Конституционная монархия как форма правления: виды, признаки и специфика.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционная монархия как форма правления: виды, признаки и специфика.



Конституционная монархия – монархическая форма правления, при которой полномочии монарха ограничены конституционными актами или прецедентными решениями органов.

Виды:

Дуалистическая – монархическая форма правления, которая предполагает существенные ограничения полномочий главы государства в законодательной сфере при сохранении им всей полноты исполнительной власти.(появляется в Европе с 19в., в России с 20в.).

Редко встречающаяся форма правления, в современное время существует в :

1. Иордане

2. Марокко(?)

3. Кувейт(?)

4. Раньше еще существовало в Таиланде и Малайзии.

Кроме того, данная форма правления характеризуется не продолжительностью существования.

Признаки:

1) Дуалистическая монархия является переходным этапом от абсолютной монархии либо к парламентской, либо к республике.

2) Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается либо всенародно, либо значительной (наиболее состоятельной) частью населения на основе имущественного ценза (ограничение права голосовать человеку не имеющему собственность).

3) Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее либо непосредственно, либо через назначаемые им правительства.

4) Члены правительства ответственны исключительно перед монархом, парламент же может на них воздействовать лишь косвенно (например, через утверждение парламента государственного бюджета).

5) Как правило, монарх оказывает серьезное воздействие на органы судебной власти.

6) Глава государства обладает правом абсолютного вето на любые акты принимаемые парламентом.

7) Как правило, парламент является двухпалатным, причем верхняя палата либо полностью, либо частично формируется с участием монарха.

8) Монарх сохраняет право издания чрезвычайных указов, имеет силу закона.

9) Монарх сохраняет право распускать парламент.

 

10. 1.Парламентская монархия как форма правления: примеры, признаки и специфика.

Парламентская монархия – монархическая форма правления, при которой глава государства выполняет преимущественно представительские функции и не наделен реальными полномочиями ни в одной из ветвей власти.

Примеры:

Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Бельгия, Испания, Люксенбург, Андорра, Япония, Малайзия, Таиланд, Лисота.

Признаки:

1) Система государственного управления строится по принципу «Монарх царствует, но не правит», т.е. он является лишь символом государства, но фактически не допущен к рычагам управления.

2) Монарх признается главой государства, но фактически не имеет отношения к формированию правительства.

3) Правительство формируется по принципу парламентского большинства и ответственно перед монархом.

4) Любое решение монарха в сфере государственного управления требует контрассигнации, т.е. утверждение либо парламентом, либо правительством.

5) Иногда (например, в случаи Бельгии или Великобритании) монарх имеет право отлагательного вето на акты принимаемыми парламентом, но оно может быть преодолено депутатами при повторном голосовании.

6) Высшие акты государственной власти вступают в силу лишь после подписания монарха, но он не вправе вносить в них какие – либо изменения, либо отказываться от подписания.

 

10. 2. Парламентская республика как форма правления: примеры, признаки и специфика.

Парламентская республика – республиканская форма правления, при которой ведущую роль в организации государственной жизни принадлежит всенародному избираемому парламенту.

По способу формирования органов власти и специфики функции государственного механизма данная форма правления не имеет, принципиальных отличай от парламентской монархии.

Пример:

Германия, Италия, Греция, Латвия, Испания, Израиль, Турция, Индия, Эфиопия.

Признаки:

1) Политическое влияние представительных органов власти выражается в том, что правительство формируется по принципу парламентского большинства и ответственна только перед парламентом.

2) Главой государства, по конституции, считается президент, но при этом он не является главой правительства, его полномочия незначительны и носит зачастую символический характер.

3) Парламент имеет право распустить правительство, объявив ему вотум недоверия. После этого правительство либо сразу отправляется в отставку, либо (в редких случаях) премьер – министр при поддержке президента может добиться роспуска парламента, формирование нового состава и лишь затем правительство уходит в отставку.

4) Президент избирается как правило не всенародно, а голосованием в парламенте либо иным специальным органом, который формируется при участии парламента.

5) В некоторых случаях, президент имеет право законодательной инициативы, но любые его решения требуют контрассигнации, т.е. утверждение в парламенте, либо в правительстве.

6) Президент, как правило, не обладает правом вето по отношению к актам принятыми парламентом.

 

 

11. Президентская республика как форма правления: примеры, признаки и специфика.

Президентская республика – республиканская форма правления, при которой всенародный избирается не только парламентом, но и президент, который одновременно является и главой государства и главой правительства.

На примере большинства стран Латинской Америки политологи выделяют категорию «суперпрезидентских республик», в которых президентская администрация приобретает фактически бесконтрольное полномочие и подчиняет себе две остальные ветви власти.

Примеры:

США, Белоруссия, Армения, Казахстан, Иран, Индонезия, большинство африканских государств: Нигерия.

Признаки:

1) Президент избирается всенародно либо как в случаи с США коллегией выборщиков.

2) Акты, которые издает президент, общеобязательны для населения и по своей юридической силе близки к закону.

3) Правительство формируется президентом и ответственно только перед ним.

4) Президент в праве применить отлагательное вето по отношению к актам принятыми парламентом, но в большинстве случаев президент лишен права распускать парламент.

5) Парламент не в праве вынести вотум недоверия правительству, но может досрочно отрешить президента от должности путем отречения импичмента.

6) Судебная власть следит за конституционностью и законностью актов и действий других ветвей власти и т.о. придает завершенность демократической системе издержек и противовесов.

 

12. Смешанная республика ка форма правления: примеры, признаки и специфика.

Смешанная республика – республиканская форма правления, при которой верховная власть в стране оказывается в сопоставимой степени, разделённой между президентом и парламентом, а правительство находится в прямой зависимости, как от президента, так и от парламента.

Появилась в середине второй половины 20в. Стало результатом либо усиления парламентских начал в развитии президентских республик, либо возрастание роли президентской власти в парламентской республике.

В зависимости от акцента в распределении полномочий смешанная республика может называться либо полу президентской (РФ), либо полу парламентской (Финляндия).

Примеры:

Польша, Болгария, Хорватия, Алжир(Африка), Шри – Ланка(Азия).

 

 

Признаки:

1) В условиях смешанной республики полномочия президента особенно широки в сфере исполнительной власти, в частности он осуществляет общее руководство правительства, возглавляемым премьер – министром.

2) Президент формально не входит ни в одну из ветвей власти, а осуществляет координацию между ними, являясь гарантом конституции.

3) Формирование высших государственных органов и назначение высших должностных лиц (вкл. Премьер – министра) осуществляется парламентом по представлению президента.

4) Парламент в праве вынести вотум недоверия правительству, а также отрешить от должности президента при наличии установленной конституции оснований.

5) Президент в свою очередь вправе распустить парламент и назначить внеочередные парламентские выборы.

6) Характерной чертой смешанной республики является формирование широкого круга так называемых «конституционных соглашений», т.е. неписаных норм взаимодействия государственных органов при осуществлении ими властных полномочий.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.018 с.)