Методы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды



Методы управления природопользованием – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды:

1) административные, обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;

Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов (нормативов), которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований.

Экологические стандарты (нормативы) oxвaтывают все аспекты загрязнения окружающей среды, различают следующие их виды:

1) санитарно-гигиенические, цель которых – определить качество ОС применительно к здоровью человека:

а) ПДК – нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в ОС (почве и т.д.);

б) ПДУ – нормативы предельно допустимых уровней воздействия на ОС (уровни шума, магнитных полей, вибрации и др. физ. воздействий).

2) производственно-хозяйственные, т.е. нормативы хоз. деятельности ПУО:

а) ПДВыбросы/ПДСбросы (д!б! в пределах ПДК);

б) ВСВ (временно- согласованные выбросы-сбросы);

в) технологические (устанавливают экол. требования к оборудованию, технологиям и т.п.);

г) стандарты качества продукции;

д) строительные и др.

Лимиты – система экологических ограничений масштабов природопользования.

Запреты – полное ограничение определенных видов деятельности.

Разрешения (лицензии).

Таким образом, главный принцип адм. управления природопользованием – разрешительно-запретительный.

2) экономические - создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования;

3) социально-психологические - методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

4) информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. (Размещение в сми, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тex или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. Орхусская конвенция о доступе к экологической информации (1998), которую подписали и ратифицировали Республика Беларусь и другие постсоветские государства, обязывает нас активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управления).

 

Функции и формы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Функции управления природопользованием – это виды деятельности, воздействующие на эколого-экономические отношения:

1) нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

2) эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

3) нормирование качества окружающей среды;

4) экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

5) разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства (привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении экологического законодательства) и др.

6) важнейшая функция – экологический контроль.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер (государственных и общественных – отм. мной – Е.М.), направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды (ст. 1 закона ООС).

Система ЭК ОС:

государственный ЭК;

ведомственный ЭК (осуществляется органами государственного управления либо иными организациями в целях проверки соблюдения подчиненными им юридическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, осуществления отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и выполнения предписаний государственного органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды);

производственный ЭК (юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды. Руководитель юридического лица, хозяйственная и иная деятельность которого оказывает вредное воздействие на окружающую среду, должен назначить должностное лицо, ответственное за проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды, а при необходимости создать подразделение, осуществляющее производственный контроль в области охраны окружающей среды);

общественный ЭК (осуществляется общественными инспекторами охраны природы, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды, а также гражданами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Порядок осуществления контроля общественными инспекторами охраны природы и их полномочия определяются Министерством природных ресурсов и ООС РБ).

Составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля является аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды. Аналитический контроль проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в воды загрязняющих веществ, а также определения загрязнения земель (включая почвы) и состава отходов.

Формы ЭК:

информационный (сбор и передача информации заинтересованным органам);

предупредительный (сбор, обобщение и передача информации заинтересованным органам с целью предупреждения наступления вредных последствий для ОС);

карательная (применение мер государственного принуждения к субъектам хозяйствования, виновным в причинении вреда ОС).

Виды ЭК:

• интегрированный (охватывает всю ОС);

• комплексный (охрана групп природных объектов и комплексов);

• дифференцированный (направлен на охрану отдельных объектов природы).

Основными направлениями ЭК являются:

- осуществление мониторинга окружающей среды;

- учет природных объектов и ведение природных кадастров;

- проведение экологической экспертизы.

 

Мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст. 1 закона ООС).

Глава 11 закона ООС «Наблюдение за состоянием ОС» (ст. ст. 68, 69)

Мониторинг окружающей среды является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

ПСМ РБ от14 июля 2003 г. № 949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» утверждено Положение о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

  НСМОС  
׀ \
СОЦИАЛЬНО- ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ   (МЗ РБ) МОС     МОНИТОРИНГ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (МЧС)

НСМОС включает организационно-самостоятельные и проводимые на общих принципах следующие виды мониторинга окружающей среды:

 

№ п/п Вид МОС Органы, осуществляющие мониторинг
  мониторинг поверхностных вод     Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
  мониторинг подземных вод
  мониторинг атмосферного воздуха
  мониторинг животного мира
  радиационный мониторинг
  локальный мониторинг окружающей среды
  мониторинг растительного мира Национальная академия наук Беларуси
  геофизический мониторинг
  мониторинг озонового слоя Министерство образования
  мониторинг земель Государственный комитет по имуществу
  мониторинг лесов Министерство лесного хозяйства

 

НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части обмена экологической информацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.011 с.)