Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие идеологической работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Под термином «работа» здесь понимается целесообразная деятельность людей и их коллективов, требующая приложения определенных интеллектуальных и физических усилий. Любая работа выступает как трудовой процесс, включающий субъект деятельности, ее цель, предмет, средства, формы и методы, а также результат деятельности. Принято различать такие виды труда, как физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, рутинный и творческий, руководящий и исполнительский, квалифицированный и неквалифицированный и др. Работа, труд, целесообразная деятельность являются необходимым условием существования, как каждого отдельного индивида, так и различных объединений людей. Идеология, как мы уже усвоили, есть продукт мышления групп людей. Это означает, что всякая идеологическая конструкция выступает как результат умственного труда, в котором участвуют представители данной группы людей (в идеале — каждый ее член) или нанятые для этой цели специалисты. Внешним выражением результатов такого вида труда является определенные идеи, понятия, принципы, представления, учения, теории, концепции и доктрины. Это — главный продукт идеологической работы. Людей, которые выполняют такого рода умственную работу, принято называть идеологами в собственном смысле этого слова. Они обычно становятся лидерами национального движения, руководителями государства или видными общественно-политическими деятелями. Однако в механизме функционирования идеологии государства задействовано гораздо большее число людей, нежели круг лиц, занятых «производством» самих идей. Эти люди выполняют самые разнообразные функции по приведению в действие всех перечисленных выше элементов идеологического механизма государства. Результат их работы закрепляется в виде речей, политических документов, нормативных актов, книг, брошюр, картин, скульптур, афиш, рекламных роликов, фильмов, газетных и журнальных публикаций, радио, и телепередач, театральных спектаклей и массовых представлений, разного рода технических сооружений с идеологическим смыслом и т.д. Все они имеют своей целью определенное воздействие на сознание и поведение людей. Иными словами, создатели такого рода продукции также в той или иной мере участвуют в осуществлении идеологической работы. Под идеологической работой принято понимать деятельность людей — умственную и физическую, руководящую и исполнительную, творческую и рутинную, — содержанием которой является производство идей, учений, теорий, концепций и доктрин, их нормативно-правовое закрепление, систематизация и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью разнообразных средств, форм и методов. Идеологической работой в указанном смысле в любом государстве в той или иной мере занимаются философы, социологи, историки, политологи и психологи, руководители и сотрудники органов власти и управления, депутаты и их помощники, эксперты и консультанты, журналисты и редакторы, писатели и издатели, сценаристы, режиссеры, артисты, художники и дизайнеры, архитекторы и скульпторы, преподаватели и воспитатели, сотрудники секретных служб и пропагандистских центров. Именно они решают, что писать и как писать, что говорить и как говорить, что печатать и что нет; они решают, какие ставить фильмы и готовить радио- и телепередачи, какие устраивать зрелища и каким содержанием их наполнять, кому и какие памятники возводить, какие исторические места реконструировать и какие мемориальные комплексы сооружать. Данный вид деятельности можно определять как работу еще и потому, что он является для всех участвующих в нем людей основным источником существования. Причем во многих странах, особенно в индустриально развитых, такая работа является одной из самых высокооплачиваемых. Это, как отмечает А.А. Зиновьев, — организованная работа, осуществляемая из поколения в поколение. Лица, вновь вступающие на это поприще, получают определенную подготовку с целью приобретения необходимых для такого вида деятельности знаний, умений и навыков. Они обязаны следовать определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру и приобретать известность [21]. Не следует, однако, отождествлять собственно идеологическую работу и политическую деятельность. Это вытекает из соотношения идеологии и политики, которое рассматривалось выше. Идеологическую работу могут выполнять лица, организации и учреждения, не наделенные властными полномочиями и не добивающиеся власти. Что же касается политиков или институтов власти, то идеологическая работа — формулирование общезначимых идей, ценностей, целей и представлений, их доведение до сознания граждан — является составным аспектом их политической деятельности.
Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология Суть проблемы Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по интересам, церковь, общественные организации и движения), взаимодействие которых регулируется гражданским правом. Суть проблемы, обозначенной в формулировке параграфа, заключается в кажущейся несовместимости идейно-политического плюрализма, присущего гражданскому обществу, и государственной идеологии как целостного комплекса идей, орудием реализации которых является государство. На этом основании одни авторы, признавая необходимость «общественно значимой приоритетной национальной идеи», все же отказывают государственной идеологии в праве на существование [22]. Другие полагают, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, не признавая при этом необходимость каких бы то ни было общественно значимых идей [23]. Третьи же считают, что только идеология политических партий или иных общественных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, не отрицая необходимости наличия государственной идеологии [24]. Действительно, с одной стороны, не вызывает сомнений такая черта гражданского общества, как мировоззренческий плюрализм. Очевидно, что для гражданского общества характерна разветвленная социальная структура, каждая из составляющих которой является носителем специфического социального интереса, а значит, и собственной системы идей, ценностей и представлений. Этим и предопределяется идейно-политическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что каждое политически организованное сообщество людей также является носителем особых, затрагивающих его жизненные основания как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Систему идей, ценностей и представлений, носителем которых являются организованный в политическое сообщество народ, как мы уже знаем, принято называть государственной идеологией. В связи с этим закономерно возникает вопрос: в какой мере согласуются друг с другом частные интересы многочисленных составляющих гражданское общество социальных субъектов и интересы нации как государственно-организованной общности людей?
Сосуществование идеологий Политически организованное сообщество, т.е. государство, изначально возникает как объединение людей, основанное на принципе согласования их индивидуальных, групповых и общих интересов. В политической науке прочно утвердилась точка зрения, согласно которой политика по своей сути есть стремление осуществить в обществе принципы порядка и справедливости. Историческая тенденция развития политического сообщества также состоит не в ослаблении, а в усилении значимости указанных принципов. Гражданское общество знаменует собой выход на новый качественный уровень реализации принципа согласования индивидуальных, групповых и общих интересов людей. Важнейшая отличительная черта такого общества состоит в новом, добровольном характере связей и отношений между людьми. Это означает, что в таком обществе люди и их организации обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объединяться для достижения общих хозяйственных, политических, научных, культурных и всевозможных иных целей. Само гражданское общество как целое представляет собой специфическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объединений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных! участников сообщества. Как заметил еще немецкий философ В.Ф. Гегель (1770— 1831), общий интерес содержит в себе и частный интерес каждого отдельного члена политического сообщества. «Индивид,— писал он, — должен каким-либо образом находить в исполнении своей обязанности также и свой собственный интерес, свое удовлетворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникнуть право, благодаря которому всеобщее дело становится его собственным, особенным делом. Поистине, особенный интерес не должен быть отстранен или даже подавлен, а должен быть приведен в согласие со всеобщим, благодаря чему будет сохранен он сам и сохранено всеобщее» [25]. Это предполагает добровольный отказ — частичный, а в отдельных случаях и полный — от своих узкогрупповых устремлений ради реализации общенациональных интересов. Таким образом, государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное выражение общих интересов всех членов сообщества, т.е. национальных интересов. Это означает, что государственная идеология не только совместима с идейным плюрализмом гражданского общества, но ее наличие является необходимым условием жизнедеятельности такого общества, обеспечения его целостности и стабильности. Иными словами, в гражданском обществе государственная и частные идеологии сосуществуют при добровольном признании всеми социальными Субъектами приоритета идей, ценностей и представлений общенациональной значимости, т.е. государственной идеологии, что получает свое юридическое закрепление в конституции государства.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.007 с.) |