Государство в политической системе общества: понятие, признаки и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство в политической системе общества: понятие, признаки и функции.



Государство в политической системе общества: понятие, признаки и функции.

Понятие.

Государство – это расположенный на определенной территории единая политическая организация общества, при котором органы публичной власти обладают исполнительным правом на централизованное управление и применение средств принуждения.

Сам термин «государство» возник не сразу. С 16в. Никола Макиавелли.

Признаки.

1. Территория (географическое пространство, на котором располагается конкретное государство). Выступает в качестве естественного условия возникновения государства. При этом размеры на статус государства не влияют, хотя накладывают серьезный отпечаток на его поведение в международном отношении.

2. Население – совокупность людей, которые составляют сообщества данного государства. Формально юридическим признаком определяющим связь между населением и государством является гражданство. (1) лица без гражданства – анатрибы, 2) иностранные граждане, 3) граждане).

Важным признаком населения является демографический состав – распределение людей по возрасту, полу, семейному положению и другим характеристикам влияющих на его воспроизводство.

3. Система публичной власти, т.е. административный аппарат, обладающий особой организацией, кадровым составом и выполняющий функции руководства и регулирования общественных отношений на профессиональной основе.

Государство располагает также: аппаратом принуждения, состоящим из силовых структур (армия, полиция…), и пенитенциарных заведений (тюрьмы, исправительные лагеря, колонии…).

4. Система права, т.е. система установленных государством общеобязательных норм, выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

В отличи от других социальных норм (обычаи, морали, религии) нормы права непосредственно связаны с функционированием государственной организации, которая наказывает за не исполнение данных норм.

5. Система налогов и сборов, которые монопольно устанавливаются государством и необходимы для обеспечения финансирования различных материальных потребностей общества.

6. Суверенитет – ключевой фактор определяющий самостоятельный статус государства. Он выражается в двух основных аспектах:

1) Верховенство государственной власти на данной территории по отношению к любым другим властям (внутренний аспект).

2) В независимости государства в международных отношениях (внешний аспект).

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции

1) Экономическая функция. Определение основных программ экономического развития страны, в стимулировании приоритетных отраслей экономики, в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

2) Политическая. Обеспечение социальной стабильности и легитимного развития политического процесса.

3) Социальная. Заключается в практической реализации принципа социальной справедливости, целенаправленная помощь нуждающимся слоям населения, создание и финансирование учреждений социальной сферы.

4) Финансовая. Выявление и учет дохода государства, организации сборов налогов и в контроле за расходованием гос – ых средств.

5) Правоохранительная. Обеспечение режима законности, пресечение и искоренение правонарушений, а также привлечение правонарушителей к юридической ответственности.

6) Культурно – просветительская. Повышение образовательного уровня граждан, в создании условий для их постоянного участия в культурной жизни.

Внешние функции.

1) Оборонительная. Оборона территории государства от внешней угрозы, обеспечение национальной безопасности.

2) Торгово – экономическая. Установление контактов коммерческих с другими субъектами международных отношений.

3) Дипломатическая. Установление внешне – политических связей на международной арене и развитие иных форм продуктивных внешних контактов.

4) Культурное сотрудничество. Развитие совместных программ в области образования, науки и искусства.

5) Поддержание мирового порядка. Поддержание мирного сосуществование различных государств, разоружение и обуздание агрессоров, участие в деятельности международных организаций по регулированию военно – политических конфликтов.

6) Экологическая. Взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды, а также для создания необходимых условий экологического выживания мирового сообщества.

 

Происхождение института государства: причины и значение.

Первое государство в истории человечества формируется в тропической зоне северного полушария в долине крупных рек на рубеже 4 – 3 тыс. до н. э.

Главная причина:

Переход от родоплеменного строя к институту государства стала неолитическая революция (7 – 5 тыс. лет до н. э.)

Неолитическая революция – переход от присвающего хозяйства к производящему.

Самое первое государство – Древний Египет.

Причины формирования государственной системы:

Совершенствование производственно – хозяйственной деятельности людей

Улучшение техники производства орудий труда, преобладание производственного хозяйства, что привело к увеличению производительности и появлению «избыточного» (прибавочного) продукта. Та часть производства, которая остается в распоряжении людей после процесса первичного потребления. Разделение между отдельными членами племени избыточного продукта приводило к началу социальной дифференциации. Т. О. первобытное равенство уходило в прошлое и началу процесса классообразования. Кроме того, развитие технологии, производство продуктов, позволяло вести натуральное хозяйство силами отдельных семей, а не всем родом как прежде. Это также приводило к разложению родовой общины и формированию предпосылок государственной системы.

Изменение в воспроизводстве самого человека

Данные изменения стали естественным процессом в преобразовании хозяйственной деятельности, по ск-ку всякое производство предполагает и воспроизводство самого работника.

На этапе разложения родовой общины происходило упорядочивание половых связей:

1) Запрещение инцеста (близких, родственных отношений)

2) Ограничение промискуитет (неупорядоченные половые отношения)

Происходит формирование сначала временных, а потом постоянных форм гаремной и парной семьи. Под влиянием эк-их факторов, господствующих в период меолита – Матриархат.

Происходил переход к патриархальному строю:

плужное земледелие, различная форма скотоводства, повышение статуса мужского труда. Т. о. мужчины стремились свою частную собственность передать собственным детям, что обусловило появление института наследования.

Это приводило к дальнейшему разложению родовой общины и формированию более прочных отношений внутри семейной структуры.

Усложнение управленческих функций

Данный процесс происходит по мере развития и разветвления структуры родоплеменной организации. Общество нуждалось в более эффективном и профессиональном управлении социальными процессами. Родоплеменные формы управления (старейшины, жрецы) в значительной мере теряли свой авторитет. Был необходим принципиальный иной фактор стабильности, которая стала зарождающаяся государственная власть. Функции управления постепенно переходили в руки отдельных аристократических семей, что становилось для них новым источником обогащения и еще более подрывало первобытное равенство.

Основные политические теории: теория естественного права и общественного договора.

Основные политические теории: органическая, психологическая.

Органическая

Эта теория основывается на элементах сходства между государством как общественном политическом явлении и некоторыми объектами живой природы. Отдельные элементы данной концепции встречаются еще в период древнего мира, в работах Аристотеля и древних философов. Но полноценная теория формируется с середины 19в. в связи с достижения естественных наук.

Герберт Спенсер, Н. Блюничи, Г. Прейс.

Основные принципы:

1) Общество возникает как результат эволюции животного мира, от низких образцов к высшим.

2) Естественный ход общественного развития приводит к формированию единого организма, т.е. государства, которое составляется из людей и их объединений подобно живому организму, состоящему из отдельных клеток и органов.

3) Строение государства можно изучить по аналогии с органической структурой (государство имеет правительство – мозг, система права – нервная система, транспорт, финансы, т.е. кровеносная система, а также население, которое выполняет разнообразные функции, т.е. органы выполнения решений).

4) Между государствами постоянно идет конкуренция также как в среде между отдельными видами и особями, поэтому, как и в результате системного отбора выживают только самые сильные государства и народы, остальные прекращают свое существование.

 

Психологическая

Возникает во 2 половине 19в. на политико – правовой основе достижений психологической науки. Главным образом концепция психоанализа З. Фрейда.

Представители:

Российский юрист Лев Петрожицкий, Н. М. Коркулов, Джеймс Фрейзер и другие.

 

Основные тезисы:

1) Появление государства как политического института, связано прежде всего не с материальными условиями жизни людей, а с их психологическими свойствами, эмоциями и переживаниями (это прямое противопоставление «классовой теории») поэтому сторонники делают упор на переживания людей.

2) Господствующие стремлением большинства людей является поиск некоторого авторитета, которому можно было бы подчиниться, чтобы снять с себя ответственность за собственный выбор; подавляющее большинство людей(99%) только внешне борются за свободу.

3) Способность сильных личностей оказывать некоторое влияние на массы и подчинять их своей воле привела к тому, что во главе общественно – первобытной организации оказывались различные жрецы, шаманы, вожди, обладавшие харизматическим авторитетом.

Харизма – это комплекс свойств, которые влияют на людей.

В дальнейшем, на основе власти таких людей формировалась система государственного управления.

4) Существование устойчивых социальных групп, а также общество и государство в целом обусловлено прежде всего устойчивыми политико – правовыми переживаниями людей.

 

 

Теория насилия

Является ярким примером антагонистической социальной концепцией, имеет черты сходства с классовой теорией. Но в отличаи от классовой теории в качестве основного фактора общественного развития предлагает не экономические, а военные обстоятельства.

Е. Фон – Дюринг, Л. Гумплович.

 

 

Основные принципы:

1) Причина возникновения института – государство заключается, прежде всего, в военно – политических факторах. Как правило в завоевании одного народа другим (свои взгляды сторонники теории доказывали событиями происходящими в Западной Европе в эпоху раннего средневековья, когда на осколках римской империи возникали многочисленные варварские королевства).

2) Механизм государственного управления формировался в результате насилия одной социальной группы над другой, причем завоевателей, которые составили высший слой, как правило, было меньше, чем завоеванных.

Насилие в данном случаи понимается в двух основных аспектах:

1. Внешнее, т.е. завоевание одних племен другими, после чего племя победителей становится господствующим классом и присваивает землю и собственность побежденных.

2. Внутренний. Один социальный слой подчиняет основную массу населения.

Для удержания в подчинении большинство населения и для сохранения установленного государственного общественного порядка, был необходим специальный аппарат принуждения и подчинения, который стал институт государство.

 

Классовая теория (историко – материалистическая или марксистская теория)

Сформировалась с середины второй половины 19в.. Л. Морган, работы по истории французских ученых О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо (первая половина 19в.), в которой была предложена концепция классовой борьбы. Основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.

Основные тезисы:

1) Возникновение государства связано с социально – экономическими процессами, прежде всего с появлением в эпоху неолита частной собственности и разделение общества на классы, враждующие между собой (антагонистические).

2) Формирование и концентрация частной собственности привели к существенной и социальной дифференциации, но долгое время малоимущему большинству населения удавалось поддерживать баланс и препятствовать чрезмерному обогащению правящей верхушки.

Родовая знать нуждалась в защите накопленного имущества от требований его раздела со стороны имущего большинства общества. Для этого старейшины обратились за помощью и поддержкой к формирующейся прослойке военной аристократии (военные вожди и их дружины). Т.о. военная и родовая знать совместно организовали новую систему власти в обществе (государство) и новый главный регулятор общественных отношений (право).

Выводы:

Исходя из выше сказанного, государство представляет собой орудие эксплуатации, которое возникло в результате разделения общества на антагонистические классы и всегда выражает интересы экономически господствующего класса.

Государство является историческим временным явлением, которое появилось, как результат классовой борьбы и обречено на отмирание с исчезновениями классов. Это произойдет после мировой пролетарской революции.

 

8. Абсолютная монархия как форма правления: примеры, признаки и специфика.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти, как юридически, так и фактически находится в руках монархии.

Примеры:

Свазиленд(Африка), Бруней(Южная Азия), Саудовская Аравия(Аравийский полуостров), Катар(1/4 от Нижегородской области), Оман(Моссад), ОАЭ(Будаби), Ватикан.

Признаки:

1) Абсолютный монарх является суверенным, т.е. существенным носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране.

2) В противоположность республиканской доктрине разделения властей монарх концентрирует в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, а также является главнокомандующим армии и иногда первосвященником.

3) Монарх юридически независим в своей деятельности, т.е. его распоряжения не могут быть подвергнуты контролю со стороны населения, и ни какому иному регулированию.

4) В соответствии с данным признаком формируется понимание населения страны, ни как граждан государства, а как подданных монарха, которые равны в своем бесправии перед высшей государственной властью.

5) Господствующая церковь заявляет по бюджетным происхождениям власть монарха, которая сакрализация (божественно, священно и неприкосновенно).

6) Население не принимает никакого участия в формировании органов государственной власти и управления государства.

7) Власть абсолютного монарха держится на жесткой дисциплине и стремлении максимально законсервировать существующий общественно – политический порядок.

8) Менталитет населения характеризуется традиционализмом, стремлением подчиняться власти старейшин и следовать принципам сословной иерархии (восточный тип).

 

 

Система разделения властей

Действует в полной мере, является эффективной системой «издержек и противовесов».

Местные самоуправления

Муниципальные органы независимы от органов государственной власти, население активно участвует в решении местных вопросов.

Партийная система

Существует реальная многопартийность и конкуренция между партиями в борьбе за власть.

Государственная идеология

Провозглашается идеологическое многообразие и свобода политической агитации.

Права и свобода человека

Полностью реализуется законом и судом.

Экономическая система

Рыночная система, свобода предпринимательства, многоукладная экономика с различными формами собственности, широкие социальные гарантии.

 

Система разделения властей

Вся власть конфедерации в едином центре, которая контролирует все три ветви, в реальности разделения властей не существует.

Местные самоуправления

Местные органы полностью под контролем государства, население не имеет возможности проявлять инициативы.

Партийная система

Господствует правящая партия, все остальные под запретом, т.е. система однопартийная.

Государственная идеология

Господство идеологического единообразия, жестокое пресечение любых сомнений в истинности данной идеологии.

Права и свобода человека

Массово нарушаются и зачастую не признаются государственной властью.

Экономическая система

Административно – командная система, плановая экономика, бюрократические методы руководства.

 

 

Система разделения властей

Формально разделение властей существует, но существует явное преимущество исполнительной ветви. Господствуют бюрократические методы управления.

Местные самоуправления

Местные органы формально самостоятельны, но реальных финансовых и правовых ресурсов не имеют.

Партийная система

Формально существует несколько партий, но серьезные оппозиции правящей партии запрещены и подавляются административными методами.

Государственная идеология

Существует возможность оспаривать доминирующую идеологию, но принципиальная критика запрещена.

Права и свобода человека

Формально признаются и частично реализуются, но фактически ими воспользоваться затруднительно по ск – ку они не гарантируются и не защищаются государством.

Экономическая система

Частичная собственность на средство – производство существует под жестким контролем государства, предпринимательство допускается в ограниченных пределах, господствует государственная собственность.

 

 


Государство в политической системе общества: понятие, признаки и функции.

Понятие.

Государство – это расположенный на определенной территории единая политическая организация общества, при котором органы публичной власти обладают исполнительным правом на централизованное управление и применение средств принуждения.

Сам термин «государство» возник не сразу. С 16в. Никола Макиавелли.

Признаки.

1. Территория (географическое пространство, на котором располагается конкретное государство). Выступает в качестве естественного условия возникновения государства. При этом размеры на статус государства не влияют, хотя накладывают серьезный отпечаток на его поведение в международном отношении.

2. Население – совокупность людей, которые составляют сообщества данного государства. Формально юридическим признаком определяющим связь между населением и государством является гражданство. (1) лица без гражданства – анатрибы, 2) иностранные граждане, 3) граждане).

Важным признаком населения является демографический состав – распределение людей по возрасту, полу, семейному положению и другим характеристикам влияющих на его воспроизводство.

3. Система публичной власти, т.е. административный аппарат, обладающий особой организацией, кадровым составом и выполняющий функции руководства и регулирования общественных отношений на профессиональной основе.

Государство располагает также: аппаратом принуждения, состоящим из силовых структур (армия, полиция…), и пенитенциарных заведений (тюрьмы, исправительные лагеря, колонии…).

4. Система права, т.е. система установленных государством общеобязательных норм, выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

В отличи от других социальных норм (обычаи, морали, религии) нормы права непосредственно связаны с функционированием государственной организации, которая наказывает за не исполнение данных норм.

5. Система налогов и сборов, которые монопольно устанавливаются государством и необходимы для обеспечения финансирования различных материальных потребностей общества.

6. Суверенитет – ключевой фактор определяющий самостоятельный статус государства. Он выражается в двух основных аспектах:

1) Верховенство государственной власти на данной территории по отношению к любым другим властям (внутренний аспект).

2) В независимости государства в международных отношениях (внешний аспект).

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции

1) Экономическая функция. Определение основных программ экономического развития страны, в стимулировании приоритетных отраслей экономики, в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

2) Политическая. Обеспечение социальной стабильности и легитимного развития политического процесса.

3) Социальная. Заключается в практической реализации принципа социальной справедливости, целенаправленная помощь нуждающимся слоям населения, создание и финансирование учреждений социальной сферы.

4) Финансовая. Выявление и учет дохода государства, организации сборов налогов и в контроле за расходованием гос – ых средств.

5) Правоохранительная. Обеспечение режима законности, пресечение и искоренение правонарушений, а также привлечение правонарушителей к юридической ответственности.

6) Культурно – просветительская. Повышение образовательного уровня граждан, в создании условий для их постоянного участия в культурной жизни.

Внешние функции.

1) Оборонительная. Оборона территории государства от внешней угрозы, обеспечение национальной безопасности.

2) Торгово – экономическая. Установление контактов коммерческих с другими субъектами международных отношений.

3) Дипломатическая. Установление внешне – политических связей на международной арене и развитие иных форм продуктивных внешних контактов.

4) Культурное сотрудничество. Развитие совместных программ в области образования, науки и искусства.

5) Поддержание мирового порядка. Поддержание мирного сосуществование различных государств, разоружение и обуздание агрессоров, участие в деятельности международных организаций по регулированию военно – политических конфликтов.

6) Экологическая. Взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды, а также для создания необходимых условий экологического выживания мирового сообщества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.102 с.)