Возникновение государства. Функции государства 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение государства. Функции государства



Возникновение государства. Функции государства

Возникновение и развитие государства не зависит от воли и сознания людей, а представляет собой закономерные общественные процессы.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из обособленного аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, либо при сглаживании классовых противоречий осуществляющего на правовой основе более широкие общесоциальные функции.

теориивозникновения государства:

- теологическая (государство – продукт божественной воли)

-договорная (государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора)

-патриархальная (люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи)

-психологическая (факторы психики человека);

-органическая

-материалистическая

-теориянасилия

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

а) наличие публичной власти

б) система налогов, податей, займов

в) территориальное деление граждан

г) право

д) монополия на легальное применение силы, физического принуждения

е) суверенитет

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Внутренние функции:

1) экономическая

2) социально-культурная

3) идеологическая

4) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан

5) экологическая

Внешние функции:

1) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.

2) обеспечение обороноспособности страны

3) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества

 

Механизм государства

Механизм государства–это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правом порядке наделены госуд.-властными полномочиями.

В ст. 6 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательным органомявляется Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией, Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона, при делегировании ему этой власти Парламентом.

Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные.

К субъектам судебной властиотносятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи.

Кроме указанных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет:

- органы прокурорского надзора(Прокуратуры

- контрольные органы

- местные представительные органы

Особое место в политической системе общества занимает Президент,который является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Президент и Парламент могут выступать от имени белорусского народа.

 

 

Форма государства и формы гос. правления

Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Элементы формы государства:

- форма правления;

- форма государственного устройства;

- форма политического режима.

Форма государственного правления

-монархии

-республики

Монархия может быть абсолютной, – когда власть монарха ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченной – монарх не обладает всей полнотой власти (Англия, Япония, Испания, Швеция).

Республики подразделяются на: парламентские, президентские и смешанные.

Форма государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Политический режим – это совокупность методов способов и средств осуществления политической власти.

Существует две основные разновидности режимов – демократические и недемократические.

 

Понятие и значение права. Основные категории права

Право является одним из самых сложных постоянно развивающихся общественных явлений.

Основными чертами (признаками) права, которые должны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из совокупности всех других неправовых регулятивных средств являются:

1) право – это совокупность правил поведения, норм, устанавливаемых или санкционируемых государством

2) право – не простая, а систематизированная совокупность создаваемых или санкционируемых государством правил поведения.

3) право выражает государственную волю.

4) право и составляющие его правовые нормы всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме.

5) право – это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер

6) должная реализация правовых норм обеспечивается государством.

Право представляет собой систему, которая регулирует в соответствующих пределах экономические, политические, экологические, нравственные и другие общественные отношения.

Отрасль праваесть совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений.

Отрасль законодательстварегулирует комплекс взаимосвязанных разнородных общественных отношений.

Институт права это обособленная часть отрасли права, представляющая собой группу норм, регулирующих определенный вид общественных отношений

Норма праваявляет собой охраняемое государством общее предписание, определяющее круг субъектов права, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

Источники права (понятие, виды, их соотношения)

Нормы права выражаются в определенной юридической форме (юридическом источнике).

Источниками (формами) права являются:

- юридический обычай;

- юридический прецедент (судебный и административный);

- нормативный договор;

- юридическая доктрина;

- религиозное (священное) писание;

- нормативно-правовой акт.

Основной источник системы права РБ – нормативно-правовой акт. Это акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы.

Все нормативно-правовые акты по их юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Юридический закон это нормативный акт, принятый референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы бывают конституционные и обыкновенные.

Конституционный законпринимается квалифицированным большинством обеих палат. Квалифицированное большинство голосов – не менее двух третей от полного состава палаты.

Обыкновенный законсчитается принятым, если за него проголосовало больше половины депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от их полных составов.

Подзаконные правовые акты это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения.

 

 

Понятие гражданского права (какие отн.Он регулирует) и действие гражд. Законов во времени

Гражданское право– это совокупность гражданско-правовых норм, которые регулируют на принципах юридического равенства отношения собственности в ее различных формах, товарно-денежные отношения и некоторые личные неимущественные отношения при участии граждан, организаций и других социальных образований с целью более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.

Предмет гражданского права

1) имущественные отношения;

2) личные неимущественные отношения

3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями

Действие гражданских законов во времени.Время действия закона начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы. В этот период исполнение его предписаний является обязательным.

Декреты Президента и законы Республики Беларусь вступают в силу на всей территории республики по истечении десяти дней после официального их опубликования, если в этих актах не установлен иной срок (ст. 104 Конституции).

Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

По гражданскому праву

Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права в силу закона должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью (ст. 16 ГК).

Объем правоспособности всех граждан одинаков (принцип равенства правоспособности), но это не значит, что все граждане обладают всеми правами. Некоторые ограничения могут иметь место в силу закона.

Гражданин может быть ограничен в правоспособности в случаях и порядке, предусмотренных законом (п. 1 ст. 21 ГК). Например, за совершение отдельных преступлений Уголовный кодекс предусматривает в качестве санкции лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 51, 162–164, 232, 233 и др. ст. УК).

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает вполном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении18-летнего возраста.

В определенных случаях гражданская дееспособность может возникнуть в полном объеме и до наступления 18 лет, т. е. совершеннолетия.

Одна из причин – эмансипациянесовершеннолетнего (ст. 26 ГК).

Вторая – вступление в брак.

В соответствии со ст. 21 ГК никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Виды сделок

1 В зависимости от числа участвующих сторон сделки бывают:

- односторонними;

- двусторонними;

- многосторонними.

2 В зависимости от того, соответствует ли обязанности одной стороны в сделке совершить определенные действия, встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или иного блага, сделки делятся:

- на возмездные;

- безвозмездные.

3 По моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, они делятся:

- на реальные;

- консенсуальные.

4 По степени зависимости действительности сделки от ее основания (цели) они бывают:

- каузальными;

- абстрактными.

5 В силу зависимости юридических последствий совершения сделки от какого-то обстоятельства, которое может наступить или не наступить, выделяются условные сделки.

Формой сделокназывается способ, с помощью которого фиксируется волеизъявление, направленное на совершение сделки.С точки зрения формы (ст. 159 ГК Pеспублики Беларусь) различают сделки устныеиписьменные, а из числа письменных сделок – совершенные в простой или в нотариальной форме.

Требования, на которые исковая давность не распространяется

Исковая давность представляет собой срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Истечение срока исковой давности не означает, что лицо, чье право нарушено, не может обратиться в суд с требованиями о его защите. Однако истечение срока является основанием к вынесению судом решений об отказе в иске. При этом следует учитывать, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Установлены два вида сроков исковой давности:

- общий (3 года) устанавливается для всех правоотношений, за исключением тех, для которых установлен специальный срок или нет его вообще;

- специальный – может быть больше или меньше общего срока (срок исковой давности о признании оспоримой сделки недействительной – 1 год; об установлении факта ничтожности сделки – 10 лет; для требований участника долевой собственности о переводе на него прав и обязанностей покупателя при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки – 3 месяца.

Требования, на которые исковая давность не распространяется

1 Требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ (честь, достоинство, деловая репутация, право авторства).

2 Требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов (подразумеваются требования любых вкладчиков, адресованные любым банкам и относящиеся к любым вкладам).

3 Требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

4 Требования собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (негаторный иск).

Договор купли-продажи

По договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление покупателю, а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Виды договоров купли-продажи:

- розничная купля-продажа;

- поставка товаров;

- поставка товаров для государственных нужд;

- контрактация;

- энергоснабжение;

- продажа недвижимости;

- продажа предприятия.

- передачу товара ненадлежащего качества (покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара). В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору;

 

 

Договор дарения

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (п. 2 ст. 545 ГК) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности. Обещание подарить все свое имущество или часть своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.

Дарение,сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:

1) дарителем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает более чем в пять раз установленный законодательством размер базовой величины;

2) договор содержит обещание дарения в будущем. В случаях, предусмотренных в этом пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.

Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Существенные условиядоговора дарения:

-указание конкретного предмета дарения.

- время передачи дара.

- указание на безвозмездность передачи имущества.

Договор аренды

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 577 ГК).

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Договор, предусматривающий переход в последующем права собственности на имущество к арендатору (ст. 595 ГК), заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату),арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором аренды, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, – в разумный срок.Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.

Договор займа

Договор займа это соглашение, по которому одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

По своей правовой природедоговор займа является реальным, односторонним, возмездным или безвозмездным.

Договор займа должен быть заключен в письменной форме. Он может быть оформлен векселем или облигацией.

Виды договора займа:

-целевой заем;

- заем, оформленный векселем или облигацией;

- договор государственного займа

- коммерческий заем.

Сторонами договора займаявляются заемщик и заимодавец.

Наследование по закону

Наследование по закону имеет место, если:

- наследодатель не составил завещание;

- завещание признано полностью недействительным;

- завещана только часть имущества или завещание признано недействительным в какой-то части;

- назначенный в завещании наследник умер ранее открытия наследства или отказался от принятия наследства.

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке следующей очередности:

· наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего (внуки наследодателя и их прямые потомки наследуют по праву представления);

· при отсутствии у умершего наследников первой очереди наследниками по закону второй очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя (дети братьев и сестер наследодателя – его племянники и племянницы наследуют по праву представления);

· наследники третьей очереди – дед и бабка умершего как со стороны отца, так и со стороны матери;

· наследники четвертой очереди – полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).

 

Виды уголовных наказаний

Преступлением признается совершенное виновнообщественно опасное деяние(действие либо бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания(ст. 11 УК).

Наказание – это предусмотренная Уголовным кодексом принудительная мера уголовно-правового воздействия, заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного и назначаемая приговором суда за совершенное осужденным преступление (ст. 47 УК).

По порядку назначения все наказания подразделяются натри группы:

1) основные (назначаются самостоятельно и не присоединяются в дополнение к другим наказаниям):

- общественные работы;

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службе;

- арест;

- ограничение свободы;

- направление в дисциплинарную воинскую часть;

- лишение свободы;

- пожизненное заключение;

- смертная казнь;

2) дополнительные (назначаются в дополнение к основному наказанию):

- лишение воинского или специального звания;

- конфискация имущества;

3) являющиеся как основными, так и дополнительными (иногда их называют смешанными):

- общественные работы;

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Система наказаний изложена в ст. 48 УК.

По содержанию карательного воздействия наказания подразделяются натри группы:

1) наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы:

· общественные работы;

· штраф;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

· исправительные работы;

· ограничение по военной службе;

· лишение воинского или специального звания;

· конфискация имущества;

2) наказания, связанные с лишением или ограничением свободы:

· арест;

· ограничение свободы;

· направление в дисциплинарную воинскую часть;

· лишение свободы;

· пожизненное заключение;

3) смертная казнь.

Необходимая оборона

Защита от общественно опасного посягательства – право каждого гражданина, независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление,при его задержании для передачи органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер

Крайняя необходимость

Не является преступлением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

Социальные отпуска

Социальные отпуска работникам предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и других социальных целей.

Право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации.

Порядок и сроки применения,

обжалования и снятия дисциплинарных взысканий

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в 5-дневный срок.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяцасо дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен.

Дисциплинарное взыскание не может бытьприменено позднее 6 месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, – позднее 2 лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочнодо истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника.

 

Возникновение государства. Функции государства

Возникновение и развитие государства не зависит от воли и сознания людей, а представляет собой закономерные общественные процессы.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из обособленного аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, либо при сглаживании классовых противоречий осуществляющего на правовой основе более широкие общесоциальные функции.

теориивозникновения государства:

- теологическая (государство – продукт божественной воли)

-договорная (государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора)

-патриархальная (люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи)

-психологическая (факторы психики человека);

-органическая

-материалистическая

-теориянасилия

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

а) наличие публичной власти

б) система налогов, податей, займов

в) территориальное деление граждан

г) право

д) монополия на легальное применение силы, физического принуждения

е) суверенитет

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Внутренние функции:

1) экономическая

2) социально-культурная

3) идеологическая

4) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан

5) экологическая

Внешние функции:

1) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.

2) обеспечение обороноспособности страны

3) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества

 

Механизм государства

Механизм государства–это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правом порядке наделены госуд.-властными полномочиями.

В ст. 6 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательным органомявляется Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией, Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона, при делегировании ему этой власти Парламентом.

Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные.

К субъектам судебной властиотносятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи.

Кроме указанных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет:

- органы прокурорского надзора(Прокуратуры

- контрольные органы

- местные представительные органы

Особое место в политической системе общества занимает Президент,который является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Президент и Парламент могут выступать от имени белорусского народа.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.012 с.)