Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие идеологической работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под термином «работа» здесь понимается целесообразная деятельность людей и их коллективов, требующая приложения определенных интеллектуальных и физических усилий. Любая работа выступает как трудовой процесс, включающий субъект деятельности, ее цель, предмет, средства, формы и методы, а также результат деятельности. Принято различать такие виды труда, как физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, рутинный и творческий, руководящий и исполнительский, квалифицированный и неквалифицированный и др. Работа, труд, целесообразная деятельность являются необходимым условием существования, как каждого отдельного индивида, так и различных объединений людей. Идеология, как мы уже усвоили, есть продукт мышления групп людей. Это означает, что всякая идеологическая конструкция выступает как результат умственного труда, в котором участвуют представители данной группы людей (в идеале — каждый ее член) или нанятые для этой цели специалисты. Внешним выражением результатов такого вида труда является определенные идеи, понятия, принципы, представления, учения, теории, концепции и доктрины. Это — главный продукт идеологической работы. Людей, которые выполняют такого рода умственную работу, принято называть идеологами в собственном смысле этого слова. Они обычно становятся лидерами национального движения, руководителями государства или видными общественно-политическими деятелями. Однако в механизме функционирования идеологии государства задействовано гораздо большее число людей, нежели круг лиц, занятых «производством» самих идей. Эти люди выполняют самые разнообразные функции по приведению в действие всех перечисленных выше элементов идеологического механизма государства. Результат их работы закрепляется в виде речей, политических документов, нормативных актов, книг, брошюр, картин, скульптур, афиш, рекламных роликов, фильмов, газетных и журнальных публикаций, радио, и телепередач, театральных спектаклей и массовых представлений, разного рода технических сооружений с идеологическим смыслом и т.д. Все они имеют своей целью определенное воздействие на сознание и поведение людей. Иными словами, создатели такого рода продукции также в той или иной мере участвуют в осуществлении идеологической работы. Под идеологической работой принято понимать деятельность людей — умственную и физическую, руководящую и исполнительную, творческую и рутинную, — содержанием которой является производство идей, учений, теорий, концепций и доктрин, их нормативно-правовое закрепление, систематизация и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью разнообразных средств, форм и методов. Идеологической работой в указанном смысле в любом государстве в той или иной мере занимаются философы, социологи, историки, политологи и психологи, руководители и сотрудники органов власти и управления, депутаты и их помощники, эксперты и консультанты, журналисты и редакторы, писатели и издатели, сценаристы, режиссеры, артисты, художники и дизайнеры, архитекторы и скульпторы, преподаватели и воспитатели, сотрудники секретных служб и пропагандистских центров. Именно они решают, что писать и как писать, что говорить и как говорить, что печатать и что нет; они решают, какие ставить фильмы и готовить радио- и телепередачи, какие устраивать зрелища и каким содержанием их наполнять, кому и какие памятники возводить, какие исторические места реконструировать и какие мемориальные комплексы сооружать. Данный вид деятельности можно определять как работу еще и потому, что он является для всех участвующих в нем людей основным источником существования. Причем во многих странах, особенно в индустриально развитых, такая работа является одной из самых высокооплачиваемых. Это, как отмечает А.А. Зиновьев, — организованная работа, осуществляемая из поколения в поколение. Лица, вновь вступающие на это поприще, получают определенную подготовку с целью приобретения необходимых для такого вида деятельности знаний, умений и навыков. Они обязаны следовать определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру и приобретать известность [21]. Не следует, однако, отождествлять собственно идеологическую работу и политическую деятельность. Это вытекает из соотношения идеологии и политики, которое рассматривалось выше. Идеологическую работу могут выполнять лица, организации и учреждения, не наделенные властными полномочиями и не добивающиеся власти. Что же касается политиков или институтов власти, то идеологическая работа — формулирование общезначимых идей, ценностей, целей и представлений, их доведение до сознания граждан — является составным аспектом их политической деятельности.
Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология Суть проблемы Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по интересам, церковь, общественные организации и движения), взаимодействие которых регулируется гражданским правом. Суть проблемы, обозначенной в формулировке параграфа, заключается в кажущейся несовместимости идейно-политического плюрализма, присущего гражданскому обществу, и государственной идеологии как целостного комплекса идей, орудием реализации которых является государство. На этом основании одни авторы, признавая необходимость «общественно значимой приоритетной национальной идеи», все же отказывают государственной идеологии в праве на существование [22]. Другие полагают, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, не признавая при этом необходимость каких бы то ни было общественно значимых идей [23]. Третьи же считают, что только идеология политических партий или иных общественных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, не отрицая необходимости наличия государственной идеологии [24]. Действительно, с одной стороны, не вызывает сомнений такая черта гражданского общества, как мировоззренческий плюрализм. Очевидно, что для гражданского общества характерна разветвленная социальная структура, каждая из составляющих которой является носителем специфического социального интереса, а значит, и собственной системы идей, ценностей и представлений. Этим и предопределяется идейно-политическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что каждое политически организованное сообщество людей также является носителем особых, затрагивающих его жизненные основания как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Систему идей, ценностей и представлений, носителем которых являются организованный в политическое сообщество народ, как мы уже знаем, принято называть государственной идеологией. В связи с этим закономерно возникает вопрос: в какой мере согласуются друг с другом частные интересы многочисленных составляющих гражданское общество социальных субъектов и интересы нации как государственно-организованной общности людей?
Сосуществование идеологий Политически организованное сообщество, т.е. государство, изначально возникает как объединение людей, основанное на принципе согласования их индивидуальных, групповых и общих интересов. В политической науке прочно утвердилась точка зрения, согласно которой политика по своей сути есть стремление осуществить в обществе принципы порядка и справедливости. Историческая тенденция развития политического сообщества также состоит не в ослаблении, а в усилении значимости указанных принципов. Гражданское общество знаменует собой выход на новый качественный уровень реализации принципа согласования индивидуальных, групповых и общих интересов людей. Важнейшая отличительная черта такого общества состоит в новом, добровольном характере связей и отношений между людьми. Это означает, что в таком обществе люди и их организации обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объединяться для достижения общих хозяйственных, политических, научных, культурных и всевозможных иных целей. Само гражданское общество как целое представляет собой специфическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объединений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных! участников сообщества. Как заметил еще немецкий философ В.Ф. Гегель (1770— 1831), общий интерес содержит в себе и частный интерес каждого отдельного члена политического сообщества. «Индивид,— писал он, — должен каким-либо образом находить в исполнении своей обязанности также и свой собственный интерес, свое удовлетворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникнуть право, благодаря которому всеобщее дело становится его собственным, особенным делом. Поистине, особенный интерес не должен быть отстранен или даже подавлен, а должен быть приведен в согласие со всеобщим, благодаря чему будет сохранен он сам и сохранено всеобщее» [25]. Это предполагает добровольный отказ — частичный, а в отдельных случаях и полный — от своих узкогрупповых устремлений ради реализации общенациональных интересов. Таким образом, государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное выражение общих интересов всех членов сообщества, т.е. национальных интересов. Это означает, что государственная идеология не только совместима с идейным плюрализмом гражданского общества, но ее наличие является необходимым условием жизнедеятельности такого общества, обеспечения его целостности и стабильности. Иными словами, в гражданском обществе государственная и частные идеологии сосуществуют при добровольном признании всеми социальными Субъектами приоритета идей, ценностей и представлений общенациональной значимости, т.е. государственной идеологии, что получает свое юридическое закрепление в конституции государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.009 с.) |