Законодательство РБ в области охраны окружающей среды и природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство РБ в области охраны окружающей среды и природопользования



Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, о недрах, об охране и использовании животного мира, о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.

Статья 3. Основные задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды

Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются:

-обеспечение благоприятной окружающей среды;

-регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

-предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

-улучшение качества окружающей среды;

-обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

-соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

-обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

-научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

-охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

-предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;

-государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;

-платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

-экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

-независимости контроля в области охраны окружающей среды;

-учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;

-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

-обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;

-сохранения биологического разнообразия;

-обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;

-презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

-снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

-запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

-гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

-недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;

-ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

-обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;

-международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Статья 5. Объекты отношений в области охраны окружающей среды

-Объектами отношений в области охраны окружающей среды являются земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования.

Статья 6. Субъекты отношений в области охраны окружающей среды

Субъектами отношений в области охраны окружающей среды являются:

-Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;

-общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное, – граждане).

-Правила, установленные настоящим Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 7. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:

-обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

-совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;

-научное обеспечение охраны окружающей среды;

-создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;

-рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;

-совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования;

-формирование и обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, национальной экологической сети и биосферных резерватов;

-обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

-обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

-проведение государственной экологической экспертизы;

-предоставление и распространение экологической информации;

-пропаганда знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирование экологической культуры;

-оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды;

-привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;

-международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации.

Граждане имеют право:

-создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

-обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации;

-принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

-вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

-оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

-осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;

-обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

-предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

Граждане обязаны:

-соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

-повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

-беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

-выполнять требования в области обращения с отходами;

-выполнять требования пожарной безопасности;

-соблюдать правила охоты и рыболовства;

-выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

-выполнять предписания государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

-возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

-Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

 

4.Экологическая информация и образование

Конституционным правом граждан Беларуси является получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, степени ее загрязнения, принимаемых мерах по ее охране и оздоровлению.

Для реализации этого права в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в 2007 г. внесены изменения и дополнения по вопросам экологической информации, которые включают определение понятий «экологическая информация», в том числе «экологическая информация общего назначения» и «специализированная экологическая информация», «обладатель экологической информации», «предоставление экологической информации» и «распространение экологической информации».

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) и Закон «Об охране окружающей среды» определяют состав, источники и виды экологической информации, формы ее предоставления и распространения. Исходя из этого, обладатели экологической информации предоставляют и (или) распространяют информацию, которая формируется в результате:

– проведения мониторинга окружающей среды;

– измерений в области охраны окружающей среды;

– разработки и реализации территориальных комплексных схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

– выдачи специальных разрешений (лицензий), иных разрешений и документов, на основании которых осуществляется природопользование, а также проведения экологической экспертизы, экологического аудита и экологической сертификации;

– оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности;

– ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;

– осуществления контроля в области охраны окружающей среды;

– нормирования в области охраны окружающей среды.

Законом также определен порядок доступа к экологической информации. Так, экологическая информация общего назначения предоставляется гражданам и юридическим лицам, не являющимся государственными органами или иными государственными организациями, на безвозмездной основе в строго установленные сроки. Определено и содержание заявления о предоставлении экологической информации, которое должно содержать, в том числе, описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав, а также указание на желаемую форму предоставления экологической информации.

Доступ к специализированной экологической информации обеспечивается посредством ее предоставления государственным организациям, иным юридическим лицам, не являющимся государственными органами, и гражданам на основании соответствующего договора, заключенного с обладателем экологической информации, за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре. Однако размер платы за представленную информацию не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.

В законе закреплены также положения Орхусской конвенции об ограничении доступа к экологической информации. Экологическая информация не может быть предоставлена или распространена в случае, если:

– информация в соответствии с законодательством отнесена к государственным секретам, разглашение которых приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования и ведения административного процесса;

– разглашение информации причинит вред окружающей среде или создаст угрозу его причинения;

– в других случаях, предусмотренных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, прав юридических лиц.

Вместе с тем не допускается ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде:

– о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты с превышением нормативов;

– сброса в водный объект химических веществ и их смесей, предметов или отходов; о внесении химических веществ в почву, приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;

– об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов.

Экологическая информация общего назначения размещается в печатных изданиях и других средствах массовой информации, на официальных сайтах в глобальной компьютерной сети или распространяется иными общедоступными способами.

В Законе «Об охране окружающей среды» глава 73 «Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее» изложена в новой редакции. Согласно закону, фонд формируется из экологической информации, накапливаемой в различных государственных органах: Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерстве лесного хозяйства, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Министерстве образования, Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, Государственной инспекции животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах, а также Национальной академии наук Беларуси и иных государственных органах и государственных организациях.

Основной задачей фонда является сбор, обработка, накопление и систематизация экологической информации, сведений о ее составе, содержании, обладателях, а также обеспечение доступа к экологической информации государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан.

Перечень сведений, содержащихся в реестрах экологической информации государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, размещается на информационных стендах и табло в доступных для широкой общественности местах, на официальных сайтах государственных органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет.

В областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды созданы «горячие» телефонные линии как для оперативного реагирования на сообщения о фактах нарушения природоохранного законодательства, так и для информирования граждан по интересующим их вопросам.

С декабря 2005 г. на базе РУП «БелНИЦ «Экология» функционирует Орхусский центр Республики Беларусь, основными целями и задачами которого являются: предоставление экологической информации о состоянии вод, воздуха, почвы и радиационной ситуации, деятельности структурных подразделений Минприроды, его территориальных органов и подчиненных ему организаций; организация консультаций и разъяснений по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе юридических консультаций; проведение семинаров-тренингов.

Так, в Орхусском центре организовано консультирование физических и юридических лиц по применению их права на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Здесь также проводятся экологические семинары-тренинги для преподавателей средних специальных и высших учебных заведений, представителей средств массовой информации, общественности, государственных служащих и др.

Для дальнейшей реализации положений Охрусской конвенции разработано и принято постановление Минприроды «Об общественном координационном экологическом совете при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

В 2011 г. проведено 3 заседания общественного координационного экологического совета (ОКЭС), на которых рассмотрены вопросы подготовки и проведения V Республиканского экологического форума, взаимодействия с международными общественными организациями, формирования общественного мнения по вопросу строительства белорусской АЭС и др.

На рассмотрение ОКЭС также выносился проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда». Кроме того, обсуждался проект второго Национального сообщения Республики Беларусь о выполнении Орхусской конвенции.

Важным инструментом информационного обеспечения граждан являются средства массовой информации, в которых за прошедший пятилетний период было организовано более 6100 выступлений руководителей и специалистов Минприроды.. На базе ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» и РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы» проведено 62 пресс-конференции по наиболее важным экологическим проблемам и вопросам.

В целях подготовки и оперативного размещения экологической информации Минприроды заключены договоры с информационными агентствами РУП «БЕЛТА» и ИП «ИНТЕРФАКС». Совместно с издательством «Народной газеты» подготовлено 200 тематических полос экологического выпуска «ЭкоСреда».

Подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь.

Минприроды продолжена работа по созданию видеопродукции экологической направленности: выпущено 4 видеоролика по стойким органическим загрязнителям, а также видеоролик и видеофильм, посвященные юбилейному пятому Республиканскому экологическому форуму. На телевизионных каналах систематически транслируется более 45 видеороликов природоохранной направленности.

В течение года подготовлены информационные материалы и оказана поддержка мероприятиям, посвященным Дню Земли, Международному дню биологического разнообразия, Всемирному дню окружающей среды и другим важным датам международного экологического календаря, а также проведен ряд информационных кампаний.

При поддержке Минприроды налажен регулярный выпуск информационно-аналитических изданий и обзоров по отдельным экологическим проблемам, издаются сборник «Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь», справочник по климату Беларуси, ежегодный экологический бюллетень «Состояние природной среды Беларуси», а также ряд других публикаций. Основная информация об экологической ситуации включена самостоятельным разделом в ежегодный статистический сборник, публикуемый Министерством статистики и анализа.

В рамках выполнения мероприятий и заданий Государственной программы экологического оздоровления озера Нарочь на 2005–2008 годы изданы комплект открыток «Экскурсия по голубым озерам», плакат «Национальный парк «Нарочанский», карта-панорама Национального парка «Нарочанский» и 10000 экземпляров тематического буклета, посвященного проблеме церкариоза.

В целях развития системы непрерывного воспитания, образования и просвещения в области окружающей среды УО «Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи», УО «Республиканский центр детей и юношества», под руководством Министерства образования и поддержке Минприроды, Министерства культуры, Министерства спорта и туризма, Министерства информации, а также местных исполнительных и распорядительных органов проведена республиканская акция учащейся молодежи «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся». Она призвана способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений образования по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи.

В рамках этой акции, проходили различные республиканские конкурсы, в том числе экологической направленности:

– на лучший проект краеведческого маршрута «Мой край»;

– по составлению карт-схем малой родины с обозначением исторических, культурных и природных достопримечательностей;

– по благоустройству и озеленению малой родины «Цвети мой край»;

– конкурс буклетов, справочно-информационных и других материалов по истории, краеведению и этнографии, состоянию окружающей местности и др.

Впервые проведена экологическая викторина «ЭКОМИР», основной задачей которой стало формирование экологического мировоззрения молодых граждан страны, их вовлечение в экологическое движение. Создан учебно-рекламный фильм «Экологическая викторина для работающей молодежи «Экомир», предназначенный для дальнейшего использования в организации экологического просвещения молодежи.

Под девизом «Вода для жизни» проведен V Республиканский экологический форум. В рамках форума организован ряд республиканских экологических конкурсов:

– на лучшее содержание территорий дендрологических парков-памятников природы;

– на лучшую композицию по озеленению и обустройству территорий;

– на лучшее обустройство и содержание мест массового отдыха в границах водоохранных зон водных объектов;

– на лучшую автотранспортную организацию в работе по снижению загрязнения атмосферного воздуха и др.

Одним и главных мероприятий форума стала выставка «Современные технологии в области рационального природопользования и охраны окружающей среды», на которой были представлены новые технологии и оборудование для охраны атмосферного воздуха, использования и охраны вод, земель, растительного и животного мира, ландшафтов и недр.

Продолжена работа по обеспечению государственных органов и общественности экологической информацией. С этой целью проведен редизайн сайта Минприроды в сети Интернет www.minpriroda.by и обеспечено его еженедельное информационное обновление. Ежедневно обновляется информация на сайте Республиканского гидрометеоцентра www.pogoda.by.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.048 с.)