Теория идеологии - методологическая основа курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория идеологии - методологическая основа курса



Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процессе обучения;

2) познание определенных явлений в результате научного исследова­ния. В данном курсе в различных контекстах он употребляется либо в одном, либо во втором значении.

Во-первых, под изучением идеологии белорусского госу­дарства понимается процесс усвоения обучаемыми ее содержа­ния. Это достигается путем ознакомления либо с документами, в которых закреплены важнейшие положения идеологии бело­русского государства, либо с учебными материалами, в кото­рых в систематизированном виде представлено содержание данной идеологии, а также путем сочетания этих двух методов. Изучение идеологии белорусского государства в данном смыс­ле есть основная задача учебного курса.

Во-вторых, под изучением идеологии белорусского госу­дарства понимается ее научное познание путем использования определенных исследовательских методов и закрепления полу­ченных результатов в виде научно-аналитических материалов. Как уже отмечалось, любая идеология, в том числе идеология государства как целостная совокупность идей, ценностей и Представлений, может выступать в качестве объекта научного исследования. Именно в связи с таким пониманием изучения идеологии государства и встает вопрос о методологии позна­ния данного феномена.

В современной науке под методологией понимается об­ласть познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной науч­ной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный харак­теристике используемых в данной науке методов исследова­ния, ее важнейших понятий и категорий, а также и особенно­стей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются мето­дологическими основаниями данной науки. В более узком значе­нии термин «методология» означает совокупность средств, мето­дов и приемов, используемых в какой-либо области познания. Применение тех или иных научных методов определяется целью познавательной деятельности, решаемыми исследовательскими задачами и особенностями объекта изучения [1].

В нашу задачу не входит представление здесь различных ис­следовательских методов — они чрезвычайно разнообразны. Однако в связи со спецификой предмета данного курса отме­тим, что всякое научное познание опирается на ранее получен­ные представления о том классе объектов, к которому принад­лежит изучаемый предмет или явление. Познавательное зна­чение уже имеющегося знания резко возрастает, если оно орга­низовано в виде теории. Научная теория (от греч. - на­блюдение, исследование) есть логически выстроенный комп­лекс идей, понятий и утверждений, объясняющих какой-либо класс явлений [2]. Теория выступает в качестве своеобразной матрицы, направляющей дальнейший исследовательский по­иск, определяющей характер аналитических действий и служа­щей основой истолкования полученного нового материала. По­этому методами или, методологическими основаниями, позна­ния тех или иных предметов и явлений принято называть также сложившиеся научные принципы и теории, объясняющие дан­ный класс объектов. Этим утверждением мы воспользуемся для определения методологической основы изучения идеоло­гии белорусского государства.

Идеология государства или, точнее, государственная идео­логия есть один из видов идеологии. Если идеология белорус­ского государства стала объектом изучения буквально лишь не­сколько лет назад, то идеология как социально-политическое явление подвергается научному анализу уже более двухсот лет. За это время сложился комплекс понятий и положений, объяс­няющих феномен идеологии. Этот комплекс содержит доводы относительно наличия идеологии как особого феномена созна­ния групп людей, определение понятия идеологии, представле­ния об условиях ее возникновения и процессе развития, об осо­бенностях языка идеологии, о формах и уровнях ее проявле­ния, о выполняемых ею социальных функциях, о видах идеоло­гии, ее соотношении с другими социальными явлениями. Дан­ный комплекс понятий и утверждений не только дает достаточ­но целостное представление об идеологии как явлении, но и со­держит определенный механизм построения знания о ней и ее конкретных видах. Поэтому он отвечает критериям научной теории и может служить методологической основой исследова­ний различных видов идеологии.

Таким образом, теория идеологии является методологиче­ской основой изучения такого ее вида как государственная идеология, а значит, и идеологии белорусского государства в частности. Опираясь на комплекс устоявшихся понятий и утверждений, относящихся к феномену идеологии, можно по­лучить целостное представление и о содержании идеологии бе­лорусского государства. Стало быть, изложению в учебном кур­се идеологии конкретного государства должно предшествовать ознакомление с теорией идеологии и сложившимися представ­лениями о государственной идеологии в частности.

 

Понятийный аппарат курса

Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие, вместе взятые, со­ставляют понятийно-категориальный аппарат данной науки.

Идеология, не будучи особой научной дисциплиной, не об­ладает и собственной системой понятий и категорий. Изло­жить содержание какой-либо идеологии — значит перечислить и истолковать составляющие данную идеологию идеи, ценно­сти, принципы и представления. Средством идейных постро­ений может служить практически любое понятие из словарно­го состава того или иного языка, в том числе понятия и категории, выработанные в рамках различных научных дисциплин. Разу­меется, что в любой идеологии чаще всего используются поня­тия, сформированные в рамках социально-гуманитарных дис­циплин — философии, социологии, политологии, культуроло­гии, экономики, правоведения и др. В курсе, в котором излага­ется идеология какого-либо государства, в качестве основных выступают такие понятия, как общество, этнос, народ, нация, государство, нация-государство, национальная идея, нацио­нальные интересы, политическое сообщество, политическая власть, политические отношения, политика, группа, класс, слой, индивид, личность, сознание, развитие, стратегия, рево­люция, эволюция, цивилизация и многие-многие другие.

Базовым научным понятием данного учебного курса, конеч­но же, является понятие «идеология». Это — одно из самых употребительных понятий в современной политической лекси­ке, а в политической науке, или политологии, оно выступает как одна из основных ее категорий. Им обозначается важней­шая составляющая политического сознания групп людей. В сущности, данный курс можно рассматривать как политоло­гический спецкурс. В понятийный аппарат курса входят также другие термины, которые в своей совокупности составляют теорию идеологии. Они, как правило, являются производными от термина «идеология» понятиями. Это такие понятия, как «субъекты идеологии», «носители идеологии», «уровни идеоло­гии», «функции идеологии», «механизм функционирования идеологии», «виды идеологии» и другие. Производными от тер­мина «идеология» являются также понятия «политическая идеология», «национальная идеология», «государственная идео­логия», «национально-государственная идеология», «идеология государства». Содержание каждого из упомянутых здесь терми­нов будет рассмотрено в ходе изложения данного курса.

Феномен идеологии определяется посредством исполь­зования таких терминов, как «идея», «идеал», «принцип», «постулат», «ценность», «убеждения» и «представления», по­этому уяснение их смысла необходимо для понимания со­держания данного курса. Кратко рассмотрим значения этих терминов.

Идея (от греч. буквально то, что видно, вид, образ, по­нятие, представление) — многозначный термин. Самое широ­кое его значение — мысль, общее понятие о предмете или явле­нии. Идеей часто называют какой-либо замысел, подлежащий реализации. Термин используется также для обозначения основной мысли, определяющей содержание чего-нибудь, на­пример, художественного произведения, научного или полити­ческого трактата. В теории познания идея рассматривается как результат отражения объективной реальности, как форма вы­ражения сущности или каких-либо сторон и связей изучаемого предмета или явления. В зависимости от контекста термин мо­жет иметь любое из указанных значений.

Идеал (от греч.— понятие, образ, представ­ление) — термин, который означает совершенство, совершен­ный образец чего-либо. Идеалом называют также высшую цель стремлений, человеческих усилий. Идеал, или идеалы, есть не­пременный элемент идеологии. Всякая идеология имеет дело с фундаментальными общественными идеалами. В одних идео­логиях в качестве идеала предстает существующее обществен­ное устройство, но при этом признается необходимость опреде­ленных усилий для доведения его до состояния абсолютного совершенства. Другие идеологии отстаивают в качестве идеала некое воображаемое общество, на осуществление которого они ориентируют своих носителей. Во всех случаях идеал выступает как фактор, организующий сознание людей и мобилизующий их на решение вполне определенных задач общественного развития.

Ценности — это те объекты и явления действительности, ко­торые воспринимаются людьми как имеющие для них положи­тельное или отрицательное значение. Если объект или явление отвечает определенным потребностям людей, он признается хорошим, или позитивно ценным; если же предмет или явле­ние не отвечает ожидаемым от него качествам, он относится к плохим, или негативно ценным, третьи — объект представляет­ся ни хорошим, ни плохим, то считается ценностно-нейтраль­ным. Причем одни и те же социальные явления одни индивиды или группы людей могут признавать в качестве позитивных ценностей, другие — негативно ценными, третьи — ценностно-нейтральными. Это означает, что ценностные ориентации лю­дей могут быть разными. Круг объектов и явлений, которые от­носятся людьми к ценностям, неограничен. Важное место в нем принадлежит политическим ценностям, в качестве которых вы­ступают идеи, идеалы, нормы, принципы, институты, цели и т.д. Значение ценностей они приобретают в том случае, если от­вечают интересам общества, отдельных групп людей и челове­ка. Объективно политические ценности служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание.

Принцип (от лат. — основа, начало) — первонача­ло, руководящая идея, основное правило деятельности, исход­ное положение какой-либо теории, науки, учения и т.п. Нередко в основе какого-либо теоретического или идейного построения находится несколько принципов. Любая идеология содержит один или несколько принципов, с которыми более или менее со­гласуются другие ее положения. Термином «принцип» зачастую обозначают внутреннее убеждение человека, его взгляд на те или иные явления, определяющие нормы его поведения.

Постулат (от лат. — требуемое) — исходное по­ложение, допущение, принимаемое в каком-либо теоретиче­ском построении без доказательства. Первоначально постули­рование, т.е. выдвижение в качестве постулатов определен­ных утверждений, применялось в математике (где постулата­ми являются аксиомы) и логике, затем к нему стали прибегать и в других науках. Ныне термин «постулат» используется так­же для обозначения исходных, или важнейших, положений тех или иных идеологических конструкций. В этом своем зна­чении он практически совпадает с рассмотренным выше по­нятием «принцип».

Представления — это образы ранее воспринимаемых пред­метов или явлений, либо образы; созданные творческой актив­ной деятельностью мышления. В представлениях человека за­крепляется и сохраняется все то, что объективно становится до­стоянием его сознания; для получения представлений необхо­димы память и воображение. Поэтому представления относят­ся к опосредованному мышлению и связаны с образованием понятий. Термин служит также для обозначения знания, пони­мания каких-либо явлений действительности.

Убеждения — совокупность сформировавшихся устойчивых идей, представлений, принципов и ценностных ориентиров, оказывающих существенное влияние на отношение человека к социальной действительности, на его поступки. Различают нравственные, научные, политические, религиозные и другие виды убеждений. В их становлении важное значение имеет спо­соб усвоения знаний, представлений и оценок, составляющих основу содержания убеждений. Тот или иной способ усвоения идей и представлений может существенно уменьшать, даже сводить на нет значимость для индивида усваиваемого содер­жания, либо, напротив, повышать личностную значимость при­обретаемых идей, облегчая переход их в убеждения. В качестве носителей убеждений могут выступать не только отдельные ин­дивиды, но и группы людей или общество в целом. Убеждения являются непременным условием всякой деятельности: чтобы совершить какие-либо поступки, люди должны быть уверены в их правильности и необходимости. Особую значимость имеют убеждения в области политики, где они определяют характер политического поведения различных групп людей.

Интересы (от лат. — иметь значение) — реальные причины действий индивидов, социальных групп и общностей, определяющие их социальное поведение. В процессе взаимоот­ношений людей происходит формирование интересов именно группы как целого; интересы отдельных индивидов обычно совпадают с общими интересами группы, с которой они себя идентифицируют. Интересы той или иной группы обусловлива­ются, главным образом, ее положением в системе обществен­ных отношений. В отличие от потребностей, которые направле­ны непосредственно на предметы их удовлетворения, интересы направлены на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределе­ние предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворе­ние потребностей [3]. В интересах постоянно присутствует эле­мент сопоставления положения одних индивидов с другими, равно как и одних групп с другими. Интересы лежат в основе состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Они являются главным побудительным мотивом действий раз­личных групп людей в сфере политических отношений.

Цель — конечный результат деятельности человека, группы или общности, предварительное идеальное представление о ко­тором и желание его достигнуть предопределяет выбор соот­ветствующих средств и совокупности специфических действий по его достижению. Наличие цели является необходимым эле­ментом любой осознанной деятельности. Формирование целей происходит на основе ценностных ориентации людей (мораль­ных, религиозных, политических, философских и пр.) и в су­щественной мере предопределяется интересами тех или иных социальных групп и общества в целом.

В учебных курсах, предметом которых является рассмотре­ние определенной идеологии или нескольких идеологий, в ка­честве непременных элементов их понятийного аппарата явля­ются такие термины, как концепция, учение и доктрина. Ими принято обозначать не отдельные идеи, ценности, принципы или представления, а совокупность взаимосвязанных утвержде­ний, относящихся к каким-либо явлениям.

Концепция (от лат. — понимание, система) — это определенный способ понимания, трактовки какого-ли­бо явления действительности, система взглядов относитель­но того или иного вопроса общественной жизни. В концеп­ции на базе исходного положения дается интерпретация всех других аспектов рассматриваемого явления. Концепция обычно оформляется в виде особого текста, содержащего ряд составных элементов. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего замысла в политической деятель­ности.

Учение есть целостная совокупность теоретических положе­ний, относящихся к какой-либо области социально-политиче­ской действительности. Учение может охватывать также все сферы общественной жизни и даже мироустройство в целом. Оно может быть оформлено в виде небольшого сочинения, ли­бо быть содержанием отдельной книги, либо серии произведе­ний. Учение может разрабатываться одним мыслителем либо множеством авторов на протяжении достаточно длительного времени. В некоторых случаях учением называют систему со­циально-политических воззрений того или иного мыслителя; в таком случае название учения связывают с именем мыслителя: например, учение Конфуция (конфуцианство), учение Макиа­велли (макиавеллизм), учение Маркса (марксизм), учение Кейнса (кейнсианство) и т.д.

Доктрина (от лат.— учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция или как совокупность взаимосогласованных принципов подхо­да к рассмотрению социально-политических явлений или к ор­ганизации политических действий. Также как и учение, дан­ный термин зачастую употребляется вместе с именем полити­ка, который положил определенную доктрину в основу своей деятельности: например, доктрина Вильсона, доктрина Никсо­на, доктрина Брежнева и т.д. Термин «доктрина» иногда упот­ребляется и для обозначения политических взглядов, для кото­рых характерны оттенки схоластичности, т.е. оторванности от жизни, и догматизма, т.е. бездоказательности (отсюда выраже­ния «доктринер», «доктринерский», «доктринерство».

Таким образом, хотя предметом данного учебного курса яв­ляется не содержание научной дисциплины, а содержание идеологии белорусского государства, в нем тем не менее будут соблюдаться требования, предъявляемые к понятийному аппа­рату произведений учебно-методического характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.017 с.)