Предмет и метод ТГП, ее функции и место в системе юридических наук. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод ТГП, ее функции и место в системе юридических наук.



Предмет и метод ТГП, ее функции и место в системе юридических наук.

ТГП – это наука об основных и общих закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права.

Предмет ТГП – это основные и общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права.

Методы ТГП – это способы исследования, позволяющие установить истинные знания о предмете исследования ТГП (логические приемы человеческого мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение), принципы теоретического освоения фактического материала (единство исторического и логического). К методам ТГП относятся:

- общенаучные (формально-логический, системный, структурно-функциональный, социологический, конкретно-исторический, статистический);

- частнонаучные (толкования, сравнительное правоведение, технико-юридический анализ).

Функции ТГП – это основные направления воздействия ТГП на личность, общество, государство и право. Виды основных функций ТГП:

1) объяснительная (объяснение содержания и сущности явлений и процессов);

2) прогностическая (предвидение возможных путей развития);

3) эвристическая (открытие новых закономерностей гос.-правовой жизни общества);

4) методологическая (понятийный аппарат ТГП – фундамент понятий других юр.наук);

5) идеологическая (выработка идей как результата мышления);

6)политическая (часть научной доктрины ТГП влияет на полит.курс государства).

Соотношение национального и международного права.

Общее для национального и международного права:

1) регулятивный характер;

2) государственно-волевой характер;

3) объект регулирования – общественные отношения;

4) есть совпадающие субъекты права: государства, отдельные граждане, частные лица;

5) наличие у субъектов права правоспособности и дееспособности;

6) наличие элемента сходства в источниках;

7) способность обуславливать взаиморазвитие.

Особенное для национального и международного права:

1) предмет регулирования:

- международное право регулирует общественные отношения за пределами конкретного общества;

- национальное право регулирует общественные отношения, возникающие внутри страны;

2) не совпадает система источников;

3) есть элемент отличия у совпадающих источников (например, по цели).

Закон Украины «О международных договорах Украины».

Толкование норм права: понятие, причины, цель, способы.

Толкование права – это деятельность по раскрытию содержания правовых норм. Различают: толкование-уяснение (раскрытие содержания нормативного предписания для себя) и толкование-разъяснение (раскрытие содержания нормативного предписания для других).

Цель юридического толкования – установление истинного, действительного содержания толкуемых норм права.

Способы толкования – это относительно обособленные совокупности приемов анализа содержания норм права. Основные виды способов толкования норм права:

1.Языковой (грамматический) способ толкования предполагает установление содержания норм права на основе знаний о языке, на котором они сформулированы.

2. Логический способ толкования предполагает установление содержания норм права с помощью приемов логического мышления, основанных на законах и правилах формальной логики (логическое преобразование предложения, логическое развитие нормы, вывод по аналогии, вывод от противного, дедуктивное и индуктивное умозаключение).

3. Систематический способ толкования предполагает установление содержания нормы права на основе знаний о ее логических связях с иными нормами в системе права (при конкуренции нормы общей и специальной применяется специальная в силу действия правила: «специальная норма отменяет действие общей в случаях, предусмотренных первой»).

4. Исторический способ толкования предполагает установление содержания нормы права на основе знания фактов, относящихся к истории ее возникновения. Сравнение старой и новой нормы права, регулирующих одни и те же общественные отношения.

Билет№2.

Первобытное общество: структура, организация социальной власти.

Структура первобытного общества: а) родовая община; б) племя; в) союзы племен.

Родовая община (род) – основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение людей, ведущих совместное хозяйство.

Органы власти. В родовой общине: а) общее собрание; б) старейшина. В племени: а) совет старейшин; б) вождь. В союзе племен: а) совет вождей племен; б) вождь союза племен.

Социальные нормы первобытного общества – обычаи (привычные правила поведения людей, которые исторически сложились в обществе (закрепились в общественном сознании и поведении людей в силу их многократного применения в течение длительного времени). Основные признаки обычаев: привычность реализации, спонтанность возникновения, являются мононормами (то есть были одновременно нормами религиозными, организационными, моральными).

Право, политика, экономика: их взаимосвязь и взаимовлияние.

Економіка — одна зі сторін матеріального виробництва в широкому значенні цього поняття, друга сторона — соціальна сфера суспільства, що забезпечує існування і відтворення фізичного життя людини. Економіка впливає на право або безпосередньо, або опосередкованим шляхом — через державу, політику, правосвідомість та ін. Безпосередній вплив економіки на право проявляється в праві держави розпоряджатися засобами виробництва, які знаходяться в її власності. Зворотний вплив права на економіку відбувається у три основні способи: 1) право закріплює сформовані економічні відносини, гарантує їх стабільність (право як закріплювач); 2) право стимулює створення і розвиток нових економічних відносин, якщо для цього є відповідні умови (право як стимулятор); 3) право підтримує і охороняє існуючі економічні відносини, особливо такі, що знов виникли (право як охоронець). Розглянемо кожний із зазначених способів. 1. Необхідність правової форми регулювання певних економічних відносин об'єктивно породжується економічними потребами суспільства. Право відповідає матеріальним умовам життя, обумовлене ними, фіксує їх. Воно не може бути вище ніж рівень економічного розвитку суспільства. 2Право не може насаджувати ринкові відносини, але може сприяти їхньому розвитку.. 3. Право впливає на економіку, виступаючи як охоронець існуючих економічних відносин. Отже, визначаючись економікою, правосправляє зворотний вплив на економіку — або сприяє розвитку економіки, прискорює її, або гальмує поступальний рух уперед.

Буквальное, распространительное, ограничительное толкование норм права.

Текст статьи закона (иного нормативно-правового акта) внешне выражает содержание нормы права. Исходя из соотношения значения текстуальной формулировки нормы права и ее действительного смыслового содержания, различают (по объему) три вида толкования:

1. Буквальное толкование предполагает, что установленное интерпретатором действительное содержание нормы права соответствует буквальному значению ее текстуальной формулировки.

2. Распространительное толкование предполагает, что установленное интерпретатором действительное содержание нормы права шире буквального значения ее текстуальной формулировки.

3.Ограничительное толкование предполагает, что установленное интерпретатором действительное смысловое содержание нормы права уже возможных значений ее текстуальной формулировки.

Билет№3.

Основные теории возникновения государства. Образование украинского государства в ХХ веке (период распада СССР).

Основные теории возникновения государства:

1) теологическая (первопричина появления государства – божественная воля);

2) патриархальная (параллель между властью отца в семье и полномочиями верховного властителя в стране);

3) договорная (государство- результат договора между людьми);

4) психологическая (государство – результат человеческой психики, которой свойственна потребность подражать лидеру);

5) теория насилия (государство- проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых);

6) органическая теория (государство- результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе войн и завоеваний);

7) историко-материалистическая (государство- продукт естественно-исторического развития общества); возникновение европейских и восточных (азиатских) государств.

Декларация о государственном суверенитете Украины – 16.07.1990 года.

Акт провозглашения независимости Украины – 24.08.1991 года. Законы Украины «О правопреемстве Украины» и «О гражданстве Украины».

Конституционный договор между Верховной Радой и Президентом в 1995 году.

Конституция Украины – 28.06.1996 года.

Билет№4.

Билет№5

1. Основные признаки государства:

1) публично-политическая (государственная) власть (публичная- официально управляет делами всего общества и выступает от имени общества, политическая- власть принадлежит определенной политической силе, кругу лиц, управляющих обществом);

2) суверенитет (государство- это организация общества, являющейся верховенствующей внутри страны, независимой и равноправной во внешнеполитических отношениях);

3) всеобъемлемость (государство – организация общества как единого целого через институт гражданства);

4) территория (государство властвует на строго определенной территории);

5) население (совокупность людей, которые проживают на территории данного государства и подлежат его юрисдикции);

6) аппарат управления;

7) аппарат принуждения;

8) издание нормативно-правовых актов, обязательных для всеобщего исполнения;

9) налогообложение (монопольное право государства).

Билет№6

Билет№7.

Сущность государства.

Сущность государства – это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

Государство как социальный институт характеризуется тем, что оно неизменно обеспечивает как общесоциальные, так и узкогрупповые (в том числе классовые) интересы. Сущность государства двуедина (служение узкоклассовым интересам), исторически изменчива в плане соотношения сторон.

Билет№8

Билет№9

Публичное и частное право.

Публичное право – это совокупность отраслей права, регулирующих и охраняющих общественные отношения, которые обеспечивают публичные (общие, совокупные) интересы. Отрасли публичного права: конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое право. Юридическое равенство участников. Централизованное регулирование.

Частное право – это совокупность отраслей права, регулирующих общественные отношения, которые выражают частные интересы, направлены на их защиту (гражданское право). Юридическое равенство участников.

3.Применение норм права: понятие, признаки. Особенности применения норм права ОВД.

Применение норм права – это властная деятельность управомоченных на то государственных органов и лиц по обеспечению реализации норм права их адресатами.

Основные признаки применения норм права. Правоприменение – это деятельность:

1) властная – осуществляется по одностороннему волеизъявлению уполномоченного на то органа, лица;

2) управленческая – является разновидностью государственного управления;

3) организационная – организуется реализация права в конкретной ситуации для конкретных лиц;

4) процессуальная – осуществляется исключительно в определенных законом процессуально-процедурных формах;

5) правоконкретизирующая – субъектом правоприменения конкретизируется (индивидуализируется) норма права, на ее основе определяется индивидуальное правило поведения, адресованное конкретному субъекту права, относящееся только к данному конкретному случаю;

6) компетентная – осуществляется только уполномоченными на то субъектами;

7) обеспечительная – обеспечивается реализация права третьими лицами.

Билет№10

Билет№11

Билет№12

1. Политическая система общества: понятие, структура.

Политическая система общества (в узком смысле) – это система внегосударственных, общественных структур и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни страны. Ее элементы – это субъекты политики (внегосударственные органы, объединения граждан – коммерческие, некоммерческие, трудовые коллективы, отдельные граждане).

Политическая система общества (в широком смысле) – это система всех политических явлений в данной стране. Элементы ее структуры: субъекты политики; политическое сознание (политическая идеология и политическая психология); политические нормы; политический режим (авторитарный, тоталитарный, демократический); политические отношения.

Билет№13.

1.Государство в политической системе общества, ее взаимодействие с политическими партиями и другими объединениями граждан.

Государство в политической системе занимает центральное место, оно обладает:

- властью, распространяющейся на все общество;

- специальным аппаратом, занимающимся управлением общественными делами и охраной общественного порядка;

- монопольным правом применять принуждение на своей территории;

- монопольным правом устанавливать общеобязательные правила поведения субъектов общения;

- монопольным правом взимать налоги.

Взаимодействие государства и партий, иных объединений граждан характеризуется наличием прямой и обратной связи между ними. В частности политические партии, иные объединения граждан: через институты выборов формируют депутатский корпус; вносят в Парламент инициативные законопроекты через народных депутатов; могут быть субъектами правотворчества; могут быть субъектами правоприменения; могут быть субъектами контрольной деятельности.

Воздействие государства на партии, иные объединения граждан проявляется в том, что оно: разрабатывает общеобязательные правила игры субъектов политической системы; регистрирует объединения граждан; охраняет права объединений граждан; контролирует законность их деятельности; содействует реализации некоторых решений негосударственных объединений граждан, неисполняемых соответствующими субъектами права добровольно (например, решений КТС по трудовым спорам).

Билет№14

Билет№15

Билет№16.

Билет№17

Билет№18.

Билет№19.

Билет№20.

1. Форма держави: поняття та структура. Форма державного правління: поняття, загальноісторичні та сучасні види. Форми державного устрою. Унітарна держава - проста єдина держава, частинами якої є адміністративно-територіальні одиниці, що не мають суверенних прав. Федерація - складова союзна держава, частинами якої є державні утворення, що мають суверенні права. Основні ознаки Федераці держави: 1) наявність єдиної території, 2), наявність загальної конституції федерації і конституцій її суб'єктів, 3) наявність системи законодавства усієї федерації і системи законодавства її суб'єктів4) наявність федерального двопалатного парламенту і парламентів суб'єктів федерації, федерального уряду і самостійних органів управління суб'єктів федерації; 5) наявність громадянства як усієї федерації, так і її суб'єктів; у ряді федерацій допускається подвійне громадянство (ФРН, Австрія); 6) можливість суб'єктів федерації мати власну правову і судову системи (США); 7) наявність загальнофедеральної податкової і грошової системи; 8) суб,'єкти федерації не мають суверенітету і не є суб'єктами міжнародного права,. Основні ознаки Унітарна: 1) єдина конституція (конституції прийняті в більшості країн світу); 2) єдина система вищих органів державної влади -- глава держави, уряд, парламент, юрисдикція яких поширюється на територію усієї країни; 3) єдине громадянство і єдина державна символіка; 4) єдина система законодавства і єдина судова система; 5) адміністративно-територіальні одиниці не можуть мати будь-яку політичну самостійність; 6) в міжнародних відносинах виступає одноособово. Частини, унітарної держави мають різні назви: в Україні області, у Польщі — воєводства, в Англії — графства, в Італії – провінції. Форма правління. Особливості класифікації форм державного правління. Форма державного правління визначається порядком ор­ганізації, структурою і взаємодією вищих державних ор­ганів влади і управління. Розрізняють дві основні форми державного правління: монархію і республіку. Монархія — це форма державного правління, за якої вища державна влада зосереджується (повністю або частко­во) в руках однієї особи — монарха, і перелається як спадщина серед представників правлячої династії або фор­мується якимось іншим шляхом. Монархії властиві такі юридичні ознаки: а) безстроковість влади монарха; б) во­лодіння владою за спадком по праву крові; в) представ­ництво монарха від імені держави не за дорученням, а за власним правом; г) непідпорядкованість влади монарха будь-яким іншим суб'єктам. Монархії поділяються на дві групи: необмежені та обмежені. Необмежені монархії — це монархії, за якими влада монарха ніким і нічим не обмежена. Існують різно­види необмеженої монархії: а) деспотична монархія, за якою влада монарха обож­нюється, а він сам офіційно визнається божеством. б) абсолютна монархія характерна для більш пізніх часів і свого розквіту досягла в епоху феодалізму. Прикладами абсолютної монархії можуть бути царська Росія, а у наш час — Саудівська Аравія. Обмежена монархія — це монархія, де влада монарха тією чи іншою мірою обмежується повноваженнями певних державних органів. Різновидами її є: а) дуалістична монархія, за якої монарх вже не має законодавчої влади, яка перейшла до парламенту, б) парламентарна (конституційна) монархія, за якої влада монарха суттєво обмежена в усіх сферах здійснення державної влади і за яким лише формально зберігається статус глави держави, але виключно з представницькими повноваженнями. Республіка — форма державного правління, за якої всі вищі державні органи обираються населенням або форму­ються загальнонаціональним представницьким органом влади. У сучасному світі розрізняють два види республік: а) президентська республіка, сформува­лись у США, франції, Аргентині, Ірані та ін.; б) парламентська республіка (Італія, Греція, Індія та ін.). Щодо України, змішану форму правління.

Билет№21.

Билет№22.

Билет№23.

Билет№24

Билет№25.

Билет№26.

Билет№27

Билет№28.

Билет№29.

Билет№30.

Билет№31

Билет№32.

Билет№33.

1.Общая характеристика органов законодательной, исполнительной и судебной власти Орган держави – це структурований і орган-ний держ-ю чи безпосередньо народом колектив держ-х службовців (або депутатів Рад), який (орган) наділений держ-ми владними повноваженнями та здійс-є функ-ї відповідно до свого признач-я. Президент України, що є главою держави і виступає від її імені. Структурно оформлений колектив служ­бовців має керівників і виконавців. Керівник висту­пає від імені певного органу. Кожний орган наділяє­ться на підставі закону владними повноваженнями, які полягають у тому, що орган держави спроможний встановлювати формально обов’язкові правила пове­дінки та домага­тися їх здійснення. Розрізняють такі види органів держави:за змістом або напрямками державної діяльності: органи державної влади, глава держави, органи дер­жавного управління чи виконавчо-розпорядчі орга­ни, судові органи, контрольно-наглядові органи;

Билет№34

Билет№35

Билет№36.

Возникновение права.

Различают два пути правообразования:

1) связанный с деятельностью государства (издание государством нормативно-правовых актов; появление правовых прецедентов; перерождение в государстве норм-обычаев в нормы права);

2)несвязанный с деятельностью государства (возникновение купеческого права в средневековой Европе).

Билет№37

Билет№38.

1.Основные теории права и современные подходы к правопониманию.

Основные теории права:

1) естественно-правовая теория;

2) историческая школа права;

3) психологическая теория права;

4) нормативистская теория права;

5) социологическая теория права;

6) марксистская теория права.

Современные подходы к правопониманию (право в узком и широком правопонимании). Нормативный подход, идеологический подход, философский подход, интегративный подход к правопониманию.

Билет№39

1.Функции права: понятие, виды. Роль ОВД в реализации функций права.

Функции права – это направления его воздействия на общественные отношения. К основным функциям права относятся:

1) регулятивная (упорядочение общественных отношений):

- регулятивно-статистическая (выражается в закреплении определенных общественных отношений);

- регулятивно-динамическая (выражается в развитии определенных общественных отношений);

2) охранительная (выражается в охране определенных общественных отношений, обеспечении их неприкосновенности).

Существуют и иные функции: информационная (право – источник знаний об общественных отношениях), ориентационная (право – источник знаний о дозволяемых и запрещаемых формах поведения), оценочная (право – критерий оценки поведения как правомерного или противоправного), воспитательная (право – фактор, влияющий на формирование поведенческих установок личности).

Билет№40.

Локальные нормативные акты.

Издаются органами управления корпорации (предприятия, учреждения, организации), имеют внутрикорпоративное действие, то есть действуют в пределах данного предприятия, учреждения, организации; среди них есть акты принятые руководителем, общим собранием, исполнительным органом (например, советом директоров) корпорации, акты материально-правовые и процессуально-правовые, принятые самостоятельно (в рамках закона) или на основе типовых нормативных документов (в порядке их развития, дополнения).

- профессиональное (разъяснение содержания норм права юристами-практиками);

- доктринальное (разъяснение содержания норм права юристами-учеными).

2) общие принципы могут быть принципами межгосударственного права и принципами внутригосударственного права.

 

Предмет и метод ТГП, ее функции и место в системе юридических наук.

ТГП – это наука об основных и общих закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права.

Предмет ТГП – это основные и общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права.

Методы ТГП – это способы исследования, позволяющие установить истинные знания о предмете исследования ТГП (логические приемы человеческого мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение), принципы теоретического освоения фактического материала (единство исторического и логического). К методам ТГП относятся:

- общенаучные (формально-логический, системный, структурно-функциональный, социологический, конкретно-исторический, статистический);

- частнонаучные (толкования, сравнительное правоведение, технико-юридический анализ).

Функции ТГП – это основные направления воздействия ТГП на личность, общество, государство и право. Виды основных функций ТГП:

1) объяснительная (объяснение содержания и сущности явлений и процессов);

2) прогностическая (предвидение возможных путей развития);

3) эвристическая (открытие новых закономерностей гос.-правовой жизни общества);

4) методологическая (понятийный аппарат ТГП – фундамент понятий других юр.наук);

5) идеологическая (выработка идей как результата мышления);

6)политическая (часть научной доктрины ТГП влияет на полит.курс государства).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.250.158 (0.01 с.)