Экологическая функция государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая функция государства и права



Экологическая функция государства и права

 

Природа – это естественная, объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека.

Человек – часть природы, субъект, который воздействует на природу теми или иными орудиями и средствами.

В теории права выделение экологической функции началось в конце 80-х гг. вследствие обострения противоречий во взаимодействии общества и природы. В 1989 г. было издано первое пособие по советскому экологическому праву (работа Калашникова).

Взаимодействие общества и природы осуществляется по двум основным направлениям:

использование природных объектов и природных ресурсов;

охрана природной среды.

В последнее время приоритетной становится третья форма взаимодействия общества и природы – экологоэкономическая, суть которой заключается в рациональном использовании природы, т.е. научно обоснованном, эффективном использовании природных ресурсов и объектов в сочетании с требованиями по охране окружающей среды.

Экологическая функция права – следствие экологической функции государства, поскольку экологическая функция государства реализуется посредством экономических, организационных и правовых механизмов.

Целью экологической функции права является обеспечение надлежащего качества окружающей среды.

Данная цель достигается путем разработки и применения норм права, содержащих нормативы хозяйственного воздействия на естественную природную среду.

По содержанию данная функция относится к экологии, а по форме – к праву.

В Республике Беларусь принята Концепция государственной политики в области охраны окружающей среды (постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г.).

Концепция экологического развития – это руководящие идеи, на которые опирается в своей деятельности государство.

Основной целью государства в соответствии с Концепцией является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную окружающую среду.

 

Понятие, предмет и метод экологического права

Экологическое право – это:

• отрасль права;

• учебная дисциплина;

• наука.

Экологическое право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Термин «экологическое право» был утвержден в 1987 г. в результате дискуссии, организованной журналом «Вестник Московского университета». В большинстве европейских стран используется термин «право окружающей среды».

Предмет экологического права – общественные отношения в области взаимодействия общества и природы по поводу использования и охраны окружающей среды.

В предмете экологического права выделяются две группы отношений:

1) природоресурсовые, возникающие в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей;

2) природоохранные, связанные с соблюдением требований охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.

Метод экологического права – это приемы, средства и способы, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений в области взаимодействия общества и природы по поводу использования и охраны окружающей среды.

Специфика экологических отношений такова, что наиболее приемлемым способом регулирования является метод власти и подчинения (императивный). Государство выступает основным собственником большинства природных ресурсов.

Но в ряде случаев применяется диспозитивный метод (защита права субъектов экологического права).

В 80-х – 90-х гг. в теории экологического права были разработаны положения о собственном методе правового регулирования – методе экологизации, в соответствии с которым пользователи природных ресурсов обязательно должны учитывать естественные законы развития природы.

Принципы экологического права

Принципы экологического права:

• целевого использования природных объектов;

• рационального и эффективного использования природных объектов;

• приоритета охранительных мероприятий при использовании природных объектов;

• устойчивости природопользования;

• платности использования;

• приоритетности:

- земель сельскохозяйственного назначения;

- вод питьевого назначения;

- лесов защитного назначения;

- использования недр для разработки полезных ископаемых;

- существования животного мира в условиях природной свободы.

Система экологического права

Экологическое право как отрасль состоит из норм, объединенных в институты, расположенные в определенной последовательности, образующей систему экологического права.

В системе экологического права выделяют (проф. Ерофеев):

1) общую часть;

2) особенную часть;

3) специальную часть.

В общую часть входят институты, содержащие положения, обслуживающие все либо значительную часть институтов особенной части:

- институт права собственности на природные объекты;

- права природопользования;

- государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;

- нормирования и стандартизации воздействия на окружающую среду;

- ответственности за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из институтов, затрагивающих лишь отдельные природные объекты, ресурсы:

- институт правового регулирования использования и охраны земель;

- институт правового регулирования использования и охраны вод;

- институт правового регулирования использования и охраны недр и др.

Специальная часть включает институты международного права окружающей среды:

- институт использования и охраны мирового океана;

- институт использования и охраны космоса…

 

Соотношение экологического права с другими отраслями права

Соотношение экологического права с другими отраслями права национальной системы права можно провести по двум основным направлениям:

1) взаимодействие с природоресурсовыми отраслями (земельным, горным, лесным и пр.) права.

В экологическое право не входят нормы, которые регулируют порядок хозяйствования. Таким образом, можно вести речь о нормативных правовых актах «двойной прописки».

2) взаимодействие с иными неприродоресурсовыми отраслями права:

- фундаментальные отрасли права (конституционное) – основа экологического права;

- экологическое право – основа для экологизации норм других отраслей права (административного, уголовного, гражданского).

Система экологического законодательства

1. Кодекс Республики Беларусь о земле: 23 июля 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2008. – № 187.

• Водный кодекс Республики Беларусь: 15 июля 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. № 33.

3. Кодекс Республики Беларусь о недрах: 14 июля 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2008. – № 184.

4. Лесной кодекс Республики Беларусь: 14 июля 2000 г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2000. – № 70.

 

Понятие и виды экологических правоотношений

Экологические правоотношения – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.

Понятие «экологические правоотношения» следует отличать от понятий «экологические отношения» и «предмет экологического права».

Экологические правоотношения являются правовой формой экологических отношений. Поведение субъектов экологических правоотношений строго регламентировано законом. Экологические отношения могут возникнуть на любых условиях, а экологические правоотношения – лишь на основании и во исполнение правовых норм.

Экологическими правоотношениями могут стать только те общественные отношения, которые входят в предмет экологического права. Предмет экологического права является потенциалом для возможных реальных правоотношений.

Содержание экологических правоотношений

Содержание экологических правоотношений – взаимные права и обязанности субъектов данных правоотношений.

 

Основные права субъектов экологических правоотношений:

• право на поведение;

• право на притязания (требования поведения от другого лица).

 

Основные обязанности субъектов экологических правоотношений:

• совершать определенные действия;

• воздержания от совершения определенных действий.

Содержание права собственности на компоненты природной среды

Содержание права собственности составляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными объектами.

Правомочие владения заключается в дозволенном законом фактическом обладании природным объектом (ресурсом).

Государство осуществляет право владения через свои органы управления либо путем передачи природных объектов во владение юридических и физических лиц.

Правомочие пользования – это возможность извлечения полезных свойств природного объекта.

Как собственник, государство определяет порядок природопользования на своей территории для всех природопользователей.

Право пользования природными ресурсами тесно связано с правом владения. Так, владеть и пользоваться земельным участком могут арендаторы земельного участка, не являющиеся собственниками. Вместе с тем право пользования может осуществляться и без права владения природным объектом (например, сбор ягод и грибов в лесу).

Правомочие распоряжения – возможность совершать действия по поводу изъятия (отчуждения) и предоставления природного объекта.

Специфической особенностью правомочий собственника компонента природной среды является то, что собственник осуществляет их по своей воле, опираясь только на законодательство, тогда как другие лица могут осуществлять их в зависимости не только от предписаний законодательства, но и от воли собственника.

Конкретные вопросы права собственности на природные объекты должны быть изложены в отраслевом законодательстве. К сожалению, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь … ограничиваются формулировками из Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О собственности» (например, ст. 4 Водного кодекса Республики Беларусь: «все воды составляют исключительную собственность государства»).

Исключение составляет Кодекс Республики Беларусь о земле (земля может находиться в частной собственности).

В соответствии с ч. 3 ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником свободно в той мере, в какой их оборот допускается законом и если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Что касается животного мира, то дикий животный мир и рыбные запасы являются государственной собственностью, поскольку пребывают в среде обитания, составляющую государственную собственность.

Объекты, изъятые из среды обитания, в соответствии с законодательством могут находиться как в частной собственности, так и государственной собственности (прирученные дикие животные, улов).

Виды природопользования.

1. В зависимости от вида используемого объекта выделяют право:

1) землепользования (сельскохозяйственного – коллективного и индивидуального – и несельскохозяйственного – пользования землями населенных пунктов, промышленности, транспорта и иного назначения);

2) водопользования;

3) пользования растительным миром (лесопользования – заготовка и сбор ягод, грибов, мха, лесной подстилки, а также сенокошения, выпаса скота и др.);

4) пользования животным миром (охоту, рыболовство, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и др.);

5) пользования недрами (для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и др.);

6) пользования атмосферным воздухом (удовлетворение естественных физиологических и биологических потребностей живых организмов, проведение научных исследований, обеспечение производственно-технологических процессов, извлечение кислорода и других воздушных компонентов, воздухоплавание, стрельбы, запуск спутников, транзит радиоволн, выброс летучих технологических отходов и др.).

2. В зависимости от доступности выделяют право природопользования:

1) общедоступное (для осуществления которого не требуется специального разрешения);

2) разрешительное;

3) естественное.

3. В зависимости от объема правомочий пользователя выделяют право природопользования:

1) общее;

2) специальное (с применением технических средств, влияющих на состояние природного объекта).

4. В зависимости от количества природопользователей выделяют право природопользования:

1) обособленное;

2) совместное.

5. В зависимости от взымания платы выделяют право природопользования:

1) платное;

2) бесплатное.

6. В зависимости от продолжительности осуществления природопользователем правомочий выделяют право природопользования:

1) временное;

2) постоянное.

7. В зависимости от оснований предоставления природного объекта выделяют право природопользования:

1) первичное (предоставленное по воле собственника);

2) вторичное (предоставленное по воле природопользователя).

Содержание права природопользования

Содержание права природопользования – это совокупность прав и обязанностей природопользователя.

Конкретные права и обязанности природопользователей содержатся в природоресурсовом законодательстве.

Можно выделить общие права природопользователей:

1) использовать природный объект по целевому назначению;

2) эксплуатировать природный объект для иных нужд, обеспечивающих достижение главной цели природопользования;

3) возводить здания и сооружения, прокладывать дороги, связанные с использованием природного объекта;

4) передавать природный объект во вторичное пользование;

5) требовать возмещения убытков, причиненных как правомерными, так и неправомерными действиями других лиц;

6) требовать восстановления нарушенных прав.

Общие обязанности природопользователей:

1) использовать природный объект по целевому назначению;

2) не нарушать права и законные интересы других природопользователей;

3) соблюдать требования экологии.

Для правомочий природопользователя характерны следующие черты:

1) рациональность;

2) устойчивость;

3) платность;

4) целевой характер использования.

Права природопользования

Возникновение, изменение и прекращение права природопользования возможно только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Возникновение права природопользования происходит путем предоставления природного объекта в собственность, владение, пользование, аренду либо путем выдачи разрешения на использование природного объекта (лесного билета).

В некоторых случаях основанием возникновения права природопользования является сложный фактический состав (например, для предоставления земельного участка в пользование требуется: соответствующее решение компетентного органа, установление землеустроительными органами границ земельного участка на местности, получение документа, удостоверяющего права на земельный участок).

Наиболее распространенным основанием возникновения права природопользования является получение лицензии.

Основаниями для изменения права природопользования служат обстоятельства, свидетельствующие об изменении:

• правового статуса объекта (передача земли в фонд заповедника);

• экологического состояния объекта (заболачивание, засорение, опустынивание).

Основаниями для прекращения права природопользования являются следующие обстоятельства:

1) минование надобности (добровольный отказ от использования природного объекта);

2) прекращение деятельности организации;

3) прекращение оснований права природопользования (истечение срока договора, лицензии);

5) не использование объекта в течение определенного срока;

6) нарушение правил экологопользования.

Мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст. 1 закона ООС).

Глава 11 закона ООС «Наблюдение за состоянием ОС» (ст. ст. 68, 69)

Мониторинг окружающей среды является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

ПСМ РБ от14 июля 2003 г. № 949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» утверждено Положение о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

  НСМОС  
׀ \
СОЦИАЛЬНО- ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ   (МЗ РБ) МОС     МОНИТОРИНГ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (МЧС)

НСМОС включает организационно-самостоятельные и проводимые на общих принципах следующие виды мониторинга окружающей среды:

 

№ п/п Вид МОС Органы, осуществляющие мониторинг
  мониторинг поверхностных вод     Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
  мониторинг подземных вод
  мониторинг атмосферного воздуха
  мониторинг животного мира
  радиационный мониторинг
  локальный мониторинг окружающей среды
  мониторинг растительного мира Национальная академия наук Беларуси
  геофизический мониторинг
  мониторинг озонового слоя Министерство образования
  мониторинг земель Государственный комитет по имуществу
  мониторинг лесов Министерство лесного хозяйства

 

НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части обмена экологической информацией.

Экологическая экспертиза

ПР:

Глава 8 закона ООС «Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза» (ст. ст. 58 – 61);

Закон от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе

В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами.

Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер.

Государственная экологическая экспертиза – установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее – проектная или иная документация) требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Цель ЭЭ – обеспечить предупреждение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и человека, установить соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Объектами государственной экологической экспертизы является следующая проектная документация:

градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;

обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты для объектов, указанных в части первой статьи HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10900054"13 настоящего Закона (за исключением текущих и капитальных ремонтов таких объектов);

проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.

Кроме объектов, указанных в части первой настоящей статьи, объектами государственной экологической экспертизы является также иная документация по планируемой хозяйственной и иной деятельности:

проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;

проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;

лесоустроительные проекты;

проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Объектами государственной экологической экспертизы может являться другая проектная или иная документация, предусмотренная законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Стадии проведения ГЭЭ:

• назначение;

• сбор, обобщение и оценка информации;

• формирование предварительного заключения;

• представление заключения экспертизы на утверждение руководителю;

• разрешение споров.

Срок проведения ГЭЭ не должен превышать одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, – двух месяцев со дня поступления проектной документации.

По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение ГЭЭ, которое может быть положительным, в том числе положительным с особыми условиями реализации проектных решений, либо отрицательным.

При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик и (или) проектная организация обязаны при доработке проектной или иной документации учесть выводы, указанные в данном заключении, и представить ее на повторную экспертизу, если заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации.

Утверждение проектной или иной документации, финансирование и реализация содержащихся в ней проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Срок действия заключения ГЭЭ ограничивается, как правило, проектной продолжительностью реализации проектных решений, предусмотренных для объектов.

Действие заключения государственной экологической экспертизы прекращается в случае:

осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от проектной или иной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, если это отступление связано с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду;

невыполнения особых условий реализации проектных решений, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, если эти изменения связаны с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду;

выявления факторов воздействия на окружающую среду, не учтенных в проектной или иной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;

истечения срока действия заключения государственной экологической экспертизы.

 

Статья 6. Категории земель

Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

К землям населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.

К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников. К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма. К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.

К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.

К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

 

ПАМЯТКА Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель (ст. 2 КоЗ). Отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов, растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируются соответствующим законодательством Республики Беларусь (ст. 2 ВК). Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 2 ЛК).  

 

Виды прав на землю.

1) право собственности – ст. 12 КоЗ;

2) право пожизненного наследуемого владения – ст. 14 КоЗ;

3) право постоянного пользования – ст. 15 КоЗ;

4) право временного пользования– ст. 16 КоЗ;

5) право аренды – ст. 17 КоЗ;

6) право ограниченного пользования соседним земельным участком (земельный сервитут)– ст. ст. 19, 45 КоЗ;

 

Правовая охрана земель.

Выделяют следующие виды антропогенного воздействия на землю (почвы):

- эрозия (водная, ветровая; промышленная…);

- загрязнение (пестициды; минеральные удобрения; тяжелые металлы; нефть и нефтепродукты; отходы производства; животноводство;

- вторичное засоление и заболачивание;

- опустынивание;

- отчуждение земель для строительства.

Правовая охрана земель – это совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения, восстановления земель и улучшения их состояния.

Об охране окружающей среды:

Глава 6

Гл. 10, ст.ст. 89 – 91 КоЗ.

Статья 89. Охрана земель

Землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им земельных участков следующие мероприятия по охране земель:

благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;

сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;

сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;

снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

КоАП

Апреля 2003 г. № 194-З

ГЛАВА HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0300194"10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Статья HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0300194"10HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0300194".HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0300194"8. Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая

ГЛАВА HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0300194"15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОРЯДКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

УК

Июля 1999 г. № 275-З

РАЗДЕЛ VI. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА, БЕЗОПАСHОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk9900275"131HYPERLINK "http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk9900275". Экоцид

РАЗДЕЛ IХ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСHОСТИ И ПРИРОДHОЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 26. Преступления против экологической безопасности и природной среды

Виды пользования недрами.

1. По субъектам:

1) недропользование физических лиц;

2) недропользование юридических лиц.

2. По целям:

1) геологическое изучение недр;

2) добыча полезных ископаемых;

3) использование подземных пространств (для размещения, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, хранилищ, объектов военной инфраструктуры и гражданской обороны, объектов социальной, производственной, инженерной инфраструктуры и учреждений здравоохранения, объектов хранения и захоронения отходов, для археологических и иных исследований);

4) использование геотермальных ресурсов недр.

3. По срокам пользования:

1) для геологического изучения недр – до 5 лет;

2) для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр – до 20 лет;

3) для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, – на срок, определенной проектной документацией;

4) при передаче участков недр в концессию – до 99 лет.

4. По взиманию платы за пользование недрами:

1) платное (общее правило);

2) бесплатное (п. 1 ст. 17 КоН).

Правовыми основаниями пользования недрами являются:

1) акт, удостоверяющий геологический или горный отвод;

2) свидетельство о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр;

3) документ, удостоверяющий право землепользователя на земельный участок;

4) концессионный договор.

Виды водопользования.

1. По количеству водопользователей:

а) водопользование обособленное – водопользование одного юридического или физического лица;

б) водопользование совместное – водопользование с участием нескольких юридических и (или) физических лиц.

2. В зависимости от применения специальных сооружений или технических устройств:

а) водопользование общее – водопользование без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод (к общему водопользованию относится также водопользование с применением шахтных колодцев);

б) водопользование специальное – водопользование (забор воды из водных объектов и отведение в окружающую природную среду сточных вод) с применением сооружений и технических устройств.

Водопользование не является специальным, если оно связано с забором воды из поверхностных водных объектов передвижными техническими устройствами для увлажнения территорий населенных мест, пропуском воды через гидроузлы, плотины и другие водоподпорные сооружения, судоходством, подачей (перекачкой) воды водопользователям в маловодные регионы, устранением вредного действия вод (подтопления, заболачивания), извлечением воды из недр попутно с добычей полезных ископаемых.

3. По целям выделяют водопользование:

а) для нужд населения:

- питьевое;

- хозяйственно-бытовое;

- лечебное;

- курортное;

- оздоровительное и др.;

б) для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей.

4. По факту возникновения права водопользование может быть:

а) первичным;

б) вторичным.

Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.

5. По срокам:

Водные объекты предоставляются только во временное водопользование.

Временное водопользование может быть:

а) краткосрочным – до 5 лет;

б) долгосрочным – от 5 до 25 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.171 с.)