Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право окружающей среды Европейского Союза

Поиск

Экологическое право Европейского Союза представляет собой интересное явление по ряду причин.

Во-первых, оно интенсивно развивается.

Во-вторых, оно значительно моложе, чем междуна­родное право и национальные эколого-правовые системы.

В-треть­их, в его рамках представлены самые разнообразные средства регулирования экологически значимого поведения государств — чле­нов ЕС, юридических и физических лиц, облаченных в различные правовые формы, имеющих неодинаковую юридическую силу и политико-правовое значение.

В-четвертых, украинские специалисты практически не располагают информацией об экологическом праве, его системе, нормативных актах, содержании отдельных пред­писаний.

С учетом перспектив расширения экономического и ино­го сотрудничества изучение права стран ЕС является необходи­мым в процессе подготовки специалистов юридического профиля.

Различия в подходах к решению экологических проблем в Ук­раине и странах Евросоюза объясняются традициями, сложившимися в той или иной доктрине, кругом решаемых задач, структурой теологического законодательства, уровнем разработанности проблем.

Среди горизонтальных мер представляют интерес осуществляемые и и нашей стране планирование, ОВОС, экологический аудит, право на защиту интересов в суде.

Система права окружающей среды стран Евросоюза существен­но отличается от системы экологического права Украины, отлича­ются и системы соответствующих дисциплин.

В принятых в нашей стране курсах изучаются науковедческие вопросы (предмет, метод, система, принципы), источники права, экологические права граждан, право собственности, природопользование, управление ох­раной окружающей природной среды, мониторинг окружающей при­родной среды, экологическое нормирование, экспертиза, лицензи-рощшие, контроль, юридическая ответственность.

В системе права Евросоюза сложилась устойчивая, целостная система правовых норм, регулирующая охрану и использование ок­ружающей природной среды.

Система права окружающей среды стран Евросоюза, по мнению Л. Кремера, включает:

1) цели, прин­ципы и условия;

2) участвующие субъекты, инструменты, процеду­ра принятия решения;

3) полномочия Союза и государств-членов;

4) горизонтальные меры;

5) биоразнообразие и охрана природы;

6) продукты;

7) охрана вод от загрязнения;

8) загрязнение возду­ха;

9) отходы;

10) правовые аспекты интеграции биологических требований;

11) исполнение23. См.: Дубовик О. Л. Л. Кремер. Экологическое право ЕС: [L. Kramer. EC Environmental Law (Fourth edition), London: Sweet and Maxwell, 2000. 329 p.] //Государство и право. — 2001. — № 1. —С. 113-117.

В своем развитии право окружающей среды Европейского Со­юза прошло ряд этапов.

По Римскому договору 1957 г. об образо­вании Европейского экономического сообщества окружающая сре­да не признавалась направлением интеграции, однако государствам-членам предоставлялось право вводить ограничения на импорт, экспорт и транзит товаров с целью обеспечения экологической бе­зопасности.

Договор о Евроатоме 1957 г. предоставлял ему право установления норм санитарной защиты граждан и окружающей среды от действия радиации.

В связи с обострением экологичес­кой обстановки в Европе назрела необходимость проведения еди­ной экологической политики в рамках сообщества. Директива ЕС 70/220/ЕЭС (1970 г.) устанавливала единые экологические стан­дарты для транспортных средств, а Директива 67/548/ЕЭС опреде­ляла стандарты классификации, маркировки и упаковки опасных веществ.

В 1972 г. была принята Стокгольмская декларация ООН по ок­ружающей среде, которая заострила внимание на экологических проблемах и определила основные тенденции развития права ок­ружающей среды.

В том же году компетенция сообщества была распространена на окружающую среду.

Европейское экономичес­кое сообщество было наделено правом осуществлять деятельность в областях, не указанных в учредительном договоре при необходи­мости достижения целей сообщества.

Такое явление получило на­звание «эффект перелива».

ЕАС утвердило Декларацию о программе действий по окружающей среде, а в 1973 г. была принята первая экологическая программа сообщества.

Этот документ заложил ос­новы экологической политики Европейского сообщества, форму и принципы деятельности в сфере окружающей среды.

Деятельность Европейского сообщества преследовала цели предупреж­дения загрязнения окружающей среды, оптимизации использова­нии природных ресурсов, основываясь на принципе «загрязнитель платит».

Предполагалось также проведение оценки негативного ммшшия антропогенной деятельности на окружающую среду.

Опосредованно основы политики Европейского сообщества в области экологии были изложены в преамбуле к союзному договору, в котором речь идет о постоянном улучшении жизненных условий, и в ст. 2, которая говорит о гармоничном развитии экономики.

До 1987 г. не существовало специального правового закреп­ления правового регулирования охраны природы и деятельности в сфере природопользования на общеевропейском уровне.

Лишь со вступлением в силу Единого европейского акта в 1987 г. была оп­ределена компетенция Европейского экономического сообщества в сфере окружающей среды.

Были внесены соответствующие измене­ния в Договор о Европейском экономическом сообществе.

И 1992 г. был подписан договор о Европейском Союзе, который озмаменовал новый этап развития права окружающей среды сообщества.

На содержание соответствующих статей договора оказали существенное влияние выводы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).

Сформулированы цели теологической деятельности сообщества:

- сохранять, защищать и улучшать состояние окружающей среды;

- вносить вклад в защиту здоровья людей; добиваться разумного и рационального использования при­родных ресурсов;

- содействовать на международном уровне мерам, относящим­ся к региональным и общемировым проблемам защиты ок­ружающей среды.

Определено направление экологической политики сообщества — достижение высокого уровня защиты, принимая во внимание раз­нообразие ситуаций в различных регионах сообщества.

Подчеркивается необходимость экологизации политики сообщества в иных сферах.

Выделены принципы превентивных действий, возмещения ущерба окружающей среде, главным образом путем устранения его источников, оплаты ущерба теми, кто его причинил.

Пятая экологическая программа (1992) подчеркнула необходи­мость эффективного использования ресурсов при производстве, осоз­нанного потребительского поведения, выработки общих стандар­тов и норм.

В 2002 г. была принята Шестая программа действий содружества в сфере окружающей среды, которая актуальна и се­годня.

Эта программа акцентирует внимание на достижении целей устойчивого развития и устанавливает следующие экологические приоритеты: предупреждение изменения климата; охрана биораз­нообразия; обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды, здоровье людей и высокое качество жизни; природные ресурсы; отходы.

В настоящее время открыта для подписания Конституция для Европы, в которой, в частности, гарантируется в соответствии с прин­ципом устойчивого развития, высокий уровень защиты и улучше­ния окружающей среды.

К источникам права окружающей среды Европейского Союза относятся нормы первичного права, закрепленные в учредитель­ных и дополняющих их договорах.

Это Парижский договор об ос­новании Европейского объединения угля и стали (1951), Римские договоры об основании Европейского экономического сообщества и Евроатома (1957), Маастрихтский договор об основании Европей­ского Союза (1992), дополняющие их Амстердамский договор (1997), Ниццский договор (2001).

Учредительные договоры представляют собой акты международного права.

Охрана окружающей среды ре­гулируется ст. ст. 174, 175, 95 Договора об основании Европейского сообщества. На основе норм первичного права формируются нор­мы вторичного права окружающей природной среды.

К источникам вторичного права относятся директивы, регла­менты, решения, рекомендации, выводы, которые принимает Евро-парламент совместно с Советом, Совет и Комиссия.

Директива — наиболее значимый правовой акт Европейского Союза, который ус­танавливает нормы общего характера и действует на территории всего Европейского Союза.

Государства-члены обязаны имплементировать требования, содержащиеся в директивах в национальное законодательство.

Директивы подразделяются на рамочные и обыч­ные Рамочные директивы устанавливают общие процедуры и тре­бования (например, в сфере доступа общественности к экологичес­кой информации), обычные касаются конкретных вопросов в той mm иной области (Директива 87/219/ЕЭС по содержанию серы в пи.ими.ном топливе).

Регламент Европейского Союза — это нормативно-правовой акт, устанавливающий нормы права общего для всех субъектов европейского права характера. Регламенты преследуют цели унифика­ции права в рамках всего Европейского Союза (Регламент Европейского Парламента и Совета о трансграничной перевозке генетически-модифицированных организмов от 2003 г.). Решения — это правовые акты индивидуального характера. Решения принимаются по узким вопросам технического характера. Рекоменда­ции и выводы не обязательны для исполнения и носят рекомендательный характер.

Источником права Евросоюза являются решения Суда европейских сообществ. В учредительных договорах не содержатся нормы относительно правотворческой компетенции Европейского суда. Однако толкование правовых норм во время рассмотрения конкрет­ных дел создает судебный прецедент, имеющий юридическую силу. Суд пошел по пути признания загрязнения окружающей природной среды нарушением прав человека. По делу Лопес Остра против Испании Суд постановил, что значительное загрязнение окружающей природной среды может влиять на благосостояние граждан и приводить к невозможности пользования жильем настолько, что это негативно влияет на личную и семейную жизнь, не представляя значительной угрозы здоровью.

Высшим законодательным органом Европейского Союза является Совет Европейского Союза. Статья 175 Договора об основании Европейского сообщества определяет компетенцию Совета Европейского Союза в сфере экологии и порядок принятия экологических решений. Совет, после консультаций с Европейским парла­ментом, экономическим и социальным комитетом и комитетом регионов принимает:

1) решения фискального характера;

2) меры по городскому и сельскому планированию землепользования, а также регулирования водных ресурсов;

3) меры, которые существенно влияют на выбор государством-членом структуры энергоснабжения и видов энергоресурсов;

4) программы общих действий, устанавливающие приоритетные задания для для реализации экологических программ.

В Европейском Союзе функционирует система специальных ор­ганов, в компетенцию которых входят экологические вопросы. В до­полнении VI к Правилам процедуры Европейского парламента перечислены полномочия постоянных комитетов. В структуре Евро­пейского парламента создан постоянный комитет по вопросам ок­ружающей среды, здравоохранения и защиты прав потребителя, который формирует политику в сфере окружающей среды и обла­дает полномочиями в вопросах:

- охраны воздуха, вод, почв;

- изменения климата;

- установления уровня акустического воздействия;

- обращения с отходами;

- международных и региональных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;

охраны флоры и фауны и мест их обитания;

- морского права, если они касаются окружающей среды.

Ежегодно Комитет представляет три отчета о состоянии экологи­ческого законодательства Европейского Союза и имплементации его положений.

Каждые два месяца Комитетом совместно с Комиссией проводятся сессии по вопросам имплементации и состояния законо­дательства в странах-кандидатах.

Проводятся предварительные ис­следования и обсуждения с правительствами, общественными органи­зациями, заинтересованными субъектами, техническими экспертами.

В составе Еврокомиссии сформирована Генеральная дирекция XI, основной задачей которой является содействие Еврокомиссии в сфе­ре окружающей среды.

Целью деятельности Генеральной дирекции является:

- обеспечение эффективной охраны окружающей среды с уче­том ситуаций, сложившихся в различных регионах;

- разработка экологической политики;

- содействие международным мероприятиям по охране окру­жающей среды на глобальном уровне;

- интеграция экологических требований, сотрудничество с тре­тьими странами и международными организациями в сфере охраны природы;

- разработка нового законодательства и обеспечение того, что­бы согласованные мероприятия претворялись в жизнь стра­нами Евросоюза.

 

Генеральная дирекция определяет ежегодные планы действий и соответствии с экологическими программами. На 2004-2005 гг. отмечены, в соответствии с Шестой экологической программой, сле­дующие мероприятия:

- внутренний отчет по оценке имплементации и сотрудничества с целью устойчивого развития городов;

- оценка стратегии сообщества по биоразнообразию и выработка планов по биоразнообразию;

- внутренняя оценка имплементации для сотрудничества в сфе­ре загрязнения моря вследствие аварий;

- оценка действий сообщества в сфере гражданской защиты;

- оценка роли системы экоменеджмента и аудита, а также эко­го мркирования;

- оценка деятельности Сети ЕС для имплементации и приме­нения права окружающей среды;

- отчет об имплементации Директивы по использованию био­логического топлива и иного возобновимого топлива для нужд транспорта.

Полномочия Суда Европейских сообществ:

Рассмотрение исков Еврокомиссии против государств-членов об исполнении обязательств в соответствии с учредительными договорами, в случае нарушения норм вторичного и третичного права.

 

Иски о бездействии. Оспаривается неисполнение обязательств институциями Союза и Сообществ.

Иски об аннулировании. Предметом оспаривания является незаконный характер принятого институциями ЕС нормативно-правового акта.

Иски о возмещении вреда.

 

Омбудсмен ЕС назначается Европарламентом и принимает жа­лобы от физических и юридических лиц на нарушения в деятель­ности институций и органов Союза.

Предметом рассмотрения явля­ются административные нарушения, административные ошибки, илоупотребления властью, халатность, несправедливость, некомпе­тентность, дискриминация, отказ в предоставлении информации.

Согласно ст. 100 и 100а Договора национальные правовые нор­мы должны быть приведены в соответствие друг с другом и не препятствовать развитию совместного внутреннего рынка.

Экологическое право Евросоюза основывается на принципе субсидиарности.

В соответствии с ним Европейское сообщество долж­но проводить экологическую политику в случае, если она может быть лучше реализована на общеевропейском уровне, чем на уров­не отдельных государств.

В 1985 г. Министерский совет Европейского сообщества издал предписание, обязавшее всех участников союза до 1988 г. ввести в национальное право стандарты контроля экологической совмести­мости, без соответствия которым не могут быть утверждены зако­нопроекты.

Руководства оставляли государствам-участникам оп­ределенную свободу в выборе средств для достижения указанных целей.

Определялись сроки для внесения изменений.

Решения по экологическим вопросам принимаются в Евросою­зе квалифицированным большинством, при этом не существует права вето отдельных государств.

Одним из приоритетных направлений экологической политики Европейского Союза признана борьба с изменением климата.

Ев­ропейский Союз принял обязательство уменьшить выбросы парни­ковых газов на 8% до 2012 г. по сравнению с уровнем 1997 г.

Эта цель должна быть достигнута путем имплементации международ­ных обязательств по климату, включая Киотский протокол.

Для этого намечена система мер. В 2000 г. была принята Европейская программа по изменению климата. Программа предполагала раз­витие торговли квотами выбросов парниковых газов (прежде всего СО2), совершенствование мониторинга в этой сфере, уменьшение выбросов парниковых газов в энергетике, на транспорте, в промыш­ленном производстве, в бытовом секторе (отопление, горячее водо­снабжение и т. д.).

Намечены также мероприятия, направленные на адаптацию к последствиям изменения климата.

Директива 93/76/ЕЭС направлена на ограничение выбросов уг­лекислого газа путем повышения эффективности использования энергии (SAVE).

Директива обозначила пути сокращения выбро­сов углекислого газа:

- сертификация энергетических параметров зданий;

- расчет платы за отопление, кондиционирование, горячее во­доснабжение с учетом реального энергопотребления;

- капиталовложения в повышение эффективности использо­вания энергии в государственном секторе теплоизоляция; инспектирование бойлеров;

- контроль использования энергии энергоемкими предприятиями.

Представляют интерес меры по охране природы и биоразнообразию.

Они включают предупреждение влияния чужеродных ви­дом и генотипов, защиту от разрушительного воздействия загряз­нений, сохранение, восстановление и устойчивое использование морского побережья, водно-болотных угодий, ценных ландшафтных тт. охрану видов и среды их обитания, устойчивое использование ними, включая предупреждение эрозии, загрязнения, обеднения и опустынивания.

Эти вопросы регулирует Боннское соглашение 23 июня 1979 года о сохранении мигрирующих видов животных, Конвенция РИО о биоразнообразии 1992 года, Зальцбургское соглашение от 7 ноября 1991 года о защите Альп.

ЕС принято соглашение о стратегии действий по охране и устойчивому использованию биологического раз­нообразия, по распределению генетических ресурсов, по исследова­нию, контролю и обмену информацией, по образованию и обуче­нии.

В 1998 году принята резолюция о стратегии Европейского Сооб­щества в области охраны лесов, подчеркивающая, что ответствен­ность за проведение мероприятий по охране лесов возложена на государства-члены.

В 1992 году принята Директива 92/43/ЕЭС о сохранении природ­ной среды обитания и дикой флоры и фауны.

Предусмотрена фи­нансовая помощь фермерам, которые добровольно согласились уменьшить применение пестицидов и удобрений, заменив их орга­ническими, не использовать землю в течение, по меньшей мере, 20 лет, оставить в покое для экологических целей или придерживаться других способов экологически приемлемых сельскохозяйственных видов деятельности.

Еще в 1979 году Сообщество приняло Директиву 79/409/ЕЭС о сох ранении диких птиц, принимая во внимание широкую поддер­жку общественностью этой меры.

Целью данной директивы явля­ется сохранение всех видов птиц, обитающих в пределах ЕС.

В Ди­рективе содержатся положения, регламентирующие охоту, отлов и торговлю птицами.

Государства-члены обязались сохранить или иосстановить достаточное многообразие и область обитания для всех птиц, создать охраняемые области и биотопы.

В отношении 180 видов птиц, находящихся под угрозой, намечено создание территорий обитания с особым охранным режимом.

Эти области обитания дол­жны представлять собой единую систему, которая обеспечила бы охрану птиц на всей территории ЕС.

Во исполнение этой директи­вы к 1986 году была выполнена классификация 309 территорий, ох­ватывающих 1,4 млн га, к 1998 г. — классификация 1842 террито­рий площадью 13 млн га.

В настоящее время только Дания и Бельгия выполнили обяза­тельства в полном объеме.

Ситуация во Франции, Италии, Фин­ляндии была признана неудовлетворительной, в остальных госу­дарствах — определялась как незавершенная.

Еврокомиссия пыталась гарантировать повсеместно правовой ста­тус особых зон, включая те государства, которые не полностью вы­полнили свои обязательства, вытекающие из Директивы 79/409/ЕЭС.

По поводу действий Нидерландов, не выполнивших взятые на себя обязательства по образованию особо охраняемых территорий, Ко­миссия обратилась в суд.

Суд согласился с требованиями Комиссии.

Директива 92/43/ЕЭС предусматривает меры в области охраны среды обитания флоры и фауны.

Во-первых, государства основыва­ют государственный реестр зон, нуждающихся в охране участков.

На основании этих реестров Комиссия устанавливает перечень уча­стков, представляющих ценность для ЕС в целом.

Государства- чле­ны в течение шести месяцев должны определить участки, перечис­ленные в реестре, как особо охраняемые территории, образующие в совокупности единую Европейскую экологическую сеть «Природа-2000».

К концу 1997 г. Бельгия, Германия, Греция, Франция и Фин­ляндия не ратифицировали эту Директиву, поэтому были Судом осуждены.

Франция под давлением охотников, фермеров затормо­зила работы по реестру, аргументируя это тем, что не были опреде­лены источники финансирования, виды запрещенной деятельнос­ти, способы контроля.

Ни одно из государств-членов не выполнило требования Директивы в полном объеме.

Таким образом, введение кадастра участков, представляющих важность для сообщества, ко­торое должно было быть закончено в 1998 г., было отсрочено.

Следует отметить, что Директивы 19/409 и 92/43 содержат пер­вую в Западной Европе попытку по комплексному сохранению тер­риторий обитания.

Как таковые охраняемые территории существо­вали задолго до того, как отдельные государства-члены определини на государственном уровне эти области.

Опыт применения Ди­рективы не привел к эффективному определению территорий обитания как элементов единой сети и эффективных мер по их охране и не остановил процесса сокращения ареалов обитания.

Европейское сообщество ратифицировало Соглашение по меж­дународной торговле видами флоры и фауны, которые находятся под угрозой, 1973 года.

Приложение А содержит перечень таких видов.

Торговля этими видами запрещается.

Приложение В содержит виды, которым торговля не угрожает, но может иметь место в соответствии с ограничительными условиями для того, чтобы избежать их полного исчезновения.

Ввоз этих видов на территорию ЕС требует лицензии на ввоз.

Импорт видов, перечисленных в приложении С, в КС требует представления заявления на ввоз.

ЕС приняло также распоряжение о защите китов, в котором полностью запрещен ввоз мяса китов и других китообразных, жира, масла, кожи и меха.

На уровне ЕС идея о том, что животные могут иметь собственные права, не получила поддержки.

Директива 86/60/ЕЭС ограничивает использование животных для экспериментальных или на­учных целей для того, чтобы избежать бесполезных экспериментов, страданий и мучений подопытных животных.

Животные не могут быть использованы там, где фактически доступен другой достаточ­ный и разумный метод получения результата.

Эти положения дают свободу действий исследователям и администрации, так как вклю­чают вопросы времени и затрат эксперимента.

В 1994 г. Комиссия опубликовала доклад о числе животных, используемых для экспе­риментальных целей.

Показатели 1991 г. свидетельствуют, что для этих целей было использовано 12 млн. животных, из них более 8 тыс. приматов.

Второй доклад не был опубликован, хотя согласно этой директиве должен публиковаться каждые 3 года.

Происходит это ввиду отсутствия объективных методик подсчета.

Это не позволя­ет проверить достигнута ли цель, поставленная Комиссией, — умень­шить к 2000 г. число подопытных животных вдвое.

В 1993 г. Директива по косметическим изделиям была исправлена с целью запретить с 1 января 1998 г. косметические изделия, содержащие компоненты или соединения компонентов, проверяе­мые на животных.

В 1997 г. эта дата была перенесена на 30 июня 2000 г., ввиду того, что иные эффективные методики проведения опытов не доступны.

Задания и приоритетные цели действий в отношении окружаю­щей среды, здоровья и качества жизни включают определение уг­розы с целью ее исключения, обращение с химическими вещества­ми таким образом, чтобы до 2020 г. исключить их значительное негативное влияние (замена особо токсичных веществ на менее ток­сичные, устойчивое использование пестицидов), улучшение каче­ства поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха, ис­ключение их вредного воздействия, уменьшение уровня шума.

Директива Совета 96/61/ЭС по контролю загрязнений содер­жит общие положения относительно экологической стандартиза­ции потенциально опасной деятельности, устанавливает общий по­рядок лицензирования такой деятельности для всех государств-членов.

Статья 4 обязывает государства-члены гарантировать, что новое оборудование не будет эксплуатироваться без лицензии.

За­явка на получение лицензии включает описание оборудования и его функционирования, сырьевых и других необходимых материа­лов, источников, объемов сбросов и выбросов и технологий их очи­стки, средств их контроля.

Условия лицензии должны пересматри­ваться в случаях значительного загрязнения, вызвавшего необхо­димость пересмотра разрешенных уровней выбросов и сбросов, по­явления технологий, позволяющих сократить сбросы без существен­ных дополнительных затрат, несоответствия новым положениям законодательства содружества либо стран-членов.

В процедуре ли­цензирования предполагается участие общественности.

Повышение эффективности законодательства в сфере предуп­реждения загрязнений потребовало установления единых стандар­тов качества окружающей среды.

Директива 80/778/ЕЭС устанав­ливает стандарты питьевой воды, определяет предельно допусти­мую концентрацию, эталонную концентрацию веществ в воде, пред­назначенной для непосредственного употребления населением и изготовления продуктов питания.

Директива 2000/60/ЕС опреде­ляет мероприятия, проводимые ЕС с целью защиты от загрязнений поверхностных и грунтовых вод.

Директива 2001/81/ЕС определяет политику в сфере предель­ных величин выбросов загрязнителей в атмосферу.

Ее цели заклю­чаются в ограничении выбросов окисляющих, эврофицирующих (вы­зывающих массовое размножение организмов из-за переизбытка питательных веществ) веществ и предшественников озона для защиты окружающей среды и населения от негативного влияния окисления и эвтрофикации почв.

Директива охватывает выбросы на территориях государств-чле­нов и их исключительных морских зон из всех источников диок­сида серы, оксидов азота, летучих органических соединений и ам­миака.

Директива не распространяется на выбросы международ­ного морского транспорта, сбросы воздушного транспорта за преде­лами цикла взлета-посадки, сбросов на Канарских, Азорских островах, Мадейре, заморских территориях Франции.

Государства-члены обязались до 2010 разработать нацио­нальные программы уменьшения национальных выбросов, подго­товить реестры и прогнозы выбросов, определить эффективные, пропорциональные, превентивные штрафы, применяемые к нару­шителям национальных положений, принятых в соответствии с этой Директивой.

В Европейском Союзе разработан механизм управления отхо­дами.

Принята Рамочная директива 75/442/ЕЭС об отходах.

Отхо­ды определены как вещества, перечисленные в Европейском ката­логе отходов, производитель или владелец которых избавляется от них либо планирует избавиться.

Управление отходами предпола­гает, что их утилизация не должна создавать угрозу здоровью лю­дей и природным объектам, осуществляется на основании специ­ального разрешения компетентных органов под контролем упол­номоченных государственных органов.

Намечены мероприятия по сбору и рециркуляции отходов, развитию и передаче экологически чистых технологий по рециркуляции и обработке отходов, разви­тию ответственности производителя отходов. Производство отхо­дов должно быть предупреждено либо сведены к минимуму их ток­сичность и объем. Утилизация отходов должна проводиться безо­пасными способами, как можно ближе к месту их производства.

Определены меры по стимулированию повторного использования и рециркуляции тары и упаковок. Выделяют места захоронения опасных отходов, места захоронения отходов, не являющихся опас­ными, места захоронения инертных отходов.

Государства-члены обязались принять национальную стратегию но уменьшению захоронения отходов, которые биологически рас­падаются.

Намечено сокращение производства таких отходов до 35% в 2010 г. по сравнению с уровнем 1995 г.

Захоронению подлежат только обработанные (обезвреженные) отходы.

Захоронение осуществляется при наличии разрешения.

Раз­решение на захоронение содержит данные о классе места захоро­нения, типе и количестве отходов; требования к подготовке места захоронения, порядку проведения операции по захоронению и про­цедуре мониторинга и контроля; план действий на случай чрезвы­чайных ситуаций; порядок отчета компетентным органам по ре­зультатам мониторинга отходов.

В рамках Европейского Союза разработан экономический меха­низм охраны окружающей среды.

Регламент 73/92 определяет по­рядок финансирования мероприятий по охране окружающей при­родной среды — LIFE.

Выделены приоритетные области финанси­рования:

- природа, включающая мероприятия по сохранению дикой фло­ры и фауны и среды их обитания;

- окружающая среда, в рамках которой финансируются инно­вационные экологические проекты по внедрению новых техноло­гий, позволяющих экологизировать экономику.

Направление LIFE-Третьи страны предусматривает финансовую помощь странам, не являющимся членами Евросоюза при условии соответствия их проектов интересам Европейского сообщества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.011 с.)