Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право окружающей среды США и КанадыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственное управление охраной окружающей среды возлагалось на многие государственные органы в период до наступления экологического кризиса 60-х гг. XX века, который явился стимулом для быстрого развития права окружающей среды в этой стране. В структуре государственных органов были созданы специализированные подразделения. Так, управление охраной вод и атмосферного воздуха осуществляло министерство здравоохранения. Центральным законотворческим органом является конгресс США. В соответствии с принципами разграничения государственной власти в США, конгресс принимает федеральное законодательство, действующее в сфере компетенции федерации, по отношению к федеральной собственности, исполнение которого обеспечивается федеральными министерствами и ведомствами. Комплексным источником права окружающей среды в США является Закон о национальной политике в сфере окружающей среды (1970). Источниками права окружающей среды являются Закон США о чистом воздухе (1972), Закон о сбросах в океан (1972), Закон о принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности, Закон о сохранении и переработке сырьевых ресурсов (1976), Закон о системе национальных парков (1916). В конце 1960 — начале 1970-х гг. в США была проведена административно-правовая реформа, результатом которой явилось создание специальных федеральных органов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов — совета по качеству окружающей среды при президенте США и агентства по охране окружающей среды. Главной задачей совета является информирование правительства о состоянии окружающей среды, составление прогнозов о влиянии на окружающую среду антропогенной деятельности, координация экологически значимой деятельности различных субъектов. Агентство является исполнительно-распорядительным органом, в задачи которого входит разработка экологической политики и национальных программ по охране окружающей среды, утверждение стандартов экологической безопасности, контроль за выполнением законодательства окружающей среды 30. См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998. В структуру агентства входит центральный аппарат, 9 управлений, построенных по функциональному и программному принципу, 10 региональных отделов. Президент США выполняет важные функции по подготовке и представлению ежегодного доклада о качестве окружающей среды и тенденциях ее изменения. Полномочиями в этой сфере обладают также министерство внутренних дел, в структуре которого имеется бюро управления земель, служба национальных парков, служба охраны рыб и диких животных, геологический надзор, бюро мелиорации. Министерство сельского хозяйства имеет в своей структуре службу охраны почв и службу леса. Департамент юстиции США включает управление земель и природных ресурсов, а министерство торговли — национальную океаническую и атмосферную администрацию. Наряду с федеральными органами по управлению охраной окружающей среды, в каждом штате действуют собственные природоохранительные органы. Агентство сотрудничает с этими органами путем заключения соглашений, в которых определяются случаи допустимости его вмешательства в деятельность штатов. Основным принципом управления в области охраны окружающей среды является сотрудничество органов государства и общественных организаций. Цели природоохраны достигаются путем переговоров и добровольного выполнения требований. Властные полномочия применяются как крайнее средство. К организационно-правовым мерам (инструментам) охраны окружающей среды в США относятся установление стандартов качества окружающей среды и предельно-допустимых выбросов для стационарных и передвижных источников, оценка воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды, лицензирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, планирование природопользования и мер по охране окружающей среды. Перед всеми федеральными ведомствами поставлена задача обеспечения экологической безопасности и необходимого качества окружающей среды и предупреждения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. С целью решения этой задачи на все федеральные министерства и ведомства возложена функция проведения оценки воздействия на окружающую среду намеченных мероприятий. Таким образом, забота об окружающей среде стала органической частью деятельности всех министерств и ведомств. Для вынесения экологически значимых решений не создается специально уполномоченного органа. В сфере своей компетенции государственные органы выносят и решения по экологическим вопросам. Законодательство США не предусматривает жесткую процедуру надведомственной экологической экспертизы, решения выносятся в общем административном порядке. Основанием для вынесения окончательного решения является проведение ОВОС. Конгресс обязал все государственные органы в максимально возможной мере использовать системный междисциплинарный подход, устанавливать и разрабатывать методы и процедуры, консультируясь с советом по качеству окружающей природной среды, для обеспечения адекватного учета при принятии решений (вместе с техническими и экономическими факторами) полезных свойств окружающей среды. Включать в каждое предложение или отчет детальное заявление ответственного работника касательно: влияния на окружающую среду предлагаемых действий; альтернативных вариантов предлагаемых действий; взаимосвязи между кратковременным использованием природных ресурсов на местном уровне и поддержанием или улучшением продуктивности окружающей среды на долгосрочную перспективу, любом бесповоротном и неисправимом использовании ресурсов, связанном с реализацией предлагаемых действий. Перед разработкой детального заявления ответственный федеральный служащий консультируется с федеральным агентством, которое в соответствии с законом имеет на это полномочия или специальную квалификацию в сфере, связанной с влиянием на окружающую среду. Копии такого заявления, комментарии и заключения соответствующих федеральных агентств должны быть представлены президенту, совету по качеству окружающей среды и общественности. Процедура ОВОС предусмотрена в Правилах по проведению оценки воздействия на окружающую среду, подготовленных советом по качеству окружающей среды. Нарушение правил является основанием для признания вынесенного государственного решения по проекту недействительным. В министерствах и ведомствах имеются ведомственные правила, отражающие отраслевую специфику. ОВОС следует проводить до вынесения экологически значимого решения. Решение должно включать в себя заключение о возможности и условиях осуществления той или иной деятельности. Для строительства и ввода в эксплуатацию одного объекта, осуществляющего водопользование, землепользование, сброс отходов, требуется несколько разрешений от ряда ведомств, каждого в пределах своей компетенции. Поэтому важно определить последовательность действий и скоординировать их. Правила предусматривают, что ответственность за проведение ОВОС и подготовку заключительного документа ложится на наиболее значимое для реализации проекта ведомство, которое признается ведущим. Решение о выборе ведущего ведомства выносится путем совместных консультаций участвующих в проекте ведомств и фиксируется в меморандуме. Принимаются во внимание отраслевая принадлежность, финансовое участие. После выбора ведущего ведомства остальные признаются «сотрудничающими». На них возлагаются обязанности оказывать содействие и предоставлять необходимые документы для проведения ОВОС. Охрана окружающей среды в соответствии с Конституцией США отнесена к конкурирующей компетенции. Это означает, что отдельные штаты вправе принимать параллельно с федеральными законами свои собственные законы. Относительно ОВОС многие штаты устанавливают свою собственную процедуру для проектов местного уровня. В том случае, когда для реализации проекта требуется получение федерального разрешения и разрешения штата, в целях предупреждения административного конфликта и дублирования предусмотрено проведение скоординированных совместных действий федеральных органов и органов штата с признанием «ведущим» федерального ведомства. Проводятся совместные исследования, планирование работ, совместные публичные слушания. Может быть достигнуто соглашение о подготовке единого заключительного документа. Не допускается участие компаний, реализующих проект, в проведении ОВОС в соответствии с принципом независимости должностных лиц, принимающих государственные решения. Расходы на проведение ОВОС возлагаются не на заинтересованные организации, а на государственные органы, которые привлекают собственных специалистов либо нанимают их по контракту. Государственные органы вправе требовать необходимую информацию у заинтересованных организаций. В США проблема финансирования ОВОС решается путем регулирования налогообложения. Реализация хозяйственного проекта приносит прибыль государству и покрывает такого рода расходы. Такой порядок исключает корыстную заинтересованность и злоупотребления. Результаты ОВОС оформляются в виде заключительного документа, именуемого Заявлением о воздействии на окружающую среду. Содержание и структура его детально регламентированы. Заявление должно быть изложено простым, доступным для понимания даже неспециалисту языком. Объем не может превышать 150 страниц. Заявление обязательно включает анализ всех воздействий на окружающую среду, культурные, исторические, эстетические объекты. Анализируются непосредственные, косвенные, кумулятивные воздействия как благоприятные, так и негативные, а также отрицательные воздействия, которых избежать невозможно, указываются пути снижения вреда данного объекта на окружающую среду — отказ от его осуществления, уменьшение его размеров, меры по восстановлению окружающей среды. Приводятся альтернативные варианты планируемого объекта. Правила предусматривают, что финансовые затраты на реализацию проекта не могут быть основным критерием выбора варианта, однако анализ затрат на охрану окружающей среды и выгод от проекта должен быть проведен обязательно. В ходе ОВОС необходимо собрать и обработать всю необходимую информацию. В случае невозможности ее получения ведущее ведомство обязано доказать, что польза от реализации проекта превышает опасность наступления отрицательных последствий, анализ которых не может быть проведен. Эта часть заявления называется «анализ наихудшего исхода», который обязателен для объекта, эксплуатация которого связана с риском аварий. Предусмотрено обязательное опубликование проекта заявления, проведение общественных слушаний и обнародование окончательного варианта заявления. Окончание процедуры ОВОС дает возможность приступить к вынесению административного решения о выдаче необходимых разрешительных документов для реализации проекта. Заявление не обладает обязательной юридической силой. Но на практике должно быть принято во внимание, чему способствует публичный характер ОВОС. Экологически значимые аспекты хозяйственной деятельности вызывают повышенный интерес граждан, и игнорирование выводов ОВОС вызывает судебные иски. Направлением охраны окружающей среды является консервативная охрана, то есть создание особо охраняемых территорий и объектов — национальных парков, заповедников, экологических научно-исследовательских парков, рекреационных зон. В 1872 г. был создан Йеллоустоунский национальный парк, который является первым в мире национальным парком. Система национальных парков создается для сохранения живописных, естественных и исторических достоинств природной среды, охраны животного мира, обеспечения пользования этими благами таким образом, чтобы оставить их в сохранности будущим поколениям. В США постановление о создании национальных парков принимается конгрессом, а руководит системой национальных парков служба национальных парков министерства внутренних дел. На территории национального парка производится зонирование (выделяются природные, исторические и рекреационные зоны), запрещается заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, размещение промышленных предприятий, осуществление другой деятельности, несовместимой с задачами природоохраны. В сфере контроля за обеспечением экологической безопасности в США важные функции выполняют суды. Суды вправе отменять либо приостанавливать решения по проектам, прошедшим ОВОС. Агентство по охране окружающей среды США не вправе отменить решение министерства или ведомства о выдаче необходимых разрешений частной компании на осуществление проекта. Однако добиться отмены такого решения можно в судебном порядке 31. См.: Краснова И. О. Оценка воздействия на оружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США // Экологическое право. — 2001. — № 2. — С. 43-47. В соответствии с Законом о чистом воздухе любое физическое лицо, корпорация, ассоциация, основанное на партнерстве предприятие, любое должностное лицо, департамент, агентство, федеральный институт, институт или политическое подразделение штата в праве предъявить иск государству, любому физическому или юридическому лицу о превышении стандартов выбросов загрязняющих веществ, несоблюдении возложенных на них обязанностей по контролю за качеством атмосферного воздуха, невыполнении указаний органов государственного контроля. Для обеспечения права граждан на безопасную окружающую среду был создан институт «исков граждан». В его рамках нельзя требовать возмещения ущерба, причиненного гражданину лично. Институт исков граждан является юридическим средством и формой контроля общественности за состоянием окружающей среды и средством обеспечения выполнения законодательства 32. См.: Захарченко Т. Р. Некоторые вопросы права окружающей среды США.— К., 1992.— С. 59. Для стимулирования активности граждан предусмотрена возможность оплаты их деятельности из средств государственного бюджета. В соответствии с Законом «О консервировании и восстановлении ресурсов» подача таких исков возможна в случае возникновения угрозы охраняемым объектам независимо от того были ли нарушены хозяйствующим субъектом требования экологического законодательства 33. Тустановська I. Застосування еколопчного права в США // Право України. — 1998. — № 2. — С. 102-104. Окружные суды вправе вынести решение о прекращении правонарушения, возложить обязанность выполнить определенные действия, наложить штраф за экологические правонарушения. Граждане могут требовать возмещения ущерба, причиненного им экологическими правонарушениями, в рамках исков о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу. В обеспечении экологической безопасности важные функции выполняет полиция 34. Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право.—2000. — № 1. — С. 33-39. Возглавляет федеральную полицейскую систему США департамент юстиции. Полиция штатов подчиняется губернаторам. В ее функции входит поддержание порядка, в том числе в области охраны окружающей среды, контроль за соблюдением законодательства штата об охране окружающей среды. Муниципальная полиция действует на территории городов и графств, поддерживает общественный порядок, ведет борьбу с экологическими правонарушениями. На местном уровне природоохранительные функции осуществляют органы местного самоуправления, планирования, здравоохранения. Их компетенция включает в себя охрану земель, вод, растительного и животного мира, предупреждение загрязнения твердыми отходами, контроль за соблюдением экологических стандартов передвижными источниками загрязнений, поддержание необходимого качества окружающей среды. В охране окружающей среды принимают участие и вооруженные силы. Руководство такой деятельностью осуществляется помощником заместителя министра обороны по вопросам безопасности и окружающей среды. Согласно уставам и наставлениям, армия США поддерживает контакты с гражданскими властями населенных пунктов, где дислоцированы воинские части и оказывает им помощь в обеспечении экологической безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. Конгресс разрешает применение воинских подразделений для охраны национальных парков, для борьбы с загрязнением водных источников, незаконной вырубкой лесов, находящихся в федеральной собственности, в случае необходимости исполнения таможенных и карантинных законов 35. Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов по обеспечению экологической безопасности. — С. 102-104. Правовой режим природных объектов и средств природопользования обусловлен частной собственностью на них. Поэтому законодательство предполагает, что в случае любых ограничений частной инициативы по причинам экологического порядка должен быть возмещен реальный либо потенциальный ущерб. Предусмотрены общие ограничения деятельности федерального правительства и правительства штатов в отношении физических и юридических лиц. Однако пятая поправка к конституции США предоставляет возможность изъятия земель из частного владения для публичных (государственных) целей без «справедливой компенсации». То есть установлен приоритет публичного благосостояния природопользования 36. Новикова Е. В. О соотношении публично- правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве // Государство и право. — 2000. — №3. — С. 59-64 За совершение экологических правонарушений предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до 25 тыс. дол. за один день нарушения, либо лишение свободы на срок до одного года. При повторном нарушении — сумма штрафа увеличивается до 50 тыс. дол. за один день нарушения, а срок лишения свободы предусмотрен до 2 лет. В Канаде центральным органом обеспечения экологической безопасности является правоохранительный отдел департамента по делам окружающей среды. В 1988 г. в Канаде был принят Закон об охране окружающей среды, который регулирует вопросы обеспечения качества природной среды, соблюдения экологических норм и стандартов рационального использования и восстановления природных ресурсов, охраны перелетных птиц. Правоохранительный отдел координирует деятельность департамента по борьбе с загрязнением окружающей среды на национальном и региональном уровне. Пять его отделений — Атлантическое, Квебек, Онтарио, Степное-Северное, Тихоокеанское-Юкон занимаются вопросами охраны окружающей среды в этих регионах. На национальном уровне обобщаются данные региональных отделений, осуществляется подготовка инспекторов и следователей отделений, мониторинг окружающей среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.215 (0.01 с.) |