Налоговая теория обмена и ее разновидности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая теория обмена и ее разновидности



Теория эквивалентного обмена строилась на признании возмездного характера налогообложения, на частноправовом взгляде на государство и налоговые отношения как результат соглашения между гражданами и государством, в соответствии с которым за налоги члены общества «покупают» у государства услуги по охране границ, поддержанию правопорядка и т.п.

Налоговая теория обмена услуг не ограничена временем (Средневековьем) и не «страдает формальностью подхода» к сущности налогов, т.е. может претендовать на объективность, по крайней мере, в своей основной идее — возвратности (эквивалентности) налоговых отношений.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория налогов, или теория «общественного (публичного) договора», основоположниками которой были С. де Вобан (1633—1707 гг.) и Ш. Монтескье (1689—1755 гг.). Они считали, что налог является результатом договора между гражданами и государством, на основании которого подданные вносят государству плату за охрану, защиту и иные услуги. При этом уплата налогов и пользование услугами являются обязательными.

В целом положения атомистической теории легли в основу одного из двух концептуальных принципов построения современного налогообложения и распределения налогового бремени — принципа полученных благ, услуг и выгод, на котором, в сочетании с принципом платежеспособности, строятся сейчас налоговые системы развитых стран.

Подобной позиции в рамках теории «фискального договора» придерживались и мыслители XVII—XVIII вв. Т. Гоббс, Вольтер, О, Миоабо. Так, последний писал, что налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка, а Национальное собрание Франции в XVIII в. называло налог общим долгом всех , граждан и ценой тех выгод, которые доставляет им общество .

В первой половине XIX в. известный экономист Ж. С. Сисмонди разработал теорию налога как «наслаждения». Основная ее идея состоит в том, что налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества «наслаждения» от общественного порядка, правосудия, обеспечения охраны личности и собственности.

Еще одной общей налоговой теорией, стоящей особняком, но тем не менее имеющей тесную связь с теорией обмена, является теория налога как страховой премии. Идея страхования в налогообложении возникла в XVIII в. и была развита во второй половине XIX в. А. Тьером и его последователями в лице Дж. Мак-Куллоха, Э. де Жирардена и др. Суть теории: Общество образует как бы страховую компанию, в которой каждый должен платить налоги пропорционально своему доходу или имуществу для покрытия издержек по охране и защите собственности. Налоги, таким образом, представляют собой страховой платеж, который уплачивается субъектами на случай наступления страхового риска. Налогоплательщики в зависимости от размера своих доходов (имущества) страхуют свою собственность от риска войны, пожара, кражи и т.д., однако в отличие от обычного страхования налоги уплачиваются не для получения суммы страхового возмещения при наступлении страхового случая, а для финансирования затрат государства по обеспечению обороны и право-порядка. Так,.

Значимость теории обмена состоит в том, что к основной идее, заложенной в ней, вольно или невольно обращаются все последующие представители различных направлений экономической и финансовой науки. Она разделила их на сторонников и противников признания эквивалентного (возвратного) или безвозмездного (безвозвратного) характера налоговых отношений, а самих налогов — как цены общественных благ (услуг государства) или как жертвы (общественного убытка).

Классическая и неоклассическая теории налогов и налогообложения

Высокий научный уровень разработки вопросов экономической природы налога присущ классической теории (теории нейтральности) налогов А. Смита, Д. Рикардо, Ж-Б, Сэя и их последователей (конец XVIII — середина XIX в.). Суть: Налоги являются лишь одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать непроизводительные расходы по содержанию правительств, никакая другая функция, кроме фискальной, им не присуща.

Сторонники классической теории выступали против государственного вмешательства в экономику, в том числе налоговыми методами. Они считали, что в рыночных условиях максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления полной экономической свободы субъектам. Государство обязано лишь обеспечивать условия для нормального функционирования рыночной экономики путем охраны права частной собственности. Основным источником покрытия расходов при выполнении правительством этой задачи должны быть налоги. К последним классики обычно не относили пошлины и целевые сборы, поскольку эти государственные

Вклад классиков политэкономии в науку о налогах значителен и прежде всего потому, что они впервые попытались научно обосновать экономическую природу налогов в рамках теории стоимости (ценности).

Под влиянием названных процессов формировалась неоклассическая налоговая шкала, представители которой разработали теорию коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения в форме принудительных платежей (в силу особой значимости эта налоговая теория будет рассмотрена отдельно). П. Самуэльсон считал, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения.

В области налоговой политики неоклассики допускали определенное вмешательство государства в рыночную экономику, но на базе снижения ставок налогов и налогового бремени, расширения налоговых льгот и преференций. Представители неоклассической школы второй половины XX века (Андерсон, Луц, Киммел, Эмери и др.) предлагали политику низких налогов в комбинации с практикой широкого использования ускоренной амортизации активной части основных средств (вид инвестиционной налоговой льготы), что должно стимулировать рост сбережений, инвестиционной и деловой активности.

Теория налога как жертвы

В основу теории налога как жертвы было положено учение о происхождении налогов от жертвоприношений, о правовом государстве и вытекающая из него идея о принудительном характере налоговых отношений. Налог рассматривался как обязанность, вызванная необходимостью покрытия государственных расходов, как односторонняя жертва со стороны населения и убыток для общества. Приверженцы теории жертвы обычно отказывались признавать получение гражданами каких-то бы ни было выгод от государства в порядке заключения между ними договора. Налоговые отношения характеризовались ими не как договорные, добровольные, а как обязательные, законодатель-но-правовые.

Представители:

Н. Канар и Ж. Сисмонди, Дж. С. Миль, К. Эеберг и Н. Тургенев, И. Янжул, С. Витте, Я. Таргулов и др.

Налоговая теория удовлетворения коллективных (общественных) потребностей.

Коллективные потребности — это общественные блага (услуги), предоставляемые государством как субъектом хозяйствования, а налоги — плата за эти блага, взимаемая в принудительной форме. Именно в силу общественного характера коллективных потребностей (услуг государства) возникает необходимость принудительного изъятия налогов.

Коллективные блага, продукты и услуги, доставляемые государством, называются государственными издержками или государственными расходами. Эти услуги не могут быть подведены под понятие меновых благ, т.е. не могут иметь меновую ценность как при обычной купле-продаже или при оценке некоторых из них по определенному тарифу в виде пошлин. Однако и все остальные специфические блага доставляемые государством, должны быть оплачены, и мерилом соразмерности такой оплаты могут быть только налоги.

Представители: А. Лориа, Нитти и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.014 с.)