относящихся к феномену идеологии, можно получить целостное представление и о содержании идеологии белорусского государства. Стало быть, изложению в учебном курсе идеологии конкретного государства должно предшествовать ознакомление с теорией идеологии и сложившимися представлениями о государственной идеологии в частности.
Понятийный аппарат курса Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие, вместе взятые, составляют понятийно-категориальный аппарат данной науки. Идеология, не будучи особой научной дисциплиной, не обладает и собственной системой понятий и категорий. Изложить содержание какой-либо идеологии — значит перечислить и истолковать составляющие данную идеологию идеи, ценности, принципы и представления. Средством идейных построений может служить практически любое понятие из словарного состава того или иного языка, в том числе понятия и категории, выработанные в рамках различных научных дисциплин. Разумеется, что в любой идеологии чаще всего используются понятия, сформированные в рамках социально-гуманитарных дисциплин — философии, социологии, политологии, культурологии, экономики, правоведения и др. В курсе, в котором излагается идеология какого-либо государства, в качестве основных выступают такие понятия, как общество, этнос, народ, нация, государство, нация-государство, национальная идея, национальные интересы, политическое сообщество, политическая власть, политические отношения, политика, группа, класс, слой, индивид, личность, сознание, развитие, стратегия, революция, эволюция, цивилизация и многие-многие другие. Базовым научным понятием данного учебного курса, конечно же, является понятие «идеология». Это — одно из самых употребительных понятий в современной политической лексике, а в политической науке, или политологии, оно выступает как одна из основных ее категорий. Им обозначается важнейшая составляющая политического сознания групп людей. В сущности, данный курс можно рассматривать как политологический спецкурс. В понятийный аппарат курса входят также другие термины, которые в своей совокупности составляют теорию идеологии. Они, как правило, являются производными от термина «идеология» понятиями. Это такие понятия, как «субъекты идеологии», «носители идеологии», «уровни идеологии», «функции идеологии», «механизм функционирования идеологии», «виды идеологии» и другие. Производными от термина «идеология» являются также понятия «политическая идеология», «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства». Содержание каждого из упомянутых здесь терминов будет рассмотрено в ходе изложения данного курса. Феномен идеологии определяется посредством использования таких терминов, как «идея», «идеал», «принцип», «постулат», «ценность», «убеждения» и «представления», поэтому уяснение их смысла необходимо для понимания содержания данного курса. Кратко рассмотрим значения этих терминов. Идея (от греч. буквально то, что видно, вид, образ, понятие, представление) — многозначный термин. Самое широкое его значение — мысль, общее понятие о предмете или явлении. Идеей часто называют какой-либо замысел, подлежащий реализации. Термин используется также для обозначения основной мысли, определяющей содержание чего-нибудь, например, художественного произведения, научного или политического трактата. В теории познания идея рассматривается как результат отражения объективной реальности, как форма выражения сущности или каких-либо сторон и связей изучаемого предмета или явления. В зависимости от контекста термин может иметь любое из указанных значений. Идеал (от греч.— понятие, образ, представление) — термин, который означает совершенство, совершенный образец чего-либо. Идеалом называют также высшую цель стремлений, человеческих усилий. Идеал, или идеалы, есть непременный элемент идеологии. Всякая идеология имеет дело с фундаментальными общественными идеалами. В одних идеологиях в качестве идеала предстает существующее общественное устройство, но при этом признается необходимость определенных усилий для доведения его до состояния абсолютного совершенства. Другие идеологии отстаивают в качестве идеала некое воображаемое общество, на осуществление которого они ориентируют своих носителей. Во всех случаях идеал выступает как фактор, организующий сознание людей и мобилизующий их на решение вполне определенных задач общественного развития. Ценности — это те объекты и явления действительности, которые воспринимаются людьми как имеющие для них положительное или отрицательное значение. Если объект или явление отвечает определенным потребностям людей, он признается хорошим, или позитивно ценным; если же предмет или явление не отвечает ожидаемым от него качествам, он относится к плохим, или негативно ценным, третьи — объект представляется ни хорошим, ни плохим, то считается ценностно-нейтральным. Причем одни и те же социальные явления одни индивиды или группы людей могут признавать в качестве позитивных ценностей, другие — негативно ценными, третьи — ценностно-нейтральными. Это означает, что ценностные ориентации людей могут быть разными. Круг объектов и явлений, которые относятся людьми к ценностям, неограничен. Важное место в нем принадлежит политическим ценностям, в качестве которых выступают идеи, идеалы, нормы, принципы, институты, цели и т.д. Значение ценностей они приобретают в том случае, если отвечают интересам общества, отдельных групп людей и человека. Объективно политические ценности служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание. Принцип (от лат. — основа, начало) — первоначало, руководящая идея, основное правило деятельности, исходное положение какой-либо теории, науки, учения и т.п. Нередко в основе какого-либо теоретического или идейного построения находится несколько принципов. Любая идеология содержит один или несколько принципов, с которыми более или менее согласуются другие ее положения. Термином «принцип» зачастую обозначают внутреннее убеждение человека, его взгляд на те или иные явления, определяющие нормы его поведения. Постулат (от лат. — требуемое) — исходное положение, допущение, принимаемое в каком-либо теоретическом построении без доказательства. Первоначально постулирование, т.е. выдвижение в качестве постулатов определенных утверждений, применялось в математике (где постулатами являются аксиомы) и логике, затем к нему стали прибегать и в других науках. Ныне термин «постулат» используется также для обозначения исходных, или важнейших, положений тех или иных идеологических конструкций. В этом своем значении он практически совпадает с рассмотренным выше понятием «принцип». Представления — это образы ранее воспринимаемых предметов или явлений, либо образы; созданные творческой активной деятельностью мышления. В представлениях человека закрепляется и сохраняется все то, что объективно становится достоянием его сознания; для получения представлений необходимы память и воображение. Поэтому представления относятся к опосредованному мышлению и связаны с образованием понятий. Термин служит также для обозначения знания, понимания каких-либо явлений действительности. Убеждения — совокупность сформировавшихся устойчивых идей, представлений, принципов и ценностных ориентиров, оказывающих существенное влияние на отношение человека к социальной действительности, на его поступки. Различают нравственные, научные, политические, религиозные и другие виды убеждений. В их становлении важное значение имеет способ усвоения знаний, представлений и оценок, составляющих основу содержания убеждений. Тот или иной способ усвоения идей и представлений может существенно уменьшать, даже сводить на нет значимость для индивида усваиваемого содержания, либо, напротив, повышать личностную значимость приобретаемых идей, облегчая переход их в убеждения. В качестве носителей убеждений могут выступать не только отдельные индивиды, но и группы людей или общество в целом. Убеждения являются непременным условием всякой деятельности: чтобы совершить какие-либо поступки, люди должны быть уверены в их правильности и необходимости. Особую значимость имеют убеждения в области политики, где они определяют характер политического поведения различных групп людей. Интересы (от лат. — иметь значение) — реальные причины действий индивидов, социальных групп и общностей, определяющие их социальное поведение. В процессе взаимоотношений людей происходит формирование интересов именно группы как целого; интересы отдельных индивидов обычно совпадают с общими интересами группы, с которой они себя идентифицируют. Интересы той или иной группы обусловливаются, главным образом, ее положением в системе общественных отношений. В отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на предметы их удовлетворения, интересы направлены на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей [3]. В интересах постоянно присутствует элемент сопоставления положения одних индивидов с другими, равно как и одних групп с другими. Интересы лежат в основе состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Они являются главным побудительным мотивом действий различных групп людей в сфере политических отношений. Цель — конечный результат деятельности человека, группы или общности, предварительное идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяет выбор соответствующих средств и совокупности специфических действий по его достижению. Наличие цели является необходимым элементом любой осознанной деятельности. Формирование целей происходит на основе ценностных ориентации людей (моральных, религиозных, политических, философских и пр.) и в существенной мере предопределяется интересами тех или иных социальных групп и общества в целом. В учебных курсах, предметом которых является рассмотрение определенной идеологии или нескольких идеологий, в качестве непременных элементов их понятийного аппарата являются такие термины, как концепция, учение и доктрина. Ими принято обозначать не отдельные идеи, ценности, принципы или представления, а совокупность взаимосвязанных утверждений, относящихся к каким-либо явлениям. Концепция (от лат. — понимание, система) — это определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления действительности, система взглядов относительно того или иного вопроса общественной жизни. В концепции на базе исходного положения дается интерпретация всех других аспектов рассматриваемого явления. Концепция обычно оформляется в виде особого текста, содержащего ряд составных элементов. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего замысла в политической деятельности. Учение есть целостная совокупность теоретических положений, относящихся к какой-либо области социально-политической действительности. Учение может охватывать также все сферы общественной жизни и даже мироустройство в целом. Оно может быть оформлено в виде небольшого сочинения, либо быть содержанием отдельной книги, либо серии произведений. Учение может разрабатываться одним мыслителем либо множеством авторов на протяжении достаточно длительного времени. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззрений того или иного мыслителя; в таком случае название учения связывают с именем мыслителя: например, учение Конфуция (конфуцианство), учение Макиавелли (макиавеллизм), учение Маркса (марксизм), учение Кейнса (кейнсианство) и т.д. Доктрина (от лат.— учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция или как совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению социально-политических явлений или к организации политических действий. Также как и учение, данный термин зачастую употребляется вместе с именем политика, который положил определенную доктрину в основу своей деятельности: например, доктрина Вильсона, доктрина Никсона, доктрина Брежнева и т.д. Термин «доктрина» иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности, т.е. оторванности от жизни, и догматизма, т.е. бездоказательности (отсюда выражения «доктринер», «доктринерский», «доктринерство». Таким образом, хотя предметом данного учебного курса является не содержание научной дисциплины, а содержание идеологии белорусского государства, в нем тем не менее будут соблюдаться требования, предъявляемые к понятийному аппарату произведений учебно-методического характера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.19.224 (0.011 с.) |