Сурилова Е.А. Сравнительное экологическое право: Учебное пособие. — Одесса: Юридична література, 2005. — 104 c. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сурилова Е.А. Сравнительное экологическое право: Учебное пособие. — Одесса: Юридична література, 2005. — 104 c.



Сурилова Е.А. Сравнительное экологическое право: Учебное пособие. — Одесса: Юридична література, 2005. — 104 c.

 

Содержание

 

Современное состояние взаимодействия общества и природы и концепция устойчивого развития

Принципы развития экологического права стран современного мира

Основные экологические права граждан в странах Европейского Союза и СНГ

Право окружающей среды Европейского Союза

Право окружающей среды стран — членов Европейского Союза

Право окружающей среды США и Канады

Охрана окружающей среды в развивающихся странах

Программа курса «Сравнительное экологическое право»

Практические занятия

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТРАН — ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Экологическое право ФРГ в настоящее время

В Германии действует более 800 законов, связанных с охраной окружающей среды, около 2800 экологических предписаний.

Име­ется проект соединения воедино федеральных экологических зако­нов, разрабатывался Экологический кодекс.

Федеральным министер­ством по охране природы разработан проект первой книги Экологи­ческого кодекса.

Однако работа так и не была доведена до конца 26: Jorn Altmann. Umweltpolitik. -Stuttgart: Lucius & Lucius, 1997.

 

К источникам права окружающей среды Германии относятся:

Закон о защите от вредного влияния, загрязнения воздуха, шу­мов, вибраций и подобных процессов на окружающую среду (1985).

Его целью является защита людей, животных, растений, почв, вод и атмосферы от вредных влияний со стороны предприятий, таких как электростанции, шахты, предприятия химической и фармацев­тической промышленности, нефтеперегонные заводы и т.д.

Согласно Закону об организации водного хозяйства (1996), ис­пользование водных ресурсов должно регулироваться таким обра­зом, чтобы предотвращать любой возможный вред.

Запрещается сбрасывать твердые вещества в воду с целью захоронения.

При хранении веществ вблизи водоемов не должно происходить ее за­грязнения.

Спуск сточных вод осуществляется по особому разре­шению.

Закон о проверке на экологическую совместимость, принятый в 1990 г. перенес решение Евросоюза от 27.06.1985 г. на нацио­нальный уровень.

Для определенных проектов (таких, как строи­тельство дорог, водохранилищ) должно быть проанализировано влияние, которое проект окажет на окружающую среду.

Закон об обращении с веществами и отходами требует, чтобы объекты, загрязняющие воздух или воду, не оказывали вредного воздействия на окружающую среду и не причиняли вреда общему благу в процессе эксплуатации.

Для этого должны применяться лучшие, экономически разумные доступные технологии и снижаться уровень загрязнений.

Предписание об уничтожении отходов от упаковок, принятое в 1991 г., предписывает сводить отходы от упаковок к минимуму.
Неутилизируемые упаковки должны по возможности использовать­ся вновь.

Различаются транспортные упаковки (ящики, бочки, меш­ки), продаваемые упаковки (бутылки, банки, тюбики) и оболочки (картонные коробки, пленки).

Продавцы обязаны принимать упа­ковки назад в соответствии с предписаниями ЕС.

Немецкий закон об экологическом аудите от 1995 г. перено­сит Европейское предписание об экологическом аудите от 1993 г. на национальный уровень.

Под экологическим аудитом понима­ется всеохватывающая проверка экологической обстановки на предприятии не только в техническом, но также в организацион­ном аспекте.

Закон об ответственности в сфере экологии регулирует ответ­ственность за причинение вреда окружающей среде нарушения­ми природоохранительных норм.

Закон заменил существовавшую ранее ответственность за причиненный вред при существовании причинной связи между вредом и виновными действиями на ответственность за создание угрозы причинения вреда.

При этом не является обязательным наличие наказуемого либо халатного поведения, ответственность наступает независимо от них.

Владелец экологически опасного объекта отвечает за все влияния, оказывае­мые на окружающую среду.

Установлена ответственность за несоблюдение экологических норм.

В 1980 г. Уголовный кодекс дополнен р. 28 «Преступления против окружающей среды».

Наказуемыми являются три типа деяний:

- действия без разрешения;

- нарушение административных обязанностей (неуплата налогов);

- некомпетентные действия.

В соответствии с принципом предупреждения уже сам факт создания опасности для окружающей среды наказуем.

При этом должно либо существовать намерение причинить вред природе, либо он должен быть уже причинен.

В соответствии со ст. 326 Уголов­ного кодекса за незаконное складирование отходов нарушителю грозит денежный штраф, а в особых случаях — лишение свободы сроком до десяти лет.

За совершение нарушения, причинившего существенный вред, на нарушителя возлагается денежный штраф, а при загрязнении атмосферы до опасного для здоровья уровня применяется лишение свободы на срок до пяти лет.

Субъектами правонарушения могут быть предприниматели, ком­мерческие директора, сотрудники предприятий, а также физичес­кие лица, выступающие представителями юридических лиц.

Они могут нести ответственность за недостатки в рабочих инструкциях, отсутствие необходимой информации о правовых предписаниях, не­достатки контроля, коммуникативные проблемы и правонаруше­ния по неосторожности.

Передача полномочий не освобождает от такой ответственности.

Инструменты, которые применяются в Германии для охраны ок­ружающей среды — это контроль и запрет.

Экологически значи­мая деятельность должна осуществляться с соблюдением экологи

ческих стандартов — стандартов выбросов и стандартов качества (ПДК, ПДВ).

Они взаимосвязаны.

В производственной деятельнос­ти должны соблюдаться стандарты выбросов независимо от того, приведет ли их нарушение к нарушению стандартов качества.

Стан­дарты качества относятся к качеству экологических сред в непос­редственной близости от источника загрязнения, игнорируя то, что загрязнения разносятся ветром, смываются в почву и реки, аккуму­лируются в окружающей среде.

В случае несоблюдения стандар­тов могут применяться административные меры, включая закры­тие производств, штрафные санкции.

Экономические инструменты обеспечения охраны окружаю­щей среды считаются более эффективными, согласующимися с за­конами рыночной экономики.

Необходимо стимулировать эколо­гически правомерное поведение посредством ценовых механизмов, налогов (с 1999 г. взимается энергетический налог) и экономичес­ких платежей (сбор за загрязняющие вещества в сточных водах).

Важным этапом в формировании экономического механизма охраны окружающей среды стало принятие Закона о начале про­ведения экологической налоговой реформы.

Закон ввел платежи за невозобновимые источники энергии.

 

Саморегулирующиеся инструменты. Экологический аудит.

В соответствии с предписаниями Евросоюза субъекты, которые ре­гистрируются в системе экоаудита, должны выполнять следующие требования: ввести систему экологического менеджмента, предста­вить общественности отчет о фактическом состоянии экологии и целях на будущее.

К саморегулирующимся инструментам относятся обязанность фирм информировать власти об их системе экологического уп­равления, назначать служащих, ответственных за экологические вопросы, и определять их компетенцию, право граждан быть ин­формированными и проконсультированными по экологическим вопросам.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Парижская хартия для новой Европы (1990).

4.Всемирная хартия природы (1992).

5.Конвенция об ответственности за вред, причиненный опасной для окру­жающей среды деятельностью (1993, Лугано).

6. Конвенция о правах человека и биомедицине (1997, Овьедо).

7.Конвенция ООН об охране биологического разнообразия (Рио-де-Жа­нейро, 1992).

8.Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе (Берн, 1979).

9.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

10.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

11.Конвенция об охране и использовании трансграничных водостоков и международных озер (1992).

12.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

13.Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической ин­формации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды (София, 1995).

14.Конвенция о доступе к информации, участие общественности в приня­тии решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружа­ющей среды (Оргус, 1998).

15.Директива ЕС № 85/337 от 27.06.1985 г. «Об оценке влияния опреде­ленных публичных и частных проектов на окружающую среду».

16.Директива ЕС № 90/313 от 7.07.1990 г. «О свободе доступа к информа­ции об окружающей среде».

17.Европейская хартия по окружающей среде и здоровью (Франкфурт, 1989).

18. Миюевич М. М., Андрусевич Н. I., Будякова Т. О. Свропейське право навколишнього середовища. — Л.: Еко-право, 2004

19.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающий среды). — М.:Юристъ, 1998.

20.Петров В. В. Экологическое право России. — М.: ВЕК, 1995.

21.Плотникова О. О. Німецька екологічна думка та історичні витоки //Юридична освіта i правова держава: (До 160-річчя юрид. ін-ту ОДУ): 36. наук. праць. — Одеса, 1997. — С. 187-195.

22.Стек С, Звеп К. ван дер, Кравченко С, Большакова М. Екологічні права громадян: як ix захистити за допомогою закону. — К.: Інформ. агент­ство «Еко-восток», 1997. — С. 5.

23.Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. За пределами роста: Пер. с англ. —М.: Прогресс «Пангея», 1994. — 303 с.

24.National environment strategy for Jordan. Ministry of Municipal and Rural Affairs & the Environment department of Environment, IUCN — the World Conservation Union. — Economic Press Co, Amman, 1991.

25.Jorn Altmann Umweltpolitik. — Stuttgart: Lucius & Lucius, 1997 (410).

26.Непийвода В. Правові підходи Європейського Союзу до вирішення про­блем охорони та раціонального використання лісів // Право України.—1999. — № 10. — С. 51-53.

27.Захарченко Т. Р. Некоторые вопросы права окружающей среды США.— К., 1992.

28.Крупка Ю. Відповідальність держави за транскордонну ядерну шкоду //Право України. — 1999. — № 2. — С. 62-65.

29.Робинсон Н. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США: Пер. с англ. / Под ред О. С. Колбасова, А. С. Тимошенко. — М.: Прогресс, 1990.

30.Малышева Н. Р. Гармонизация экологического законодательства в Ев­ропе. — К, 1996.

31.CypLnoB О. В., Плотнікова О. О. Сучасні проблеми екологічного права: До візиту в Одеський університет проф. Регенсбурзького університету Г. Зоеля в жовтні 1993 р. — Одеса: Астропринт, 1995.

32.Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая: Пер. с кит. — М., 1990.

33.Лисицын Е. Н. Охрана природы в зарубежных странах. — М.: Агропромиздат, 1987.

34.Тустановская М. Применение экологического законодательства в США // Право Украины. — 1998. — № 2. — С. 102-104.

35.Транин А. А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржу­азного права. — М.: Наука,1987.

36.Краснова И. О. Экологическое право США: исследование теории и прак­тики развития. — М., 1996.

37.Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие для юрид. вузов / Под. ред. Петрова. — М., 1988.

38.Дрейер О. К., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы развиваю­щихся стран. — М.: Наука, 1983.

39.Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение. Конгресс ученых пра­воведов // Государство и право. — 1999. — № 2. — С. 104.

40.Soell H. Naturschutzzecht—Laufener Seminarbeitrag. Reg. 1989.

41.Селезнев М. А. Презумпция экологической опасности // Экологичес­кое право. — 2000. — № 2. — С. 2-4.

42.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

43.Лебедева А. Н., Лаврик О. Л. Природоохранительное законодательство развитых стран: Аналитический обзор. — Новосибирск, 1991.

44.Кремер Л. Политика переработки отходов в ЕС: тенденции и перспек­тивы // Экологическое право. — 2002. — № 2. — С. 45-47.

45.Кромарек П. О чудо-кодексе Франции // Экологическое право. — 2000.—№5. —С. 39-41.

46.Краснова И. О. Оценка воздействия на оружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США // Экологическое пра­во. — 2001. — № 2. — С. 43-47.

47.Винтер Г. Окружающая среда, ресурсы, биосфера: Представления о при­роде и праве // Экологическое право. — 2001. — № 3. — С. 30-36.

48.Третьякова А. А. Понятие экологических прав граждан по законода­тельству стран — членов Европейского Союза // Экологическое право.— 2002. — № 1. — С. 51-57.

49.Проблемы теории аграрного, природноресурсового и экологического права и методики преподавания в юридических вузах России аграрно-правовых и эколого-правовых дисциплин: (Материалы международного на­учно-методологического семинара) // Государство и право. — 1999. —№ 7. — С. 14-47.

50.Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение — конгресс ученых пра­воведов // Государство и право. — 1999. — № 2. — С. 104-105.

51.Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 89-94.

52.Быстров Г. Е., Павлова Э. И., Устюкова В. В. Международный конгресс по правовым проблемам аграрной и земельной реформы // Государ­ство и право. — 1999. — № 12. — С. 102-114.

53.Сэнгэдорж. Развитие экологического права и законодательства Монго­лии // Государство и право. — 2000. — № 8. — С. 110-112.

54.Якушев Д. В. Экологический терроризм — преступление, последствия которого не знают границ (разграничение его со смежными составами) // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 4-5.

55.Дубовик О. Л. Л. Кремер. Экологическое право ЕС // Государство и право. — 2001. — № 1. — С. 113-117.

56.Kramer L. EC Environmental Law. — 4-th edit. — London: Sweet and Maxwell, 2000. — 329 p.

57.Конституции государств Европейского Союза. — М.: Изд. группа Инфра М-Норма, 1997.

58.Terminology Bulletin No.344 Environment and Development. — UN, 1992.

59.Winfried Kosters. Umweltpolitik. — MOnchen: Gllntor Olzog Verlag, 1997.

60.Кравченко С. M. HoBi принципи м1жнародиого права навколишнього середовища // Вісник Львівського національного університету. Сер. Міжнародні відносини. — 2000.

61.Kiss A., Shelton D. Manual of European Environmental Law. — Cambridge: Grotius Publications Limited, 1993.

62.Андрусевич А. О. Захист екологічних прав людини у практиці Європейського суду з прав людини // Вісник екологічної адвокатури.- 2000. — № 12. — С. 18-31.

63.Практика Европейского суда по правам человека:

64.Lopez Ostra v. Spain (1995) 20/ E/H/R/R/ 277.

65.Guerra v. Italy (1998)26 / E/H/R/R/357.

66.Rees v.UK(1987) 9/ E/H/R/R/56//

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Современное состояние взаимодействия общества и природы и концепция устойчивого развития (2 часа)

1.Пределы и динамика роста в современном мире.

2.Переход к устойчивому развитию.

3.Всемирная стратегия охраны природы.

4.Декларация РИО по окружающей среде и развитию.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Парижская хартия для новой Европы (1990).

4.Всемирная хартия природы (1992).

5.Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. За пределами роста: Пер. с англ. — М.: Прогресс «Пангея», 1994.

6.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998.

7.Петров В. В. Экологическое право России. — М.: БЕК, 1995.

8.Винтер Г. Окружающая среда, ресурсы, биосфера: Представления о при­роде и праве // Экологическое право. — 2001. — № 3. — С. 30-36.

9.Cabcikovo-Nagymaros Case (SlovacRepublic&Hungary),1997. International Court of Justice. Separate opinion of Judge Weeramantry.

 

Тема 2. Принципы развития экологического права стран современного мира (2 часа)

1.Принцип равных прав настоящего и будущего поколений.

2.Принцип предостережения и предупреждения.

3.Принцип дифференцированной ответственности государств за причинение вреда окружающей среде

4.Принцип оценки влияния на окружающую среду.

5.Принцип «загрязнитель платит».

6.Принцип международного сотрудничества в сфере охраны ок­ружающей среды и запрещения экологической агрессии.

7.Принцип сохранения биологического разнообразия.

8.Принцип запрещения трансграничного загрязнения окружа­ющей среды.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Парижская хартия для новой Европы (1990).

4.Всемирная хартия природы (1992).

5.Конвенция ООН об охране биологического разнообразия (Рио-де-Жа­нейро, 1992).

6.Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе (Берн, 1979).

7.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

8.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

9.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

10.Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992).

11.Киотский протокол.

 

Тема 3. Основные экологические права граждан в странах Европейского Союза и СНГ (2 часа)

1.Охрана окружающей природной среды как приоритетная обя­занность государства.

2.Понятие экологических прав и обязанностей граждан по за­конодательству стран Европейского Союза и СНГ:

а) право на безопасную окружающую среду;

б) право на доступ к экологической информации;

в) право на участие общественности в процессе принятия реше­ний в сфере охраны окружающей среды;

г) право на доступ к правосудию

 

Литература

1.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

2.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

3.Конвенция об охране и использовании трансграничных водостоков и международных озер (1992).

4.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

5.Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической ин­формации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды (София, 1995).

6.Конвенция о доступе к информации, участие общественности в приня­тии решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружа­ющей среды (Оргус, 1998).

7.Директива ЕС № 85/337 от 27.06.1985 г. «Об оценке влияния опреде­ленных публичных и частных проектов на окружающую среду».

8.Директива ЕС № 90/313 от 7.07.1990 г. «О свободе доступа к информа­ции об окружающей среде»

9.Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища: Підручник / За ред. С. М. Кравченко. — Л.: Вид. центр ЛНУ, 2002.

10.Якушев Д. В. Экологический терроризм — преступление, последствия которого не знают границ (разграничение его со смежными составами) // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 4-5.

11.Кравченко С. М. Hoві принципи міжнародного права навколишнього середовища // Вісник Львівського национального університету. Сер. Міжнародні відносини. — 2000.

12.Nuclear Test Case (Новая Зеландия против Франции) 1995.1/C/J.288.

 

Тема 4. Основы права окружающей среды Европейского Союза (4 часа)

1.История формирования права окружающей среды Европейс­кого Союза.

2.Управление охраной окружающей среды в Европейском Союзе.

3.Инструменты и механизмы Европейского Союза в сфере ох­раны окружающей среды

 

Литература

1.Договор о Евросоюзе (Маастрихт, 1992).

2.Договор об изменении Договора о Европейском союзе (Амстердам, 1999).

3.Право Европейского союза: Учебник / Под. ред. С К. Кошкина.

4.Мікієвич М. М., Андрусевич Н. I., Будикова Т. О. Європейське право навколишнього середовища. — Л.: Еко-право, 2001.

5.Татам А. Право Європейського Союзу: Підручник. — К.: Абрис, 1998; Будапешт, 1998.

6.Кремер Л. Политика переработки отходов л ЕС: тенденции и перспек­тивы // Экологическое право. — 2002. — № 2.- С. 45-47.

7.Kramer L. EC Environmental Law. — 4-th edit. — London: Sweet and Maxwell, 2000. — 329 p.

8.Конституции государств Европейского Союза. — М.: Изд. группа Инфpa М-Норма, 1997.

9.Winfried Kxsters. Umweltpolitik. — Mbinchen: Gbtnter Olzog Verlag, 1997.

10.Kiss A., Shelton D. Manual of European Environmental Law. — Cambridge: Grotius Publications Limited, 1993.

11.Берхард К. Европейская интеграция. — М., 1997.

12.Непийвода В. Правові підходи Свропейського Союзу до вирішення про­блем охорони та рацінального використання лісів // Право України. — 1999. — № 10. — С. 51-53.

13.Конвенция ООН об охране биологического разнообразия (Рио-де-Жа­нейро, 1992).

14.Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе (Берн, 1979).

15.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

16.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

7.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

18.Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992).

19.Киотский протокол.

20.Директива 76/579/ Евроатом о стандартах радиационной безопас­ности.

21.Директива 80/778/ЕЭС, 1980.

22.Директива 96/61/ЕС, 1996.

23.Директива 80/778/ЕЕС.

24.Директива 2000/60/ЕС.

25.Директива 92/43/ЕЭС.

26.Директива 2001/18/ЕС.

27.Регламент 1210/90.

 

Тема 5. Право окружающей среды стран — членов Европейского Союза (4 часа)

1.Право окружающей среды Германии.

2.Основы правовой охраны окружающей среды Франции.

3.Основы экологической политики Испании и Италии.

4.Экологические проблемы новых членов Европейского Союза и пути их правового регулирования.

 

Литература

1.Лебедева А. Н., Лаврик О. Л. Природоохранительное законодательство развитых стран: Аналитический обзор. — Новосибирск, 1991.

2.Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие для юрид. вузов / Под. ред. Петрова. — М., 1988.

3.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

4.Радецкий В. Развитие уголовно-экологического права в Польше с учетом требований Европейской конвенции об охране окружающей среды уголов­ным правом // Государство и право. — 2002. — № 10. — С. 48-56.

5.Кромарек П. О чудо-кодексе Франции // Экологическое право. — 2000.— №5. — С. 39.

6.Jorn Altmann Umweltpolitik. — Stuttgart: Lucius & Lucius, 1997.

7.Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 89-90.

8.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998.

9.Плотнікова О. О. Німецька екологічна думка та історичні витоки // Юридична освіта i правова держава: (До 150-річчя юридичного інституту ОДУ): 36. наук. праць. — Одеса, 1997. — С. 187-195.

 

Тема 6. Экологическое право США и Канады (2 часа)

1.Источники экологического права США.

2.Государственное управление охраной окружающей природ­ной среды.

3.Организационно-правовые меры охраны окружающей при­родной среды

4. Юридическая ответственность аи нарушении законодательства об охране окружающей природной среды.

 

Литература

1.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей природы). — М.: Юристъ, 1998.

2.Тустановская М. Применение экологического законодательства в США // Право Украины. — 1998. - № 2.- С. 102.

3.Краснова И. О. Экологическое право США: исследование теории и прак­тики развития. — М., 1996.

4.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

5.Робинсон Н. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США: Пер. с англ. / Под ред. О. С. Колбасова, А. С. Тимошенко. — М.: Прогресс, 1990.

6.Краснова И. О. Оценка воздействия на оружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США // Экологическое пра­во. — 2001. — № 2. — С. 43-47.

7.Павлова Э. И. Зарубежный опыт правового регулирования аренды сель­скохозяйственных земель // Государство и право. — 2002. — № 12. — С. 62-69.

8.Захарченко Т. Р. Некоторые вопросы права окружающей среды США.— К, 1992.

 

Тема 7. Право окружающей среды развивающихся стран (2 часа)

1.Стратегия урегулирования экологических проблем стран Ближнего Востока.

2.Правовые проблемы охраны окружающей среды Индии.

3.Правовые проблемы охраны природы в Монголии.

4.Организация охраны окружающей природной среды в Чили.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Петров В. В. Экологическое право России. — М.: БЕК, 1995.

4.National environment strategy for Jordan. Ministry of Municipal and Rural Affairs & the Environment department of Environment, IUCN — the World Conservation Union. — Economic Press Co, Amman, 1991.

5.Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая: Пер. с кит. — М., 1990.

6.Лисицын Е. Н. Охрана природы в зарубежных странах. — М.: Агропромиздат, 1987.

7.Дрейер О. К., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы развиваю­щихся стран. — М.: Наука, 1983.

8.Сэнгэдорж. Развитие экологического права и законодательства Монго­лии // Государство и право. — 2000. — № 8. — С. 110-112.

9.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическоеправо. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

 

 

Сурилова Е.А. Сравнительное экологическое право: Учебное пособие. — Одесса: Юридична література, 2005. — 104 c.

 

Содержание

 

Современное состояние взаимодействия общества и природы и концепция устойчивого развития

Принципы развития экологического права стран современного мира

Основные экологические права граждан в странах Европейского Союза и СНГ

Право окружающей среды Европейского Союза

Право окружающей среды стран — членов Европейского Союза

Право окружающей среды США и Канады

Охрана окружающей среды в развивающихся странах

Программа курса «Сравнительное экологическое право»

Практические занятия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.162 с.)