Понятие и основные виды государственного принуждения. Виды государственного принуждения, которые применяются ОВД. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные виды государственного принуждения. Виды государственного принуждения, которые применяются ОВД.



Государственное принуждение – это предусмотренное нормами права властное (силовое) воздействие органов государства, их должностных лиц на поведение людей.

Государственное принуждение – это применение мер властного воздействия на поведение людей, с тем, чтобы они подчиняясь выполнили адресованное им правомерные (законные) требования.

Основные виды государственного принуждения:

1) по характеру правового основания: предусмотренное международным правом, предусмотренное внутригосударственным (национальным) правом;

2) по его правовой квалификации: правомерное и неправомерное;

3) по процессуальной форме: судебное, административное;

4) по правовой квалификации поведения лица, к которому оно применяется:

- связанное с совершением правонарушения (юридическая ответственность, меры пресечения, принудительные меры медицинского характера, принудительное лечение, принудительные меры воспитательного воздействия);

- не связанное с совершением правонарушения (предупредительные меры, меры защиты, реквизиция);

5) по форме воздействия на правонарушителя: в форме психического и физического воздействия;

6) по особенностям отчуждения собственности: экспроприация (безвозмездное отчуждение-конфискация и возмездное отчуждение-реквизиция), национализация

Конституция Украины, ее основные признаки, место и роль в системе нормативно-правовых актов.

Билет№32.

Теория разделения властей, ее реализация в современных государствах.

Основные функции конституционного принципа разделения власти:

- рассредоточивает государственную власть;

- создает условия для реализации государственной власти в интересах народа, являющегося единственным источником этой власти;

- препятствует возникновению какой-либо неограниченной государственной власти;

- разграничивает компетенцию между органами государства;

- устанавливает взаимный контроль органов государства по отношению друг к другу;

- является «несущей конструкцией» всей системы «сдержек и противовесов».

Действие нормативно-правовых актов во времени.

Действие нормативного акта во времени тесно связано с понятием юридической силы нормативного акта. Этому действию присущи два основных момента: вступление акта в силу, утрата актом силы. Нормативные акты вступают в силу:

- либо с момента их принятия;

- либо с момента их обнародования (официального опубликования);

- либо с момента наступления срока, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие;

- либо по истечении определенного срока после обнародования (официального опубликования) нормативного акта (срок вступления в силу не указан в самом нормативном акте, но определен для такого случая законодательством);

- либо с момента их получения адресатом (если акты в соответствии с законодательством не публикуются, а рассылаются).

Способы прекращения действия (утраты силы) нормативных актов:

- истечение срока действия, на который был принят данный акт;

- отмена акта уполномоченным на то органом (прямая отмена);

- фактическая замена данного акта иным актом, принятым по тем же вопросам (фактическая отмена).

По общему правилу, нормативные акты во времени имеют прямое действие, и не имеют обратного или переживающего действия. Прямое действие предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими после введения его в действие. Обратное действие предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими до введения его в действие. Переживающее действие предполагает частичное действие отмененного акта наряду с новым актом.

Билет№33.

1.Общая характеристика органов законодательной, исполнительной и судебной власти Орган держави – це структурований і орган-ний держ-ю чи безпосередньо народом колектив держ-х службовців (або депутатів Рад), який (орган) наділений держ-ми владними повноваженнями та здійс-є функ-ї відповідно до свого признач-я. Президент України, що є главою держави і виступає від її імені. Структурно оформлений колектив служ­бовців має керівників і виконавців. Керівник висту­пає від імені певного органу. Кожний орган наділяє­ться на підставі закону владними повноваженнями, які полягають у тому, що орган держави спроможний встановлювати формально обов’язкові правила пове­дінки та домага­тися їх здійснення. Розрізняють такі види органів держави:за змістом або напрямками державної діяльності: органи державної влади, глава держави, органи дер­жавного управління чи виконавчо-розпорядчі орга­ни, судові органи, контрольно-наглядові органи;

Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Пространственное (территориальное) действие нормативных актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного государства. Иными словами, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определенной ее части.

Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определенных внешнеторговых контрактов (арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства).

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с их территориальным действием. По общему правилу, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (исключение -уголовное законодательство Украины).

Некоторые нормативные акты могут быть адресованы только определенной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и так далее).

Билет№34

Система «сдержек и противовесов»: понятие, основные цели.

Система «сдержек и противовесов» - это взаимосвязанная совокупность юридических средств, которые, прежде всего, препятствуют узурпации государственной власти, обеспечивают взаимоконтроль властей, их сотрудничество, взаимодействие и взаимовоздействие, сохранение ими своей компетенции.

Основные цели системы «сдержек и противовесов»: взаимоконтроль властей; недопущение как узурпации, так и паралича властей; защита компетенции ветвей власти; взаимодействие властей; партнерство и сотрудничество властей.

К элементам системы «сдержек и противовесов», воплощенной в Украине, относятся:

- право Президента принятый Парламентом закон не подписать, вернуть его со своими мотивированными и сформулированными предложениями для повторного рассмотрения в Парламенте;

- возможность смещения Президента с поста в порядке импичмента;

- возможность принятия Парламентом резолюции недоверия Правительству, влекущей его отставку;

- право Президента принять решение о досрочном роспуске Парламента в случае парламентского кризиса;

- формирование состава Конституционного Суда Президентом, Парламентом, съездом судей Украины;

- обязательность, окончательность и невозможность обжалования решений Конституционного Суда.

Понятие «законодательство». Толкование термина «законодательство» Конституционным Судом Украины.

В узком смысле, законодательство – это только законы. В широком смысле, законодательство – это не только законы и соответствующие международные договоры, но и подзаконные нормативно-правовые акты.

Конституционный Суд Украины в своем Решении указав, что в одних документах под «законодательством» следует понимать только законы, а в других – и иные нормативные акты-документы, Конституционный Суд, к сожалению, не объяснил, по каким признакам необходимо определять какие именно акты-документы имел ввиду законодатель, используя этот термин в том или ином случае.

Билет№35



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.006 с.)