![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура, функции и типология политеческих систем обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделяют следующие компоненты политической системы: § организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. § культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии). § нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы. § коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом. § функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти Выделяются четыре типа политических систем: 1) англо-американская, 2) европейская континентальная, 3) доинду-стриальная и частично индустриальная, 4) тоталитарная. Политические системы англо-американского типа отличаются «однородной, светской политической культурой», ориентированной на либеральные ценности (свободу, безопасность, собственность Континентальные европейские системы отличаются «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой на саму себя местной политической культуры. Люди маловосприимчивы к глобальной политической культуре, к национальной целостности и ориентируются на местную политическую подсистему - племя, клан, деревню. В тоталитарных политических системах доминирует «подданническая» политическая культура, ценности и образцы политического поведения навязываются властью. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. существует четыре функции «ввода» — политическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их интересов; агрегирование интересов и три функции «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
В научной литературе выделяют два вида политического режима: § демократический; § антидемократический. Признаки демократического режима: § господство закона; § разделение властей; § наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; § выборность органов государственной власти; § существование оппозиции и плюрализм. Признаки антидемократического режима: § господство беззакония и террора; § отсутствие политического плюрализма; § отсутствие оппозиционных партий; Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического. Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества. Понятие гос-ва Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Признаки гос-ва Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем: Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им); Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики; Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий; Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп; Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей; Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач; Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами; Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д. В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так. Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д. Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества. Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят
Формы правления Формы правления разделяют на две больших группы: - монархии; - республики. Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные. Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром.
Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская. Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Территориальное устройство Форма территориального устройства характеризует деление государства по территории и взаимоотношения государства в целом с его составными частями. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию, распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Все государства делятся на два вида: а)унитарные, б) федеративные. Особым видом надгосударственного образования является конфедерация. 1. Унитарное – простое по строению государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками государства. 2. Федерация – сложное по строению государство, состоящие из нескольких государств и/или государственных образований, являющихся субъектами федерации и обладающих некоторыми признаками государства. Признаки федерации:
Виды федераций:
Конфедерация – союз государств, обладающих государственным суверенитетом, созданный для обеспечения их общих интересов. Признаки конфедерации:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.85 (0.01 с.) |