Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория общественного договора.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отдельные элементы этой теории появились еще в древнем мире (древний Китай – Ла У Иззы – даосизм. Древняя Греция – Платон и Аристотель, патриархальная, теория общественного договора. Древний Рим – Эпикур). Родоначальник рационалистической концепции: Гуго Гроций (1583 – 1645) – основатель в 1625г. – «о праве войны и мира». Г. Гроций считал, что государство возникает благодаря естественным для человека качествам: - речь - стремление к общению А инициатива основанием государства принадлежит слабейшим членам общества, которые объединились, чтобы противостоять члену сильнейших. Т. Гоббс (Самуэль Пуфендор) Дж. Локк (Б. Спиноза) Ж. – Ж. Руссо (Вольтер Гольбах) Принципы данной теории: 1) Теория общественного договора является составной частью и дальнейшему развитию более широкой теории естественного права. Она предполагает, что до появления государства общество находилось в неком естественном состоянии, причем сущность этого состояния принималось учеными по разному, но все были согласны с ним, что существуют естественные законы, которые по своему статусу выше государственных и не могут быть нарушены даже правителем. Т. Гоббс считал, что государство и его возникновение – это вынужденная мера, к которой человечеству пришлось прибегнуть для того, чтобы избежать войны всех против всех. Главная его работа «Левиафан» - громадный морской змей, которого общество было обречено на самоуничтожение, если государственная власть самым суровым образом не пересекало проявление человеческих инстинктов. Дж. Локк. «Два трактата о правлении». Локк возражает Гоббсу, считает, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь. Главной задачей государства Локк считает обеспечивание условий для нормального развития общества. Ж. – Ж. Руссо выступал с точки зрения так называемой концепции «Золотого века», т.е. считал, что в глубокой древности до возникновения государства, человечество жило гораздо счастливее и благополучнее, чем сейчас. Прежде всего это было связано с отсутствием частной собственности. 2) государство по теории общественного договора являлось продуктом сознательного творчества людей, а не внешнего вмешательства. 3) государство возникает в результате добровольного согласия между населением и формирующейся властью – это соглашение получило название «общественный договор». 4) условия общественного договора заключались в том, что люди отказались от части своих свобод в обмен на гарантии безопасности (внутр. и внеш.), которое им должно обеспечить государство в лице правителя и его приближенных (договор – общественное соглашение). 5) при несоблюдении правителем своих обязательств перед населением они могут быть лишены своих полномочий в некоторых случаях. Этот тезис сделал теорию общественного договора идеологической основой революции эпохи нового времени.
Основные политические теории: органическая, психологическая. Органическая Эта теория основывается на элементах сходства между государством как общественном политическом явлении и некоторыми объектами живой природы. Отдельные элементы данной концепции встречаются еще в период древнего мира, в работах Аристотеля и древних философов. Но полноценная теория формируется с середины 19в. в связи с достижения естественных наук. Герберт Спенсер, Н. Блюничи, Г. Прейс. Основные принципы: 1) Общество возникает как результат эволюции животного мира, от низких образцов к высшим. 2) Естественный ход общественного развития приводит к формированию единого организма, т.е. государства, которое составляется из людей и их объединений подобно живому организму, состоящему из отдельных клеток и органов. 3) Строение государства можно изучить по аналогии с органической структурой (государство имеет правительство – мозг, система права – нервная система, транспорт, финансы, т.е. кровеносная система, а также население, которое выполняет разнообразные функции, т.е. органы выполнения решений). 4) Между государствами постоянно идет конкуренция также как в среде между отдельными видами и особями, поэтому, как и в результате системного отбора выживают только самые сильные государства и народы, остальные прекращают свое существование.
Психологическая Возникает во 2 половине 19в. на политико – правовой основе достижений психологической науки. Главным образом концепция психоанализа З. Фрейда. Представители: Российский юрист Лев Петрожицкий, Н. М. Коркулов, Джеймс Фрейзер и другие.
Основные тезисы: 1) Появление государства как политического института, связано прежде всего не с материальными условиями жизни людей, а с их психологическими свойствами, эмоциями и переживаниями (это прямое противопоставление «классовой теории») поэтому сторонники делают упор на переживания людей. 2) Господствующие стремлением большинства людей является поиск некоторого авторитета, которому можно было бы подчиниться, чтобы снять с себя ответственность за собственный выбор; подавляющее большинство людей(99%) только внешне борются за свободу. 3) Способность сильных личностей оказывать некоторое влияние на массы и подчинять их своей воле привела к тому, что во главе общественно – первобытной организации оказывались различные жрецы, шаманы, вожди, обладавшие харизматическим авторитетом. Харизма – это комплекс свойств, которые влияют на людей. В дальнейшем, на основе власти таких людей формировалась система государственного управления. 4) Существование устойчивых социальных групп, а также общество и государство в целом обусловлено прежде всего устойчивыми политико – правовыми переживаниями людей.
Основные политические теории: теория насилия, марксистская Теория насилия Является ярким примером антагонистической социальной концепцией, имеет черты сходства с классовой теорией. Но в отличаи от классовой теории в качестве основного фактора общественного развития предлагает не экономические, а военные обстоятельства. Е. Фон – Дюринг, Л. Гумплович.
Основные принципы: 1) Причина возникновения института – государство заключается, прежде всего, в военно – политических факторах. Как правило в завоевании одного народа другим (свои взгляды сторонники теории доказывали событиями происходящими в Западной Европе в эпоху раннего средневековья, когда на осколках римской империи возникали многочисленные варварские королевства). 2) Механизм государственного управления формировался в результате насилия одной социальной группы над другой, причем завоевателей, которые составили высший слой, как правило, было меньше, чем завоеванных. Насилие в данном случаи понимается в двух основных аспектах: 1. Внешнее, т.е. завоевание одних племен другими, после чего племя победителей становится господствующим классом и присваивает землю и собственность побежденных. 2. Внутренний. Один социальный слой подчиняет основную массу населения. Для удержания в подчинении большинство населения и для сохранения установленного государственного общественного порядка, был необходим специальный аппарат принуждения и подчинения, который стал институт государство.
Классовая теория (историко – материалистическая или марксистская теория) Сформировалась с середины второй половины 19в.. Л. Морган, работы по истории французских ученых О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо (первая половина 19в.), в которой была предложена концепция классовой борьбы. Основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов. Основные тезисы: 1) Возникновение государства связано с социально – экономическими процессами, прежде всего с появлением в эпоху неолита частной собственности и разделение общества на классы, враждующие между собой (антагонистические). 2) Формирование и концентрация частной собственности привели к существенной и социальной дифференциации, но долгое время малоимущему большинству населения удавалось поддерживать баланс и препятствовать чрезмерному обогащению правящей верхушки. Родовая знать нуждалась в защите накопленного имущества от требований его раздела со стороны имущего большинства общества. Для этого старейшины обратились за помощью и поддержкой к формирующейся прослойке военной аристократии (военные вожди и их дружины). Т.о. военная и родовая знать совместно организовали новую систему власти в обществе (государство) и новый главный регулятор общественных отношений (право). Выводы: Исходя из выше сказанного, государство представляет собой орудие эксплуатации, которое возникло в результате разделения общества на антагонистические классы и всегда выражает интересы экономически господствующего класса. Государство является историческим временным явлением, которое появилось, как результат классовой борьбы и обречено на отмирание с исчезновениями классов. Это произойдет после мировой пролетарской революции.
8. Абсолютная монархия как форма правления: примеры, признаки и специфика. Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти, как юридически, так и фактически находится в руках монархии. Примеры: Свазиленд(Африка), Бруней(Южная Азия), Саудовская Аравия(Аравийский полуостров), Катар(1/4 от Нижегородской области), Оман(Моссад), ОАЭ(Будаби), Ватикан. Признаки: 1) Абсолютный монарх является суверенным, т.е. существенным носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране. 2) В противоположность республиканской доктрине разделения властей монарх концентрирует в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, а также является главнокомандующим армии и иногда первосвященником. 3) Монарх юридически независим в своей деятельности, т.е. его распоряжения не могут быть подвергнуты контролю со стороны населения, и ни какому иному регулированию. 4) В соответствии с данным признаком формируется понимание населения страны, ни как граждан государства, а как подданных монарха, которые равны в своем бесправии перед высшей государственной властью. 5) Господствующая церковь заявляет по бюджетным происхождениям власть монарха, которая сакрализация (божественно, священно и неприкосновенно). 6) Население не принимает никакого участия в формировании органов государственной власти и управления государства. 7) Власть абсолютного монарха держится на жесткой дисциплине и стремлении максимально законсервировать существующий общественно – политический порядок. 8) Менталитет населения характеризуется традиционализмом, стремлением подчиняться власти старейшин и следовать принципам сословной иерархии (восточный тип).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.157.111 (0.008 с.) |