ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ



В развивающихся странах проблема взаимоотношений обще­ство — окружающая среда отличается рядом особенностей по срав­нению с развитыми государствами.

На Конференции по окружаю­щей среде и развитию (Стокгольм, 1972) экологическая ситуация представителями этих государств не оценивалась как кризисная.

В условиях «традиционного общества» противоречиям в этой сфе­ре ими не придавалось существенного значения.

Приоритетами эко­номического и финансового развития признавался экономический рост, преодоление нищеты и отсталости.

Однако деградация окру­жающей природной среды в этих странах является реальной про­блемой.

Связано это как с общемировыми природными процесса­ми, так и с вывозом экологически вредных, энерго- и ресурсоемких производств в эти страны.

Эта проблема обсуждалась на конферен­ции развивающихся государств в Дели в 1982 г.

В результате дис­куссии была признана необходимость установления суверенитета над национальными природными богатствами.

В Декларации РИО (1992) особой ситуации и экологическим проблемам развивающихся стран, окружающая среда которых наи­более уязвима, было придано особое значение.

Подчеркивалось, что эти государства обладают суверенными правами на эксплуатацию своих природных богатств, не допускался перевод на их террито­рию производств, оказывающих негативное воздействие на окру­жающую природную среду.

При анализе правового регулирования экологических проблем следует принимать во внимание неразвитость общественного дви­жения в защиту окружающей среды, под давлением которого ев­ропейские государства были вынуждены ужесточить экологичес­кие стандарты и требования к качеству окружающей среды.

Также необходимо учитывать национальные, религиозные, этни­ческие особенности.

Так, по мнению С. Насра, экологический кри­зис подтверждает правоту исламской концепции, которая рассматривает человека как пассивную часть природы 37. Цит. по: Дрейер О. К., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы раз­вивающихся стран. — М.: Наука, 1983. — С. 35.

В качестве факто­ра оптимизации взаимоотношений человека и природы рассматри­ваются правила, записанные в Коране (запрет потребления опреде­ленных продуктов — свинины, некоторых видов птиц: соколов, удо­дов, а деградация природы признается следствием «загрязнения человеческой души».

М. Ганди рассматривал щедрость индийской природы как достаточное условие обеспечения жизни человека.

Все же постепенно происходит признание актуальности эколо­гических проблем.

Принимаются национальные планы рациональ­ного природопользования и охраны природы (Тунис, Нигерия).

В Конституции Индии отмечено, что «Индия стремится к сохра­нению и улучшению природной среды». В Индии создан нацио­нальный комитет экологического планирования и координации и департамент по природной среде, в функции которых входит на­блюдение за качеством атмосферы и воды, мониторинг техноген­ных отходов, планирование населенных пунктов, исследование вза­имодействия человека со средой обитания, экологическое прогно­зирование и контроль научно-технических проектов, разработка при­родоохранного законодательства, сотрудничество с международны­ми организациями.

В Иордании разработана национальная стратегия в области ди­кой природы и мест обитания, которая направлена на охрану живых видов, консервацию уязвимых мест обитания и улучшение окружа­ющей среды38 National environment strategy for Jordan. Ministry of Municipal and Rural Affairs & the Environment department of Environment, IUCN — the World Conservation Union. — Economic Press Co, Amman, 1991.

Численность видов животных ограничена, и они уяз­вимы по причине освоения земель, сужающего экологические ниши, а также того, что основная часть территории Иордании — полупус­тыни.

Основными направлениями экологической политики явля­ются создание системы национальных резерватов для сохранения биоразнообразия эндемичных видов, энвайроментальное образова­ние, реформа налогообложения, введение «зеленых налогов», основа­ние системы обмена экологической информацией со странами Сред­него Востока, имеющими сходные биогеографические условия, мо­ниторинг охраняемых территорий, предупреждение опустынивания.

Правовое регулирование природопользования имеет древнюю ис­торию.

В древности группа жителей охраняла водные источники и пастбища, разрешая выпас собственного скота и удовлетворение бытовых потребностей в воде.

Это вызывало конфликты между пле­менами в случае нарушения границ.

Во времена раннего ислама Халиф Омар ибн Хоттаб объявил регион Хума Дария недалеко от Медины общественным резерватом, где верблюды и лошади ис­ламской армии находились на выпасе.

Халиф Осман ибн Аффан с целью охраны животного мира, путем охраны пастбищ, охраны дикой фауны от браконьеров, контроля охоты, своим предписани­ем расширил резерваты.

Резерват — это организованная государством с целью охраны природных ресурсов в их естественном состоянии обширная терри­тория, включающая формы земного рельефа, биологические ресур­сы, а также исторические, культурные, археологические и рекреа­ционные ресурсы.

Первый резерват был основан в Вади Шаумари (Wadi Shaumari) в 1975 г. на площади 22 кв. км для восстановле­ния арабских сернобыков.

Позднее были основаны и другие запо­ведники: Дана, Вади Рум.

Охраной окружающей среды в Иордании занимается министерство сельского хозяйства, специальный депар­тамент которого осуществляет охрану, мониторинг и развитие лесо­насаждений, отвечает за состояние заповедных пастбищ и лесов.

Направлениями деятельности министерства сельского хозяйства являются:

- сельскохозяйственные резерваты, расположенные вокруг вод­ных источников, используемых для полива;

- инсектициды;

- защита зеленых насаждений, лесных ресурсов и охрана почв;

- охрана пастбищ;

- экспорт, импорт животных, защита диких животных и птиц и организация охоты и рыболовства.

Департамент окружающей среды был организован в 1980 г. и подчинен министерству муниципальных дел и окружающей сре­ды.

Он уполномочен принимать законодательство в области окру­жающей среды и дикой жизни, координировать деятельность раз­личных организаций, способствовать развитию городов, разрабаты­вать планы развития охраны окружающей среды как кратко- так и долгосрочные.

Главные инициативы и их связь с экономикой

Охрана диких животных осуществляется путем поддержания здоровья, продуктивности популяций и сохранения среды обита­ния.

С этой целью проводятся следующие мероприятия:контроль плотности диких животных на определенных территориях; регу­лирование охоты; разработка ежегодного научно-обоснованного плана отстрела животных; установка правил хранения охотничье­го оружья; утверждение стандартов охотничьих собак и их пород; поддержка национальных охотничьих традиций; предупреждение эпизоотии; международная торговля дикими животными.

Охраняемые территории включают выдающиеся экосистемы, виды флоры и фауны, представляющие национальный научный интерес, хрупкие экосистемы, территории ценного биоразнообра­зия и геологических условий, генетические ресурсы.

Национальные парки это:

1) одна или несколько экосистем, не измененных человеческой деятельностью, где живые виды, геоморфологичекие особен­ности и места обитания представляют научный, познаватель­ный или рекреационный интерес или которые включают особо живописные ландшафты;

2) территория, на которой высшие власти государства предпри­нимают меры по предупреждению их использования, устра­нению вредных факторов и способствуют развитию;

3) территория, на которую посетители допускаются на особых условиях.

Национальный парк может включать следующие зоны:

1) ди­кие местности;

2) дикие местности в сочетании с природными зо­нами строгой охраны или управляемыми природными зонами;

3) пе­речисленные зоны в любой комбинации с туристическими или ад­министративными зонами;

4) любая из перечисленных зон в соче­тании с любой из зон, определяемой как антропологическая, архео­логическая или историческая.

Природные биотические площади (антропологические резерваты) представляют собой природные площади, где влияние и технологии современного человека отсут­ствуют либо господствует традиционный уклад жизни.

Управле­ние направлено на поддержку традиционных обществ с их соб­ственной культурой.

Площади многоцелевого использования — это обширные территории, пригодные для производства лесоматериалов, пищевых про­дуктов, открытой рекреации, землевладения под правительствен­ным контролем.

Может быть проведено их зонирование, где при­меняются особые методы охраны, учитывающие целевое использо­вание и обеспечивающие высокую продуктивность территорий.

ЮНЕСКО в своей биосферной программе наметило организа­цию всемирной сети биосферных заповедников.

Управление ими направлено на сохранение для будущих и настоящих поколений всего разнообразия биологических сообществ и естественных эко­систем, генофонда живой природы.

Их целью является научное ис­следование окружающей природной среды, установление стандар­тов, изучение долговременных изменений биосферы, проведение мо­ниторинга окружающей среды.

Биосферные резерваты в Иордании включают уникальные со­общества земель, примеры земель с традиционным укладом зем­лепользования, примеры модифицированных или деградированных экосистем, которые могут быть реставрированы.

Каждый из био­сферных резерватов достаточно велик по площади для организа­ции эффективной защиты. Резерваты подвергаются зонированию. Выделяются четыре зоны: природная, буферная, реставрированная, стойкая культурная.

Города мирового культурного наследия должны отвечать боль­шинству следующих критериев: быть примером, представляющим стадии исторической эволюции, геологические процессы, примеры взаимодействия человека и природы, содержать редкие, уникаль­ные природные феномены либо быть исключительными по при­родной красоте.

Все они охраняются законом.

При использовании для рекреации посещения находятся под строгим контролем либо запрещены.

Исключительно важное значение имеет для стран Ближнего Во­стока проблема водоснабжения и охраны водных источников.

В свя­зи с палестинско-израильским конфликтом возникла проблема ре­гулирования подачи воды 39. См.: Плотникова G. О., Малик А. Палестинськочзрашьський конфлшт i вода // Актуальш проблеми держави i права: 36. наук, праць. — Одеса, 1998.— С. 126-133.

В секторе Газа водоснабжение осуще­ствляется преимущественно из подземных источников. Израильская военная администрация ввела суровые ограничения на пере­качку воды и строительство артезианских скважин на оккупи­рованных территориях.

Строго ограничивается использование воды на ирригацию.

Несмотря на это, откачка воды из водных источни­ков превысила допустимые объемы втрое, что негативно повлияло на качество воды.

Если использование водных источников будет продолжаться в таком же объеме, это приведет к полному засоле­нию вод.

Для предупреждения ухудшения качества вод между Из­раилем и Палестиной достигнута договоренность об ограничении откачки подземных вод 35 млн куб. м в год.

Возникает проблема использования поверхностных вод, прежде всего р. Иордан, из которого получают воду Палестина, Сирия, Ли­ван, Израиль, Иордания.

В настоящее время утвердилась практика мирной кооперации наций для использования природных ресурсов в соответствии с принципом «общего интереса» и «ограниченного суверенитета» на делимые ресурсы.

Все споры по поводу воды должны разрешаться мирным путем.

Организация объединенных наций пришла к вы­воду о том, что необходимо шире применять принцип оцененного вреда, что означает обязанность одного государства не допускать причинения вреда окружающей среде другого государства.

Реше­ние водной проблемы возможно только при активном вмешатель­стве международного сообщества, создания международной комис­сии по обмену информацией, контролю и мониторингу.

Так, прави­тельства Египта, Японии и Италии выступили с инициативой стро­ительства в регионе предприятий по опреснению воды.

В целом опыт Ближнего Востока свидетельствует о том, что толь­ко владение водными источниками гарантирует право на воду.

Эта практика находится в противоречии с принципом международно­го права, который ограничивает исключительные права государ­ства на воду, полученную из источников, принадлежащих этому государству.

Ссылки на историческое прошлое не могут быть при­няты во внимание. (Например, Израиль ссылается на то, что анг­лийская администрация в 1927 г. разрешила без ограничений ис­пользовать воды Иордана для нужд ирригации и выработки элек­троэнергии).

Исключительные права на воду одной стороны и ог­раничение этих прав другой стороны не отвечают принципам пра­ва.

Удовлетворение минимальных потребностей в воде должно быть обеспечено любому лицу, независимо от гражданства.

Имеются в виду не только бытовые потребности, но и санитарно-гигиеничес­кие, сельскохозяйственные, промышленные потребности.

Исполь­зование вод так называемых «делимых ресурсов» должно основы­ваться на переговорах и соглашениях.

В Монголии с древних времен осуществлялась охрана природы, существовало развитое экологическое законодательство 40. См.: Сэнгэдорж. Развитие экологического права и законодательства Мон­голии // Государство и право. — 2000. — № 8. — С. 110-112.

Законом Алтан Хана (1507-1582) запрещалось уничтожение таких диких животных, как кулан, дзерен, олень.

В Законе «Халк журам» содер­жались запреты на вырубку деревьев, самовольный захват земель с целью строительства населенных пунктов, ограничивалось исполь­зование заповедных территорий.

В 1778 г. установлен заповедный статус г. Богда.

В 20-70-х гг. XX в. в Монголии формировалось природоресур-совое право.

Было принято Положение об охоте и рыболовстве, За­кон о лесах, Закон о водах, Закон о недрах, Закон о нефти.

Конституция Монголии 1992 г. провозгласила, что природные богатства Монголии находятся под властью народа и под охраной государства, закрепила экологические права и обязанности граж­дан.

В 1995 г. был принят комплексный фундаментальный Закон об охране природной среды, Закон о лесах (1995), Закон о земле (1994), Закон об оценке воздействия на природную среду (1998).

Эти документы регулируют не только рациональное природополь­зование, но и обеспечение экологической безопасности, охрану при­родной среды.

Монголия принимает активное участие в междуна­родном сотрудничестве, реализует международные экологические проекты.

Принят программный документ устойчивого развития Монгольского государства на XXI век, Программа правовой рефор­мы (1998).

В Чили ст. 19.8 Конституции гарантирует всем право жить в чистой окружающей среде. Обеспечение этого права и защита ок­ружающей среды являются обязанностью государства.

В стране проявилась кризисная ситуация — высокий уровень загрязнений вод, воздуха, почв, деградация природы.

В 1994 г. был принят За­кон «Об окружающей среде», который закрепляет основные положения и требования в этой области, определяет ведущие направле­ния политической деятельности в этой области.

В Чили создано управление по экологической преступности, к сферам деятельности которого относится:

а) содействие Чилийскому управлению уголовных расследова­ний по экологическим вопросам;

б) сбор и обработка информации об отходах;

в) сбор и анализ информации об исчезающих видах животных и растений;

г) выявление незаконных действий, негативно влияющих на ок­ружающую среду;

д) содействие правительственным программам по обеспечению экологической безопасности;

е) сбор информации о состоянии окружающей среды и обеспе­чении экологической безопасности и публикация результа­тов исследований.

Деятельность этого ведомства охватывает более широкий круг задач, чем применение мер уголовного наказания за совершение экологических преступлений.

К числу органов, в компетенцию которых включены экологи­ческие вопросы, относится также национальная служба по чрезвы­чайным ситуациям в структуре министерства внутренних дел 41. См.: Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов по обеспечению экологической безопасности. — С. 33-39.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.015 с.)