Органы исполнительной власти



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы исполнительной власти



· государственные служащие;

· юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Признаки исполнительной власти

· является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

· является проводником государственной политики в жизнь;

· подзаконна по своему характеру и задачам;

· объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

· её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

· является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти

· подзаконодательное регулирование;

· осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

· административное правоприменение;

· осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

· охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

· информационное обеспечение органов государственной власти.

Судебная власть.

Понятие судебной власти.

Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

- Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.

- Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

- Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

- Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

- Особый статус выразителей судебной власти - судей.

Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

- Подчинение Конституции РФ

- Законность.

- Демократичность.

- Открытость.

- Гласность.

- Гуманизм.

- Соблюдение прав человека и гражданина.

Задачи судебной власти.

Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

- Формирование режима Законности

- Поддержание правопорядка

- Восстановление прав конкретных субъектов общества.

- Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

Понятие правосудия.

Правосудие - вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.

Признаки правосудия.

К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:

- осуществляет только специально уполномоченным на то органом - судом.

- особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие - судей и присяжных заседателей.

- правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.

- правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

- общеобязательная сила судебных решений.

Понятие судопроизводства.

Судопроизводство - деятельность по рассмотрению дел в суде.

Виды судопроизводства.

Судопроизводство подразделяется:

- Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

- Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

- Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

- Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

Либерализм

Либерализм — это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Либеральное содержание общественных отношений проявляется в наличии системы сдержек давления органов политической власти, призванной гарантировать свободу личности и обеспечить защиту прав граждан. Основу системы составляет частнопредпринимательская экономика, организованная на рыночных принципах.

Сочетание либеральных и демократических принципов общественных отношений позволяет выделить политическую систему под названием «либеральная демократия». Современные западные политологи считают, что данное понятие обозначает еще не осуществленный идеал, поэтому предлагают режимы демократически развитых стран обозначать термином «западная полиархия» (правление многих). В остальных же политических системах реализуетсялиберально-авторитарный режим. В принципе речь идет лишь о большей или меньшей степени проявления авторитаризма во всех политических системах.

Выясняя существо и основные принципы либерализма, следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

Консерватизм

Консерватизм- политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизмакак политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:

§ традиционализм;

§ либертаризм;

§ неоконсерватизм.

Христианская демократия

Христиа́нская демокра́тия (демохристиане) — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.

Крупнейшей в мире христианско-демократической партией является Европейская народная партия. Некоторые партии включают представителей других движений (в особенности христианских социалистов), а также нехристианских конфессий.

Сторонники христианской демократии полагают, что ни индивидуализм, характерный для либерализма и либерального консерватизма, ни технократичная социал-демократияне могут решить насущные проблемы общества. С их точки зрения, политические реалии изменчивы, жизнь несовершенна, и общественных конфликтов избежать принципиально невозможно. Поэтому политика должна быть основана на принципах интегрального гуманизма, чтобы способствовать усилению солидарности и ответственности за благополучие народа.

Идеология современной христианской демократии включает следующие положения:

· Популяризм. Чтобы интересы различных сегментов общества могли быть согласованы, необходимо цельное видение общества. Проводимая политика должна охватывать интересы как можно более широкого круга людей, что как правило предполагает центризм.

· Персонализм. У человека есть данное ему свыше предназначение, следствием которого являются его достоинство и его права — политические, гражданские и социальные. У человека также есть потребности — материальные и духовные. Жизнь включает как то, что дано человеку от природы, так и взаимоотношения с другими людьми. Поэтому для своей полноценной реализации ему нужны свобода и вовлечённость в сообщество. Общество и государство служат человеку и существуют ради создания условий, необходимых для его самореализации. Общество и человек должны находиться в состоянии органического баланса и взаимного дополнения. Залогом здорового общества является культура взаимного уважения и взаимной ответственности.

· Коммунитаризм. Земная миссия человека состоит не в личной конкуренции с другими людьми или в исполнении механической функции под наблюдением всевластного государства, а в том, чтобы реализовать себя как члена естественных ячеек общества: семьи, профессии, региона. К ним также относятся органы, объединяющие представителей работников и собственников частных предприятий (корпоратизм). Эти ячейки способствуют развитию горизонтальных связей между людьми и росту их осведомлённости о жизни общества. Необходимо защищать свободу, автономию и целостность этих образований (социальный плюрализм). Они категорически не должны становиться инструментами государственного контроля.

· Общее благо. Общее благо является целью политической системы, государственной власти и практического применения своих прав каждым человеком. Оно предполагает справедливое перераспределение во имя всеобщего развития. Человек отвечает перед обществом за то, как он распоряжается правом быть творцом собственной судьбы[5].

· Солидаризм. Для достижения интеграции и координации действий в обществе необходима готовность любых людей, групп и классов проявить уступчивость. Это стремление к согласию мотивируется уважением друг к другу и взаимной зависимостью. Меры подавления должны применяться только для предотвращения конкретных случаев насилия, а не системно. Солидарность необходима как на общенациональном, так и международном уровне: богатые страны должны способствовать поступательному развитию бедных стран.

· Единство человечества. Христианская демократия выступает за честную международную торговлю, за справедливый мир и за сохранение окружающей среды. Земля является общественным достоянием. Путь к согласию в мире лежит через диалог культур и международное сотрудничество в рамках транснациональных организаций (как, например,Европейское сообщество).

· Субсидиарность. Власть должна быть как можно ближе к гражданам: к ответственности структур верхнего уровня должны относиться только те вопросы, которые невозможно решить на более нижнем уровне. Общество и государство должны брать на себя решение только тех вопросов, с которыми отдельный человек справиться не в состоянии. Этот принцип относится ко всем власть имущим: правительствам, партиям, корпорациям, профсоюзам, лидерам политических блоков, крупным собственникам и финансистам. В частности, транснациональные органы должны уважать суверенитет отдельных государств.

· Пределы власти государства. Государство не вправе накладывать ограничения на справедливые требования личности, однако оно должно защищать одних членов общества от вреда, связанного с частными интересами других. Оно может использовать свою власть только в той мере, в какой это необходимо для общего блага. Оно также не должно решать задачи, ответственность за решение которых лежит на семье, церковном приходе и других общественных структурах.

· Демократия. Существует связь между христианскими ценностями и демократией (политической и социальной). Граждане должны иметь возможность сменить власть правовым путём и оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Для этого необходимы выборы в представительные органы власти, полноценный надзор одних ветвей власти над другими, политические партии, общественные дискуссии и действующая в русле закона оппозиция. На сегодняшний день наиболее предпочитаемой политической системой является либеральная демократия.

· Социальная справедливость. Все люди от природы равны и поэтому имеют равное право на уважение и на участие в жизни общества. Особое внимание должно уделяться тем, кто страдает и бессилен: малоимущим, беженцам, инвалидам. Чрезмерная эксплуатация недопустима. Христианские демократы выступают за социальное государство. Однако они против длительных пособий по безработице и считают, что люди обязаны вносить, по мере их возможностей, вклад в экономику.

· Социально-рыночная экономика. Частная собственность необходима и должна охраняться законом. Полноценное развитие личности невозможно без свободы выбора рабочего места и свободы предпринимательской деятельности. Однако ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой. Экономическая деятельность должна служить людям, а не подчинять их. Демократическое требование подотчётности распространяется на частных лиц, которые сконцентрировали в своих руках власть и богатство. В обязанности государства входит развитие чувства взаимной ответственности всех участников на рынке (в том числе, перед будущим поколением) и корректировка несправедливых тенденций в торговле, конкуренции и распределении.

· Христианство как одна из основ политического порядка. Религия так или иначе касается всех сторон жизни, включая политику. Христианство лежит в фундаменте западной цивилизации, оно дало начало стремлению к справедливости и свободе. Хотя Библия не содержит политической программы, она даёт представление о принципах справедливого правления, основанного на примате духовности над материальными ценностями.

· Христианская этика. Стремление к согласию, смирение, покаяние, терпимость и прощение являются не только личными, но и политическими ценностями. Политика должна иметь моральный фундамент. Общественным преобразованиям должно предшествовать нравственное усовершенствование людей. В частности, христианское понимание любви и милосердия предполагает не только отстранённое сочувствие к бедам других, но и великодушную щедрость.

· Неприемлемость фундаментализма в вопросах веры. Христианские демократы осуждают лаицизм и посягательства секуляризма на статус общественной идеологии. Однако они также не стремятся к тому, чтобы какая-то одна церковь стала играть руководящую роль в государстве. Государство должно защищать свободу вероисповедания и уважать права культурных меньшинств.

Наряду с перечисленными основными положениями, региональные течения христианской демократии могут включать и другие принципы. Например, христианские демократы часто выступают против абортов иэвтаназии, обосновывая это неприкосновенностью права на жизнь. В силу их взгляда на семью как на угловой камень общества, они негативно рассматривают любые нетрадиционные формы брачных и родительских отношений. Они также настаивают, что государство не должно лишать детей возможности получить религиозное воспитание в школах, если этого желают их родители.

Христианские демократы разделяют ряд ценностей консерватизма: уважение к традициям, признание несовершенства человека и общества, авторитет, нравственность, частную собственность, акцент на правовых процедурах и порядке. В последнее время экономическая политика христианских демократов стала проявлять элементы неолиберализма. Однако они часто расходятся с консерваторами по таким вопросам, какнационализм, социальное государство, возможность структурных изменений в обществе.

Христианские демократы также сходятся с социалистами в отношении необходимости социального государства и ограничения стихии рынка, однако они поддерживают капитализм и не приемлют идею классовой борьбы. В странах Латинской Америки христианские демократы уделяют больше внимания социальной политике, чем их европейские единомышленники.

Анархизм

Анархи́зм — политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

 

Базовые принципы анархизма:

1. Отсутствие власти.

2. Свобода от принуждения.

3. Свобода ассоциаций.

4. Взаимопомощь.

5. Разнообразие.

6. Равенство.

7. Братство и сестринство.

· Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии ипредставительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.

· Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.

· Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесён принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через системуделегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство отколлективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата).

Два последующих принципа взаимосвязаны:

· Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий.

· Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства,унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое.

Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, чтообщественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится всё сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Элвин Тоффлер), что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях всё равно возможен.

· Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники

· Братство/сестринство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

 

Коммунизм

Коммунизм

(от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господс­тва общественной пользы, а также политическая практика попытки созда­ния подобных отношений в форме социализма.

В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой катего­рии:

1. Общественно-экономическая формация, которая в результате про­летарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превраще­ния труда из силы порабощения человека в средство его развития.

2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму.

3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму.

4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлага­ются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереали­зуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический комму­низм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением.

Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-лени­низм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основа­на на принципе материалистического понимания истории: общественное бы­тие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетари­ата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реаль­ное воплощение данная теория получила в России и других странах социа­лизма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожида­емого результата.

Социал-демократия

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

(social democracy, social democrat) 1. Название большинства марксистских социалистических партий в 1880–1914 гг., прежде всего в Германии и России. В Великобритании Социал-демократическая федерация (СДФ), объединявшая марксистов в конце XIX в., в итоге влилась в коммунистическую партию. 2. Более правые фракции, возникшие после раскола Российской социал-демократической рабочей партии на большевиков (Bolshevism) и меньшевиков (Menshevism). К концу 1960-х гг. в Лейбористской партии Великобритании (Labour Party) существовала ярко выраженная социал-демократическая фракция (во втором значении термина). Ее отличительные черты: приоритет смешанной экономики над социалистической; сомнения в необходимости дальнейшей национализации и – в определенной степени – либеральная социальная политика. После многих лет фракционных разногласий часть социал-демократов вышла из Лейбористской партии и в 1981 г. образовала Социал-демократическую партию (СДП). Партия намеревалась бороться с застоем в политической жизни Великобритании, основанной на давних традициях. Она предложила новое – во всяком случае редко формулируемое – сочетание сильного социального и экономического либерализма под лозунгом "социальной рыночной экономики". Используя общепринятые понятия, она тем самым заняла левые позиции (left) в социальных вопросах и правые (right) в экономических. Однако эта стратегия сталкивалась с двоякого рода проблемами: а) несмотря на расширение контингента избирателей, с удовлетворением воспринимавших такую смешанную идеологию (как правило, образованные люди разных специальностей, но не коммерсанты), их было не так много, чтобы существенно повлиять на итоги выборов; б) некоторые члены СДП предпочитали выдавать себя за лейбористов, в то время как реальную Лейбористскую партию считали перешедшей на крайне левые позиции. Это повлияло на другую часть электората (чем в случае а) и резко усилило поддержку идей корпоратизма (corporatism) и традиционных левых позиций в экономике. Привлекательность СДП для избирателей в случае б достигла апогея на всеобщих выборах 1983 г. Однако почти удавшаяся попытка СДП и либералов потеснить Лейбористскую партию на 3-е место – по числу полученных на выборах голосов – привела к их дроблению. Исключение составили избирательные округа в Южной Англии, где опытный избиратель понимал, что СДП и ее союзники-либералы являлись единственной силой, способной нанести поражение консерваторам. Несмотря на язвительные возражения лидера партии Дэвида Оуэна, большинство членов СДП проголосовали в 1988 г. за слияние с Либеральной партией и образование партии "Социальные и либеральные демократы". Некоторое время сторонники Оуэна продолжали вести оппозиционную борьбу в ущерб обеим сторонам. Однако накануне выборов 1992 г. они свернули деятельность, а либеральные демократы выбросили слово "социальные" из названия партии. От СДП остались лишь небольшое число членов и устав, более централизованный, чем у прежней Либеральной партии. Социал-демократическая партия Германии унаследовала свое название от социал-демократии в первом значении. Однако на партийном съезде в Бад-Годесберге она проголосовала за отказ от марксистской программы и, таким образом, превратилась в социал-демократическую партию во втором значении термина. С 1932 г. наиболее успешно действующей европейской социал-демократической партией является Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). Шведская модель, т. е. вызывающее всеобщее восхищение корпоративное государство всеобщего благосостояния, с конца 1980-х гг. испытывает серьезные финансовые трудности.

 

 

Фашизм

ФАШИЗМ

(fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства символизировалась фасциями – связанных вместе пучками прутьев, (что означало единение народа) с выступающим из связки топориком (означавшим руководство). Этот символ послужил Муссолини эмблемой для движения, которое он привел к власти в Италии в 1922 г. Позднее, однако, это название стало общим для целого ряда движений, возникших в Европе в период между двумя мировыми войнами. К этим движениям относятся: национал-социалисты в Германии, "Аксьон франсез" (Action Francaise) во Франции, "стреловидный крест" в Венгрии и фалангисты в Испании. В послевоенный период термин применялся часто с приставкой "нео" по отношению к тем, кого считают последователями вышеупомянутых движений. К ним, в частности, относятся Итальянское социальное движение (переименованное в 1994 г. в Национальный альянс), Республиканская партия в Германии, Национальный фронт во Франции и Фаланга в Испании, а также перонизм (Peronism) и, в последнее время, движения, возникшие в посткоммунистических странах, типа "Памяти" в России. Так можно ли при таком разнообразии движений говорить об одном значении этого термина? Классифицировать сугубо фашистские идеологии можно следующим образом. С точки зрения структуры, среди них выделяются монистические, основанные на идее безусловных фундаментальных и наиболее существенных истин о человечестве и окружающей среде; упрощенческие, приписывающие возникновение сложных явлений единым причинам и предлагающие единые решения; фундаменталистские, связанные с делением мира на "плохое" и "хорошее" без каких-либо промежуточных форм, и заговорщические, исходящие из того, что существует тайный широкомасштабный заговор неких враждебных сил, которые намерены манипулировать массами для достижения и/или сохранения своего господства. С точки зрения содержания фашистские идеологии различаются по пяти главным позициям:

1) крайний национализм (nationalism), вера в то, что существует чистая нация, имеющая собственные, отличительные от других наций черты, культуру и интересы и превосходящая все остальные нации;

2) подобный вывод обычно сопровождается утверждением, что эта нация переживает период упадка, но когда-то, в мифическом прошлом, она была великой, с гармоничными общественно-политическими отношениями, и сама господствовала над другими, но позднее потеряла внутреннее единство, распалась и попала в зависимость от других, менее значительных наций

; 3) процесс национального упадка зачастую связывают с снижением уровня расовой чистоты нации. Для некоторых движений характерен подход к нации как к чему-то такому, что совпадает во времени и пространстве с расой (nation race), другие признают иерархию рас, внутри которых находятся нации (race nation). Практически во всех случаях считается, что утрата чистоты ослабляет расу и в конечном счете является причиной ее нынешнего трудного положения;

4) вину за упадок нации и/или за смешанные браки возлагают на заговор иных наций или рас, которые, как считается, ведут отчаянную борьбу за господство;

5) в этой борьбе как капитализм, так и его политическая оболочка – либеральная демократия – рассматриваются всего лишь как хитроумные средства раскола нации и ее дальнейшего подчинения мировому порядку.

Что касается основных требований этих идеологий, то главным среди них является воссоздание нации как объективной реальности посредством восстановления ее чистоты. Второе требование – восстановление господствующего положения нации через перестройку государственного устройства, экономики и общества.

К средствам достижения этих целей в разных случаях относят

: 1) построение авторитарного, антилиберального государства, господствующую роль в котором играет одна партия;

2) полный контроль этой партии над политической организацией, информацией и национализацией;

3) государственное управление трудовыми ресурсами и сферой потребления с целью построения продуктивной и самодостаточной экономики;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.024 с.)