Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеологический механизм охраны окружающей среды

Поиск

Идеологический механизм охраны окружающей среды - это система идеологических мер воздействия на поведение людей в целях обеспечения качества окружающей природной среды, устойчивого использования природных ресурсов, экологической безопасности человека и других объектов (экологическое воспитание, образование и т.п.)39. Как известно система идеологических мер представляет собой совокупность компонентов психологического воздействия на поведение, представления, мышление людей. В частности это образование, воспитание, культурное

40 СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

41 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005 г. № 57.

развитие. Справедливо было бы отнести к ним и научные разработки. Огромную роль играют так же различные средства массовой информации, среди которых все большую роль и распространение играет глобальный интернет. Но в любом случае до сих пор важным остается утверждение государствами концептуальных основ (правовых и политических) развития указанного института и международно-правовое регулирование указанной сферы.

В целях охраны окружающей среды и рационального природопользования, а так же в развитие международно-договорных положений государства принимают внутригосударственные (законодательные, подзаконные и другие) акты. Одним из важнейших является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором две главы посвящены компонентам идеологического механизма охраны окружающей среды - это научные исследования в области охраны окружающей среды и основы формирования экологической культуры.

Кроме того, на государственном уровне одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации40. Она является концептуальным документом в данной области, определяющим политику государства на долгосрочный период. В связи с этим в ней определены цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики. Экологические доктрины принимаются и на региональном уровне. Напр., такая доктрина в городе Москве одобрена Постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. № 760-ПП «Об Экологической доктрине города Москвы»41.

Одной из составных частей идеологического механизма является экологическое образование и просвещение. Основной задачей в областях образования и просвещения является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Для этого необходимы:

создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;

разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;

развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;

повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;

поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.

В Приказе Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего

42 Бюллетень «Официальные документы в образовании», сентябрь 2004 г., №№ 25, 26.

43 «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень», май 2003, №№ 15, 16.

44 СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

и среднего (полного) общего образования»42 установлено, что в качестве минимума содержания основных образовательных программ стандарта по праву являются такие темы, как: право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде.

Кроме федерального компонента существуют так же компоненты регионального образовательного стандарта и образовательного учреждения. Письмом Минобразования РФ от 20 марта 2003 г. № 18-51-263ин/18-28 «О рекомендациях по формированию регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения профессиональных образовательных программ по специальностям среднего педагогического образования» установлено, что в качестве дисциплины национально-регионального компонента может быть такой предмет, как «Экология и география родного края»43.

В свою очередь просвещение, экологическое просвещение осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов. Оно осуществляется посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Экологическое образование и просвещение осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Так в целях активизации и развития в России системы экологического образования и выработки научно-обоснованных рекомендации в этой сфере создан Консультативный совет по экологическому образованию и просвещению при МПР и экологии России. Он является постоянно действующим совещательным коллегиальным органом и оказывает научно-методическую помощь по разработке государственной политики и стратегии развития экологического образования и просвещения.

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями44.

Цели научного обеспечения условно можно поделить на общие и специальные. К общим относятся социальное, экономическое и экологическое сбалансированное развитие Российской Федерации, создание научной основы охраны окружающей среды, разработка научно-обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В качестве специальных целей в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» указаны:

разработка концепций, научных прогнозов и планов сохранения и восстановления окружающей среды;

оценка последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды, создания нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

разработка и совершенствование показателей комплексной оценки воздействия на окружающую среду, способов и методов их определения;

разработка и создание наилучших технологий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

разработка программ реабилитации территорий, отнесенных к зонам экологического бедствия;

разработка мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации;

иные цели в области охраны окружающей среды.

Как указывает п. 3 ст. 70 Федерального закона «Об охране окружающей среды» научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике.

Реализация идеологического механизма – это разработка планов действий на федеральном, региональном, местном и отраслевом уровнях, а также разработка и реализация мер государственной поддержки и регулирования в сфере экологического образования, просвещения и научного обеспечения. Как указывает экологическая доктрина, конкретизация положений применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики.

Критериями эффективности работы с населением будут являться позитивное отношение людей к деятельности по охране и рациональному использованию окружающей среды и готовность оказывать поддержку в проведении этой деятельности, о чем будут свидетельствовать уменьшение случаев экологических правонарушений в регионе, рост количества участников добровольных природоохранных акций, реальная коррекция хозяйственной деятельности с учетом ограничений, необходимых для сохранения окружающей среды.

Долгосрочной целью работы с населением должно стать формирование у всех жителей страны высокого уровня экологической культуры – стремления и способности людей использовать свои экологические знания в практической деятельности.

Для того чтобы эта деятельность имела организованный характер, необходимо определить принципы, на которых она будет строиться, ее основные инструменты, при помощи которых она будет реализована (способ воздействия), этапы и тактика реализации.

Реализация идеологического механизма должна основываться на следующих принципах:

- широкой социальной направленности;

- профессионального и методического обеспечения (Деятельность осуществляется профессионально подготовленными специалистами на базе соответствующего организационно-методического обеспечения. Наряду с биологами, географами, педагогами необходимо привлекать социологов и психологов, а также журналистов и представителей других творческих профессий);

- приоритетности и результативности (Необходимо определять в каждом конкретном случае приоритетные механизмы, позволяющие достигать максимального эффекта при минимальных затратах);

- комплексного использования естественнонаучного и гуманитарного потенциала (Необходимо широко применять гуманитарные средства формирования экологического сознания (фольклорные, художественные, культурно-исторические, религиозные и т.п.), наряду с использованием информации биологического и экологического характера);

- экологической безопасности (Любые формы образовательной и просветительской работы, а также участие населения в тех или иных природоохранных акциях не должны быть связаны с каким-либо риском нанесения ущерба редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, в том числе и их отдельным особям).

Реализация каких-либо положений, прав, обязанностей и т. д. предполагает наличие определенных инструментов воздействия на объект. Основными инструментами и институтами в этой сфере деятельности являются:

1. Эколого-просветительская работа. Экологическое просвещение подразумевает целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в природоохранную деятельность. Эколого-просветительская работа ведется

национальными парками, заповедниками, музеями, зоопарками, ботаническими садами, домами природы, библиотеками, средствами массовой информации, государственными и неправительственными экологическими организациями и т.п.

2. Экологическое образование. Экологическое образование имеет системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса – уровень подготовленности своих выпускников. Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, средними учебными заведениями, ВУЗами, учреждениями дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального (постдипломного) образования и т.п.

3. Экологическая пропаганда. Средства экологической пропаганды – плакаты, значки, марки, красочные конверты, наклейки и т.п., отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы (так называемая, социальная реклама) и т.д. Экологическая пропаганда привлекает внимание людей к проблеме сохранения редких видов, формирует их интерес к этим видам, а также к природоохранным организациям, осуществляющим природоохранные проекты (фондам, заповедникам, паркам, и т.д.). Экологическая пропаганда осуществляется государственными природоохранными службами, средствами массовой информации, общественными организациями и т.п.

4. Эколого-художественная деятельность. Средства искусства, такие как фильмы, картины, литературные произведения, художественные фотографии, музыкальные произведения и т.д., показывающие мир природы и взаимоотношения природы и человека, оказывают мощное влияние на эмоциональную сферу людей. Это важнейший фактор формирования гуманного отношения к природе, так как именно произведения искусства стимулируют проявление эстетических чувств, вызывают размышления людей о своем отношении к окружающей природе, заставляют переосмысливать жизненные ценности и т.д. Эколого-художественная деятельность – результат активности творческих коллективов и отдельных авторов (писателей, художников, фотографов, кинематографистов, музыкантов и т.п.).

Организация просветительской и образовательной деятельности требует выделения приоритетных групп населения. В отношении каждой такой группы необходимо использовать различные формы и методы, обусловленные как ее психологическими особенностями, условиями жизни, так и той социальной функцией, которую данная группа выполняет в обществе.

5. Психолого-педагогическая и методическая подготовка научных сотрудников и педагогов. Необходимо повысить эколого-педагогическую квалификацию педагогов и ученых путем реализации специальных программ дополнительного профессионального образования (курсы, семинары, творческие мастерские и т.п.). Основное внимание необходимо уделить овладению современными психолого-педагогическими технологиями коммуникации, эколого-просветительской работы и экологического образования в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

6. Просвещение и образование политиков и лиц, принимающих решения. Необходимо формировать заинтересованность политиков и лиц, принимающих решения, в сохранении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и обеспечении реального включения этими лицами данной проблемы в сферу своей профессиональной деятельности. Важно, чтобы лица, принимающие решения, руководствовались рекомендациями экспертов-экологов при принятии управленческих решений. Важнейшие направления работы с лицами, принимающими решения, связаны с формированием у них четкого понимания ценности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (экологической, экономической и культурной), усвоением ключевых положений экологического права.

7. Просветительская работа с предпринимателями. Необходимо активно привлекать состоятельных людей к внебюджетному финансированию деятельности, направленной на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, используя методы организации добровольной материальной поддержки социально значимой некоммерческой деятельности.

8. Просвещение и образование учащихся. Необходимо усилить природоохранные аспекты общего и экологического образования, формировать гуманное отношение детей к живой природе, организовывать их активного участие в природоохранных акциях. Для эффективной

работы с учащимися следует устанавливать тесные контакты школы с учреждениями дополнительного образования детей (дворцы и дома творчества детей и молодежи, станции юных натуралистов, школьные лесничества, клубы по интересам и т.п.), а также с зоопарками и ботаническими садами, домами природы и музеями, национальными парками и заповедниками. Повышению эффективности просвещения учащихся способствует проведение международных, всероссийских и региональных массовых природоохранных акций, конкурсов, фестивалей, выставок (например, Всероссийский фестиваль детского творчества и Конкурс по различным номинациям «Ускользающий мир», посвященный сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений России).

Реализация идеологического механизма проводится следующими этапами:

1. Социально-психологическое исследование понимания данной проблемы различными категориями населения и их отношения к окружающей среде;

2. Выбор приоритетных форм и методов работы с различными фокусными группами населения в зависимости от результатов исследования проблемы;

3. Методическая подготовка информации (как естественнонаучного, так и гуманитарного характера) о целесообразности охраны окружающей среды и необходимых для этого мерах с целью сообщения этой информации различным категориям населения;

4. Трансляция подготовленной информации по различным каналам (средства массовой информации, семинары для учителей, рабочие совещания руководителей, массовые акции для школьников и т.д.);

5. Оценка эффективности и коррекция тактики проводимой работы с помощью социально-психологического мониторинга.

Тактика организации деятельности определяется сложившейся социально-психологической ситуацией. Программа действий разрабатывается на основе стратегических позиций, и данных социально-психологического мониторинга отношения различных категорий населения к природе. Такой системный подход обеспечивает наиболее эффективную концентрацию эколого-просветительских ресурсов на избранных приоритетных направлениях работы.

Идеологический механизм охраны окружающей среды предполагает развитие гражданского общества. Основными задачами в данном случае являются государственное содействие экологизации гражданского общества, совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов; обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, реализующих политику в области экологии; поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности; создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов; совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций. Эта проблема всегда будет оставаться актуальной, особенно в настоящее время. И проблема на сегодняшний день – это не столько проблема нашего правосознания, сколько проблема самого отношения человека к окружающей его среде. Нигилизм по отношению к природе обусловлен, прежде всего, нашим нравственным сознанием, а правильнее сказать безнравственным. Эта проблема и должна решаться в первую очередь идеологическим воздействием на человека. А это в свою очередь задача не только юристов, но и представителей других специальностей.

Вопросы и задания для самопроверки:

 

1. Что означает понятие эколого-правовой механизм охраны окружающей среды? На какие элементы его принято подразделять?

 

2. Назовите виды и порядок платы за использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

 

3. Укажите цель платежей за использование природных ресурсов.

 

4. Перечислите какие виды налогов за пользование природными ресурсами установлены Налоговым кодексом РФ.

 

5. Каким образом и на основании каких норм взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду? Соразмерна ли эта плата наносимому вреду окружающей природной среде?

 

6. Каким образом государство поощряет соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды?

 

7. Какова роль института экологического страхования в реализации экономико-правового механизма охраны окружающей среды?

 

8. Охарактеризуйте идеологический механизм охраны окружающей среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.011 с.)