Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Теория общественного выбора

Поиск

 

Самое трудное в жизни — выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как по­влиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошиб­ку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения боль­шинства? Почему происходит извращение демократического идеа­ла, а закон перерождается в произвол? Что необходимо сделать, что­бы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общества свободных — в общество рабов? Все эти проблемы ана­лизирует теория общественного выбора, относительно новое и пер­спективное направление западной экономической мысли.

 

Предпосылки анализа

 

Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII—XIX вв., интересо­вавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельно­го направления экономической науки она сформировалась только в 50—60-х гг. XX в. Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политичес­кий механизм формирования макроэкономических решений. Кри­тикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под со­мнение эффективность государственного вмешательства в эконо­мику. Последовательно используя принципы классического либе­рализма и методы микроэкономического анализа, они активно втор­глись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило название "экономического империализма". Критикуя государствен­ное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и фи­нансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительст­венных решений.

Методологический индивидуализм. В условиях ограниченности ресурсов каждый стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыноч­ного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о госу­дарстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об об­щественных интересах. Теория общественного выбора (public choice theory)это теория, изучающая различные способы, и методы, посредством которых люди используют правительст­венные учреждения в своих собственных интересах.

"Рациональные политики" поддерживают прежде всего те про­граммы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятель­ности, включая государственную службу.

Концепция «экономического человека». Второй предпосылкой теории общественного выявляется концепция «экономического человека» (homo economicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочте­ния с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рацио­нально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсаль­ное значение. Это означает, что все — от избирателей до президен­та — руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и пре­дельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений):

 

MB МС,

 

где MB — предельные выгоды (marginal benefit);

МС — предельные издержки (marginal cost).

Политика как обмен. Трактовка политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселля "Исследования по теории фи­нансов" (1896). Основное различие между экономическим и полити­ческим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бьюкенена, получившего в 1986 г. за исследования в области теории общественного выбора Нобелевскую премию. "Политика, — пишет он, — есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — согла­шаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каж­дому: от местной пожарной охраны до суда"*.

* Бъюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 108.

 

Сторонники теории общественного выбора рассматривают по­литический рынок по аналогии с товарным. Государство — это аре­на конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство — это рынок особого рода. Его участники име­ют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — прини­мать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории является общественный выбор в ус­ловиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулиро­вания и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.008 с.)